Программа первичной профилактики ПАВ "Я строю будущее"
Автор: Береснева Юлия Анатольевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: ГКУ "СРЦН Шарангского района" Населённый пункт: Нижегородская область, Шарангский район, д.Туманка Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа первичной профилактики ПАВ "Я строю будущее" Раздел: дополнительное образование
Государственное казенное учреждение «Социально0реабилитационный центр для
несовершеннолетних Шарангского района»
Утверждаю:
Директор ГКУ «СРЦН
Шарангского района»
_________Т.А.Фокина
2016 г.
1
Пояснительная записка
Из года в год количество несовершеннолетних россиян, употребляющих
алкоголь и наркотики, растет. В неблагополучных семьях дети, к сожалению,
лишены положительного жизненного опыта, с раннего возраста примером
для них стают нетрезвые родители, вечные скандалы и драки, недоедание.
Многие из них уже пробовали оставленные без присмотра спиртные напитки
и сигареты.
Детство - самая счастливая пора в жизни человека, но, к
сожалению, дети из неблагополучных семей его лишены. Важно направить
интерес ребенка в нужное русло, так как в современном обществе происходит
всплеск ранней алкоголизации, курения, употребления ПАВ.
Подрастающее поколение должно быть здоровым и ответственным, так как
слишком многие из них оказываются жертвами вредных привычек. Часто
мнение сверстников оказывается сильнее, чем мнение взрослых. И, кроме
того, с экранов телевизоров дети и подростки видят рекламу пива, фильмы,
где бутылка пива, бокал вина и сигарета в руке - необходимый атрибут
главного героя, и для молодых людей это становится неразрывно связано с
такими понятиями, как мужество, сила, истинная дружба, отдых. А ведь
реклама в возрасте от 8 до 15 лет действует в 4 раза сильнее на психику
ребенка, чем на взрослого. Поэтому очень важно проводить систематическую
работу
среди
подростков
по
пропаганде
здорового
образа
жизни
и
профилактике вредных привычек. В своей работе особое внимание я уделяю
первичной
профилактике
вредных
привычек
среди
детей
и
подростков.
Первичная профилактика - это предупреждение приобщения к употреблению
психоактивных веществ, которая проводится в отношении здоровых людей. И
осуществляется эта работа по программе «Я строю будущее».
2
Главным направлением работы социального педагога по данной проблеме
является
ранняя
профилактика
потребления
ПАВ,
табака,
алкоголя
посредством
проведения
бесед,
игровых
тренингов,
агит-плакатов,
ндивидуальных
консультаций
по
проблемам.
Игры,
входящие
в
тематический план, на первый взгляд лишь развлекательного характера. На
самом деле в них заключен диагностический и коррекционный смысл.
Необходимость разработки программы «Я строю будущее» для ГКУ
«СРЦН» была вызвана рядом причин: анализ отношения воспитанников к
вредным привычкам, особенности социальной среды и образ жизни семьи,
который для воспитанника заложился как стереотип для подражания.
Особенность данной программы заключается в использовании игровых
занятий,
позволяющих
выявить
не
только
отношение
к
пагубным
привычкам, но и воспитать умение противостоять давлению других, выбрать
стимулом жизни-здоровье.
Практическая значимость заключается в том, что принятые установки на
здоровый образ жизни прочно закрепятся в сознании детей.
Аналитическое обоснование.
С воспитанниками, проживающими в ГКУ « СРЦН Шарангского района»
было проведено анкетирование об отношении к вредным привычкам и их
знаниях
о
губительном
воздействии
алкоголя,
табака,
наркотиков
на
организм человека. В ходе анкетирования выяснилось, что у воспитанников
сформировано положительное отношение к алкоголю, наркотикам, никотино
- содержащим веществам,
низкий уровень информированности о влиянии
вредных привычек на организм человека.
3
Концептуальные основы программы.
При
составлении
программы
были
проработаны
различные
концепции
воспитания,
но
наиболее
подходящими
показались
здоровьесберегающие
технологии.
«Здоровьеформирующие
технологии», по определению Н.К.
Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы,
методы,
которые
направлены
на
воспитание
у
детей
культуры
здоровья,
личностных
качеств,
способствующих
его
сохранению
и
укреплению,
формирование
представления
о
здоровье
как
ценности,
мотивацию
на
ведение
здорового
образа
жизни. По
словам
профессора
Н.
К.
Смирнова, «здоровьесберегающие
технологии — это системный подход к
воспитанию,
построенный
на
стремлении
педагога
не
нанести
ущерб
з д о р о в ь ю
д е т е й » .
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения,
к о т о р ы е
с ф о р м у л и р о в а л
Н .
К .
С м и р н о в :
- «Не
навреди!» —
все
применяемые
методы,
приемы,
используемые
средства
должны
быть
обоснованными,
проверенными
на
практике,
не
наносящими вреда здоровью детей.
-Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю,
а постоянно.
-Субъект-субъектные
взаимоотношения —
р е б е н о к
я в л я е т с я
непосредственным
участником
здоровьесберегающих
мероприятий
и
в
содержательном, и в процессуальном аспектах.
-Комплексный,
междисциплинарный
подход —
единство
в
действиях
педагогов, психологов и врачей.
-Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом
поступке,
действии
сначала
выделяют
положительное,
а
только
потом
отмечают недостатки.
4
-Ответственность
за
свое
здоровье —
у
каждого
ребенка
надо
стараться
сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует
свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
При разработке программы руководствовалась следующими нормативно-
правовыми документами:
-Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (ред. от 17.12.2009);
-Федеральный
закон
от
24.06.1999
№120-ФЗ
«Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних»
(ред. от 13.10.2009);
- концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде от
28.02.2000г.
- письмо Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. N МД-
1197/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных
веществ в образовательной среде";
-
Закон
Нижегородской
области
«Об
ограничении
пребывания
детей
в
общественных
местах
на
территории
Нижегородской
области»
№23-З
от
09.03.2010 года.
- Устав ГКУ «СРЦН Шарангского района»;
-должностная инструкция социального педагога;
5
Цель программы – способствовать приобретению навыков ответственного
отношения
к
своему
здоровью
и
отрицательного
отношения
к
вредным
привычкам.
