Автор: Рагозина Ирина Юрьевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 Населённый пункт: г. Ленинск - Кузнецкий, Кемеровской обл. Наименование материала: статья Тема: Место диалога в ФГОС Раздел: начальное образование
Место диалога в ФГОС:
«Из опыта работы организация исследовательской деятельности в диалоге участников
образовательного процесса»
Социокультурная
ситуация,
которую
проживает
наше
общество,
потребовала
от
современной
школы
интенсивных
поисков
в
сфере
переоформления
своего
образовательного пространства. Главным условием решения этих задач является введение
государственного
стандарта
общего
образования.
Школа
из
системы,
подчиненной
выполнению
цели-госзаказа
подготовки
специалистов
для
производства
или
высшего
образования,
превращается
в
открытую
систему,
где
происходит
выработка
новых
приемов,
форм,
идей,
стратегий
образования.
Одним
из
приоритетных
направлений
инновационного движения представляется направление, связанное с разработкой подходов
к
содержанию
образования,
в
которых
цели
личностного
развития
выступают
приоритетными,
где
ученик
партнер,
способный
мыслить,
анализировать,
принимать
участие в оценке своей деятельности.
В инновационной практике формы совместной деятельности педагога и ребенка, в
которых
названная
цель
«проявляет»
себя
и
организует
совместную
деятельность
в
диалоге.
Диалог
как
способ
организации
совместной
деятельности,
обнаруживает
себя
в
смыслопорождении, которое, в свою очередь требует соответствующих организационных
форм своего воплощения.
Взяв за основу одну из базовых моделей (в частности – модели урока-исследования),
предложенных
авторами
концепции
Школы
Совместной
деятельности
Г.Н.
Прозументовой,
я
стала
пытаться
при
знакомстве
с
художественным
текстом,
образовывать и оформлять смыслы обучающихся, т.е. заниматься смыслодеятельностью на
уроке, что позволило расширить рамки данного урока. Направляя сознание ребенка на
осмысление культурных основ жизни, вижу свою роль в способствовании субъективности
ребенка, а субъективность формируется в ситуации диалога.
Ребенок, вступив в диалог вынужден выразить свое "Я", сообщить другому о себе,
своем отношение к тем или иным явлениям, а сообщив, точнее, уяснить себе, каково же
именно это его отношение, каковы его предпочтения, т.е. осознать свое "Я". Диалог - это
не только познание другого, сколько познание себя. В диалоге для меня как педагога
предоставляется возможность развивать у ребенка, способность стать таким человеком,
который осознал бы не только социальные отношения и культурные ценности мира, но и
самого себя, свои связи с ценностными объектами.
В диалогах не может быть правильно и неправильно, есть разные мнения, есть
разное восприятие жизни. В этом прелесть диалога: он раскрывает многоцветную палитру
человеческой неповторимости. Если заимствовать из психологии термин "Я - сообщение",
то эти способность можно выразить так: произвести "Я - сообщение" в состоянии лишь
человек свободный, лишенный страха перед грубой и унижающей оценкой окружающих,
не зажатый опасениями потерять свой престиж, утратить статус в группе. Поэтому первый
шаг
к
диалогическому
обучению
и
воспитанию
совсем
не
прост:
он
требует
преобразования психологического климата не только в группе школьников, но и в самой
школе, когда каждый открыто, выражает то, что составляет содержимое его души в момент
взаимодействия с другим « Я думаю, мне кажется, я всегда, мне всегда» - вот формы
диалогической
установки,
выводящей
человека
на
диалог
с
другим.
Особую
роль
в
диалоге играет конфликт как столкновение противоречивых мнений, интересов, взглядов,
желаний, позиций. Диалог в ходе конфликта становится серьезной школой субъективности
для всех его участников, если они не бояться быть осмеянными за проявление своего
индивидуального
представления
о
жизненном
явлении,
факте.
Важным
моментом,
я
считаю,
в
диалоге
–
рефлексию
(размышление
над
собственными
ощущениями,
переживаниями, мыслями и действиями).
«Познавая других, мы познаем себя» - это возможно лишь в ситуации диалога.
На протяжении последних 5 лет я на своих уроках литературы и внеклассных
собраниях выявляю проблемы, которые проявляются через индивидуальные смыслы. И в
ходе диалога, создаю общее смысловое поле. Решая одну проблему, часто обнаруживаем с
детьми другую. Например, классное собрание на тему: «Что мешает мне учиться?»,
выявило
ряд
других
проблем,
таких
как
дружба,
проблему
досуга,
проблему
взаимопонимание
в
семье
и
ряд
других,
а
значит,
диалог
не
закончен,
еще
многое
предстоит выяснить и решить совместными усилиями.
