Автор: Куприна Галина Вячеславовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СШ №3 Населённый пункт: г.Богородицк, Тульская область Наименование материала: конспект Тема: Москва златоглавая Раздел: начальное образование
Окружающий мир по программе «Школа 2100» (3-й класс)
ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО
Урок 13.
РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV–XVII ВЕКА
Тема: МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ
Цели:
1.
Формирование у учащихся образа Московского Кремля и Красной площади как
уникального
комплекса
архитектурных
и
исторических
памятников
времён
Московского государства.
2.
Ознакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.
Ход урока
I Актуализация знаний.
- Перед нами река времени Российской истории. На каком участке мы находимся?
Покажите.
- Как называется изучаемый раздел?
- Какой период времени он охватывает?
II Совместное открытие знаний.
Поиск решения проблемы.
- Сейчас вы попробуйте определить тему урока. У вас на партах лежат конверты.
Достаньте листочки и составьте пословицу. (Работаем в парах).
- Кто составил, поднимите руку.
- Давайте проверим, правильно ли вы собрали пословицу и попробуйте объяснить их
смысл. (Ученики составляют пословицы)
1.
Кремль – сердце Москвы.
2.
Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.
3.
На Москву идти – голову нести.
4.
Москва – мать всем русским городам.
- Что общего в этих пословицах? О чём они? Какова же тема нашего урока?
(Пословицы о Москве. Значит, и тема урока о Москве.)
-Я уточню тему урока: Москва златоглавая.
- Что означает слово златоглавая? Какое оно? (Слово златоглавая сложное состоит
из основ 2 слов злато (золотая) и глава (голова).
- Так почему же златоглавая? ( Златоглавая, потому что все купола соборов
покрыты золотом. Золотые купола).
- Положите ладонь на левую сторону груди.
- Что вы чувствуете? (сердце)
- Как оно бьется? (Бьется часто, от волнения).
– Вспомните, для чего человеческому организму необходимо сердце. (Сердце –
орган для перекачки крови, разносящей по организму питательные вещества.)
– Может ли человек жить без сердца? (Нет, не может.)
– Давайте
сделаем
вывод:
все
необходимые
человеку
для
жизни
питательные
вещества проходят через сердце.
– Вы слышали когда-нибудь выражение «Кремль – сердце Москвы, Москва – сердце
России»? (Да.)
– По
всем
дорогам России
– автомобильным, железным, водным, воздушным –
перевозится огромное количество необходимых людям товаров и продуктов. Разве
все
эти
«питательные
вещества»
проходят
через
Москву
(а
в
Москве
–
через
Кремль),
как
кровь
через
сердце
в
человеческом
организме?
(Нет.
Товары
и
продукты России через Кремль не проходят. )
– Какой возникает вопрос? (Что имеют в виду люди, когда говорят, что Кремль –
сердце Москвы, а Москва – сердце России?)
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:
Почему Кремль называют сердцем России?
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться
по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
– Кто из вас был в Московском Кремле? Какие у вас остались впечатления от
посещения Кремля?
– Можете ли вы предположить, почему Московский Кремль называют сердцем
России?
Ученики высказывают свои мнения. Возможно, среди них встретятся и такие:
– Кремль очень красивый.
– В Кремле много музеев.
– Кремль находится в столице нашего государства, а столица – самый главный город
России, как сердце – самый главный орган человека.
– Москва начала строиться с Кремля, это самое древнее место в Москве…
От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать
основные версии.
– Составим план урока.
– Сегодня мы будем создавать свой макет Москвы и проверять ваши предположения.
Вспомните, что обозначает слово «кремль»? (Кремль – крепость, укрепление.)
– С чего мы начнём строить макет московской крепости – Кремля? (Со стен и
башен.)
– Вам было дано домашнее задание найти открытки, иллюстрации с изображением
стен и башен Московского Кремля.
Ученики прикрепляют по периметру доски рисунки, открытки, иллюстрации с
изображениями стен и башен Кремля.
– Ваши рисунки показывают, какие стены и башни Кремля можно увидеть сегодня.
Но они не всегда были такими. Сегодня на уроке нам и предстоит это узнать.
1.
Стены и башни кремля.
– С какого времени Москва является столицей Руси? (С XIV века.)
–
Чем
столица
государства
отличается
от
других
городов?
(В
ней
находится
правитель – государь всея Руси, который издаёт законы для всего государства.)
– Где в столице жил правитель? Куда шли люди, чтобы с ним встретиться? (Люди
шли в Кремль, там находился дворец правителя.)
