Развитие технических навыков на начальном этапе обучения игре на курае
Автор: Кутлумухаметов Вилюр Гайдуллович Должность: прподаватель по классу "курай". Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств" Населённый пункт: Башкортостан, Белорецкий район, с. Инзер Наименование материала: Методическая разработка Тема: Развитие технических навыков на начальном этапе обучения игре на курае Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств» с. Инзер
Методическая разработка открытого урока
Направление: Методика преподавания на музыкальном инструменте «курай»
Тема: «Развитие технических навыков на
начальном этапе обучения игре на курае»
Выполнил: Кутлумухаметов ВилюрГайдуллович,
преподаватель МАУ ДО «ДШИ» с. Инзер
2016 г.
Введение
Вопросы овладения техникой обучающимися на начальном этапе обучения
игре
на
башкирском
музыкальном
инструменте
«курай»
должны
рассматриваться в связи с общим направлением развития техники кураиста и
с учетом возрастной специфики.
Техника - это беглость и ловкость пальцев, это умение сыграть «в темпе», и
при этом крепко, чётко, уверенно, - гаммы, арпеджио, упражнения
и т. д.
Техника приобретается путем систематически правильной работы.
С первых же уроков следует обращать внимание на посадку с
инструментом.
Сутулая,
сгорбленная
посадка
сильно
затрудняет
работу.
Поэтому положение корпуса - это первое, на что следует обращать внимание
при организации аппарата ученика. Положение пальцев должно быть таким,
чтобы его можно было бы легко изменить. Слишком вытянутые пальцы
трудно сокращать, согнутые, крючкообразные неспособны разгибаться.
Поэтому
предпочтительнее
естественная,
слегка
закруглённая
форма
пальцев,
дающая
возможность
и
сокращать,
и
свободно
поднимать,
и
опускать пальцы.
Вопросы овладения техникой должны рассматриваться в связи с общим
направлением развития техники кураиста. Надо добиваться с первых шагов
обучения неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым
приёмом.
Организацию движений ученика нужно строить таким образом,
чтобы воспитать у него правильное отношение к музыкальному инструменту
«курай», как к поющему инструменту.
Актуальность:
Овладение
техническими
навыками
обучения
игре
на
музыкальном инструменте «курай».
Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание учащихся МАУ
ДО «Детской школы искусств» с. Инзер.
Предмет
исследования:
Формирование
музыкально-
исполнительских
навыков в классе «курай».
Цель урока: формирование исполнительских и развитие технических
навыков игры на инструменте. Сочетание задач постановки игрового
аппарата и развития техники учащихся в классе «курай».
Задачи урока:
Обучающая : освоение и накопление игровых навыков на инструменте.
Применение технических формул в сочетании с работой над художественным
исполнением.
Развивающая : развивать технические способности, слуховое восприятие
музыки, эмоциональное отношение к исполнению музыкального
произведения. Развивать мышление, умение анализировать,
самостоятельность в работе.
Воспитательная : воспитывать творческое отношение к работе над
техническим развитием. Формировать систематичность приобретения
навыков.
Здоровьесберегающая: правильная посадка, положение рук, установка
инструмента.
Тип урока : комбинированный
Форма: индивидуальная.
Методы обучения : словесные, практические, наглядные.
Оборудование : курай для ученика, курай для педагога, пульт, стол,
стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия, музыкальный
центр.
Критерии оценки результативности работы учащегося.
Высокий уровень – творческая оценка, самостоятельность, инициатива;
быстрое осмысление задания; точное, выразительное его исполнение без
помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность.
Средний уровень – эмоциональный интерес, желание включиться в
музыкальную деятельность. Однако, ребенок затрудняется в выполнении
задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ,
повторы.
Низкий уровень – мало эмоционален, безразлично относится к музыке,
к музыкальной деятельности.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Применение знаний и умений.
4. Обобщение занятия, подведение итогов.
Организационный момент.
Приветствие, диалог об успеваемости ученика, оглашение темы урока.
Тема урока : «Развитие технических навыков на начальном этапе обучения на
курае».
Урок проводится с учеником 1 класса по специальности музыкальное
исполнительство « башкирские народные инструменты – курай» Фазыловым
Хабиром.
Актуализация опорных знаний.
Работая в школе искусств с учениками, я пришел к выводу, что
развитием технических навыков необходимо заниматься с первых занятий
ребёнка на инструменте.
В воспитании техники большое значение имеет систематичность
приобретения навыков. В то время как этюды и упражнения позволяют
провести эту систематичность, приобретение технических приёмов на одних
лишь пьесах лишает педагога возможности развивать технику ученика в
стройном и последовательном порядке. Но стоит сразу сделать одну
существенную оговорку: тренировочный материал только в том случае
приносит действительную пользу, если приобретённые технические навыки
применяются в художественных произведениях.
Всем хорошо известно, что дети любят музицировать, но не любят
заниматься техническими упражнениями. Зато им нравится заниматься
физкультурой – бегать, прыгать и так далее. Разнообразные движения
необходимы для их физического развития и доставляют им массу
удовольствия. Аналогия с простыми физическими упражнениями,
приятными для тела, помогают чувствовать такие же приятные ощущения в
руках и пальцах при игре на инструменте.
Ход урока.
Упражнение №1. Урок начинается с проигрывания гаммы до мажор
целыми нотами на полный выдох. Далее четвертными, восьмыми
длительностями на легато и стаккато (legato «гладкое, ровное», очень связное;
staccato острое и в половину длительности нот). Требуется помощь педагога,
дополнительное объяснение, показ.
Осуществляется работа над прикосновением к отверствиям курая,
ощущением работы всего механизма звукоизвлечения при контакте
подушечки пальца с отверствиями курая. С этого момента начинается работа
над осмысленным прикосновением – над художественной техникой. Я в
своей работе сразу ставлю эту задачу, так как считаю необходимым, чтобы
любое освоенное учеником упражнение можно было применить в
художественных произведениях. Смену дыхания во время игры четвертными
длительностями производить после каждой из четырех нот.
Основная цель игры гамм состоит не в механическом заучивании. А в
закреплении навыка координационного взаимодействия исполнительского
аппарата.
Упражнение №2. Ля минор по две ноты легато, две стаккато восьмыми
нотами. Соблюдение верной аппликатуры, динамических оттенков.
Подкладывание и перекладывание пальцев прозвучали ровно без толчков,
работает слуховой контроль смены дыхания. Ученику рекомендуется ярче
выполнять динамические оттенки, акцентировать внимание на качество
звука. Такое упражнение исполняется вначале в умеренном темпе, затем в
оживленном.
Упражнение №2. Ученик исполняет упражнение. Необходимо следить за
постановкой руки, не опускать локоть, ровно держать спину. Важно
контролировать аппликатуру, смену дыхания, нюансировку звука.
Чтобы вызвать интерес к упражнениям, следует разнообразить динамику
и темп. Таким образом, упражнения превращаются в творческий процесс.
Роль упражнений такая же, как у гамм, арпеджио необходимых для
приобретения и развития тех или других технических навыков. Все это
помогает выработке основных технических свойств исполнения: точность,
автоматичность и уверенность. Упражняясь, надо стараться, чтобы силы
затрачивались рационально.
В конце упражнений делаем физическую разминку: повороты руками в
сторону, вверх, вниз. Повороты кистями рук. Ученик с удовольствием
выполняет разминку.
Применение знаний и умений.
С первого дня обучения игре на курае педагог должен следить за
правильностью посадки учащихся, постановки инструмента и рук. Все
должно быть рассчитано на то, чтобы учащийся чувствовал себя комфортно.
Успехи учащегося зависят также от формы строения рук. Внешне одинаковые
пальцы, одинаково сильные руки могут быть различны по гибкости и
ловкости в игре. Процесс упражнения – это процесс творческих исканий.
Поэтому всегда надо помнить о психологических факторах: внимании,
сознании, воображении, эмоциях. Не следует забывать, например, о том, что
внимание быстро утомляется, а без него работа на инструменте
нецелесообразна и даже вредна. Очень важно, чтобы ученик мог определить,
в чем состоит трудность, выделить ее из контекста и разбить на отдельные
элементы, над которыми следует поработать, педагог ему в этом помогает.
При каждом повторении надо ставить перед собой определенную задачу,
каждый раз изменяя и усложняя.
1.
Р.Рахимов. Этюд№1 ре мажор.
Работа по фразам, предложениям, затем по частям.;
Ученик применяет подмену пальцев (подкладывание и перекладывание .) В
репетиции пальцев – распределяем ударение, проговариваем по слогам.
Ученик пытается отработать аппликатурную гибкость. Ярче исполнить
динамические оттенки, особенно Andante. Педагог предлагает послушать
Этюд в темпе Allegretto в своем исполнении. Затем ученик старается
исполнить Этюд в оживленном темпе.
2. Т.Нуриев. Этюд из двух звуков.
Пьеса на штрих легато – прием связной игры, при котором звуки плавно
переходят один в другой. Ученик исполняет пьесу в разных темпах,
медленно, затем плавно. Отрабатывает трудные мотивы, затем фразы,
предложения, выделяя тему в мелодии.
Уделяем особое внимание работе над фразировкой, которая связана со
сменой дыхания.
Добиваясь художественности и музыкальности исполнения, следует
сначала проводить работу над фразировкой и оттенками исполнения
(нюансами) самой мелодии, а затем лишь постепенно, не отступая от
достигнутых результатов сыграть всю пьесу.
Основная цель игры этюдов состоит не в механическом, а в закреплении
навыка координационного взаимодействия исполнительского аппарата.
Ученик отрабатывает исполнительское мастерство.
Обобщение занятия и подведение итогов.
Обобщить урок и подвести итоги, записать домашнее задание.
В упр.№1 –ученику необходимо отработать плавную подмену пальцев.
В упр. № 2 –контролировать звукоизвлечение и плавную смену дыхания.
Этюд № 1 ре мажор – постараться исполнить легато.
Этюд из двух звуков – динамика, смена дыхания по фразам. Работать над
выразительностью и динамикой.
Оценить работу ученика и поставить оценку.
По критериям оценки результативности работы ученик относится к
среднему уровню - эмоциональный интерес, желание включиться в
музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении
задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ.
Для ученика важно правильно уяснить роль техники в создании
художественного образа. Например – ученики хорошо играют
инструктивный материал, а при исполнении тех же технических формул в
художественных произведениях у них появляется неловкость, угловатость и
корявость. Следует обратить внимание на некоторые ошибки технического
развития ученика, особенно в начальном периоде:
1. «Изолированные пальцы». Нужно развивать независимость пальцев, но
когда больше уделяется внимания гимнастике, чем звуковому результату – это
в дальнейшем становится основным препятствием как для выражения
музыки, так и для свободного владения техникой.
2. «Свободная кисть». Нередко, стремясь избавить ученика от скованности,
стараются добиться большой подвижности кисти, как правило,
изолированной от пальцев, а главное, вне связи с музыкально-звуковой
задачей. Таким образом, кисть движется сама по себе, ради собственной
свободы; активность пальцев при этом снижается, техника становится
поверхностной, а звучание тусклым. Необходимо помнить, что подлинная
свобода появляется как результат гармоничной слаженности всех звеньев
аппарата; её невозможно достигнуть путём пассивного покоя одних участков
и разболтанности других.
Поэтому необходимо с первых же занятий приучать учащихся к
осмысленной работе над техникой – не столько «быстрота», сколько
качественное и музыкальное исполнение любого музыкального построения.
Ведь какими бы длительностями не был записан пассаж – это, прежде всего,
музыка. И, развивая технику начинающих музыкантов, я стараюсь развивать
их музыкальность в широком смысле этого слова.
Техника ни в коей мере не должна стать самоцелью. Техника - это
средство для создания музыкально-художественного образа. Значит, в
конечном счете, главное не пальцевая ловкость, а убедительная передача
замысла композитора. Но именно для этого и необходимо овладеть
достаточным запасом технических средств. И чем этот запас богаче,
разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной и убедительной
передачи музыкального содержания.
Исходя из вышесказанного, я делаю вывод, что роль и значение техники
исполнителя нельзя переоценить. Если музыкант прекрасно осознает
первичную задачу своего исполнительского искусства (создание
художественного образа конкретного произведения средствами своего
инструмента), то ему должно быть понятно, какой титанический труд
требуется для достижения нужного звукового образа. Речь в данном случае
идет не о трудностях непосредственного воплощения, а в той
целенаправленной технической работе, которая предшествует конечному
результату – публичному выступлению.
Анализ урока:
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были
всесторонне раскрыты:
- четкость и ясность поставленных задач.
- разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию
творческих способностей ребенка.
- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
Используемая литература:
1. Р. Рахимов. Курай.
2. Г.Сулейманов. Курай.
3. Т.М. Нуриев, А.Т. Нуриев. Учитесь играть на курае.