Автор: Воронцова Валентина Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУДО "Центр детского творчества" Населённый пункт: город Нижневартовск Тюменская область Наименование материала: Разработка занятия Тема: Брейн- ринг. "В мире прекрасного" Раздел: дополнительное образование
Номинация : Организация досуга и внеклассной
деятельности.
Название работы : Брейн- ринг:" В мире прекрасного."
Авторы : Воронцова В. Н.
Место выполнения работы : г. Нижневартовск "ЦДТ"
г. Нижневартовск.
Тема : " В мире прекрасного"
Форма проведения:" Брейн- ринг.
Цель: Расширение кругозора, формирование новых представлений о
литературе, музыке, народных традициях.
Задачи: Развитие логического мышления; наглядно-образного, творческого
мышления. Развитие словарного запаса.
Воспитания положительного отношения к культуре, друг к другому.
Активизация детей, умение сопереживать и уважать окружающих. Навыки
работать в коллективе.
Оборудование:
Иллюстрации из книги "Мир музыки."
Музыкальные произведения:
1) Камерный оркестр " Виртуозы Рима." А. Вивальди " Времена года" 2-3
мин. /1 тур- 5 задание/
2) И. С. Бах. " 45 хоральных прелюдий." Ральф Усвяли. 2-3 мин./2 тур
-5задание/
3) Русские народные наигрыши 2-3 мин./ Резервные вопросы 1 тура/
Ребусы. разрезанные картинки, значки капитанов.
Методы организации: Художественное слово. Просмотр иллюстраций. аудио
материала, исполнение педагогом музыкальных произведений. Ребусы,
разрезанные картинки.
Тип занятий: Совершенствование знаний, умений, навыков.
Литература:
" Энциклопедия праздников." А. Чудакова. М.98г.
" Мир музыки." М. Зильберквит. М Детская литература 88г.
" Любимые детские игры."Г. Гришина. ТЦ. " Сфера." 97г.
" Путешествие в страну игр." О. Н.Козак. г. Санкт- Петербург.97г.
" Летние игры для больших и маленьких." О. Н.Козак. г. Санкт-
Петербург.97г.
" 1000 игр с буквами и словами." В. Волина. М. Аст- Пресс 96г.
Ход игры .
1.
С участниками игры проводится конкурс на выбор 4 капитанов команд.
Чтобы выбрать капитанов команд. нужно ответить на несколько вопросов.
1) Кто написал музыку песни о Красной шапочке? / А. Рыбников. сл. Ю.
Михайлов/
2) У какой птицы самый длинный язык? / Дятел/
3) Как называется праздник, когда в природе происходит поворот зимы на
лето с 24 на 25 января? / Коляда/
4) С какой песни эти строки:
" Баю- бай, должны все люди ночью спать.
Бай-бай, завтра будет день опять
За день мы устали очень..." /"Спят усталые игрушки."А. Островского./
5) Если ли царь Иван Грозный и князь Дмитрий Пожарский жаренный
картофель? / Нет, т.к. картофель завезли в Россию при Петре 1./
6) На каком музыкальном инструменте играл новгородский сказитель
Садко? / Гусли./
2.
Капитанам прикрепляются значки. Все участники разбиваются на
команды по 6 человек. Придумывают девиз своей команде.
3.
Командиры приглашаются на жеребьевку. Первыми участвуют команды
№1 и №2. Командам задаются по 5 вопросов, участники совещаются 1
минуту. по готовности поднимают свою эмблему. Если ответ не правильный,
то предоставляется слово другой команде. Выигрывает та команда. которая
ответила правильно на большее количество вопросов.
Вопросы для 1 тура.
1) Послушайте четверостишье и попробуйте отгадать автора этих строк?
Поздняя осень,
Грачи улетели,
Лес обнажился,
Поля опустели.
2) Как назывался сентябрь в древней Руси? / Сентябрь- хмурень, заревник./
3) Что означает это высказывание "Homo Sapiehs- Homo Musicus"
/ человек разумный - разумная музыка./
4) Собери картинку.
5) О каком инструменте пойдет речь?
" Королева оркестра- самый распространенный струнный, смычковый
инструмент. Она в музыке является столь же необходимым инструментом. как
в человеческой жизни хлеб насущный."- говорили об этом инструменте
музыканты еще в 17 веке. / Скрипка/
Звучит музыка А. Вивальди 2-3 минуты.
Проигравшая команда выбывает. на ее место размещается команда под №3.
Вопросы 2 тура
.
1) Кто автор этих строк?
Октябрь уж наступил-
Уж роща отряхает
Последний лист
С ноги своих ветвей. /А. С. Пушкин./
2) Как называли октябрь в древней Руси? /Грязник, паздерник/
3) Кого называли в Англии менестрели? /скоморохов/
4) Ребус.
5) О каком музыкальном инструменте идет речь?
" Он мудр, одинок и скрытен... Можно ли сказать так о музыкальном
инструменте? Наверное да. Мудр, потому что впитал в себя культуру
тысячелетий. Одинок, потому что его не с чем сравнить. Скрытен, потому
что его нельзя увидеть. Его можно только слышать - и вот тогда-то он
раскрывается весь." Самый большой из всех музыкальных инструментов он
родственник маленькой флейты. / Орган/
- Звучит музыка И. С. Баха. Показываются иллюстрации из книги.
Вопросы 3 тура. Финал.
1) Кто автор этих строк?
Унылая пора, очей очарованья!
Приятно мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданья.
В багрец и золото одетые леса.
/ Пушкин А. С./
2) Назовите автора и название книги персонажами которых являются
Помидор. Тыква, Горох, Вишня, Лук, Апельсин, Морковь, Редис.
/ Джани Родари " Приключение Чиполино"/
3) В какой праздник жилище украшали распустившимися березовыми
ветвями, а в лесу березу обвивали ветвями? Когда девушки пели подблюдные
песни?
/ Троица семик, святки/
4) Когда руки бывают тремя местоимениями?
/ Когда они ВЫ-МЫ-ТЫ /
5) Искусство создаваемое непрофессиональными творцами из народа?
/ Фольклор/
Резервные вопросы.
Для 1 тура.
1) Как называется древне- японское искусство составления цветочных
композиций. /Экибана/
2) Создатель оркестра русский народных инструментов. / В. В. Андреев /
Звучит музыка русский народный наигрыш 2-3 минуты.
Для 2 тура.
1) Как называется песня , кто написал слова и музыку и с какого к/ф?
...На медведя я. друзья,
Выйду без испуга,
Если с другом буду я,
А медведь без друга.
/ "Когда мои друзья со мной." из к/ф " По секрету всему свету." сл. М.
Танича муз. В. Шаинского./
2) Ребус.
Для 3 тура.
1) Как называется праздник проводы зимы? /Масленица/
2) Чем можно вычистить зубы в лесу не имея зубного порошка?
/ Древесный уголь /