"Технология мастерских как эффективный механизм формирования УУД учащихся начальных классов"
Автор: Новикова Татьяна Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОКУ СОШ пгт Опарино Населённый пункт: поселок Опарино Кировская область Наименование материала: статья Тема: "Технология мастерских как эффективный механизм формирования УУД учащихся начальных классов" Раздел: начальное образование
Опарино 2015
1
Традиционно считается, что в школе “дают” знания, а ученики их
“получают”. Получается, что в основе такого подхода лежит направленность
на формирование ученика – потребителя с установкой: все должны ему
“дать” (учителя, школа, государство), а его задача только “брать”.
Однако, нам нужно подрастающее поколение, которое будет не только
отражателем бытия, но и его строителем. Поэтому надо передавать
“богатства, которые выработало до него человечество” для его же пользы –
чтобы он лучше вписался в общество и действовал затем на его благо.
Важно, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения,
которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не
только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и
характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных
интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.
В основе ФГОС 2 поколения лежит системно-деятельностный подход,
который предполагает
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в
системе образования на основе разработки содержания и технологий
образования;
ориентацию на результаты образования (развитие личности
обучающегося на основе УУД);
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных
особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и
детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих
рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего
образования, что создает основу для самостоятельного успешного
усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов,
способов деятельности.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как
субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
2
отвечать за результаты.
Выделяется четыре вида универсальных учебных действий:
личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределе-
ние; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация);
регулятивные
(целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
познавательные
(общеучебные
универсальные
действия;
логические
универсальные действия; постановка и решение проблемы);
коммуникативные (учёт позиции собеседника либо партнера по
деятельности;
действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуника-
тивно-речевые действия, служащие средством передачи информации
другим людям и становления рефлексии).
Умения коммуникации включают четыре обобщённых умения, или
иначе – макроумения:
слушать,
вникать
в
суть
услышанного
и
поставить
вопрос
к
услышанному;
самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);
выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения;
выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения.
Познавательные универсальные учебные действия
Умение сравнивать
Умение анализировать
Умение делать выводы
Регулятивные универсальные учебные действия в их основе лежит -
рефлексия. Это способность размышлять над ходом и результатом
собственной деятельности, содержанием собственного сознания и
сознания другого человека. В начальной школе формируются такие
способы организации и осмысления своей деятельности:
– адекватно воспринимать себя;
– ставить цель деятельности;
– определять результаты деятельности;
– соотносить результаты с целью деятельности;
– выявлять наличие ошибок в собственных действиях;
– описывать прожитую ситуацию.
3
Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его
деятельность - образовательная задача состоит в организации условий,
провоцирующих детское действие Основной целью которой является
организация активной деятельности учащихся по присвоению новых
знаний.
Одной из базовых образовательных технологий в реализации системно –
деятельностного
подхода
является
технология
мастерских. Технологию
мастерских исповедует группа французских учителей «Французская группа
нового воспитания»; она основывается на идеях свободного воспитания Ж.-
Ж.Руссо,
Л.Толстого,
С.Френе,
психологии
гуманизма
Л.С.Выготского,
Ж.Пиаже, К.Роджерса.
Принципы и правила ведения мастерской
1. Ценностно-смысловое равенство всех участников , включая мастера —
руководителя мастерской.
2. Право каждого на ошибку : самостоятельное преодоление ошибки — путь
к истине.
3. Безоценочная деятельность : отсутствие критических замечаний в адрес
любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и
творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка
заменяется самооценкой и самокоррекцией.
4. Предоставление свободы : в рамках принятых правил реализуется, во-
первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается
руководителем); во-вторых, в праве не участвовать в работе на этапе «предъ-
явления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению,
без дополнительных разъяснений руководителя.
5. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже
загадочности в заданиях . Неопределенность рождает, с одной стороны,
интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него и
таким образом стимулирует творческий процесс, так же как право выбора
обеспечивает ощущение внутренней свободы.
6. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества,
сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской,
отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или
художественным авторитетом — необходимое условие личностного освоения
элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает
в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в
разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира.
Рождается истинная коммуникативная культура.
7. Организация и перестройка реального пространства , в котором
4
работает мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть
круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы,
возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или
целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т. д. Такая
организация содействует появлению чувства свободы.
8. Решительное ограничение участия, практической деятельности
мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача
его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками.
Мастер не ставит вопросы, и не отвечает на них. .Позиция ведущего
мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего
организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении
способов.
Существуют общие правила организации групповой работы , которыми я
пользуюсь:
При построении учебного сотрудничества детей я учитывала, что такой
формы общения в их опыте еще не было. Значит детское
сотрудничество – это навык, который надо тщательно культивировать,
как любой другой учебный навык.