Задачи программы «Я строю будущее»:
-
воспитывать
негативное
отношение
к
вредным
привычкам
и
умение
противостоять давлению сверстников;
-развивать навыки ответственного отношения к своему здоровью;
- научить воспитанников вести здоровый образ жизни;
Принципы работы по программе:
-Принцип личностно-ориентированного подхода – гуманное отношение
к личности воспитанника; уважение прав и свобод воспитанников; оказание
содействия в саморазвитии и социализации личности;
-Принцип позитивного восприятия и принятия личности – принятие
воспитанника таким, каков он есть; поиск положительных качеств личности;
формирование подготовленности воспитанников
к неприятию негативных
проявлений действительности;
-Принцип конфиденциальности – открытость отношений; уверенность в
надёжности получаемой информации; сохранение профессиональной тайны в
отношениях между социальным педагогом и воспитанниками;
-Принцип
непрерывности
и
систематичности –
работа
должна
вестись
непрерывно и систематически.
Основные формы реализации программы
В
основу
реализации
программы
«Я
строю
будущее»
заложены
разнообразные формы и методы, такие как:
6
1.Беседы: «Влияние курения на здоровье человека», «Последствия курения»,
«Мифы о курении», «Курение – опасное увлечение», «Что такое алкоголь?»,
« О вреде алкоголя», « Твой выбор», «Мифы об алкоголе», «За здоровое
поколение», «Влияние наркотиков на организм человека», «Мифы и правда о
наркотиках», «Без наркотиков».
2. Р о л е в ы е
и г р ы :
« С п а с и б о ,
н е т ! » ,
« О т в е т
н е т ! » .
3. Просмотр презентаций: «Влияние курения на здоровье человека», «Мифы
и
правда
о
наркотиках»,
«
Без
наркотиков»,
«О
вреде
наркотиков».
4. Просмотр
фильмов:
«Не
кури»,
«Здоровье
и
табак»,
«Мифология
алкоголя».
5.Конкурсы рисунков: Сигарета - мой враг!», « Скажем нет алкоголю», «Нет
наркотикам».
6.Создание и распространение буклетов «Не кури», «Алкоголь-убийца».
Механизм реализации программы.
Участники
программы - воспитанники
в возрасте
с одиннадцати до
четырнадцати лет.
Программа является краткосрочной, ее продолжительность три месяца .
Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю, длительность
каждого занятия не более пятидесяти минут.
7
Тематическое планирование
№ Наименование
разделов
и
тем
Всего
занятий
Количество занятий
Теоретическое
Практическое
1.
«
Ку р и т ь
-
з д о р ов ь ю
вредить»
9
5
4
Теоретические занятия:
1.Беседа
«Влияние
курения
на
здоровье
че л о ве ка » .
Показ презентации.
2.Бе седа
« П о с л ед с т в и я
курения».
3Беседа «Мифы о курении».
4.Просмотр
и
обсуждение
фильма «Не кури».
5.Беседа «Курение - опасное
увлечение».
6.Просмотр
и
обсуждение
фильма «Здоровье и табак»
Практические занятия:
1.Ролевая
игра
«Спасибо,
нет!».
2 .
К о н к у р с
р и с у н к о в
«Сигарета - мой враг!».
3 . С о з д а н и е
и
распространение
буклета
«
Не кури!».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1
1
1
2.
«Алкоголь
-
наш
общий
враг»
9
5
4
8
Теоретические занятия:
1.
Беседа
«Что
т ако е
алкоголь?»
2.
Бе седа
«
О
в р ед е
алкоголя».
3.
Беседа « Твой выбор».
4.
Бе седа
«Мифы
о б
алкоголе».
Просмотр
фильма
«Мифология
алкоголя».
5.
Беседа
«За
здоровое
поколение».
Практические занятия:
1.Ролевая игра « Ответ,
нет !».
2.Конкурс рисунков
« С к а ж е м
н е т
алкоголю».
3.Создание
и
распространение буклета
«Алкоголь- убийца».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
-
-
-
-
-
-
-
-
1
1
1
3.
« Н а р к о м а н и я -
б и ч
цивилизации»
6
4
2
Теоретические занятия:
1 . Б е с е д а
« В л и я н и е
наркотиков
на
организм
человека».
2.Беседа «Мифы и правда о
1
1
1
1
-
-
9
наркотиках».Показ
презентации.
3. Беседа «Без наркотиков».
Показ презентации.
4.Просмотр презентации «О
вреде наркотиков».
Практические занятия:
1.Ролевая игра
«Ответ нет!»
2.Конкурс
рисунков
«Нет наркотикам».
1
1
1
1
1
1
-
-
-
-
1
1
Раздел 1 « Курить - здоровью вредить».
Теоретический раздел.
1.1.
Беседа
«Влияние
курения
на
здоровье
человека».
Показ
презентации .
Предусматривает
ознакомление
воспитанников
с
составом
табака
и
табачного дыма, с последствиями курения для организма человека. Дети
наглядно
убедятся,
что
курение
негативно
влияет
на
развитие
молодого
организма.
Методическое обеспечение: ватман, маркеры.
Оборудование : компьютер с проектором для просмотра презентаций
1.2.Беседа «Последствия курения».
10
Предусматривает
более
подробный
рассказ
о
негативных
последствиях
воздействия никотина на организм человека, ознакомление с заболеваниями
легочно-дыхательной системы, сердечно- сосудистой системы.
Методическое обеспечение: ватман, маркеры.
Оборудование : компьютер с проектором для просмотра фото - материалов.
1.3Беседа «Мифы о курении».
Включает в себя опровержение принятых в пользу курения утверждений в
обществе,
доказательство,
что
курение
наносит
непоправимый
вред
организму.
Методическое обеспечение: ватман, маркеры.
1.4. Просмотр и обсуждение фильма «Не кури».
Включает в себя ужасающую демонстрацию негативного влияния никотина
на органы человека: сердце, легкие, мозг.
Оборудование : компьютер с проектором для просмотра фильма.
1 .5.Беседа «Курение - опасное увлечение».
Включает
в
себя
пропаганду
здорового
образа
жизни,
дает
конкретные
рекомендации по вопросам профилактики вредной привычки.
Методическое обеспечение: ватман, маркеры.
Оборудование : компьютер с проектором для просмотра фото - материалов.
