Напоминание

Информационные технологии в обучении


Автор: Монахова Людмила Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №25
Населённый пункт: Чита Забайкальский край
Наименование материала: Доклад
Тема: Информационные технологии в обучении
Раздел: начальное образование





Назад




Информационные технологии в обучении Рассмотрены педагогические цели использования ИТ и методические возможности средств ИТ. Приведена классификация педагогических программных средств.
1. Педагогические цели использования ИТ
Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов. Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний. Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютерная техника и программные средства. В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, участвующие в передаче учебной информации: технические средства, к ним относится компьютерная техника и средства связи, и программные средства (ПС), которые могут быть различного назначения. Для разработки уроков с компьютерной поддержкой учителю важно знать функциональные возможности и условия применения каждого из вышеназванных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и оказывают определенное влияние на учебный процесс. Ответим вначале на вопрос, для чего же используется компьютерная техника на уроках и какие методические задачи можно решить с использованием средств ИТ? Педагогические цели использования ИТ заключаются в следующем. 1. Развитие личности  мышление  эстетическое воспитание  развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности  формирование информационной культуры 2. Выполнение социального заказа · общая информационная подготовка пользователя (так называемая «компьютерная грамотность») · подготовка специалиста в определенной области 3. Интенсификация учебно-воспитательного процесса · повышение эффективности и качества обучения · обеспечение мотивов познавательной деятельности · углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки
2. Методические возможности средств ИТ
· Визуализация знаний · Индивидуализация, дифференциация обучения · Возможность проследить процесс развития объекта, построение чертежа, последовательность выполнения операций (компьютерные демонстрации) · Моделирование объектов, процессов и явлений · Создание и использование информационных баз данных · Доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа · Формирование умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками · Осуществление самоконтроля · Осуществление тренировки и самоподготовки · Усиление мотивации обучения (игры, средства мультимедиа) · Формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации
· Развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного) · Формирование культуры учебной деятельности · Формирование информационной культуры · Высвобождение учебного времени
3. Классификация педагогических программных средств
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимается ПС, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие ПС, функционально поддерживающее различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами (ППС). В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий ППС По методическому назначению ППС могут быть: · компьютерные учебники (уроки); · программы-тренажеры (репетиторы); · контролирующие (тестовые оболочки); · информационно-справочные (энциклопедии); · имитационные; · моделирующие; · демонстрационные (слайд-или видео-фильмы); · учебно-игровые; · досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты, стратегии, ролевые, логические, спортивные и др. типы). Разработала: Монахова Людмила Геннадьевна МБОУ СОШ №25 город Чита


В раздел образования