Необходимо разобрать с детьми как сесть за партой, чтобы смотреть не
на учителя, а на партнера, как положить учебник, чтобы по нему
удобно было работать, как соглашаться, как возражать, когда споры
необходимы, когда они недопустимы, как помогать, как просить о
помощи. Проработка этих шагов – в дальнейшем организация более
сложных форм совместной работы.
Разбор ошибок учащихся при совместной работе, если необходимо-
неоднократный. При разборе анализируем ход взаимодействия.
Детей соединяю в группы с учетом их личных склонностей; самому
слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и
доброжелательный. Развитые дети долго не могут сидеть со слабыми,
им нужен равный по силам; легко отвлекающихся не сажу вместе.
При оценке работы группы подчеркиваем человеческие достоинства:
дружелюбие, вежливость, приветливость. Оцениваем всегда лишь
общую работу группы (удалость поработать в группе или не
получилось сотрудничества).
Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности
учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-
мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности
учеников.
Особенностью организации урока в технологии мастерских наличие
следующих структурных компонентов:
5
Индуктор — первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую
деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания.
Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный
так или иначе (иногда парадоксально) со смыслом дальнейшей
деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить
известный выбор участнику,
Творческая деятельность учащихся в мастерской является главным
технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона,
формулирования правил, создания текста, накопления фактических
знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного
отношения к явлению, осознания ценностных ориентации
Индуктор /мозговой штурм/
Урок русского языка 3 класс тема Имя прилагательное. Детям выдаются
карточки с иллюстрациями: голубой шарф, зеленое яблоко, собака,
корова, ребята – играют в футбол, катаются на коньках. Дети
распределяются на группы по частям речи.
Предлагается дет. Песенка «дружат дети всей земли»
Дружат пчелка и цветок, дружат лист и мотылек, дружат реки и леса,
дружат в хоре голоса. Мы вышли на проблему С кем дружит имя
прилагательное?
На столах в группах лежат карточки с различными заданиями:
/презентация имя прилагательное/
Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения,
текста, рисунка, проекта.Создание творческого продукта происходит
индивидуально или в групповом взаимодействии. Творческая
деятельность учащихся в мастерской является главным технологическим
средством достижения цели обучения
Социоконструкция. Важнейшим элементом технологии мастерских является
групповая работа (малые группы выделяются в классе, часто возникают
стихийно, по инициативе ребят). Мастер может корректировать состав групп,
регулируя равновесие психологических качеств (экстра- и интравертность,
тип мышления, эмоциональность, лидерство и т.д.) . Мастер разбивает
задание на ряд частичных задач. Группам предстоит придумать
6
способ их решения. Причем ребята свободны в выборе метода, темпа, поиска.
Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, право
на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата
группой и есть социоконструкция.
Социализация, т. е. предъявление созданного продукта всем участникам
(афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение
индивидуальных результатов, коллективная работа.
Иллюстрирование
Афиширование
Рефлексия. «В психологии различают два типа рефлективных процессов:
авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я
осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем
думает другой человек (или группа людей).
В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии.
Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого
участника мастерской своеобразно (несинхронно, индивидуально). Надо
говорить о непрерывном рефлексивном процессе, сопровождающем все виды
деятельности («делаю — осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной...»), и
о специальных этапах, соответственно
названных промежуточной и заключительной рефлексией.
Мастерская, так же как и урок, предполагает изучение новой информации,
но в отличие от урока новая информация предъявляется в мастерской по
мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда
возникает информационное голодание. Самые разнообразные
педагогические приемы работы с информацией — от элементов игры до
работы со словарем — могут быть включены в мастерскую. Но все это в
рамках правил и определенного алгоритма мастерской, которые не
допускают преждевременного введения мастером готовой информации.
Мастерская как локальная технология охватывает большую или меньшую
часть
содержания
учебной
дисциплины.
Она
состоит
из
ряда
заданий,
которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания
школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять
выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа
работы и т.д. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по
данному
вопросу,
которые
затем
обогащаются
знаниями
товарищей
по
группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой
группой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В
этот момент знания еще раз корректируются в результате сопоставления
своей позиции с позицией других групп.
7
Мастерская пройдет
с
пользой
для
ребят,
если
у
них
уже
имеются
необходимые учебные и интеллектуальные умения. Поэтому технологическая
линия занятий включает специальные мастерские, на которых ребята учатся:
а) работать на первом этапе, этапе восприятия; б) работать с гипотезой; в)
понимать
текст;
г)
выполнять
критический
анализ
текста,
рассуждений,
доказательств; д) ставить опыт, отбирать для опыта материал, формулировать
задачу, делать наблюдения, описывать результат; е) выполнять сравнение,
обобщение; ж) ставить вопросы. Все эти общеобразовательные мастерские
формируют у ребят общеинтеллектуальные умения, без которых невозможна
серьезная мыслительная работа.
Мастерская закладывает основы для прочного усвоения знаний. Дальнейшая
отработка и закрепление знаний происходят в других формах работы. Одно
важное
условие,
которое
я
соблюдаю
для
формирования субъектности
–
организация коллективно-распределительной деятельности.
Коммуникативная сфера развития личности ребенка является основной в
этом возрасте. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны
окружающих. Если у ребенка не возникает доверия к окружающему миру, его
развитие искажается. С первых дней я пытаюсь создать условия для
постоянного наращивания у детей навыков сотрудничества. Формулирую
ценности совместной работы: “Мы учимся все делать вместе: советоваться,
помогать друг другу, спорить друг с другом и находить общее решение”.
Задания подбираю, требующие прямого обращения детей друг к другу.
“Расскажи, что ответил твой сосед на мой вопрос…”. “Когда я задам вопрос
ты имеешь право повернуться к соседу и посоветоваться”. “К доске можно
выходить вдвоем или группой, если ты заранее договорился об ответе”.
Отвечать с места тоже можно вместе, предварительно посоветовавшись, друг
с другом.
Умеющий учиться – это попросту тот, кто умеет вступать в учебные
отношения с любым источником знаний, умений, навыков: с книгой,
кинофильмом, с лектором, с любым умелым и знающим человеком.
Для ребенка таким источником, как правило, оказывается учитель начальной
школы. Умение сотрудничать с учителем – вот тот начальный уровень
развития умения учиться, который должен быть достигнут младшими
школьниками.
Для воспитания привычки “спрашивания” у учителя, я использую в работе в
первом, втором классах задания, переворачивающие традиционную форму
вопрос- ответ, которая существует между учителем и учащимися.
Мною предлагались задания, когда вопросы должны задавать дети, а учитель
на них отвечать. Например: “ Я загадала букву русского алфавита. Чтобы
8
узнать ее, вы можете задать мне только 7 вопросов”. Или “Задайте любые 5
вопросов о слове, которое я загадала”. Дети могут спрашивать о его составе,
просить назвать слово с такой же приставкой и т.д.
Одна из самых продуктивных форм организации учебной дискуссии -
совместная, групповая работа . Я организую такую деятельность учащихся
чтобы:
У каждого ребенка была эмоциональная и содержательная поддержка, без
которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная
тревожность, а у “лидеров” неприятные черты характера.
У каждого была возможность утвердиться в себе, попробовать свои
силы в микроспорах.
Каждый ребенок имел опыт выполнения тех учительских функций,
которые составляют основу умения учиться.( 1 класс – функции
контроля , оценки; 2-3 класс –постановка задач(целеполагание),
планирование действий на пути решения поставленной задачи.)
Учитель мотивационными средствами вовлекает детей в содержание
обучения, появляется возможность строить и человеческие, и деловые
отношения детей.
Сотрудничество в группе равных помогает каждому посмотреть на себя со
“стороны”, соотнести свое мнение и свои действия с действиями других, с
общими результатами.
Организовав групповое взаимодействие, я включаюсь в работу группы лишь
в случае, если дети сами вовлекут меня. Как организатор, я пытаюсь вводить
образцы культурного взаимодействия, представляя варианты
равновозможные для выполнения конкретного задания. Первое время мы
инсценировали пробные действия детей с учебными заданиями и
корректировали работу.
Обязательно фиксирую внимание детей на овладении умением слушать
других, стараемся подчеркнуть авторство мыслей (выделяем и благодарим
ученика, который подарил нам интересную идею).
Ответственность перед собой – качество личности, которое как чувство
ответственности за себя может присутствовать только у взрослого человека.
Однако предпосылки такой ответственности закладываются именно к концу
дошкольного детства, и ребенок нуждается в помощи педагога для их
развития. При этом обычной педагогической ошибкой является
отождествление чувства ответственности с дисциплиной. Основное отличие
этих качеств заключается в том, что ответственность является результатом
личной инициативы ребенка и следствием принятого им решения.
9
Выбор мнения в группе, выступление от группы помогают почувствовать
ответственность. А это способствует осознанию учеником себя свободной
личностью, свободной и ответственной.
Какие минусы технологии мастерских:
1)
При подготовке требуется слишком много времени.
2)
Чтобы выслушать практически каждого на таком занятии требуется
много времени.
3)
Проблемы при подборе и подготовке материалов.
+ данной технологии.
Технология мастерских позволяет формировать все
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной
деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс
с процессом настоящего научного и художественного открытия. Таким
образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение
ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе по
самопознанию. Это, по-видимому, и создает условия для формирования
истинной культуры. Во время заключительной рефлексии происходит ос-
мысление не столько процесса творчества, проектирования, получения новых
знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего
интеллектуального и эмоционального движения. Это необходимый элемент
мастерской в валеологическом отношении, так как невысказанность,
отсутствие осмысления перегружают человека эмоционально. Отчасти эта
проблема может быть решена в заключительном творческом тексте.
Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим
механизмом изменения и развития личности.
10