Напоминание

"Формирование художественного и музыкального мышления на первом году обучения"


Автор: Кушак Тамара Михайловна
Должность: учитель сольфеджио
Учебное заведение: МУДО ДШИ№2
Населённый пункт: город Балашов, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование художественного и музыкального мышления на первом году обучения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №2» г. Балашова Саратовской области
Формирование художественного и музыкального

мышления у учащихся первого года обучения.
подготовила преподаватель сольфеджио Кушак Тамара Михайловна г. Балашов 2015
Многообразная и разноплановая деятельность педагога музыкальной школы служит решению главной задачи – совершенствованию эстетического воспитания учащихся. Своеобразие нынешнего этапа развития общества накладывает дополнительную ответственность за сохранение души каждого ребёнка. Важнейшей задачей, поставленной перед школой обществом, является усиление нравственного компонента в учебном процессе: формирование активной жизненной позиции, нравственной чистоты, художественного мышления. Изучением ребёнка занимаются многие науки – педагогика и психология, анатомия и физиология. Всем кто занят воспитанием детей, знакомство с фактами и выводами, полученными этими науками, конечно важно. Одна из наук, изучающая ребёнка, а именно детская психология, представляет для тех, кто воспитывает детей, особый интерес. Более 100 лет назад К.Д.Ушинский писал: “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях”. Каждый ребёнок это неповторимый и потому бесценный мир. И общество оказывает огромное доверие, вручая нам, педагогам, эти хрупкие сердца и души. Начало систематического обучения в музыкальной школе является переломным моментом в музыкальном развитии ребёнка. Его дошкольное воспитание основывалось на образно-эмоциональном восприятии музыки, включении в посильные для него формы музицирования: пение, танцы, игровые действия. То есть для ребёнка-дошкольника игра являлась основной деятельностью. Как строить учебно-воспитательный процесс, чтобы, сохраняя присущий этому возрасту интерес к игре, формировать потребность к получению знаний. Основной задачей музыкального образования является воспитание художественного и в частности музыкального мышления. Это смешение сферы творческого общения человека с действительностью. На первом году обучения программа по сольфеджио предлагает довольно обширный перечень тем, которые необходимо пройти. Если на уроке по специальности весь новый материал подтверждается конкретными музыкальными примерами и игрой на инструменте, то предмет сольфеджио выглядит абстрактно. И здесь очень важно, буквально с первых шагов, заинтересовать ребёнка, не перегрузить его информацией. Дать новый материал незаметно, в форме игры, загадки, ребуса. Это может быть и игра “ в космонавта “, “ в почтальона “ , то есть всё, что подскажет ваша фантазия ( безусловно всё тщательно должно быть продумано педагогом перед занятием ). Интонирование ступеней по столбцам можно представить как движение по лесенке в подъезде дома, а седьмую вводную ступень представить “ страшным “ подвалом. Объяснение устойчивых и неустойчивых ступеней сравнить с движением
по быстрой горной реке. 1-3-5 ступени – это спасительные устойчивые камушки, которые помогут перебраться на другой берег. Всё это можно изобразить наглядно. Ребята с удовольствием участвуют в этом представлении! Весь процесс проходит очень эмоционально! Дети подсказывают друг другу, если кто-то ошибается. В такой атмосфере игры усвоение ребёнком новых знаний и умений, формирование его способностей проходит не путём пассивного восприятия, а в активной форме, в процессе разных видов детской деятельности. Результат такой деятельности не заставит себя ждать! 100%-ное усвоение нового материала и масса положительных эмоций! Важно правильно организовать эту деятельность, обогащать её содержание, придавать ей нужные для решения учебных задач направления, постоянно идти вперёд и искать всё более интересные и правильные решения. Если происходящее на уроке интересно ученику, то это очень мощный двигатель в познании нового. На уроке сольфеджио нужны не только зрительные и слуховые впечатления, но также и осязательные, мышечные. В начальных классах много места отводится наглядным пособиям. Например: во время изучения нот скрипичного и басового ключей надо приготовить из альбомного листа нотный стан и нотки-пуговички. Во- первых, это значительно упрощает процесс проверки знания нот, во-вторых, детям в игровой форме запоминание даётся легче. При прохождении длительностей к уроку готовится набор карточек с целыми, половинными, четвертными и восьмыми длительностями. Не секрет, что дети владеют навыками письма ещё очень слабо. Поэтому выкладывание ритмического диктанта с помощью карточек легче и проще, чем его написание. Да и занятие это очень напоминает выкладывание кубиков в детском саду или дома. А записать диктант в тетрадь можно уже после того, как учитель проверил правильность. Благодаря таким незатейливым пособиям у ребёнка растёт интерес к занятиям. Память, внимание, воображение в это время вплетены в деятельность ребенка, в единый процесс. Хорошей проверкой знания нот являются красочные плакаты-ребусы с зашифрованными в них нотами. Например:  У Миши домик на горе, сирень цветет там во дворе;  Мы милашки, куклы-неваляшки;  Трусишка-зайка серенький под елочкой скакал;  Разгулялось сине море, волны в берег бьют крутой. Изучая регистры и октавы также желательно приготовить наглядные пособия в виде карточек и клавиатуры. Главная задача – все дети должны быть активны на уроке, а педагог должен умело руководить учебным процессом. Нередко на уроках сольфеджио к работе привлекаются дети более способные, организованные, наделенные от природы хорошими музыкальными данными.
Учащиеся более стеснительные, неуверенные в себе, имеющие проблемы с интонированием, часто остаются «в тени». Планомерное и последовательное формирование музыкального мышления, навыков точного интонирования возможно при условии систематического включения ребенка в учебный процесс. Хотелось бы отметить, что индивидуальные особенности способностей детей прежде всего зависят не от задатков (хотя косвенного их влияния отрицать нельзя), а от особенностей обучения и воспитания. Именно различия в способах обучения (в повседневной жизни часто не замечаемые) образуют различия в способностях. Из собственного опыта могу утверждать, что с «болезнью интонирования» можно успешно справляться в 90% случаев. Обычно при повышенном внимании к данному ученику он удовлетворительно интонирует к концу 1 класса. В связи с большой нагрузкой на первоклассника из-за продолжительности урока, так как сольфеджио предполагает урок длительностью 1 час 10 минут, педагогу следует грамотно планировать работу на уроке, постоянно включая в учебный процесс игры, танцы, то есть связанные с движением занятия. В конце каждой четверти для проверки знаний учащихся проводятся контрольные уроки. Иногда, особенно в младших классах, их можно заменять викторинами. Для детей процесс соревнования представляется весьма интересным. Здесь нет скованности, сопутствующей контрольному уроку. Ученик может проявить себя во всей своей полноте. На викторине и робкий ребёнок, чувствуя себя частичкой коллектива, раскроется по-новому, преподнеся педагогу немало приятных сюрпризов. Вариантов викторин – множество. Это зависит от вашей фантазии и желания. Думается проведение викторин особенно актуально в младших классах. Викторины помогут ребёнку перейти от игры к учёбе, сформируют потребность к получению знаний, помогут усваивать знания путём активного восприятия.
Искусство всегда адресуется к личности ребёнка. Оно распахивает перед ним

широкое окно в окружающий мир. И нам необходимо помочь ребёнку увидеть

этот мир прекрасным, добрым, красивым.


Список используемой литературы:
1.Лихачёв Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. Москва. ”Проспект”, 2004 2.Поташник М.М. Комплексный подход к воспитанию школьников. Москва, ”Просвещение”1980 3.Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. Москва, “Просвещение”, 1975 4.Петровский А.В. Введение в психологию. Москва, Издательский центр ”Академия’, 1995


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники