дополнительное образование как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе
Автор: Дручина Марина Альбертовна Должность: директор Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1246 Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: дополнительное образование как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе Раздел: дополнительное образование
АВТОРЕ :
Директор,
Государственное
бюджетное
общеобразовательное
учреждения
города
Москвы
«Школа
с
углубленным
изучением английского языка № 1246» (ГБОУ Школа № 1246) Департамента
образования города Москвы.
3. ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА: myhomeinfo@yandex.
ru
4.
НАЗВАНИЕ
СТАТЬИ: Дополнительное
образование
как
неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.
5.
АННОСТАЦИЯ: в статье анализируется функциональная модель
современной российской школы как успешной адаптации ребенка в социуме.
6. СПИСОК
КЛЮЧЕВЫХ
СЛОВ: функциональная
модель,
единое
образовательное
пространство,
вариативная
составляющая,
интегрирование
основного и дополнительного образования.
7.
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ СТАТЬИ:
Основу современного дополнительного образования составляет
масштабный
образовательный
блок,
компенсирующий
удовлетворение
потребностей детей и подростков.
Суть проблемы состоит в том, что современная российская школа
должна
построить
принципиально
иную
функциональную
модель
своей
деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. В российской
школе впервые базовое и дополнительное образование детей должно стать
равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым
создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного
личностного и интеллектуального развития каждого ребенка. Тем самым школа
смогла бы создать основу для успешной адаптации ребенка в дальнейшем в
обществе.
Постулат
в
том,
что
современные
требования
к
образованности
человека
не
могут
быть
удовлетворены
только
общим
образованием,
обосновывается в целом ряде работ (И.Р. Борухов, Б.З. Вульфов, В.Д. Семенов).
Не секрет, что, как в нашей, так и в любой другой стране существует
проблема детской агрессивности, истоки которой кроются в неблагополучной
социально-психологической атмосфере: разрушение нравственных и семейных
устоев,
ранняя
алкоголизация
несовершеннолетних,
рост
наркомании,
безнадзорности детей в каникулярное время.
Ощущается острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость,
агрессивность
среди
подростков.
Для
этого
необходимо
увеличить
педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным
делом.
И
здесь
дополнительное
образование
представляет
собой
реальную
социальную
силу,
способную
противостоять
натиску
всевозможных
«контркультур», дестабилизации молодого поколения.
Дополнительное образование органично сочетается с различными видами
организации
содержательного
досуга
–
отдыха,
праздниками,
творчеством.
Поэтому школа должна быть тем проводником в мир разнообразных увлечений,
за которым ребенок потянется.
Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям.
И
в
этом
–
смысл
дополнительного
образования.
Оно
помогает
раннему
самоопределению, а затем сделать выбор и в более зрелом возрасте.
Ценность в том, что дополнительное образование усиливает вариативную
составляющую общего образования, способствует практическому приложению
знаний, стимулирует познавательную мотивацию детей.
Основное и дополнительное образование не должны существовать друг без
друга. Как целостен отдельный ребенок в многообразии его потребностей и
способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим
полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.
В отличии от учреждений дополнительного образования, где трудятся
специалисты-профе ссионалы
и
где
накоплен
большой
опыт,
в
общеобразовательной
школе
этот
вид
образования
осуществляется
на
имеющейся базе и, часто, теми же учителями.
Ситуация усугубляется еще и тем, что в педагогических ВУЗах не готовят
специалистов,
которые
официально
получали
бы
звание
«педагог
дополнительного образования». Поэтому неудивительно, что среди школьных
учителей
существует
настороженное
отношение
к
идее
интеграции
дополнительного
образования
в
современной
школе.
А
существует
такое
отношение от незнания и непонимания того, что от тебя требуется. Необходимо
в
каждой
школе
развивать
участие
педагогов
во
внеурочной
деятельности,
организовывать
курсы
повышения
квалификации
по
дополнительному
образованию, проводить и участвовать в семинарах и круглых столах.
Наши учителя, порой, скрывают свои таланты и наша задача, через
расширение
спектра
услуг
по
дополнительному
образованию,
раскрыть
не
только потенциал наших детей, но и применить способности наших педагогов.
Уверенна, что каждая школа должна иметь особую нишу, отличающую ее от
других образовательных организаций.
У нас, например, успешно работает и развивается такой вид кружка по
дополнительному образованию как «Дебаты».
Вся
наша
жизнь
строится
на
общении
–
так
устроено
человеческое
общество. Наибольших успехов в личной жизни, учебе, работе, в бизнесе,
политике
достигает
тот,
кто
умеет
говорить
красиво,
логично,
доходчиво,
увлекательно, уверенно держаться перед аудиторией. Не каждый может это
делать, но каждый может этому научиться. Дебаты – это интеллектуальная
командная игра, участники которой придерживаются трех принципов: обучение,
уважение, честность.
Дебаты – учебная технология, применяемая во время учебного процесса на
уроках. Однако, в школьных программах не предусматривается сознательное
обучение устной речи, а, если и предусматривается, то, как задача вторичная,
прилагающаяся к основному курсу.
Выпускник школы, обладая определенным набором знаний, не всегда
может грамотно и убедительно выстроить свою речь, отстоять свое мнение и
нередко в споре выражает неуважение к мнению оппонента. Наш кружок дает
возможность
приобретения
опыта
коллективной
работы,
возможность
научиться выстраивать свое выступление корректно, логично, содержательно.
Опыт
проведения
таких
занятий
доказывает,
что
современная
школа
должна
стремиться
к
интегрированию
основного
и
дополнительного
образования как залога к успешному всестороннему развитию самых дорогих
нам людей – подрастающему поколению. От их развития зависит будущее
нашей страны и общества.
8 . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Педагогическая энциклопедия /И.А. Каиров и Ф.Н. Петров. Т. 1-4 – м.
Советская энциклопедия, 1964-1968 гг.
- Российская педагогическая энциклопедия т. 2 – М: Большая Российская
энциклопедия, 1999 г.
- Проект Федерального Закона «О дополнительном образовании».
- Федеральный Закон № 273 глава 10, статья 75.