Автор: Монахова Людмила Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №25 Населённый пункт: Чита Забайкальский край Наименование материала: Доклад Тема: Информационные технологии в обучении Раздел: начальное образование
Информационные технологии в обучении
Рассмотрены педагогические цели использования ИТ и методические возможности
средств ИТ.
Приведена классификация педагогических программных средств.
1. Педагогические цели использования ИТ
Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее
важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В
отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и
другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при
изучении большинства учебных предметов.
Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые
технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют
интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия,
понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.
Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации
обучаемому, средством осуществления, которого является компьютерная техника и
программные средства.
В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, участвующие в
передаче учебной информации: технические средства, к ним относится компьютерная
техника и средства связи, и программные средства (ПС), которые могут быть различного
назначения. Для разработки уроков с компьютерной поддержкой учителю важно знать
функциональные возможности и условия применения каждого из вышеназванных
компонентов. Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и
оказывают определенное влияние на учебный процесс.
Ответим вначале на вопрос, для чего же используется компьютерная техника на уроках и
какие методические задачи можно решить с использованием средств ИТ?
Педагогические цели использования ИТ заключаются в следующем.
1. Развитие личности
мышление
эстетическое воспитание
развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности
формирование информационной культуры
2. Выполнение социального заказа
· общая информационная подготовка пользователя (так называемая «компьютерная
грамотность»)
· подготовка специалиста в определенной области
3. Интенсификация учебно-воспитательного процесса
· повышение эффективности и качества обучения
· обеспечение мотивов познавательной деятельности
· углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и
предметной подготовки
2. Методические возможности средств ИТ
· Визуализация знаний
· Индивидуализация, дифференциация обучения
· Возможность проследить процесс развития объекта, построение чертежа,
последовательность выполнения операций (компьютерные демонстрации)
· Моделирование объектов, процессов и явлений
· Создание и использование информационных баз данных
· Доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме,
благодаря использованию средств мультимедиа
· Формирование умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными
каталогами и справочниками
· Осуществление самоконтроля
· Осуществление тренировки и самоподготовки
· Усиление мотивации обучения (игры, средства мультимедиа)
· Формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации
· Развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного)
· Формирование культуры учебной деятельности
· Формирование информационной культуры
· Высвобождение учебного времени
3. Классификация педагогических программных средств
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с
компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным
средством учебного назначения понимается ПС, в котором отражается некоторая
предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения,
обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.
Такие ПС, функционально поддерживающее различные виды учебного процесса,
называются педагогическими программными средствами (ППС).
В настоящее время существует большое количество различных классификаций и
типологий ППС
По методическому назначению ППС могут быть:
· компьютерные учебники (уроки);
· программы-тренажеры (репетиторы);
· контролирующие (тестовые оболочки);
· информационно-справочные (энциклопедии);
· имитационные;
· моделирующие;
· демонстрационные (слайд-или видео-фильмы);
· учебно-игровые;
· досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты, стратегии, ролевые, логические,
спортивные и др. типы).
Разработала: Монахова Людмила Геннадьевна МБОУ СОШ №25 город Чита