1. 6.Просмотр и обсуждение фильма «Здоровье и табак».
11
Включает
в
себя
рассмотрение
факторов,
вызывающих
рак
легких,
статистические данные смертности от курения.
Оборудование : компьютер с проектором для просмотра фильма.
Практический раздел.
1.1.Ролевая игра «Спасибо, нет!».
Включает
в
себя
обыгрывание
ролей,
обдумывание
причин
отказа
от
предложенной сигареты.
Методическое
Конкурс рисунков «Сигарета - мой враг!».
Предусматривает
активизацию
полученных
знаний
по
профилактике
курения, развитие творческих способностей детей.
Методическое обеспечение: Альбом, маркеры, цветные карандаши, бумага
формата А 4, линейки
1. 3.Создание и распространение буклета « Не кури!».
Предусматривает выполнение творческих заданий, связанных с пропагандой
здорового
образа
жизни,
распространение
изготовленных
буклетов
среди
сверстников.
Методическое обеспечение: Альбом, маркеры, цветные карандаши, бумага
формата А 4, линейки.
Раздел 2 «Алкоголь - наш общий враг»
12
Теоретический раздел
2.1. «Что такое алкоголь?»
Предусматривает
объяснение
понятия
«алкоголь»,
«Этиловый
спирт»,
«Этанол»,
разъяснение
степени
вреда,
которые
они
наносят
организму
человека.
Методическое обеспечение: ватман, маркеры.
Оборудование : компьютер с проектором для просмотра фото-материалов.
2.2.Беседа « О вреде алкоголя».
Ознакомление
воспитанников
с
негативным
воздействием
алкогогольных
напитков на организм человека.
Методическое обеспечение: ватман, маркеры.
Оборудование : компьютер с проектором для просмотра фото-материалов
2.3.Рассказ о судьбе девушки « Твой выбор».
Зачитывание истории сломанной судьбы по вине алкоголя юной девушки.
2.4.
Беседа
«Мифы
об
алкоголе».
Просмотр
фильма
«Мифология
алкоголя».
Включает в себя опровержение принятых в пользу алкоголя утверждений в
обществе,
доказательство,
что
алкоголь
наносит
непоправимый
вред
организму.
Оборудование : компьютер с проектором для просмотра фильма.
2.5.
Беседа «За здоровое поколение».
Предусматривает обсуждение вопросов о причинах употребления спиртных
напитков, формирование мысли о пьянстве и алкоголизме как негативных и
безнравственных явлениях, развитие дискуссионных умений.
13
2.1.Ролевая игра «Ответ нет!».
Включает
в
себя
обыгрывание
ролей,
обдумывание
причин
отказа
от
предложенного распития спиртных напитков.
Методическое
обеспечение:
подготовленные
участниками
реквизиты,
сценарные заготовки.
2.2.Конкурс рисунков «Скажем нет алкоголю!».
Предусматривает
активизацию
полученных
знаний
по
профилактике
алкоголизма, развитие творческих способностей детей.
Методическое обеспечение: Альбом, маркеры, цветные карандаши, бумага
формата
А 4, линейки.
2. 3.Создание и распространение буклета « Алкоголь-убийца!».
Предусматривает выполнение творческих заданий, связанных с пропагандой
здорового
образа
жизни,
распространение
изготовленных
буклетов
среди
сверстников.
Методическое обеспечение: Альбом, маркеры, цветные карандаши, бумага
формата А 4, линейки.
Раздел 3 «Наркомания- бич цивилизации».
Теоретический раздел.
14
3.1.Беседа «Влияние наркотиков на организм человека».
Предусматривает формирование знаний о вреде наркомании, их негативному
влиянию на организм человека, изучение статистики смертности наркоманов.
Методическое обеспечение: ватман, маркеры.
Оборудование : компьютер с проектором для просмотра фото-материалов
3.2.Беседа «Мифы и правда о наркотиках». Просмотр презентации.
Предусматривает
изучение
неблагоприятных
последствий
употребления
наркотиков .
Методическое обеспечение: ватман, маркеры.
Оборудование : компьютер с проектором для просмотра презентации.
3.3. Беседа «Без наркотиков». Показ презентации.
Предусматривает
формирование
у
воспитанников
отрицательного
отношения
к
наркотикам,
осознания
пагубного
влияния
наркотиков
на
будущее человека.
Методическое обеспечение: ватман, маркеры.
Оборудование : компьютер с проектором для просмотра презентации.
3.4.Просмотр презентации «О вреде наркотиков»
Предусматривает
формирование
негативного
отношения
к
наркотикам,
рассмотрение примеров способов отказа от приема наркотиков.
15
Методическое обеспечение: ватман, маркеры.
Оборудование : компьютер с проектором для просмотра презентаций .
Практический раздел.
3.1. Ролевая игра «Ответ нет!»
Предусматривает
обыгрывание
ролевой
игры,
обдумывание
причины
отказа, если предложили попробовать наркотик.
Методическое
обеспечение:
подготовленные
участниками
реквизиты,
сценарные заготовки.
3.2.Конкурс рисунков «Нет наркотикам !»
Предусматривает выполнение творческих заданий, связанных с пропагандой
здорового образа жизни.
Методическое обеспечение: Альбом, маркеры, цветные карандаши, бумага
формата А 4, линейки.
Анкета по выявлению отношения и знаний о курении.
16
1.
Как ты относишься к курению?
Положительно.
Отрицательно.
2.Если тебе предложат в компании друзей попробовать покурить, то ты?
Согласишься
Откажешься
3.Куришь ли ты?
4.Как ты считаешь, курение- это вредная привычка?
5.Знаешь ли ты, что содержит в себе сигарета и ее дым?
6.Знаешь ли ты, на какие органы негативно влияет курение?
Анкета по выявлению отношения и знаний об алкоголе.
1.
Как ты относишься к алкоголю?
Положительно
Отрицательно
2.Если тебе предложат в компании друзей попробовать алкоголь, то ты ?
Согласишься
Откажешься.
3.Пробовал ли ты алкогольные напитки?
4.Как
ты
считаешь,
оказывает
ли
алкоголь
негативное
влияние
на
организм человека?
5.Что относится из перечисленного к алкогольным напиткам?
-шампанское;
-водка;
17
-пиво;
-квас;
6.Какие органы разрушаются у людей, страдающих алкоголизмом?
-печень;
-сердце;
-мозг;
-зубы;
-волосы;
-никакие.
Анкета по выявлению отношения и знаний о наркотиках.
1.
Пробовал ли ты наркотики?
2.
Если тебе предложат в компании друзей покурить травки, то ты ?
откажешься
согласишься
3.
Вредны ли наркотики для организма человека?
4.
Знаешь
ли
ты,
какие
заболевания
вызывает
употребление
наркотических веществ, перечисли?
5.
Знаешь ли ты, какие бывают виды наркотиков, перечисли?
6.
Вызывают ли наркотики зависимость?
Конспект занятий раздела 3 «Наркомания-бич цивилизации»
Теоретическая часть
Беседа «Влияние наркотиков на организм человека»
Цель занятия:
18
-ознакомление
воспитанников
с
негативным
влиянием
наркотических
веществ на организм человека.
Задачи:
1.
Разъяснить понятия «наркотики» и «психоактивные вещества», объяснить
и сходство и различия.
2.
Разобрать
неблагоприятные
последствия
употребления
наркотиков
и
психоактивных веществ.
3.
Обсудить
причины,
побуждающие
подростков
принимать
наркотики
и
психоактивные вещества.
4.
Обучить воспитанников приемам отказа от предлагаемых наркотиков и
психоактивных веществ.
Оборудование: компьютер, проектор для просмотра фото-материалов.
Организационный момент:
В
начале
занятия
нужно
поприветствовать
воспитанников,
ознакомить
с
целью, задачами.
Мотивационно-ориентировачный этап.
В начале занятия нужно продемонстрировать момент из социального ролика
«Территория безопасности» о том, как наркотик влияет на жизнь человека.
Нужно дать задание воспитанникам: « Смотрите внимательно, затем ответьте
на вопрос о чем этот ролик». Далее происходит обсуждение ролика.
Основная часть.
Разъяснить понятия «наркотики» и «психоактивные вещества»: |
наркотик - это вещество, внесенное в перечень наркотических средств и
психотропных
веществ,
подлежащих
контролю
в
Российской
Федерации.
Гашиш и марихуана, а также другие продукты из конопли внесены в перечень
19
наркотиков. А вот алкоголь и табак не внесены. Чем же тогда они являются?
Их
называют
«психоактивные
вещества».
Это
такие
вещества,
после
приема
которых
меняется
настроение
человека
или
его
способность
чувствовать и понимать окружающий мир или самого себя. Кроме алкоголя и
т а б а к а
с у щ е с т в у ю т
е щ е
и
с п е ц и а л ь н ы е
м е д и ц и н с к и е
лекарства:успокаивающие,
обезболивающие,
повышающие
настроение
(антидепрессанты) и др. Наконец, некоторые подростки вдыхают пары клея
«Момент» или бензина (хотя эти вещества не считаются наркотиками и
производятся
вовсе
не
для
этих
целей).
Клей
«Момент»,
бензин
и
растворители также относятся к психоактивным веществам. Наркотики и
психоактивные
вещества
вызывают
изменение
психического
состояния,
привыкание и зависимость.
Сегодня мы с вами не в первый раз будем говорить о наркомании. Почему
этому
уделяется
такое
большое
внимание:
да
потому
что
наркомания
представляет большую опасность, как для человека, так и для общества и
цивилизации.
Опасность начать принимать наркотики существует в любом возрасте. Но,
исследования говорят о том, что многие наркоманы начали приобщаться к
наркотическим средствам уже с 8 лет. С каждым годом их число возрастает,
но особенно в возрасте 13-15 лет.
Сегодня
наркотики
можно
купить
везде,
и
оказаться
в
наркотической
зависимости могут и дети, из неблагополучных семей и дети, которых в
обществе
называют
"золотой
молодежью".
В
результате
и
те
и
другие
оказываются в одних притонах, и заканчивают жизнь одинаково.
Почему это происходит и с кем это может произойти, как вы думаете?
Большинство врачей приходит к мнению, что это происходит в результате
того, что у человека нет цели в жизни, ему безразлично, что вокруг него
20
происходит, у таких людей постоянное недовольство отношением к нему
окружающих, как он считает несправедливое.
Давайте рассмотрим ситуации, в которых подростку кто-либо предлагает
наркотик, и рассмотрим всевозможные пути выхода из этой ситуации.
Задание№1
Внимательно прочитайте начало рассказа и попытайтесь самостоятельно его
закончить.
" У нас была своя компания. Мы ежедневно встречались во дворе дома и
вместе проводили время. Все ребята, и я в том числе, курили сигареты.
Однажды в нашей компании появился новенький. Он подмешивал в сигарету,
какую-то
траву,
которую
называл
"наркотой",
и
предлагал
нам
тоже
попробовать. Он так здорово рассказывал, как после дозы "наркоты" "ловит
кайф", уверял, что эти ощущения ни с чем, не сравнить по приятности.
Некоторые попробовали сразу. Я отказался. Он пытался убедить меня, что
ничего не случится, если я разок попробую:"
Задание№2
" После 9 класса я пошел учиться в колледж. Там я познакомился с ребятами,
которые употребляли "травку". Мне несколько раз предлагали попробовать,
но я отказался.
В тот период у меня были неприятности, я поругался с преподавателем, да и
дома я стал, ссорится с родителями. Через год, я ушел из этого колледжа и
поступил в другой колледж. Но неприятности возникали одна за другой.
Подрался со своими сокурсниками. Открыли дело. Отец жестоко избил меня.
Единственные люди, сочувствовавшие мне, были мои друзья по первому
колледжу. С ними я мог поговорить спокойно и излить свою горечь и обиду.
21
Ребята
успокаивали
меня,
говорили,
что
все
это
ерунда,
забудется.
Предложили попробовать "травку"
Происходит обсуждение историй.
И все же некоторые ребята не отказываются от этого и приводят такие
выводы:
"Считаю, что все в моих руках. Когда захочу, брошу, от одного раза ничего не
случится" Причем этот довод приводят и те, кто предлагает вам наркотики.
Какие еще могут быть способы агитации в употреблении наркотиков.
