Напоминание

" Принципы и формы воспитательной работы с детьми в условиях больничного стационара"


Автор: Першина Светлана Инокентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУЗМДГКБ
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Принципы и формы воспитательной работы с детьми в условиях больничного стационара"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Моя педагогическая деятельность связана с детьми, находящимися на лечении и обследовании в неврологическом отделении МБУЗМДГКБ. МБУЗМДГКБ является лечебно-диагностическим центром для городов и районов Мурманской области. Неврологическое отделение рассчитано на 55 пациентов. В отделении оказывается помощь детям с различной патологией центральной и периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата в возрасте от 6 месяцев до 18 лет. Дети находятся на лечении от двух недель до месяца, в зависимости от тяжести заболевания. Работа в неврологическом отделении требует особо внимательного отношения к детям и готовности немедленного оказания необходимой помощи. Воспитательная работа с больным ребенком, является неотъемлемой частью всей лечебно-профилактической работы стационара и направлена на создание лечебно-охранительного режима и восстановления нарушенного равновесия больного ребенка. Ведь время лечения - это отрезок их жизни. Важно не только вылечить ребенка, но сохранить ему детство! Белый халат на плечах воспитателя - своего рода символ. Он не только свидетельствует о соблюдении правил санитарно-эпидемиологического режима, но подчеркивает общность усилий медиков и педагогов. Врачуя тело и душу, мы вместе помогаем ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Каждый день мне приходиться видеть слезы, боль и страдания детей и я в свою очередь пытаюсь доставить им хоть « минуточку радости». И первостепенной своей задачей считаю отвлечь ребенка « от ухода в болезнь», заставить поверить его в свое выздоровление. Специфика моей работы – работа с разновозрастной группой детей, отличительная особенность маленьких пациентов, является негативное отношение к госпитализации. Поэтому воспитательный процесс осложняется не только самой болезнью, но и психологическим состоянием детей. Пребывание в больнице период особого положения ребенка, необычность режима, новое окружение, новые требования, отсутствие ближайших 1
родственников, больничная закрытость, социальная изоляция, страх перед лечением – все это плюс заболевание серьезное испытание для детей. Свою работу строю с учетом актуального состояния – физиологических, индивидуальных, психических и ситуативных потребностей детей. Основное внимание уделяю соблюдению правил и требований санитарно – противоэпидемического режима, совместно с медработниками обеспечиваю сохранение и укрепление здоровья детей, организую с учетом возраста работу по их самообслуживания. На протяжении нескольких лет виду углубленную работу по теме: «Принципы и формы воспитательной работы с детьми в условиях больничного стационара». Основной целью работы считаю обобщение опыта, охрану и укрепление здоровья детей. Создание благоприятного психологического климата, положительного « эмоционального самочувствия» способствующего выздоровлению, расширению кругозора детей и подростков, обучение навыкам взаимодействия в стрессовых условиях стационара. Свою работу строю по принципу « оберегающий здоровье», создание комфортных условий, для социальной, психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Состояние ребенка, находящегося на лечении, осложняется всевозможными врачебными вмешательствами, обследованиями, многие дети бояться крови, уколов, обыкновенного врачебного осмотра. Первым условием успешного обследования и врачебных процедур, является подготовка к ним. Здесь большую роль играют беседы, проводимые мной с детьми. С ребенком школьного возраста можно обо всем серьезно поговорить, но для дошкольника более доказательно поведение взрослого, нежели слова. Беседу начинаю с благожелательной улыбки, тихого доброжелательного тона, это первый знак расположения, это начало любого разговора. « Доброе слово опускает саблю, от хорошего слова миру светло» Ш.Л. Амоношвили. Проводя беседу с ребенком, настраиваю его на предстоящий процесс, ребенок не пугается так, как если бы его просто молча вели в палату или на процедуры, не объяснив, что с ним хотят делать. Пугливого ребенка подбадриваю, легко возбудимого стараюсь угомонить , и в любом случае объяснить, почему нужен осмотр, процедуры. Ребенок чувствует себя 2
