Автор: Семенова Татьяна Сергеевна Должность: учитель начальны классов Учебное заведение: ЧОУ Забайкальская православная гимназия имени святителя Иннокентия, епископа Иркутского Населённый пункт: г. Чита Наименование материала: конспект урока Тема: Восточные славяне до принятия христианства Раздел: начальное образование
Планируемые результаты урока
личностные
оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей;
самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех
людей правила
предметные
знание, понимание смысла понятий «язычество», «православие»
метапредметные
(регулятивные УУД,
познавательные УУД,
коммуникативные УУД)
умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы
партнеров
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения
готовность слушать собеседника, вести диалог,
признавать возможность существования других точек зрения
Тема урока
Восточные славяне до принятия христианства
Тип урока
Урок изучения нового материала
Цель, задачи
Цель: довести до понимания роль языческой культуры в жизни русского
народа; обеспечивать межпредметные связи с уроками окружающего мира;
развивать умение самостоятельно работать с источниками информации
(учебником); воспитывать сознательное отношение к православной вере;
воспитывать милосердие, сострадание, любовь к Родине.
Задачи:
развитие представлений младшего школьника о значении языческой
веры в жизни русского народа;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре
обучение работе в группе, развитие коммуникативных навыков
воспитание гражданской идентичности, любви и уважения к
православным традициям
Необходимое
оборудование
Учебник, интерактивное оборудование, доска, заготовленные тексты
вопросами
Дидактическое
обеспечение
презентация
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
- На уроках окружающего мира мы много говорили о Древней
Руси, о том, как возникла Киевская Русь, почему ее так назвали.
- Давайте посмотрим на карту расселения славян. Что можно
сказать?
- Благодаря трудам равноапосольным Кириллу и Мефодию,
христианское учение стало распространяться по миру. Рассмотрим
таблицу, как христианская вера пришла к славянам
Западные славяне
К концу 9 века приняли
христианство
Южные славяне
К концу 9 века приняли
христианство
Восточные славяне
------
-Какой вопрос можно задать себе и друг другу?
- Можем сейчас ответить на этот вопрос? Почему?
- Итак, какова же тема нашего урока?
III. Сообщение темы, постановка целей.
- Тема сегодняшнего урока: «Восточные славяне до принятия
христианства».
Что бы вы хотели узнать по этой теме? Давайте вместе
сформулируем цели урока.
Обобщая ответы детей, учитель делает вывод:
·Какую же религию исповедовали наши предки? Во что-то ведь
они верили?
IV. Изучение нового материала.
- Давйте отправимся в путешествие. Представьте себя древними
русичами. Что нам необходимо для жизни? ( Жилище, еда, одежда,
хороший урожай, погода и т. Д) вот посадили мы поле ржи, а тут
засуха. Что мы будем делать? Просить дождя. А у кого? У какого-то
бога. А если долго идет дождь, просим солнца.
Все необходимое для жизни восточные славяне получали в
постоянной борьбе с природой, таящей много непонятного. Славяне
не могли объяснить почему грохочет гром, сверкает молния, день
сменяется ночью и далее. Все, что происходило в природе, в самом
человеке, люди приписывали таинственным силам. Считалось, что
все зависит от воли богов и духов. Злых духов надо задабривать,
угощать их, приносить жертву.
- Обратите внимание на слайд. Что мы видим?
- Как называется такое верование?
- Определим признаки язычества, заполняя таблицу.
язычество
1.
много богов, духов
2.
поклонение идолам
3.
жертвоприношение
- Из дошедших до нас источников стали известны имена богов,
которым поклонялись восточные славяне.
Рассмотрим слайды. В тетради можно делать заметки, они нам
пригодятся в конце урока.
- Есть ли имена, которые вам встречались? Когда вы слышали эти
имена?
- Также на Руси широко распространены духи, которым придается
некая могущественная сила. Эти духи жили в доме, лесу, реке,
озере.
Как вы думаете о ком идет речь?
Где сейчас с ними можно встретиться?
- Что еще языческого мы можем увидеть сегодня?
-Обереги, талисманы, даже орнаменты нв ткани- это все
сохраняется в наших традициях и ныне.
V. Работа с учебником.
- Кроме этого, сохранились в обиходе и названия старых
праздников
- Откройте учебники на странице 42. Найдите информацию о
праздниках и заполните таблицу
Праздники: Радоница, Коляда, Масленица, Красная горка
Праздник
Что обозначает
праздник?
Когда отмечается?
- Может еще известны праздники, пришедшие к нам с языческих
времен?
Мы видим, что этим праздникам придан новый христианский
смысл. ( строка в табл.- языческие праздники)
VI. Закрепление темы.
- Шло время, благодаря новым знаниям о христианской вере,
язычество начало вытесняться. Это был очень сложный процесс. На
следующем уроке мы будем говорить о Крещении Руси. А сейчас
давайте закрепим свои знания, разгадаем кроссворд.
1) Бог тепла, весны, солнца (Ярило)
2) Что помогло христианской вере распространиться по миру. Что
несли в мир апостолы?
3) Деревянные и каменные божества (Идолы)
4) С Красной горки после Великого поста начинается…. (Венчание)
5) Бог грома и молнии (Перун)
6) Бог неба и земли (Сварог)
7) Бог ветра и блага (Стрибог)
8) Покровитель богатства и плодородия (Велес)
9) Родоначальник славный предок (Род)
Ключевое слово- язычество.
- Почему мы с вами изучаем язычество и говорим о нем?
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Какие трудности испытали в ходе урока?
Что было легко?
Что нового узнали?