Ситуация№1
"Только настоящий мужчина употребляет наркотик - слабому это не под
силу", - внушали мне старшие ребята из нашей компании. На мои возражения
они приводили различные доводы. Особенно я запомнил одного из них,
который часто приводил примеры из жизни экранных "героев", где "сильные
личности" употребляли наркотик. "Но, тем не менее, - говорил он, - эти люди
сильные, ловкие, хорошо бегают, прыгают, прекрасно водят машину".
Какой, по твоему мнению, из трех вариантов окончания ситуации наиболее
вероятнее может произойти? "
Первый: " Этот человек убедил меня, что, если я хочу доказать себе и
окружающим, что я настоящий мужчина, я должен принимать наркотик".
Второй: " Я решил попробовать: если не понравится, то больше не стану
пробовать. Мне это казалось временным увлечением, с которым при желании
можно расстаться".
Третий: "Я отказался пробовать - какая - то внутренняя сила, страх заставили
меня воздержаться".
22
Ситуация№2
Молодым
людям
предлагают
принимать
наркотики
"для
улучшения
сексуальных возможностей".
Из рассказа воспитанника лечебно - воспитательного профилактория: "Часто
в кругу моих знакомых ребят заводили разговоры о том, что наркотики якобы
повышают сексуальные возможности. Некоторые ребята верили этим словам
и незаметно становились наркоманами".
Ситуация№3
Наркоманы утверждают, что употребление наркотиков имеет многовековую
традицию, и поэтому наркомания не только естественна, но и необходима.
Из рассказа наркомана: " В кругу моих знакомых я часто слышал о старых
традициях у народов Востока. Рассказы окрашивались в юмористические
тона и вызывали у слушателей интерес. Со временем у меня, да и у многих
моих сверстников пропал страх перед наркотиками. И однажды, когда нам
предложили покурить, мы согласились. С той поры я регулярно употребляю
наркотики. Прошло неполных, два года, и я уже не мог представить свою
жизнь без "дурмана" ".
Необходимо пояснить, что на Востоке вплоть до революции существовали
специальные притоны для наркоманов. Но посетители этих притонов были,
как бы изолированы от общества и жили в своем узком мирке, состоящем из
таких же больных людей. Если кто-либо из них имел семью, то его дети не
могли
жениться
или
выходить
замуж,
так
как
с
ними
ни
кто
не
хотел
родниться,
кроме
людей
таких
же,
как
он
сам.
Поэтому
количество
наркоманов
держалось
примерно
на
одном
уровне.
Иначе
говоря,
существовал
определенный
социальный
тормоз,
удерживающий
народ
от
повального
употребления
наркотиков.
Подобного
рода
механизмы
23
существовали
и
в
отношении
наркотических
веществ.
Наркотики
употребляли в строго определенных ситуациях и дозах. Процесс ассоциации
древних культур привел к угасанию местных обычаев и традиций, оставив,
однако
разрозненные
сведения
о
дурманящих
свойствах
наркотических
веществ. Этим и пользуется современная наркомафия.
Возникает вопрос, кто может предложить вам попробовать наркотик, почему
и
с
какой
целью
он
это
делает?
Употребляет
ли
он
сам
наркотическое
вещество или же только угощает?
Как правило, тот, кто является дилером, сам наркотики не употребляет, но
тогда с какой целью он предлагает человеку попробовать наркотик, который,
как известно можно достать только за деньги?
Ответ
один,
это
не
добрый
ангел,
который
это
делает
для
того,
чтобы
облегчить вашу жизнь, он это делает для того, чтобы заработать на вас, так
как продажа наркотиков это хорошо организованный и прибыльный бизнес.
Давайте поговорим о том, что же грозит человеку начавшему принимать
наркотики:
- Теряет свободу (как это понимать?)
- Семью
- Жизнь
И в заключение мне хотелось обратить на такое наркотическое вещество, с
которого начинают практически все наркоманы - марихуана. Бытует мнение
что она не опасна, не вызывает привыкание. Но ведь точно такие же иллюзии
были и по поводу опиума, потом - по поводу кокаина. Сейчас никто не
сомневается, что эти вещества вызывают жесткую зависимость. А сегодня
именно
вокруг
марихуаны
происходит
много
различных
споров.
24
Употребление
марихуаны
так
же
опасно,
как
и
употребление
других
наркотиков. Факты подтверждают: марихуану нельзя считать безопасным
наркотическим средством. Она сильно воздействует на психику, вызывает у
многих
яркие
ощущения,
но
при
этом
формирует
стойкую
зависимость.
Считается,
что
умереть
от
передозировки,
при
ее
употреблении
нельзя.
Уверяю
вас
можно.
Такие
случаи
есть,
но
наиболее
часто
развиваются
тяжелые психические осложнения, и они постоянно растут, и во многих
случаях необратимы. В частности, курение марихуаны резко увеличивает
риск
заболеть
шизофренией.
Весьма
частые
осложнения
-
тяжелые
депрессии, которые практически не поддаются лечению. Да конечно, это не
летальная передозировка кокаином. Но у человека "всего лишь" искалечена,
сломана жизнь.
Рефлексия занятия.
Воспитанникам задается вопрос « В чем заключается опасность наркотиков
для человека?
2.Беседа «Мифы и правда о наркотиках». Показ презентации.
Цель
занятия: способствование формированию негативного отношения к
наркотикам.
Задачи:
-выяснить, в чем выражается зависимость от наркотиков;
-изучить существующие мифы о наркотиках;
25
-воспитать отрицательное отношение к наркотикам;
Организационный момент:
В начале занятия нужно поприветствовать группу воспитанников, ознакомить
с целью, задачами и планом занятия.
План занятия ( в соответствии с презентацией).
1.Классификация наркотиков.
2.В чем выражается зависимость от наркотиков, сравнить фотографии людей
до приема наркотиков и после.
3.Мифы, способствующие привлечению подростков в ряды наркоманов.
4.Изучить статистику наркомании.
Мотивационно - ориентировочный этап.
Нужно активировать внимание детей на теме занятия. Им задается вопрос:
«Какие мифы о наркомании вы знаете?» Дети отвечая на него, включатся в
тему занятия. В начале занятия нужно активировать внимание воспитанников
на
просмотре
момента
из
ролика
«
Судьба
наркомана».