увереннее, если его спокойно убеждать в том, что он может на нас положиться, и если будет стараться обязательно справиться с болезнью. « Полежишь в больнице, и к тебе вернется здоровье и все будет хорошо», познакомишься с новыми людьми, с новыми вещами, о которых не знают другие дети; «Ты не будешь один - в больнице, много детей и ты подружишься с ними»; « Болезнь не несчастье, а проверка твоих сил». Такие доводы способствуют тому, что ребенок не воспринимает больницу, как наказание. Логические доводы не действуют на малышей, поэтому выделяю интересные моменты: аппаратура, новые люди, использую разного рода поощрения. После каждой процедуры хвалю ребенка, отмечаю, что он держался молодцом ( пусть это не совсем так). Внимание к чувствам переживанием ребенка, готовность помочь ему-наиболее эффективное средство предупреждения развития страха. Вторая ступень беседы формирование у детей положительного отношения к работникам здравоохранения, ребенок должен доверять им, относится к ним доброжелательно. Мной разработаны конспекты занятий: « Кто нас лечит», « Я колов не боюсь, если надо уколюсь», «Уроки Айболита», «День медицинского работника». В своей работе использую экспресс-коррекцию для устранения детских страхов «Разговор чего бояться», рисование страхов акварельными, пальчиковыми красками на листе бумаге, рисунок затем уничтожается. А так же использую рисование на стеклянной доске. Визуализированный образ негативного эмоционального состояния наносится красками на стеклянную доску, затем отображенные негативные переживания в рисунке на стекле смываем водой и создаем новый художественный образ с позитивным содержанием в паре со мной, как с педагогом или с родителями или со старшими детьми одновременно с обеих сторон чистого стекла. Мысли ребенка о том, как нарисовать свой страх, подразумевают встречу с ним, что само по себе уменьшает остроту восприятия. В рисунках детей страх во многом реализуется, как нечто происшедшее, меньше остается не ясного и недосказанного. Вместе все это снимает аффективно травмирующее значения страха в психике ребенка, способствует благоприятному прохождению лечения. Именно творческая работа с изобразительными материалами способствует высвобождению чувств раздражения, гнева, обиды, вины и т.д. 3
Свою работу в стационаре строю по принципу психологической комфортности. Его реализация обеспечивает детям положительное «эмоциональное» самочувствие, состояние психологического благополучия. Значимая составляющая психологического комфорта является игровая деятельность, создающая атмосферу эмоционального тепла, защищенности, снимающая излишнею заорганизованность, невротизацию. Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда - писал В.Н. Сорока - Росинский.- Игра для ребенка не забава, естественное превращение духовных и физических сил в действие, в вещи. Энергия требует выхода и он играет…» Игровые моменты , предлагаемые мной, учат детей новым формам взаимодействия, уменьшают тревогу из-за новой ситуации, помогают адаптироваться в новых подчас сложных для них условий пребывания в больнице, создают доброжелательную атмосферу, помогают решить проблему адаптации в новом коллективе, позволяют снять напряжение первых часов общения и сдружить ребят. Поскольку мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление взрослого, он использует игру, как осмысления действительности. В своей работе использую такие игры, как « Давайте познакомимся», «Нарисуй, как тебя зовут», «Что в имени твоем?» (забавная, динамичная игра), « Назови своих соседей (игра с мячом). Игры помогают сократить временной отрезок знакомства и дать возможность каждому из детей кратко представить себя. Игры проходят весело и непринужденно. Игры для эмоциональной регуляции такие как « Путаница», « Переправа», « Делай, как я», «Молекулы» и др., помогают снять состояние психологического дискомфорта, способствуют развитию самостоятельности и уверенности, снятию страхов, уменьшению тревожности. Дети воспринимают информацию через мимический канал больше, чем через канал вербальный, они сначала « видят», а потом «слышат». Невербальные знаки и символы при общении имеют немаловажное значение и чаще всего являются одним из основных сигналов. В своей работе использую такие игры-упражнения: 4
1. Представьте, что вы хмурая собака, разгневанный ежик, грустный кот, встревоженный слон. 2. Давайте представим, какая походка у только что пообедавшего человека, а как бы вы ходили в туфлях, которые жмут. 3. Показать, используя мимику позу, движение следующих предметов: любимый телефон, капающий кран, электрочайник, холодильник. Игра, как нечто другое, помогает правильно заполнить время отдыха после процедур, обеспечив при этом полноценную эмоциональную жизнедеятельность, уровень психической зрелости, социальных навыков, способы защиты от агрессивной внешней среды. Общаться с подростками в условиях стационара не просто, чем-то заинтересовать не так легко, но я стараюсь найти с ними общий язык. В моей работе с подростками диалог, является неотъемлемым условием взаимодействия . Ребята охотно откликаются на возможность узнать, что-то новое о себе, о своем