Автор: Романова Екатерина Георгиевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ гимназия №1 Населённый пункт: город Полярные Зори, Мурманская область Наименование материала: статья Тема: Выборы "Как хорошо уметь читать и выбирать" Раздел: начальное образование
Проблема отсутствия читательского интереса особенно остро проявляется в настоящее
время, когда книги заменили телевизор, компьютер. Уровень детского читательского интереса
неуклонно падает.
Но при этом каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок вырос
человеком образованным, эрудированным, умным.
Как заинтересовать ребенка произведением, как сделать так, чтобы чтение было не для
галочки, не для папы с мамой и не для учителя. Этим вопросом задается каждый учитель,
ведь умение читать – это фундамент всех будущих знаний.
В каждом классе учитель ведет различную работу, направленную на формирование
читательской компетенции. А чтобы объединить усилия всех учителей начальной школы
гимназии №1 и подвести итоги Года литературы, было решено провести акцию «Как
хорошо уметь читать и выбирать». Совместно с территориальной избирательной
комиссией г. Полярные Зори была проделана большая работа. Все было как на настоящих
выборах – бюллетени, списки избирателей, урны для голосования и участковая
избирательная комиссия, состоящая из обучающихся 11-ых классов гимназии. В
голосовании приняли участие все обучающиеся начальной школы. По параллелям детям
было предложены произведения для самостоятельного чтения. Первые классы читали
произведения В.Осеевой «Три сына», «Плохо» и «Волшебное слово». Вторым классам
были предложены произведения о природе разных авторов ( Б.Житков, Г. Скребицкий, Е.
Чарушин). Ребята третьих классов должны были сделать выбор между стихотворениями Б.
Заходера, С. Михалкова и С. Маршака. Ученики четвертых классов читали произведения
из перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов РФ» А. Волкова, Н.
Носова, В.Драгунского, Э. Успенского.
И вот 18 декабря состоялись выборы, в которых приняли участие 269 детей
начальной школы. Итоги не заставили себя ждать. Участковая комиссия быстро и четко
выполнила свою работу. Первоклассники отдали предпочтение рассказу «Волшебное
слово» (57 голосов из 75). Во вторых классах настоящая борьба между голосами за
мастерство слова Б.Житкова и Г. Скребицкого. И все таки с разницей в один голос
победили произведения Б.Житкова (23 голоса из 60). Для третьих классов выбор был
немного сложнее, т.к. все произведения были объединены одной темой – весёлая поэзия.
Здесь избиратели большинство голосов отдали стихотворениям Б. Заходера (36 голосов из
65). Выпускники начальной школы, четвероклассники, выбрали «Волшебника
Изумрудного города» А. Волкова (23 голоса из 69), уступив всего два голоса на втором
месте произведение Н. Носова.
После оглашения результатов, как и на любых выборах, были довольные и
недовольные избиратели.
По опросу обучающихся, данное мероприятие вызвало большой интерес и много
положительных эмоций. По словам ребят, они чувствовали себя как взрослые на
настоящих выборах президента. И предложили провести еще не раз такие выборы.
Дети, участвуя в акции «Как хорошо уметь читать и выбирать», не только учились
внимательно читать, но и закладывали в себе основу гражданской позиции. Учились быть
ответственными за свой выбор.
На этом работа по формированию читательских компетенций не остановиться и
будет продолжаться дальше. Мы постараемся придумать и провести новые мероприятия,
которые привлекут детей к осознанному чтению произведений. Ведь как писал А. Герцен
«Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни
многосторонней шири понимания"