Автор: Заирова Оксана Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Курлекская СОШ" Томского района Населённый пункт: село Курлек, Томская область Наименование материала: сценарий внеклассного мероприятия Тема: игра-путешествие "Полет в космос" Раздел: начальное образование
Цель:
развитие познавательной и творческой активности учащихся;
расширение знаний о космосе;
формирование коммуникативных навыков через работу в группах;
воспитание чувства патриотизма, взаимопомощи.
Оборудование:
для оформлении классной доски -Незнайка, космонавт, аппликация ракеты, карта
путешествия, кроссворд «Полет»;
задание
для
команд :
ракета
разрезная,
кроссворд
«Полет»,
раскраски
«Фантастические животные», телеграмма;
презентации:
- «Полет на Луну»,
- «Музей космонавтики»,
- «Путешествие по планете Земля»,
-«Деймос- спутник Марса»;
портреты космонавтов.
ХОД ИГРЫ
Ведущий .
Всенародный
день
авиации
и
космонавтики
–
большой
праздник
в
честь
лётчиков,
космонавтов,
конструкторов,
служащих,
рабочих,
которые
создают
ракеты,
космические корабли и искусственные спутники Земли.
- Каким должен быть космонавт?
Чтобы полёт в космос был удачным, надо быть сильными, быстрыми, ловкими,
грамотными, находчивыми, как все космонавты и ещё надо быть готовыми прийти на
помощь друг другу.
С давних времён загадочный космический мир притягивал к себе внимание людей.
Люди интересовались космосом.
Сегодня наш отряд космонавтов отправляется в путешествие. Мы совершим полет к
Марсу.
Давайте посмотрим на карту путешествия. Нам предстоит стартовать с Земли, сделать
вокруг нее три витка, посетить Луну. Затем , мы совершим посадку на двух спутниках
Марса- Деймосе и Фобосе- и наконец побываем на Марсе. Это будет последний пункт
нашего путешествия.
(общий вид оформления классной доски)
Потом мы вернёмся на Землю.
Наш отряд юных космонавтов состоит из двух экипажей, в каждом из них свой
командир .
Космонавты! Во время полета будьте очень внимательны! Слушайте команды своих
командиров!
Начинается подготовка к полету.
Член 1 – го экипажа.
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким!
Звучит музыка в исполнении ансамбля «Спейс» Космическая симфония
«Париж.Франция.Транзит».
Все космонавты выполняют физические упражненияпод команды одного из учащегося:
Мы в ракету смело сели
(сядем на корточки)
Шлем на голову одели
(круглые руки над головой)
«Пуск!» - и в космос мы летим
(встаем и тянемся вверх)
В невесомости парим
(руки в стороны,качаемся на одной ноге)
путь наметили к планете
(вытягиваем руки вперед)
Помахали вслед комете,
Потянули за рычаг
НЕЗНАЙКА,
АППЛИКАЦИЯ
ИЗ БУМАГИ
МУЗЕИ
КОСМОНАВ-
ТИКИ
КАРТА
ПУТЕШЕСТВИ
Я,
КОСМОНАВТ
РАКЕТА
КРОССВОРД
(тянем за «рычаг»)
Взяли курс к созвездию Рак.
Посмотрели в телескоп
(два неплотно сжатых кулака перед глазами)
Надавили кнопку стоп
(давим большим пальцем на воображаемую кнопку)
Развернули мы ракету
(поворачиваемся)
Как обычную карету.
И продолжили полет
(руки в сторону, поворачиваемся)
Космос нас с собой зовет!
(машем рукой)
Член 2-го экипажа.
Далекие звёзды над нами горят,
Зовут они в гости ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас-
И вот мы к полету готовы сейчас.
Член1-го экипажа.
Скомандует диктор: «Внимание! Взлет!»
И наша ракета помчится вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.
Член 2-го экипажа.
Хотим мы с тобой подружиться , Луна,
Чтоб ты не скучала все время одна!
Таинственный Марс, подожди нас чуть- чуть,
Сумеем в пути и к тебе заглянуть!
Член 1-го экипажа.
Ждет нас быстрая ракета.
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс-
Звезды, в гости ждите нас!
Ведущий . Действительно, чтобы лететь, нам нужен космический корабль. Знаете,
космонавты, воспользуемся чертежами, которые делал Незнайка.
Придумал Незнайка корабль межпланетный,
Чертил чертежи в обстановке секретной;
Чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнали,
Чертил на отдельных листах все детали.
А ты рассмотри все его чертежи
И полный чертеж из деталей сложи.
Все надо заметить, все надо учесть,
Быть может, ненужные, лишние есть?
Открывается рисунок ракеты на плакате. Второй экземпляр рисунка разрезан на
детали. Командиры экипажей приглашаются для сборки корабля (по образцу).
Ведущий. Вот теперь можно лететь!
По ступенькам поднялись,
Дружно за руки взялись.
Аккуратно надо сесть,
Чтоб приборы не задеть.
Космонавты! Надеть шлемы! Занять кресла, пристегнуть ремни! Три, два, один- летим!
Корабль с космонавтами совершает витки вокруг Земли.(Презентация «Путешествие по
планете Земля»)
Ведущий. Пока мы совершали витки вокруг Земли, любовались красотой нашей планеты.
Космонавты первого экипажа, что вы видите?
Презентация «Полет к Луне» начинается с краткого рассказа ведущего : «Луна –
спутник Земли. Это тоже планета, но очень маленькая. Она не может самостоятельно
двигаться и как бы «привязана» к Земле.
ЛУНА.
Луна – спутник Земли (т. е. вращается вокруг Земли) . Луна – единственный спутник
Земли, такой большой и близкий, она видна невооружённым глазом лучше, чем любая
планета в телескоп. Поверхность Луны неровная и чрезвычайно сложная. Луну изучают
учёные, которых называют селенологи. Если понаблюдать за Луной, то увидим, что её вид
меняется каждый день (узкий серп, затем полнеет и становится круглой), затем становится
меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем.
Луна – шар. На Луне видны тёмные пятна, которые называют морями. Но в них нет
ни капли воды. Нет и атмосферы (воздуха), поэтому нет и не может быть жизни.
Астронавты, побывавшие на Луне, были одеты в скафандры – защитные костюмы. Это
были американцы. Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин.
Поверхность Луны освещена Солнцем, нагревается до температуры 130 градусов С.
Ночью температура лунной поверхности понижается доминус 160 – 170 градусов. Ночь и
день длятся на Луне около 15 земных суток.
А мы побываем с вами в Музеях космонавтики .
С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей,
манил их своей таинственностью и красотой. Раньше, давным-давно, когда люди только
начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на
трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха
плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством
сверкающих звезд. Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба всегда манили к
себе людей. Они давно пытались покорить небо.
Люди построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля –
шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг солнца, делая
один оборот вокруг своей оси за год.
Потом люди построили самолёты и стали летать в воздушной оболочке
Земли(атмосфере).
Но люди не останавливались на достигнутом, их манил космос.
(Далее следует презентация «Музеи космонавтики»)
Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, Сергей
Павлович Королёв. Эти два человека положили начало освоению космоса.
Первый полёт в космос
12 апреля 1961 года в космос полетел гражданин СССР – Юрий Алексеевич Гагарин.
( Портрет)
Имя этого человека известно во всем мире. С детства Юра увлекался самолётами. Он
был очень любознательным и схватывал всё на лету. Когда Юре было 7 лет, началась
Великая Отечественная война. Немцы выгнали его семью из дома . Пришлось ютиться в
землянке. Войну Гагарин пережил и в 15 лет поступил в ремесленное училище. Но
увлечение авиацией перетянуло и он поступает в военное авиационное училище.
Человеком он был смелым, находчивым, весёлым. Внимательно относился к товарищам,
помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически.
12 апреля 1961 года на ракете «Восток» облетел вокруг нашей планеты за 108 минут.
Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами,
и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого,
обаятельного человека, проложившего дорогу к звёздам.
Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век!
И первый из первых в ракете
Наш русский летит человек!
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле
Летел он один во Вселенной,
Чтоб снова вернуться к земле!(Сергей Михалков)
Сегодня работа в космосе – это научные исследования и повседневная работа во имя
прогресса во всем мире. Вот почему в космос летают международные экипажи.
А как вы думаете, космонавт – это мужская профессия?
Оказывается, космос покоряется и женщинам. Имя одной женщины - космонавта
известно всему миру. Это – Валентина Николаевна Терешкова.( Портрет).
А в первые вышел в открытое космическое пространство известный космонавт –
Алексей Леонов. ( Портрет).
В космосе – невесомость. Это неблагоприятное явление для космонавта. Под
действием невесомости у человека начинает кружиться голова. Так же в открытом космосе
большая разница температур: то высокая, то низкая. Поэтому космонавт должен быть
тренированным и здоровым человеком.
Член 2-го экипажа. Прощай, Луна! Вперед, к Деймосу!
Ведущий.
В невесомости плывем мы под самым потолком!
Корабль качается - раз!
Корабль качается - два!
Корабль качается – три!
В космическом танце - замри!
Дети выполняют произвольные танцевальные движения под музыку в исполнении
ансамбля «Спейс» Космическая симфония «Париж. Франция. Транзит». Когда
произносится последняя строка речитатива, все замирают. Лучшая фигура отмечается
ведущим.
Ведущий. Итак, мы подлетаем к спутнику Марса-Деймосу. Космонавты, внимательно
смотрите в иллюминаторы! (презентация «Деймос- спутник Марса»)
Ой, сколько здесь невиданных животных!
Прибыв на Деймос, космонавты попадают в космический зоопарк. Каждый экипаж
получает задание: перед вами животные из этого зоопарка, вам нужно рассказать, как
называется и где обитает эти животные (листы с фантастическими животными).
Наше животное называется Ням-Ням. Оно живет на острове Цветные Джунгли, питается
красными огурцами. Вот его портрет (показывает рисунок)
В таком же стиле отчитывается и другие экипажи.
Ведущий. Теперь наш путь лежит к Фобосу. Этот спутник Марса чуть больше Деймоса и
имеет такую же неправильную овальную форму. Оба спутника открыты в 1877 г.
американским астрономом Асафом Холлом.
Член экипажа. На борт нашего корабля поступили какие-то странные зашифрованные
телеграммы. Кто сможет разгадать эти загадочные цифры?
Каждому экипажу вручается телеграмма, которую требуется прочесть с помощью шифра,
предложенного ведущим.(Телеграммы с Фобоса.)
3…14…9…13…1…14…9…6…
А
1
Б
2
В
3
Г
4
Д
5
Е
6
Ж
7
З
8
И
9
Й
10
К
11
Л
12
М
13
Н
14
О
15
П
16
Р
17
С
18
Т
19
У
20
Ф
21
Х
22
Ц
23
Ч
24
Ш
25
Щ
26
Ъ
27
Ы
28
Ь
29
Э
30
Ю
31
Я
32
Члены экипажей зачитывают по очереди. Наша Телеграмма следующего содержания:
ВНИМАНИЕ…
ПОСАДКА…НЕВОЗМОЖНА… ЭПИДЕМИЯ… СПАСАЙТЕСЬ!...
Ведущий . Действительно, странно. Я совсем забыл вам сказать: если перевести с
греческого языка названия спутников Марса, то получается слова ужас и страх.
МАРС
Планета Марс имеет цвет, напоминающий огонь. Эта планета меньше Земли примерно
вдвое по диаметру, и в 9 раз по массе.
Год на Марсе длится около двух земных лет. Эта планета расположена дальше от
Солнца, чем наша планета Земля, и значит меньше получает тепла. Условия на Марсе
суровые. Без специального скафандра не прожить и минуты. К тому же холод там
ужасный. Даже летним утром, перед рассветом, может быть мороз в 90 градусов.
Раньше учёные думали, что на Марсе есть растения и даже живут разумные марсиане.
Космические автоматы, опустившиеся на красную планету, опровергли это. Скорее всего
никакой жизни, даже простейших микробов, на Марсе нет. На изображениях Марс
выглядит как безжизненная пустыня, покрытая красноватым песком. На этой планете
обнаружены русла высохших рек. На Марсе есть горы, высота горы Олимп – 27
километров.
Что же, тогда попробуем совершить посадку на Марс! Марс- планета Солнечной
системы, четвертая по счету от Солнца. Обращается вокруг него примерно за два года.
Вокруг своей оси она обращается за одни сутки и Земля.
Члены экипажа . Здесь марсиане приготовили нам кроссворд «Полет». Только если мы
его отгадаем, сможем вернуться обратно на Землю.
К Марсу путь был очень длинным.
Стоп! Выходим из кабины!
Путь неровный – рвы, канавы,
Их преодолеть нам надо.
Далее Ведущий раздаёт кроссворд, а космонавты отгадывают. Ответы записываются в
кроссворд.
Путешествие подходит к концу. Космонавты готовятся к возвращению на Землю.
Ведущий.
Возвращаться нам пора,
По местам, мои друзья!
Члены экипажа.
Из полета возвратились,
Мы на Землю приземлились.
Ведущий. (подводит итоги полета) Что запомнили, что нового узнали в полете? Что
больше всего запомнилось, что понравилось? Кто был самым находчивым космонавтом?
ЛУНА
МАРС
ДЕЙМОС
ФОБОС
КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ
ЗЕМЛЯ
ТЕЛЕГРАММА С ФОБОСА
3…14…9…13…1…14…9…6
16…15…18…1…5…11…1
14…6…3…15…8…13…15…7…14…1
30…16…9…5…6…13…9…32
18…16…1…18…1…10…19…6…18…29
_____________________________________________________________________________________
ТЕЛЕГРАММА С ФОБОСА
3…14…9…13…1…14…9…6
16…15…18…1…5…11…1
14…6…3…15…8…13…15…7…14…1
30…16…9…5…6…13…9…32
18…16…1…18…1…10…19…6…18…29
Кроссворд «Полет»
Много раз ты слышал это:
Космонавт, скафандр, ракета.
Знаешь эти имена:
Марс, Венера и Луна.
Наблюдаешь по порядку
Старт, стыковку и посадку.
Вот «Восход», «Союз», «Восток»-
За витком еще виток
Совершают корабли,
Стартовавшие с Земли,
С места старта- с космодрома….
Все слова тебе знакомы:
Спутник, двигатель, орбита…
Двадцать слов в кроссворде скрыты!
Ты подумаешь и сам
Их расставишь по местам!