характере, поговорить о своих проблемах. Это связано с формированием самосознания, самооценки. Опираясь на психологические особенности этого возраста, пробую формировать коммуникативные качества, ответственное отношение к поступкам, предлагаю по разному выражать добрые чувства, сочувствие к тому , кто в нем нуждается, придумывать разные способы улучшения настроения. Для этого использую следующие игры-упражнения: «Что значит хороший характер и плохой?», «Как поступить?», « Никогда не унывай», беседы-игры: « Культура приветствия, обращения, знакомства», « Как и в какие игры можно играть с малышами». Различные виды игр, предлагаемые мной детям, могут составить багаж, который они могут впоследствии использовать в качестве основы для формирования новых ролей в межличностных отношениях. С учетом медицинских рекомендаций, большое внимание уделяю охране жизни и здоровья детей, развитию двигательной активности и потребности в здоровом образе жизни. Для этой цели в своей работе с детьми использую дыхательную гимнастику и релаксационные упражнения с применением специальной расслабляющей музыки. Как средство мажорно-оптимистического настроя детей, находящихся на лечении, использую различные занимательно-развлекательные формы работы. Творческая деятельность - является одной из содержательной формы психической активности детей. Творческий процесс - особая форма перехода 5
известного к неизвестному, к новому. Одной из таких форм работы, является изготовление с детьми поделок из различных материалов: природного материала , фантиков, бутылочек, крышечек, ниток, теста, коробочек из под бахил, из различных круп ( манки, перловки, пшена), гороха ,фасоли и т. д. Из самых простых вещей, из бросового материала мы с детьми изготавливаем уникальные, оригинальные, эксклюзивные поделки. Изготовление поделок совместно с воспитателем ведет к сближению, в отношениях появляется доверительность, так необходимая в воспитательном процессе. Совместное изготовление поделок помогает не только интересно провести часы досуга, ребята развивают внимание, наблюдательность, память, воображение, творческое мышление, способствуют развитию сенсомоторики - совершенствованию координации движения, а это очень важно для детей, находящихся на лечении в неврологическом отделении. Поделки изготавливаются, как индивидуально, так и коллективно. Важную роль играют коллективные поделки. Они объединяют разновозрастные группы детей, которые заинтересованы общим результатом, где как равные исполнители трудятся младшие со старшими детьми. В коллективном творчестве использую стремление подростков к общению с младшими по возрасту, которое часто обусловлено потребностью руководить, в мирных целях, чему-то учить. В данном случае старшие фактически выполняют функцию педагога, сознательно и без сознательно пробуя себя в этой роли. Учатся быть активными и ответственными. Темы для этих работ использую разнообразные: по желанию детей, приуроченные к различным праздничным датам. Законченные работы использую для выставок, для украшения игровой комнаты, в качестве подарков. Результаты коллективного труда, поощрения, одобрения окрыляют ребят, и они хотят создавать новые поделки. Исключительно важную роль в речевом, личностном, в том числе коммуникативном развитии ребенка играет детская литература, особенно сказки. Дети черпают из сказок множество удивительных познаний. В сказочных сюжетах зашифрованы проблемы и ситуации, которые переживает в жизни каждый человек. В сказках дети как бы примеряют на себя такие человеческие качества, как честность, храбрость, милосердие, черствость, жестокость и др. В сказках всегда бывает хороший конец, это дает ребенку чувство психологической защищенности. При работе с книгой использую 6
разные формы: чтение вслух, чтение по ролям, чтение сказок старшими детьми младшим. После чтения предлагаю детям нарисовать полюбившегося героя сказки и объяснить, почему понравился именно этот герой и прошу старших детей проанализировать ответы младших. Свою работу с детьми строю под девизом: «Лечение+ Развлечения= ЗДОРОВЬЕ». В течение года провожу различные праздничные мероприятия, утренники, вечера развлечения такие как «Здравствуй школа», « Дни рождения», «Новый год», «Масленица», «Уроки Айболита», «День защиты детей» и др. Праздничные моменты вносят радость, поднимают жизненный тон, создают бодрое настроение так необходимое для успешного прохождения лечения. Тут волнение и дивное преображение больничной среды, и само изменение будничного строя жизни больничного стационара. Праздники обогащают детей новыми впечатлениями , дают возможность приобрести новые навыки, формируют организаторские способности, создают благоприятные условия объединения дружного коллектива. Чтобы праздничные развлечения были незабываемыми, тщательно продумываю сценарий праздников, учитывая