Воспитанникам
задается вопрос «Смотрите внимательно, затем ответьте на вопрос о чем этот
ролик?»
Основная часть.
1 .Рассмотреть, что же такое — наркотики и их классификацию.
Наркотики
—
это
ядовитые
вещества
и
соединения.
Их
классификация
такова:
-во-первых, это яды растительного происхождения, используемые в чистом
виде (марихуана, гашиш, получаемые из индийской конопли; грибы);
26
-во-вторых,
это
ядовитые
вещества
растительного
происхождения,
подвергаемые
химической
переработке
(гашишное
масло,
опий,
морфин,
героин, кодеин, кокаин, крэк);
-в-треьих,
синтетические,
то
есть
искусственно
созданные
соединения
("экстази", ЛСД, фенциклидин, амфетамины, барбитураты, "винт", ацетон,
бензин, клей "Момент").
2. Рассказать о воздействии наркотиков на организм человека.
Наркотики оказывают парализующее воздействие на центральную нервную
систему,
разрывая
связующие
звенья
между
нейронами
головного
мозга,
нарушая электропроводимость нервных каналов. В результате изменяются
физические
способности
тела,
нарушается
координация
движений,
искажается восприятие пространства и времени. Одурманенный человек, в
зависимости
от
вида
и
дозы
наркотика,
находится
в
возбужденном
или
заторможенном
состоянии.
Сопротивляясь
ядам,
организм
выделяет
для
своей защиты дополнительную энергию и витамины. Если человек принял
малую дозу наркотика, он чувствует возбуждение, которое происходит при
повышенной
скорости
сжигания
энергозапасов,
витаминов,
в
частности
витамина Bi, который, условно говоря, отвечает за положительные эмоции.
Под воздействием малой дозы наркотика человек на короткое время может
ощутить искусственный "восторг", "взрыв эмоций".
Но после приема наркотика человек ощущает сухость во рту и начинает
потеть — так организм выводит яды и при этом обезвоживается. Особенно
опасен в этом отношении "экстази". Мировая статистика насчитывает тысячи
смертей
от
обезвоживания
и
перегрева
организма
или
острой
почечной
недостаточности.
Запасы
энергии
и
витаминов
в
человеческом
организме
быстро
иссякают,
и
через
некоторое
время
наступают
последствия
отравления:
упадок сил, болезненность, сонливость, апатия. Приняв среднюю дозу, чело-
27
век
"засыпает",
как
под
общим
наркозом,
который
используется
при
хирургических операциях. Большая доза наркотика убивает человека.
3. Рассказать
о
мифах,
способствующих
привлечению
подростков
в
ряды
наркоманов.
Миф 1.
«Попробуй — пробуют все". Это неправда: обследования показывают, что
лишь
один
из
5
старшеклассников
пробовал
наркотики.
Чаще
жертвами
ложной аргументации становятся подростки невысоких психических устоев:
конфликтные, склонные к мелкому воровству, лживые, агрессивные. Они же
впоследствии становятся распространителями наркотиков.
Миф 2.
«Попробуй — вредных последствий не будет". Это ложь. Прежде всего,
пристрастие к некоторым наркотикам может возникнуть и после одной дозы
приема. Кроме того, существует индивидуальная чувствительность, возможна
гибель даже при первой инъекции.
Миф 3.
«Попробуй — если не понравится, бросишь». Хотя подростки и слышали кое-
что про ломку, но убеждены, что ее можно преодолеть либо с помощью
врачей, либо усилием воли. Это тоже ложь. Известно, что даже после 2-3
месяцев неупотребления наркотиков люди вновь возвращаются к приему.
Миф 3.
Существуют "безвредные" наркотики. Безвредных наркотиков нет. Все они,
даже
при
незначительном
потреблении,
пагубно
влияют
на
личность.
Зависимость
развивается
даже
в
случае
употребления
таких
"легких"
наркотиков,
как
марихуана.
В
США,
например,
ежегодно
обращаются
в
клиники,
пытаясь
излечиться
от
наркотической
зависимости,
более
100
28
тыс.человек.
4. Рассказать о статистике наркомании.
-в
стране
насчитывается
39
млн
только
официально
зарегистрированных
несовершеннолетних наркоманов, реальная цифра в 10 раз больше;
-число смертей от наркотиков среди несовершеннолетних за 8 лет выросло в
42 раза;
-средняя продолжительность жизни активного наркомана составляет 3 года;
-средний возраст наркоманов в России составляет 13—15 лет;
-дети, рожденные от наркоманов, умирают очень быстро, доживая максимум
до 4 мес.
Рефлексия занятия.
Важно организованно завершить занятие, подвести итоги услышанного на
сегоднешнем занятии. Воспитанникам задается вопрос: « Какие мифы о
наркотиках вы узнали сегодня?»
Беседа «Без наркотиков». Показ презентации.
Цель: способствовать формированию знаний о вреде наркомании; росту
самосознания и самооценки подростков.
Задачи:
Развить умение аргументировать свою точку зрения.
29
Помочь воспитанникам выработать зрелую, обоснованную позицию в
отношении употребления наркотиков, осознать глубину данной проблемы.
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование: компьютер, проектор для просмотра презентации.
Организационный момент:
В начале занятия нужно поприветствовать группу воспитанников, рассказать
о поставленных задачах и плане занятия.
План занятия.
1.Рассмотреть, в чем заключается вред наркомании.
2.Рассказать, по каким признакам можно определить наркомана.
3.Выслушать рассказы наркоманов.
Мотивационно - ориентировочный этап.
Просмотр
момента
из
социального
ролика
«
Наркотик-
убийца».
Воспитанникам задается вопрос « О чем этот ролик?»
Основная часть.
Природа создала все, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце,
чистую
воду,
плодородную
почву.
И
нас,
людей,
-
сильных,
красивых,
здоровых и разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в
его душе для злого духа и низменного порока. Но некоторые губят свою
жизнь наркотиками
1 . О п и с а т ь
в
ч е м
з а к л ю ч а е т с я
в р е д
н а р к о м а н и и ?
