Открытый урок по сольфеджио с детьми первого года обучения для преподавателей ДМШ
Автор: Гараева Людмила Юрьевна Должность: преподаватель теоретических дисциплин Учебное заведение: Октябрьский филиал МБУДО "ДМШ г. Зеленодольска Республики Татарстан" Населённый пункт: Пос. Октябрьский Зеленодольского района Республики Татарстан Наименование материала: Методическая разработка Тема: Открытый урок по сольфеджио с детьми первого года обучения для преподавателей ДМШ Раздел: дополнительное образование
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДМШ
Преподаватель Гараева Людмила Юрьевна
ТЕМА УРОКА: РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО
Задачи урока: обучение детей элементарным теоретическим знаниям
По
музыкальной
грамоте,
сольмизации,
определение
на
слух
интервалов, направления мелодии при помощи музыкально-дидактического и
раздаточного материала.
Формирование комплекса первичных музыкальных представлений на
основе осознания чувства ритма.
Существуют
всевозможные
программы
по
сольфеджио,
разных
авторов,
которые
ставят
перед
собой
цели
и
задачи:
обучение
детей
элементарным
теоретическим
знаниям
по
музыкальной
грамоте,
сольмизации, определение на слух интервалов, аккордов, ладов и др. При
всём
уважительном
отношении
к
авторам
некоторых
существующих
программ, применяемых на протяжении многих лет в детской музыкальной
школе, на мой взгляд, теоретические сведения, получаемые детьми на уроках
сольфеджио, во многом отодвинуты во времени от необходимых знаний на
специальных
предметах.
Часто
получается
парадоксальная
вещь:
на
спецпредметах дети во многом опережают на практике теоретические знания;
например играют три вида минора, трезвучия и их обращения, используют
различные
варианты
фактурного
изложения,
длительности:
четверти,
восьмые, шестнадцатые уже в первом классе. А, к примеру, в учебнике по
сольфеджио Барабошкиной за 1 класс с распределением нот в такты дети
знакомятся к концу года, нет определения тональностей.
Понятно, что маленькие дети в силу своих возрастных особенностей ,
(как известно в школу принимают с 6-7 лет) не могут порой понять сложные
теоретические
формулировки,
не
в
силах
решить
трудные
задачи,
поставленные педагогом.
В
процессе
усвоения
курса
сольфеджио
возможно
решение
таких
важных задач, как:
1. Формирование комплекса первичных музыкальных представлений на
основе осознания чувства ритма.
2. Постепенность перехода от речи к интонированию.
3. Развитие творческих способностей и самостоятельного мышления у
ребёнка.
В современной педагогике под наглядными пособиями понимаются
такие
средства
обучения,
которые
создают
у
ребёнка
необходимые
зрительные
представления
для
лучшего
усвоения
учебного
материала.
К
наглядным пособиям можно отнести музыкально-дидактические и наглядно-
дидактические игры. Между ними много общего. И те
и другие служат
прежде всего учебным целям. Однако и есть существенные различия. Одно
состоит в том, что игра (как любая другая) имеет свой игровой сюжет,
действие, правила, которые необходимо соблюдать, На игру требуется больше
времени,
поэтому
на
уроках
целесообразнее
использовать
наглядно-
дидактический
и
раздаточный
материал.
Это
всевозможные
картинки,
рисунки, муляжи, схемы, плоскостные фигурки, настольный и пальчиковый
театр,
фланелеграф,
карточки
с
пуговицами
и
др.
Они
разнообразны
по
своему
содержанию,
способу
изображения,
Технологии
изготовления,
назначению.
Наглядность
не
только
обеспечивает
познавательную
деятельность
учащихся,
но
и
организует
их
восприятие,
активизирует
процесс
запоминания.
Использование
наглядных
средств
позволяет
в
простой,
доступной детям форме дать представления о музыке, её выразительных
возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений,
передаваемую музыкой.
Благодаря применению наглядных пособий у детей активизируются
музыкально-сенсорные способности, а также музыкальные способности –
ладовый слух, чувство ритма. У ребят возникает интерес к музыке и занятиям
по сольфеджио, что очень важно. Музыкальные задания, выполняемые с
помощью
наглядных
по собий,
значительно
активизируют
и х
самостоятельную
музыкальную
деятельность,
которая
приобретает
творческий
характер.
Поэтому
в
своей
работе
я
стараюсь
максимально
использовать раздаточный и музыкально-дидактический
материал во всех
разделах урока.
Применение такого материала во многом облегчает восприятие детьми
ритма. Ритм имеет первостепенную основу, поэтому его осознание очень
важно. Объясняя начальную ритмоформулу, нужно дать понятие длины звука,
научить
слышать
разницу
между
длительностями,
сделать
объяснение
образно-наглядным. В обучение прочно вошло освоение длительностей от
восьмых
и
четвертей
их
увеличение
до
появления
целой.
Парность
ритмической структуры 1 П включает противопоставление длительностей и
их равномерное сочетание, при этом необходимо использовать ритмослоги,
соответствующие данным длительностям.
ПЛАН УРОКА
1.
Разминка по клавиатуре.
А)
находить
звуки
простые
(на
«живом»
нотном
стане:
руке,
на
пуговицах); альтерированные – на клавиатуре (раздаточный материал).
Б) находить расстояние тон-полутон (на клавиатуре)
2.
Построение
интервальной
цепочки,
состоящий
из
прим,
секунд,
терций в До, Ре мажоре (спеть).
3. Работа над ритмом.
Расставить такты, правильно сгруппировать длительности, определить
размер,
поставить
ударения.
(Использовать
фланелеграф
и
фигурки
по
желанию детей, остальным можно предложить пуговицы).
В размере 2.\4 – совы, ежи, орехи, ложки.
В размере 3\4 – птицы.
4. Определить на слух: чистую приму, малую и большую секунды,
малую
и
большую
терции,
мажорное
и
минорное
трезвучия.
(
при
затруднении
определения
качественной
величины
интервала
использовать
попевочки «Котик весёлый или заболел, нам грустно или весело и др.)
5. Различать поступенное движение звуков вверх и вниз, движение по
звукам тонического трезвучия, опевания.
Пение попевки «Дродзок» использовать пальчиковый театр, лесенку
плоскостную.
В
попевке
«Бубенчики»
использовать
ручные
знаки,
плоскостную
лесенку.
Исполнение песни Дубравина «Будёновец» (нисходящее движение по
звукам трезвучия использовать металлофон).
6.
Мелодический
диктант
в
Ре
мажоре.
Предварительно
написать
ключевые
знаки
данной
тональности,
размер.
После
проигрывания,
дети
записывают ритм пуговицами, проговаривая его ритмослогами и простукивая
ладонью
по
столу.
Затем
переписывают
графическими
символами:
четвертями и восьмыми в тетрадь над нотным станом. Пропевая мелодию на
слог «ля», Показывая направление движения мелодии при помощи ладони
левой руки, записывают её под ритмом в тетрадь.
Готовый диктант пропеть с названием нот с тактированием.
Пропеть
диктант
с
транспонированием
в
разные
тональности,
по
заданию педагога.
7. Чтение с листа. Учебник «Сольфеджио» Баева-Зебряк 1-2 классы.
№26, 29 в До мажоре. № 57 «Белка» в Ре мажоре. Левая рука тактирует.
8. Слушание «Детской польки» М. Глинки. Определить в произведении
количество
частей.
Различать
мажорные
и
минорные
каденции.
(Использовать раздаточный материал «Солнышко-тучка» или «Море»).
9. Упражнение на координацию движения пальцев обеих рук.
«Вышли пальцы танцевать», «Колодец».
10. Подвести итог урока, поставить оценки за урок.