Москва – столица России, в которой находился правитель государства (а сейчас –
глава государства, президент). Именно в Кремль, к правителю, издавна приходили
люди за помощью, из Московского Кремля расходились по всему государству законы
и важные распоряжения.
На следующем этапе урока нам и предстоит узнать кто был правителем Московского
государства в 16 веке.
2.
Образ правителя (царя).
–
Чем
ещё
поражала
Московский
кремль
своих
жителей
и
гостей?
Какие
достопримечательности часто упоминаются в песнях о Москве?
– Поэты посвящают ей стихи, композиторы музыку, художники пишут картины. А
что расскажет о Московском Кремле его архитектура.
3.
Архитектура Московского Кремля (купола и колокола).
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
III Самостоятельное применение знаний.
– Чтобы найти ответы на эти задания, нам нужно с вами разделиться на группы.
Работа в группах. (Повторить правила работы в группе:
В группе должен быть организатор обсуждения,
говорим вежливо,
называем собеседника по имени,
говорим по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
если непонятно, переспросите партнера,
четко высказываем свое мнение,
соблюдаем порядок на парте,
уважаем мнение собеседника.
каждый может высказать свою версию решения,
один говорит, а остальные слушают,
каждая версия обсуждается в группе,
в группе согласуется общее решение,
представитель группы защищает согласованное решение перед классом.)
- Задача первой группы, создать макет Московского Кремля.
(Перед нашей группой стояла задача создать макет Московского Кремля. Мы
считаем,
что
правильно
составили
из
пазлов
картину.
Уровень
знаний
был
необходимый.
Мы извлекали информацию из иллюстраций, выявляли сущность
особенности
объектов,
высказывали
свои
предположения,
строили
речевые
высказывания с поставленными задачами, делали выводы.)
- Вторая группа выяснит какие же были стены Московского Кремля изначально. А
поможет им в работе детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Век
постройки
Как выглядели стены и башни Московского Кремля
XII
В XII веке, Кремль был деревянный, сосновый. Его обнесли даже рвом и
земляным валом, но от дождя и снега он долго продержаться не мог.
начало XIV
В начале XIV века Иван Калита, сделал Кремль из дуба. Потому что дуб –
самое прочное дерево.)
конец XIV
В конце XIV века Кремль стал белокаменным, он так видоизменился при
князе Дмитрии Донском. При его строительстве использовался белый
известняк меловых гор в округе Москвы. Известняк тоже не очень
прочный строительный материал, но всё, же ему не страшны пожары.
XV
В XV веке Москва стала столицей русского государства, государь Руси
Иван III хотел, чтобы Москва была самым неприступным городом.
Иван III пригласил итальянских мастеров, под их руководством более 10
лет строился новый Кремль. В это время и были возведены красные
зубчатые стены (ласточкин хвост), башни и знаменитые кремлёвские
соборы.
Стены высотой от 8 до 19 метров и толщиной 3-6 метров, протянулись
более чем на 2 км
Вывод учителя:
- Башни кремля делали крепость особенно надёжной, с них издалека был виден
неприятель. Первоначально было построено более 20 башен, сейчас остались 7
основных. В башнях хранились запасы продовольствия и оружия, в них же
размещались и защитники Кремля. Не случайно за многовековую историю Кремль
ни разу не был взят штурмом. (Показать на макете)
-
Как ваша группа оценивает свою работу?
- Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
(Перед нашей группой стояла задача узнать как выглядели стены Московского
Кремля. Мы считаем, что задание выполнили правильно, в этом нам помогла
детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Уровень знаний был повышенный. Мы
извлекали информацию из текста, находили ответы на вопросы, высказывали свои
предположения, строили речевые высказывания с поставленными задачами, делали
выводы, оформляли свои мысли.)
- Третья группа создаёт образ царя и дают представление о его правлении. Работа с
учебником с. 59-61
- О каком царе идёт речь?
Имя царя
Символы царской власти
Характеристика царя
В 1547 году венчался на
царство внук Ивана III –
Иван IV Грозный. С этого
в р е м е н и
в е л и к о г о
государя
стали
называть
царём.
Народ
считал
его
с во и м
го с п од и н ом
и
защитником
Царя от других людей отличали символы власти:
креста, венец (головной убор), держава, скипетр
и
трон.
Одним
из
венцов,
являлась
шапка
Мономаха,
она
была
изготовлена
из
чистого
золота.
Позже,
русские
мастера,
украсили
её
драгоценными каменьями и соболиным мехом.
Ею венчались, почти все русские цари.
С и р от а ,
в о с п и т а н н ы й
боярами в жестокости, стал
одним
из
самых
лютых
ц а р е й
в
Р о с с и й с к о м
государстве.
Вывод учителя: у московских царей была огромная власть над подданными, и
использование этой власти могло привести к страшным бедам для жителей России.
-
Как ваша группа оценивает свою работу?
- Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
(Перед нашей группой стояла задача создать образ царя Ивана Грозного и дали
представление о его правлении. Мы считаем, что задание выполнили правильно, в
этом нам помогли страницы учебника. Уровень знаний был необходимый. Мы
извлекали информацию из текста, строили речевые высказывания с поставленными
задачами, делали выводы, оформляли свои мысли.)
-
И четвёртая
группа
рассказывает
нам
о
великих
творениях
архитектурах
Московского Кремля и какие важнейшие государственные события проходили там.
Работа с учебником с. 59-61
Архитектурные памятники
Московского Кремля
События связанные с этими
памятниками культуры
Колокольня Иван Великий
Колокола звонили во время главных праздников, и звон
их был слышен даже на самых отдалённых окраинах.
Успенский собор
В этом соборе Иван III, разорвал грамоту Хана Золотой
Орды, тем самым избавил Русь от Ордынской
зависимости.
В 1547 году в этом соборе венчался на царство внук
Ивана III – Иван IV Грозный.
Благовещенский собор
Тяжкие грехи Ивана Грозного не давали покоя царю –
тирану. Лица невинно убиенных им людей приходили к
нему по ночам. Несмотря на пороки, первый Российский
царь был глубоко верующим человеком. Желая замолить
свои грехи, по подземным переходам он приходил в
Благовещенский собор.
Собор Василия Блаженного
Память о злодействах И. Грозного хранит самый
красивый храм России.В честь победы над Казанью,
решил царь построить собор, краше которого ни где нет.
Двое зодчих Постник и Барма создали этот храм. Иван
Грозный приказал выколоть им глаза, чтобы они не
смогли создать собор, краше этого
Архангельский собор
Умер самый первый и самый грозный царь Российского
Государства Иван Грозный, похоронен он был в
Архангельском соборе.
Вывод учителя: великие творения архитектуры не только прекрасны, но и являются
«следами прошлого» в настоящем. Все эти соборы объединяет то, что у них у всех
есть
золотые
купола.
Они
хранят
память
о
важнейших
событиях
истории
Московского государства и сами являются символами этой истории, которая как бы
продолжает существовать рядом с нами.
-
Как ваша группа оценивает свою работу?
- Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли вам выполнить задание?
– Вы сделал всё правильно или были недочёты?
– Вы составил всё сами или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
(Перед нашей группой стояла задача создать образ архитектурного комплекса
Московского Кремля. Мы считаем, что задание выполнили правильно, в этом нам
помогли страницы учебника. Уровень знаний был необходимый. Мы извлекали
информацию из текста, выявляли сущность объектов, делали выводы, оформляли
свои мысли.)
- А теперь давайте вернёмся к проблеме нашего урока.
– Как теперь вы объясните фразу «Кремль – сердце России»?
Ученики вместе с учителем формулируют вывод по проблеме:
Кремль
–
сердце
Москвы,
так
как
он
является
древнейшей
и
красивейшей
её
частью. Москва – сердце России: её культурный, исторический, политический
центр.
- Мы с вами совершили маленькое путешествие в Московский Кремль, чтобы узнать
и полюбить его навсегда. Насколько вы были внимательны и всё запомнили, покажет
следующее задание.
(Каждой группе выдаются вопросы. Капитаны команд опрашивают своих
товарищей по группе. После этого проводится тестирование с помощью системы
голосования.)
1. В каком веке Москва стала столицей русского государства? (XV)
2. Какие стены Московского Кремля были возведены в XII веке. (Сосновые)
3. Какой правитель получил титул «Царя всея Руси» ? (Иван IV)
4. Один из древнейших венцов, которым венчали всех русских царей. (Шапка
Маномаха)
5. Усыпальница московских великих князей. (Архангельский собор)
IV Итог урока:
По презентации.
Опрос по группам:
– Какую бы вы отметку поставили своей группе за проделанную работу? Кто был
самый активный в группе? Кому можно поставить отметку?
V Домашнее задание: Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий
рабочей тетради к теме 12.
– Наш урок подходит к концу. Давайте посмотрим с каким настроением вы уйдёте с
этого урока. Я предлагаю вам выбрать из конверта цвет сердечка, который
соответствует вашему настроению. (Подведение итогов)
– У меня сегодня тоже хорошее настроение.
– Спасибо за урок!