Автор: Смелова Наталья Степановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ № 29 Населённый пункт: город Калининград Наименование материала: методическая разработка занятия "Истоки" Тема: "Родной очаг" Раздел: начальное образование
Цели: 1. Воспитание чувства заботы, любви к родному очагу.
2. Развитие единого контекста в микрогруппе.
3. Социокультурное наполнение категории «дом».
Ход занятия.
Подготовительный этап.
1. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас всех на нашем занятии «Истоки».
Давайте подарим друг другу улыбки и начнём наш урок.
Мы начнём наше занятие с небольшого путешествия в лес.
-
Скажите, ребята, а кто живёт в лесу? (животные)
-
Каких животных вы можете увидеть в лесу? (белку, зайца…)
-
Каких услышать? (птиц…)
-
А каких даже почувствовать? (комара)
2. Игра «Найди домик». Подберите домик для каждого животного.
На доске рисунки с изображением и названием дома животного.
На других рисунках название и изображение самого животного.
Лиса – нора
Ворона – гнездо
Бобр – хатка
Муравей – муравейник
Пчела – улей
3. Я думаю, что вы догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (о доме).
Песня - презентация «Под крышей дома твоего»
Открывается тема «Родной очаг». А что такое очаг?
Очаг – дом, семья (на доске).
Как счастлив тот, кого теплом и светом
Родной очаг укрыл от зимней стужи, -
Пусть снег и ветер злятся там, снаружи...
Что делает наш дом родным?
Каждый дом имеет свои особенности, свой особый мир, дающий человеку
тепло, положительные эмоции, надежду, любовь. Дом – территория семьи,
мир вещей, домашний порядок, праздники и будни.
Послушайте стихотворение Агнии Барто «Дома».
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.
Основной этап.
1. Ресурсный круг.
За что я люблю свой дом? (передача символа очага) – 12 человек.
Физминутка «Строим дом» (под песню «Строители»)
2. Тренинг «Строим дом».
У каждого в доме есть любимый уголок, есть место, где собирается вся семья
вместе, есть вещи, которые дороги всем членам семьи. Как мы называем эти
предметы? (семейные реликвии).
На столе лежат вещи, которые вы принесли из дома. Вещи, которые дороги
всей вашей семье, как память. Расскажите о них. (открываются вещи).
3. А давайте подумаем, каким должен быть дом? (тёплым, надёжным,
уютным, красивым…)
О доме много пословиц. Как вы понимаете вот такие пословицы:
1. Дома и стены помогают.
2. В гостях хорошо, а дома лучше.
А человеку в каком доме хорошо живётся?
Вот как ответил на этот вопрос автор стихотворения:
Мимо текла, текла река,
Плыли куда-то облака.
Шёл человек. Была дорога не легка.
И человек мечтал о том,
Что он построит где-то дом,
И поселится счастье с ним в доме одном…
4. Работа в микрогруппах (4 группы по 6 человек)
Поселить в доме образы, наполнить звуками, которые вызовут тёплые чувства
и помогут построить дом, в котором хорошо живётся.
(Каждой группе выдаются части дома, из которых собирается дом и на
брёвнах домиков записываются слова).
5. Выступление лидеров групп (дома вывешиваются на доску).
Обобщение: Значит для человека важно, чтобы дом был добрым, весёлым,
уютным, дружным.
Рефлексия (ресурсный круг – 12 человек, вторая группа детей).
Что я могу сделать, чтобы дом стал более уютным, родным, чтобы
близкие вам люди почувствовали вашу заботу?
Обобщение: у каждого из вас есть дом, куда вы возвращаетесь каждый день,
куда вы несёте радость и печаль, где вы ищете поддержку и ласку. Слышите
милые вашему сердцу голоса родных вам людей. И ваши родные тоже
должны чувствовать, что вы их любите, заботитесь о них.
В семейном кругу мы с вами растем