М.М.Бахтин подчеркивает, что диалог фиксируется в динамике, что динамика - это
всегда движение смыслов, которое обнаруживается в их оформлении.
Решая цели и задачи литературного образования, создаю на уроках
личностное
взаимодействие себя и ребенка.
На первом этапе общения с художественным текстом, актуализирую уже имеющиеся
у
детей
первичные
смыслы
восприятия
и
понимания
произведения.
Провожу
анкетирование по составленным вопросам. Педагогическая цель этого хода заключается в
том, чтобы дать ребятам возможность с одной стороны, вербализировать свои смыслы, с
другой стороны, - предъявить их для обсуждения своим товарищам, с третьей стороны, -
подвергнуть
найденные
смыслы
своеобразной
саморефлексии.
Итоги
первого
этапа
проектирования (т.е. актуализация, вербализация, обсуждение собственной смысловой
позиции) помогают сложить общее тематическое поле смысло-погружения. Подобный
проектный ход в организации общения с литературным произведением, обеспечивает
ученикам пространство свободы в выборе позиции. Он имеет возможность по-своему,
индивидуально ощущать, проживать, понимать художественный текст.
При
этом
ребенок
не
ограничен
в
спонтанном
проектировании
собственной
читательской и человеческой индивидуальности. Участвуя в диалогическом общении, мой
ученик видит, что содержание урока мажет складываться из того, что скажет, ощутит он
сам, его товарищи. В диалоге ребенок чувствует себя автором общения. Диалог позволяет
включиться
в
разговор
на
различных
уровнях
сопричастности
к
произведению,
практически всех детей. Результат урока-диалога - это появление
В
общем пространстве
общения
множества
различных
голосов
и
позиции,
в
которых
фиксируется
индивидуальное отношение детей к тому, что происходит на уроке. Многоголосье и
многопозиционность принципиально отличают диалог от монологического урока. Ребенок
в диалоге может изначально иметь свои смыслы. Параллельно ученик получает право на
свою итоговую Смысловую позицию. У каждого ребенка в диалоге образуется свой
предмет деятельности, который он проживает и удерживает в диалоге.
Моя задача заключается в том, чтобы выявить и отрефлексировать вместе с ребен ком
его индивидуальную смысловую проекцию. И, если, возможно, помочь в дальнейшем
ребенку осознать природу, свой смысло-индивидуальности и вместе с ним участвовать в
дальнейшем в её проектировании и развитии. В диалоге не текст выступает предметом
педагогических устремлений и усилий учителя, а те смыслы, которые возникают у детей в
процессе общения с - этим текстом. А эта ситуация, в свою очередь, меняет мою роль в
совместной деятельности. Учитель, в данном случае не контролер, не лидер, а собеседник
- таким представляется педагог в диалоге».
Примером такого урока может служить урок – диалог внеклассного чтения в 6 классе
на
тему: «Жестокие игры», смысловое поле создавалось при предъявлении полярных
высказываний.
Два ребенка считали, что все вопросы можно решить силой, что у
сильного
всегда
бессильный
виноват.
Этим
детям
труднее
всех
было
участвовать
в
создании «Кодекса чести», а принять его еще сложнее. Но тем и ценен диалог, что
вскрываются не только проблемы, но и находятся пути их решения.
Смыслопорождения
на
уроках
русского
языка
и
литературы
часто
носят
исследовательский характер. И не всегда мы с детьми можем придти к выводу в рамках
одного
урока,
работу
продолжаем
внеурочное
время.
Так
при
написании
сочинений
возникла проблема неуместного употребления однокоренных слов, были снижены оценки,
в ходе диалога родилась гипотеза: «Всегда ли употребление однокоренных слов является
тавтологией?».
Ученики
занялись
исследовательским
проектом
на
данную
тему
и
доказали, что «мастера слова» в литературе прибегают приему повтора и употреблению
однокоренных слов.
Мои ученики, прежде всего партнеры в общении, они и я признаем право любого из
нас на собственную точку зрения, и ее защиту. Но не всегда мы умеем слушать и слышать
партнера, над этим приходится много работать, когда это удается, дети способны к
сочувствию и сопереживанию.
Готовясь к урокам диалогам, я не знаю заранее, какой новой гранью удивят меня мои
ученики, что нового я открою для себя и чем смогу быть полезной на данном этапе их
познавательной деятельности.