Напоминание

дополнительное образование как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе


Автор: Дручина Марина Альбертовна
Должность: директор
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1246
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: дополнительное образование как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе
Раздел: дополнительное образование





Назад




1.
ФАМИЛИЯ,

ИМЯ,

ОТЧЕСТВО

АВТОРА:
Дручина Марина Альбертовна 2.
CВЕДЕНИЯ

ОБ

АВТОРЕ
: Директор, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждения города Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1246» (ГБОУ Школа № 1246) Департамента образования города Москвы. 3.
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА:
myhomeinfo@yandex. ru 4.
НАЗВАНИЕ

СТАТЬИ:
Дополнительное образование как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. 5.
АННОСТАЦИЯ:
в статье анализируется функциональная модель современной российской школы как успешной адаптации ребенка в социуме. 6.
СПИСОК

КЛЮЧЕВЫХ

СЛОВ:
функциональная модель, единое образовательное пространство, вариативная составляющая, интегрирование основного и дополнительного образования. 7.
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ СТАТЬИ:
Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение потребностей детей и подростков. Суть проблемы состоит в том, что современная российская школа должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. В российской школе впервые базовое и дополнительное образование детей должно стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного и интеллектуального развития каждого ребенка. Тем самым школа смогла бы создать основу для успешной адаптации ребенка в дальнейшем в обществе. Постулат в том, что современные требования к образованности
человека не могут быть удовлетворены только общим образованием, обосновывается в целом ряде работ (И.Р. Борухов, Б.З. Вульфов, В.Д. Семенов). Не секрет, что, как в нашей, так и в любой другой стране существует проблема детской агрессивности, истоки которой кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере: разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация несовершеннолетних, рост наркомании, безнадзорности детей в каникулярное время. Ощущается острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность среди подростков. Для этого необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. И здесь дополнительное образование представляет собой реальную социальную силу, способную противостоять натиску всевозможных «контркультур», дестабилизации молодого поколения. Дополнительное образование органично сочетается с различными видами организации содержательного досуга – отдыха, праздниками, творчеством. Поэтому школа должна быть тем проводником в мир разнообразных увлечений, за которым ребенок потянется. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям. И в этом – смысл дополнительного образования. Оно помогает раннему самоопределению, а затем сделать выбор и в более зрелом возрасте. Ценность в том, что дополнительное образование усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний, стимулирует познавательную мотивацию детей. Основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга. Как целостен отдельный ребенок в многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.
В отличии от учреждений дополнительного образования, где трудятся специалисты-профе ссионалы и где накоплен большой опыт, в общеобразовательной школе этот вид образования осуществляется на имеющейся базе и, часто, теми же учителями. Ситуация усугубляется еще и тем, что в педагогических ВУЗах не готовят специалистов, которые официально получали бы звание «педагог дополнительного образования». Поэтому неудивительно, что среди школьных учителей существует настороженное отношение к идее интеграции дополнительного образования в современной школе. А существует такое отношение от незнания и непонимания того, что от тебя требуется. Необходимо в каждой школе развивать участие педагогов во внеурочной деятельности, организовывать курсы повышения квалификации по дополнительному образованию, проводить и участвовать в семинарах и круглых столах. Наши учителя, порой, скрывают свои таланты и наша задача, через расширение спектра услуг по дополнительному образованию, раскрыть не только потенциал наших детей, но и применить способности наших педагогов. Уверенна, что каждая школа должна иметь особую нишу, отличающую ее от других образовательных организаций. У нас, например, успешно работает и развивается такой вид кружка по дополнительному образованию как «Дебаты». Вся наша жизнь строится на общении – так устроено человеческое общество. Наибольших успехов в личной жизни, учебе, работе, в бизнесе, политике достигает тот, кто умеет говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, уверенно держаться перед аудиторией. Не каждый может это делать, но каждый может этому научиться. Дебаты – это интеллектуальная командная игра, участники которой придерживаются трех принципов: обучение, уважение, честность.
Дебаты – учебная технология, применяемая во время учебного процесса на уроках. Однако, в школьных программах не предусматривается сознательное обучение устной речи, а, если и предусматривается, то, как задача вторичная, прилагающаяся к основному курсу. Выпускник школы, обладая определенным набором знаний, не всегда может грамотно и убедительно выстроить свою речь, отстоять свое мнение и нередко в споре выражает неуважение к мнению оппонента. Наш кружок дает возможность приобретения опыта коллективной работы, возможность научиться выстраивать свое выступление корректно, логично, содержательно. Опыт проведения таких занятий доказывает, что современная школа должна стремиться к интегрированию основного и дополнительного образования как залога к успешному всестороннему развитию самых дорогих нам людей – подрастающему поколению. От их развития зависит будущее нашей страны и общества. 8
. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Педагогическая энциклопедия /И.А. Каиров и Ф.Н. Петров. Т. 1-4 – м. Советская энциклопедия, 1964-1968 гг. - Российская педагогическая энциклопедия т. 2 – М: Большая Российская энциклопедия, 1999 г. - Проект Федерального Закона «О дополнительном образовании». - Федеральный Закон № 273 глава 10, статья 75.


В раздел образования