Напоминание

Формирование УУД младших школьников (из опыта работы)


Автор: Стрельцова Ольга Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Новоярковская СОШ
Населённый пункт: Новосибирская область Барабинский район село Новоярково
Наименование материала: статья
Тема: Формирование УУД младших школьников (из опыта работы)
Раздел: начальное образование





Назад




Стрельцова Ольга Павловна, учитель начальных классов МКОУ Новоярковская СОШ Формирование УУД учащихся начинается уже с 1 класса. Конечно, первоклассник не может с первых уроков сформулировать тему и цель урока, найти нужную информацию, распределить работу в группе или даже паре, подвести итог урока, оценить свою работу на занятии. На начальной стадии я сама формулирую тему урока, сообщив детям о том, что в дальнейшем они должны будут делать это самостоятельно. Постепенно подвожу учащихся к теме, давая им возможность формулировать её самостоятельно. С прошлым выпуском дети стали пробовать формулировать цели урока во 2 классе. Нынешние первоклассники уже пытаются сами формулировать и тему урока, и цели. Обычно, в третьем классе часть детей уже могут сделать это без помощи учителя, часть формулируют с помощью наводящих вопросов учителя. В 4 классе цели урока и задачи обучающиеся определяют самостоятельно, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия в нужное русло. Умение планировать — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Уже с первых уроков в первом классе мои ученики выполняют задания по планированию работы на уроке. Стараюсь вопросами направить ребят, помочь им. На уроках обучения грамоте перед изучением буквы загадываю загадки, отгадки начинаются все на одну и ту же букву. - Давайте еще раз назовем все отгадки. Что вы заметили? Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Помогите мне сформулировать тему нашего урока. Первоклассникам очень нравится помогать учителю, восстанавливать в нужном порядке этапы плана работы на уроке после проделок отрицательных героев, которые тоже могут заглянуть на урок. В конце урока обязательно возвращаемся к целям, чтобы выяснить, достигли ли поставленных целей. Очень важно с первого класса научить ребенка оценивать свою работу. После выполнения работы детям задаются вопросы: Что вам нужно было сделать в задании? Удалось ли правильно решить поставленные задачи? Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? Какого уровня сложности было задание? Оцените свою работу. – Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? Умение давать само- и взаимооценку необходимо на любом уроке. Проводим тест, дети самостоятельно проверяют и оценивают по заданным критериям. На уроках литературного чтения, после чтения наизусть, прошу ученика ответить на вопросы: Читал с выражением или без? Допускал ли ошибки? Соблюдал паузы или торопился? После чего ребёнок ставит себе отметку. Здесь учитель может согласиться с учеником или нет, аргументируя свою позицию. При формировании познавательных учебных действий ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация. Для её создания на уроке можно предлогаю учащимся
заполнить таблицу, составить схему. Прежде чем дать новую информацию, предлагаю учащимся проблемный вопрос: «Как вы думаете?», «Как вы решите это задание?». Иногда ставлю вопрос до изучения темы, слушаю предположения детей, и сравниваем свои предположения с итогом работы. Проблемная ситуация создаётся на основе имеющихся у детей знаний. Например, на уроке русского языка знакомство с новой частью слова – суффиксом. Детям предлагается выполнить разбор по составу нескольких слов, среди которых только в одном есть суффикс. Интересуется, кто справился с заданием, у кого возникли затруднения и почему. Разрешая возникшее затруднение, подходим к изучению нового материала. В первом классе проблемные ситуации помогает ребятам определить тему и цель урока, сформулировать правило самостоятельно. Например: буква ь - показатель мягкости согласного. Исходим из того, что ь звука не дает. Рисуем два домика: гласные и согласные. Предлагаем список любых букв, их надо расселить по домикам. Дети классифицируют буквы и видят, что ь остался. Куда надо определить букву ь и почему? Предлагаем прочитать СОЛ. Дети говорят, что Л должен быть мягким, вот и сами выводят правило, буква ь – для мягкости согласного. Другой пример, на уроке русского языка необходимо познакомить с именами собственными и нарицательными. Выполняем пятиминутку: город Москва, озеро Чаны и т.д. Некоторые ребята говорят, что надо писать одни слова с большой буквы, потому что названия городов, озер пишутся всегда с большой буквы, а другие, опираясь на свои знания, говорят, что это имена собственные. Вот и определили задачу урока. Самостоятельный поиск информации легко осуществлять на уроках литературного чтения. В учебнике (Литературное чтение. Л.Ф. Климанова. Школа России) незнакомые слова выделены. Значение некоторых слов можно найти в словаре учебника (работа со словарём), значение других нужно узнать из дополнительных источников информации. Подготовка проектов, так же предполагает самостоятельную работу с информацией и привлечение родителей к образовательному процессу. Опора на социальный опыт учащихся, связь с действительностью – одно из
требований ФГОС
. Она прослеживается почти на всех уроках окружающего мира («Дорожные знаки», «Домашние животные» и др.), на уроках математики особенно при решении задач с величинами «Цена», «Количество», «Стоимость», «Меры длины». На уроках чтения – работа с пословицами, обогащение словарного запаса. Задания стараюсь подбирать разнообразные: разгадывание кроссворда в парах, сопоставление звуков, решение проблемной ситуации. Электронные образовательные ресурсы помогают сделать урок более наглядным, повысить мотивацию школьников к учебной деятельности. Большинство учебников имеют приложения на электронных носителях, которые помогают организовать как фронтальную, так и индивидуальную работу. Работа всегда должна чередоваться. Поработали коллективно, теперь в паре, а теперь можно и самостоятельно. Оценивание может быть как коллективным, так и самостоятельным. Например, по листам успеха, по карте ученика и т.д. Особое место в современном уроке уделяется групповой и парной формам работы. Организовать их часто помогает учебник, где есть рекомендации для учащихся и учителя: «Обсуди с товарищем», «Поработайте в группе». При подготовке проектов, так же работаем в парах или группах. Самооценка, участие в дискуссии, умение не только высказать, но и отстоять свою точку зрения, нелегко даётся многим
ученикам. Они часто дают односложные ответы, не готовы оспаривать чужое мнение, особенно учительское, если даже оно неверное. Поэтому вопросы «Почему?», «Кто не согласен?», «У кого другое мнение?» звучат на каждом уроке. Все виды УУД тесно взаимосвязаны и их формирование происходит на всех уроках. Универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Очень важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между учащимися и учителем, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах. Говорить о конечном результате работы придётся ещё не скоро. Но уже сейчас можно сказать, что мы приближаемся к поставленной в новых стандартах цели. Есть положительные результаты, которые радуют.


В раздел образования