-
организм начинает разрушаться, сгорают нервные клетки, снижаются
защитные реакции организма, человек подвержен заболеваниям. Наркотики
30
вызывают
предраковые
процессы
в
лёгких,
атрофию
мозга,
разрушается
кровь.
- идёт общая деградация личности в 15 - 20 раз быстрее, чем от алкоголя.
- наркоманы - потенциальные преступники: стремясь получить свою дозу
н а р ко т и к а ,
ч а с т о
п р и б е г а ю т
к
н а с и л и ю ,
п р е с т у п л е н и ю .
Наркоманов преследуют навязчивые идеи, чрезмерная раздражительность.
Часто
наркоманы
прибегают
к
попытке
покончить
с
с о б о й .
Приобщение к наркотикам чаще всего происходит из любопытства. Этим
увлекаются подростки из числа тех, кто безразличен к учебе, к труду, ведет
беззаботную жизнь.
Опасен любой наркотик, даже одноразовая его проба. Неизбежно появляется
привычка.
При
отсутствии
наркотика
человек
испытывает
мучительное
состояние
–
абстиненцию.
Его
преследует
отчаяние,
беспокойство,
раздражительность, нетерпение, боли в костях и мышцах; он, как при пытке,
страдает
от
тяжкой
бессонницы
или
кошмарных
снов.
Приём
наркотика
прекращает эту муку, но ненадолго. Организм требует новой встряски. И
снова под воздействием наркотика возбуждается нервная система. Могут
возникнуть экстаз, болезненный восторг, иллюзии или галлюцинации. Но
потом будто бы происходит падение с вершины в глубокую пропасть –
следует
торможение.
Настроение
становится
крайне
угнетённым,
подавленным, наступает тяжёлая депрессия.
2.Рассказать, по каким признакам можно определить наркомана.
Молодые
люди
употребляют
наркотики,
не
зная
страшных
последствий,
разрушающего действия на здоровье. Наркоман – это больной человек. Как
определить, распознать больного? По каким признакам?
- бледность кожи.
- расширенные или суженные зрачки.
31
- покрасневшие или мутные глаза.
- замедленная речь.
- плохая координация движений.
- следы от уколов.
- ухудшение памяти.
- невозможность сосредоточиться.
- частая и резкая смена настроения.
- кожа серая.
- мышцы дряблые.
- походка неуверенная.
- безразличное выражение лица.
- бессонница.
- уходы из дома и прогулы в школе или институте.
- свернутые в трубочку бумажки.
- шприцы, маленькие ложечки, капсулы, бутылки.
3. Зачитать детям рассказы наркоманов.
Послушайте, что сами больные рассказывают о себе.
Исповедь наркомана.
У меня всегда было чувство, что я рискую, но риск только подогревал азарт.
Страшнее всего было показаться трусом. Нам, 16-летним море казалось по
колено.
На
тусовках
мы
«отрывались»:
музыка,
девушки,
пиво.
Еще
куражились друг перед другом – у кого «прикид круче». Анашу курить стали
32
еще в школе. Легкость, приятное возбуждение, необходимость действовать и
высказаться подвигала нас на «подвиги».
Но
курение
скоро
наскучило
–
хотелось
новых
ощущений.
Кто
первым
предложил уколоться, я не помню. Помню, что от скуки согласился. Я знал,
что это может погубить. Но думал – меня «пронесет», попробую только. Что
почувствовал тогда? Это словами не передать: легкость, фантазии такие, силу.
Потом еще раз был, еще. Зачем, думал, себе отказывать в кайфе, если все
серое и неинтересное.
Скоро ломать стало: выкручивало спину, ноги, тошнило, в голове одна только
мысль – укол. Тогда еще не понимал, что «подсел». Начал воровать деньги.
Когда мать узнала, я согласился лечится. Из больницы я сбежал. Месяц
держался. Как опять укололся, не помню, все было как в тумане, как будто не
со мной, себя видел как бы со стороны.
Сейчас уже кайфа такого нет. Колюсь, чтобы нормально себя чувствовать.
Укол хватает часов на 7. Лечиться? Да от чего? Когда сидит «наркота» у меня
в голове, внутри, и мыслей нет других, пустота.
Не верьте тем, кто предложит наркотики. Гибнут люди от этого. Медленно,
сначала душа, затем тело. За короткое удовольствие станешь рабом на всю
оставшеюся жизнь. Сгинут все надежды, затянет болото. Руки никто не
подаст. Останешься один - с отвращением ко всем, с пустотой и болью…
Еще один рассказ я думаю тоже не оставит вас безразличным.
Исповедь девушки.
Сейчас мне 17 лет, но у меня нет будущего. Я разучилась любить, надеяться,
радоваться жизни и быть нужной кому-то…
33
Год назад я заканчивала престижную школу. Родители обеспечили меня всем:
собственно квартира, машина, деньги, путешествия. Мне не отказывали ни в
чем. Жила я в атмосфере любви и заботы. Все давалось легко, мир лежал на
ладони. И природа наградила меня красотой, поэтому с мамой мы спорили,
кем мне стать – актрисой или юристом.
Отдыхать
с
друзьями
мы
любили
в
ночных
клубах
там
мы
С
НИМ
и
познакомились.
Это
была
любовь
с
первого
взгляда.
Став
моим
возлюбленным,
Игорь
подарил мне счастье и взаимность. Я почти ничего не знала о нем, и это
придавало
ему
шарм
и
таинственность.
Я
верила
и
отдавалась
ему
безраздельно. Мы проводили вместе все свободное время мне казалось, что у
меня выросли крылья.
Через две недели после нашего знакомства мы поехали в гости к его другу.
Там Игорь сделал мне предложение выйти за него замуж. Мы выпили. Игорь
был нежен и ласков. Когда он сделал себе в вену укол и предложил мне, я
ничего не боялась. Он был со мной, я верила ему и не хотела огорчить своим
отказом.
Полет,
невесомость,
наслаждение,
счастье
–
это
примерные
ощущения от первых уколов. Отказать себе в них я не хотела и не собиралась,
потому что любимый предложил их нежно и настойчиво.
Уже после третьего укола через
сутки я почувствовала, что мне хочется
уколоться. В теле возник непонятный дискомфорт: крутило и ломало кости и
мышцы, болели зубы, был озноб, пропал аппетит. Непонятная тревога и страх
накатывали волнами, думать больше ни о чем я не могла. Мой « спаситель»
первое время снабжал меня регулярной дозой, даря при этом любовь и
обещая
будущее
совместное
счастье.
На
мои
попытки
отказаться
от
«
наркоты», отреагировал болезненно обижаясь, что я ему не доверяю.
34
« Ты, малыш, сильная. Когда я почувствую, что тебе грозит опасность, я
научу тебя, как завязать. А сейчас не лишай нас счастья. Ты умнее и красивее
всех». Я верила ему…
Затем все навалилось, как снежный ком…Игорь стал появляться все реже,
запрещал мне звонить ему…Чтобы заглушить горе, я стала искать наркотик
сама. Полета не стало, я увеличила дозу, боль уходила на задний план. Пока
были
деньги,
«
друзья»
готовы
были
привезти
дозу
в
любое
время.
Я
перестала ходить в школу, следить за собой. Только укол давал « толчок». Но
через 4 месяца наркотик не приносил кайфа, он лишь на несколько часов
нормализовал самочувствие. Но затем выкручивающие боли в теле, ногах и
руках, внутренняя дрожь, ужас, чувство, что сходишь с ума, заставляли
бежать за уколом. Когда кончились деньги, стала продавать себя. Кожа моя
высохла и повисла. Я похудела на 20 килограмм. Синие круги под глазами, на
руках и ногах – шрамы от изуродованных вен.
Я не могу любить, никому не верю. На душе тупость и пустота. Зачем
двигаться, разговаривать, думать, если не хочется жить. И только один сон…
Я расплатилась очень дорогой ценой за собственные фантазии…
Далее происходит обсуждение рассказов.
Рефлексия занятия.
Важно организованно завершить занятие, подвести итоги услышанного на
сегодняшнем занятии. Воспитанникам задается вопрос «Что вы узнали на
занятии?»
Просмотр видео-ролика «Территория безопасности»
35
Цель - подтолкнуть воспитанников к мысли, что наркотики, это неверный
выбор пути в жизни.
Задачи:
-изучать влияние наркотиков на организм человека;
-формировать навыки ответственного отношения к своей жизни
-воспитать негативное отношение к наркотикам.
Оборудование: компьютер, проектор для просмотра видео-материалов.
Организационный момент:
В
начале
занятия
нужно
поприветствовать
группу
детей,
рассказать
о
поставленных задачах и плане занятия.
План занятия.
1.Просмотреть фильм «Территория безопасности».
2.Обсудить услышанное и увиденное в фильме.
Дети просматривают фильм и происходит обсуждение.
Рефлексия занятия.
Важно организованно завершить занятие, подвести итоги услышанного на
сегодняшнем занятии. Воспитанникам задается вопрос « Что вы узнали из
фильма?»
Практические занятия.
1.Ролевая игра «Ответ нет!»
Цель: отработка навыка говорить «нет» в различных ситуациях.
Задачи:
36
- воспитывать ответственное отношение к своей жизни;
-развивать негативное отношение к наркотикам;
-обучать способам отказа от предложенного.
Организационный момент:
В
начале
занятия
нужно
поприветствовать
группу
детей,
рассказать
о
поставленных задачах.
Мотивационно - ориентировочный этап.
Перед
началом
игры
важно
активировать
внимание
подростков
на
теме
занятия. Детям задается вопрос: « Какие способы отказа вы знаете?». Так
происходит закрепление пройденного материала на прошлых занятиях.
Основная часть.
Следует
выбрать
несколько
ситуаций.
Один
участник
будет
играть
роль
человека, на которого оказывают давление, а он должен найти выход из
создавшегося
положения,
говоря
«нет».
Остальные
могут
играть
роль
ровесников, оказывающих давление, важно, чтобы каждый участник занятия
смог побывать в такой ситуации.
Ситуация:
-ровесник предложил тебе попробовать покурить травку;
После того, как ситуация будет обыграна всеми, стоит спросить, есть ли еще
какие способы выхода из ситуации принуждения, не теряя достоинства. Затем
обсудить
последствия
отказа,
какие
в
этой
ситуации
могут
возникнуть
проблемы.
Рефлексия занятия.
37
Важно организованно завершить занятие, подвести итоги услышанного на
сегоднешнем
занятии.
Воспитанникам
задается
вопрос
«
Какие
способы
отказа от предложенного вы узнали
2.Конкурс рисунков «Нет наркотикам».
Цель:
- Формирование у воспитанников активной жизненной позиции ;
Задачи:
-активировать
воспитанников
на
творческую
работу
по
вопросам
профилактики употребления наркотиков.
- предоставить
воспитанникам возможности выразить свое отношение к
вопросу пропаганды здорового образа жизни.
Методическое обеспечение: Альбом, маркеры, цветные карандаши, бумага
формата А 4, линейки
Ожидаемые результаты программы:
-
у
воспитанников
сформируется
негативное
отношение
к
вредным
привычкам и умение противостоять давлению сверстников;
- у воспитанников разовьются навыки ответственного отношения к своему
здоровью;
- у воспитанников закрепиться в сознании установка на здоровый образ
жизни.
38
Конечно, программа не дает стопроцентной гарантии того, что ребенок не
начнет употреблять наркотики
и алкоголь, просто нам, взрослым важно
помочь детям задуматься о том, как важно хорошо к себе относиться, уметь
говорить «нет», и думать о том, для чего мы пришли в этот удивительный
мир.
Список литературы:
1.Абрамова
И.И.Как
не
вырастить
алкоголика?
Книга
о
детях
и
их
родителях.СПб.:Речь,2008.-152 с.
2.Вредные
привычки:
Профилактика
зависимостей.5-7
классы-
М.:ВАКО,2009.-208 с.
39
3.Модели взаимодействия с детьми группы риска: опыт работы социального
педагога/ Свиридов А.Н..-Волгоград: Учитель, 2009.-184 с.
4.
Профилактика
«вредных
привычек»
и
пропаганда
здорового
образа
жизни.1, 2 часть/ Воробцова Т.Н.-Волгоград: ИТД «Корифей».-96 с.
5.Профилактика
вредных
привычек,
5-11
классы/
И.А.
Агапова,
М.А.
Давыдова.-М.:Планета, 2010.-255с.
40