условия работы стационара, возраст детей, уровень их навыков, их интересы, стараюсь каждого ребенка включить в общую роль празднования, хотя бы не большое, но его участие в мероприятии. Для этого организую спектакли с включением детей в действие, с помощью песни, танца, диалогов , викторин, вопросов и т д. НА праздничных мероприятиях выступала в разных ролях, как отрицательных Бабы Яги, Кикиморы, Пирата, Белладонны, Волка, а также положительных Клоунессы, Снегурочки, Зимушки-Зимы, Кнопочки, Весны и др. Костюмы для праздников изготавливаю своими руками. Здесь удовлетворяется потребность в радостях, положительных эмоциях, в наслаждениях и удовольствиях, поэтому развлекательность в условиях стационара превращается в важнейший компонент методики воспитания. И нельзя не заметить, что именно впечатление-эмоционально-смысловой отклик сердца - сохраняется в душе на долгие годы. Программа участия животных ( дельфинов, лошадей ) в реабилитации детей с ограниченными возможностями осуществлялись достаточно давно, как за рубежом, так и в нашей стране. Однако метод лечебной кинологии, который представляет с собой специально организованное терапевтическое 7
взаимодействие человека с собакой, являясь междисциплинарным направлением, объединяющим знания и опыт кинологии, медицины, педагогики и психологии - этот метод в Росси стал известен недавно. Канистерапия ( от слова «канис» - собака) активно развивается в Москве и Санкт-Петербурге, но в нашем северном регионе является « пионером». Я уже в течение двух лет плодотворно сотрудничаю с канистерапевтами «Прикосновение исцеляющей лапы», организую и провожу с ними реабилитационные занятия для детей , находящихся на лечении в стационаре . Жизнь многих детей, которые находятся на лечении, сопровождается болью, а во время общения с собаками они забывают о неприятностях и болевых ощущениях. Можно сказать, что добрые, веселые, пушистые четвероногие друзья одним присутствием лечат и улучшают настроение. В нашем отделении проходят лечение дети с ДЦП, они, к сожалению, ограничены в движениях, игра же с четвероногим другом - это своего рода физкультура и физиотерапия вместе взятые. У ребенка появляется мотив, чтобы сделать движения. Он хочет действовать самостоятельно. Осознание того, что его слушает собака, повышает его самооценку. А все в комплексе приводит к коррекции двигательных, речевых и психических нарушений. У этих детей не так много поводов для радости и мы сообща стараемся дать им возможность почувствовать себя счастливыми. Занятия всегда проходят очень интересно с играми и упражнениями. Огромную роль в жизни стационара играет игровая комната. Предметную среду в игровой комнате оборудовала с учетом педагогических, эстетических, гигиенических требований. Особое внимание обращаю на ее развивающий характер: продумываю общий стиль комнаты, рациональную расстановку мебели, игровых зон, учитывая разный возраст детей находящихся на лечении. Каждый ребенок может выбрать занятие по интересам в игровых зонах, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством их размещения. В игровой комнате имеются как общие, так и специфичные материалы для девочек и мальчиков. Важной частью являются игрушки и игровой материал, который способствует самовыражению ребенка и обеспечивает широкий спектр игровой активности. В игровой комнате организован музыкальный уголок, «сенсорный центр» - где подобраны предметы и материалы, познавать 8
которые можно с помощью различных органов чувств. Так же есть уголок для выражения и ослабления эмоций и психических состояний. В комнате созданы условия для развития самостоятельной художественной деятельности. Кроме обычных материалов ( цветной бумаги, альбомов, красок, кисточек), имеются схемы-способы создания образов с помощью разнообразных техник. Книги и альбомы самоделок также помогают детям любого возраста в изготовлении различных конструкций. Отведено место для демонстрации созданных детьми работ. В книжном уголке наряду с художественной литературой представлена познавательная литература, справочники, энциклопедии. Важным направлением считаю работу с семьей, поэтому использую разнообразные методы анкетирования, совместные развлечения, празднования , консультации для родителей . Все это помогает установить с родителями доверительные взаимоотношения, сделать их союзниками в своей работе. Организую для родителей постоянно действующие, а также эпизодические выставки разнообразной тематике. Консультации для родителей по темам: « Поговори со мною мама», «Воспитывайте полезные привычки с детства», « Ребенок и компьютер», « Мой любимый особенный ребенок», « Быть ребенком не должно быть больно!» Мой опыт работы представляет интерес для тех, кто, взаимодействует с детьми, и я охотно делюсь им. 9


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники