Автор: Тимофеева Ольга Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Усть - Баргузинская CОШ им. Шелковникова К.М. Населённый пункт: пгт. Усть - Баргузин, Республика Бурятия Наименование материала: Методическая разработка Тема: Безударные гласные в приставках Раздел: начальное образование
1001 идея интересного занятия с детьми
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Тимофеева
Ольга
Владимировна,
МБОУ
«Усть-Баргузинская
СОШ им.Шелковникова К.М», учитель начальных классов, Республи-
ка Бурятия, пгт.Усть-Баргузин
Предмет :русский язык, «Школа 2100»
Возраст детей: 9 лет, 3 класс
Место проведения : класс.
Тема: Безударные гласные в приставках
Цели:
• формирование умения видеть орфограмму - безударная глас-
ная в приставках, графически обозначать данную орфограмму и усло-
вия её выбора, находить, исправлять ошибки, приводить собственные
примеры слов с данной орфограммой; Обобщить знания учащихся об
орфограммах корня.
• Познакомить со способом проверки безударных гласных в при-
ставках.
• Воспитывать интерес к предмету, аккуратность на письме.
Оборудование: учебник, карточки для самостоятельной работы
по теме "Приставки и предлоги", смайлики для рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
а)чистописание
п т п т по то по то
поток точка
- Сегодня мы вспомним начертание букв п и т , вспомним, как
правильно соединять эти буквы с другими.
- Какие звуки обозначает буква п ? А какие звуки обозначает бук -
ва т? Дайте этим звукам характеристику.
- Почему начертание этих букв мы вспоминаем на одном уроке?
- В основе данных букв лежит прямая наклонная линия с закруг-
лениями вверху и внизу. Напоминаю, что возвращаемся по прямой на-
клонной до 2/3 линии и только потом отводим линии вправо, вверх.
- Каким может быть соединение с буквой о? От чего это зависит?
(это зависит от буквы, которая следует за буквой о).
- Пропишите два слога, используя верхнее соединение и два сло-
га с нижним соединением
б) работа над ошибками
1. О какой части слова говорили на прошлом уроке?
2. Как отличить приставку от предлога?
У: Самостоятельная работа. Составьте предложения, раскрывая
слова в скобках.
1-в (с)тащила (с)верёвки собака рыбу
1
1001 идея интересного занятия с детьми
2-в (на)писал (на)конверте дедушка адрес
1. Что такое приставка?
2. Для чего она служит?
III. Формулирование темы и цели урока. Постановка учебной
проблемы.
Работа в парах.
У: Теперь выполним задание, которое поможет узнать тему сего-
дняшнего урока. У вас карточки со словами и вы должны определить,
какая орфограмма в корне есть в этом слове. Запишите слова в нуж-
ный столбик. (Детям предлагаются слова: морской, честный, свистнул,
травинка,
листок,
сказка,
ветка,
лёгкий,
радостно,
походы).
(б/г;непр./согл.;парн./согл.;)
У: Какое слово вызвало затруднение?
Д: Походы
У: Почему?
Д: Потому что в этом слове есть орфограмма, но находится она
не в корне.
У: Сформулируйте тему урока.
Д: Безударная гласная в приставках.
У: Как вы думаете, что по этой теме нам нужно узнать? На какие
вопросы ответить?
Д: Можно ли проверить безударные гласные в приставках?
(Этот вопрос фиксируется на доске, как проблемный)
Д: Походы
У: Почему?
Д: Потому что в этом слове есть орфограмма, но находится она
не в корне.
У: Сформулируйте тему урока.
Д: Безударная гласная в приставках.
У: Как вы думаете, что по этой теме нам нужно узнать? На какие
вопросы ответить?
Д: Можно ли проверить безударные гласные в приставках?
(Этот вопрос фиксируется на доске, как проблемный)
IV. Поиск решения проблемы. Наблюдение над безударными
гласными в приставках и корнях слов.
У: Чтобы ответить на наш вопрос, выполним упражнения.
(упр. 147, с 103)
Физминутка
У: В каких частях слова находится безударная гласная?
Д: В корне, в приставке.
У: Какой можно сделать вывод?
Д: Безударные гласные могут находиться не только в корне, но и
в приставке. Безударные гласные в корне можно проверить.
У: А как же быть с безударными гласными в приставках?
(Предположения детей)
2
1001 идея интересного занятия с детьми
У: Проверим ваши предположения. Выполним упражнение 148, с
103
(выполняется под руководством учителя)
У: Что общего между приставками под ударением и без ударе-
ния? Какой вывод можете сделать?
Д: Гласные в приставках под ударением и без ударения пишутся
одинаково.
У: Проверим наши предположения, прочитаем правило.
Работа над правилом
1. Прочитай правило.
2. Какие приставки с гласной о запомнили?
3. В каких приставках пишется буква а ?
Запомните приставки с гласной буквой А и с гласной буквой О.
над-
за-
на-
па-
пра- про-
по-
до-
под-
об-
У: Вернёмся к вопросу, который у нас возник в начале урока:
"Можно ли проверить безударные гласные в приставках?"
Д: Можно. В качестве проверочных нужно использовать слова,
где гласные звуки в приставках находятся под ударением.
На доску учитель прикрепляет слова-помощники:
V. Итог урока и рефлексия
У: 1.Чему был посвящён сегодняшний урок?
2.Приведите примеры слов с приставками.
3.Оцените свою работу на уроке.
У: У вас на партах лежат смайлики, прикрепите их на доску:
VI.Д/з упр.149
Литература:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 3 класс-
М.: Баласс, 2012.
Комисарова Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку 3
класс – М: Баласс, 2009.
Яковлева
М.А.
Тетрадь
по
чистописанию
3
класс.-М:
Баласс,
2009.
3