"Формирование художественного и музыкального мышления на первом году обучения"
Автор: Кушак Тамара Михайловна Должность: учитель сольфеджио Учебное заведение: МУДО ДШИ№2 Населённый пункт: город Балашов, Саратовская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Формирование художественного и музыкального мышления на первом году обучения" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств №2»
г. Балашова Саратовской области
Формирование художественного и музыкального
мышления у учащихся первого года обучения.
подготовила
преподаватель сольфеджио
Кушак Тамара Михайловна
г. Балашов
2015
Многообразная и разноплановая деятельность педагога музыкальной школы служит
решению главной задачи – совершенствованию эстетического воспитания учащихся.
Своеобразие
нынешнего
этапа
развития
общества
накладывает
дополнительную
ответственность
за
сохранение
души
каждого
ребёнка.
Важнейшей
задачей,
поставленной
перед
школой
обществом,
является
усиление
нравственного
компонента
в
учебном
процессе:
формирование
активной
жизненной
позиции,
нравственной чистоты, художественного мышления.
Изучением ребёнка занимаются многие науки – педагогика и психология, анатомия и
физиология. Всем кто занят воспитанием детей, знакомство с фактами и выводами,
полученными этими науками, конечно важно. Одна из наук, изучающая ребёнка, а
именно детская психология, представляет для тех, кто воспитывает детей, особый
интерес.
Более
100
лет
назад
К.Д.Ушинский
писал:
“Если
педагогика
хочет
воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во
всех отношениях”. Каждый ребёнок это неповторимый и потому бесценный мир. И
общество оказывает огромное доверие, вручая нам, педагогам, эти хрупкие сердца и
души.
Начало
систематического
обучения
в
музыкальной
школе
является
переломным
моментом
в
музыкальном
развитии
ребёнка.
Его
дошкольное
воспитание
основывалось
на
образно-эмоциональном
восприятии
музыки,
включении
в
посильные для него формы музицирования: пение, танцы, игровые действия. То есть
для
ребёнка-дошкольника
игра
являлась
основной
деятельностью.
Как
строить
учебно-воспитательный процесс, чтобы, сохраняя присущий этому возрасту интерес
к игре, формировать потребность к получению знаний.
Основной задачей музыкального образования является воспитание художественного
и в частности музыкального мышления. Это смешение сферы творческого общения
человека с действительностью.
На первом году обучения программа по сольфеджио предлагает довольно обширный
перечень тем, которые необходимо пройти. Если на уроке по специальности весь
новый материал подтверждается конкретными музыкальными примерами и игрой на
инструменте, то предмет сольфеджио выглядит абстрактно. И здесь очень важно,
буквально
с
первых
шагов,
заинтересовать
ребёнка,
не
перегрузить
его
информацией. Дать новый материал незаметно, в форме игры, загадки, ребуса. Это
может быть и игра “ в космонавта “, “ в почтальона “ , то есть всё, что подскажет
ваша фантазия ( безусловно всё тщательно должно быть продумано педагогом перед
занятием ). Интонирование ступеней по столбцам можно представить как движение
по лесенке в подъезде дома, а седьмую вводную ступень представить “ страшным “
подвалом. Объяснение устойчивых и неустойчивых ступеней сравнить с движением
по быстрой горной реке. 1-3-5 ступени – это спасительные устойчивые камушки,
которые помогут перебраться на другой берег. Всё это можно изобразить наглядно.
Ребята с удовольствием участвуют в этом представлении! Весь процесс проходит
очень эмоционально! Дети подсказывают друг другу, если кто-то ошибается.
В такой атмосфере игры усвоение ребёнком новых знаний и умений, формирование
его способностей проходит не путём пассивного восприятия, а в активной форме, в
процессе разных видов детской деятельности. Результат такой деятельности не
заставит себя ждать! 100%-ное усвоение нового материала и масса положительных
эмоций!
Важно
правильно
организовать
эту
деятельность,
обогащать
её
содержание,
придавать ей нужные для решения учебных задач направления, постоянно идти
вперёд и искать всё более интересные и правильные решения. Если происходящее на
уроке интересно ученику, то это очень мощный двигатель в познании нового.
На уроке сольфеджио нужны не только зрительные и слуховые впечатления, но
также и осязательные, мышечные. В начальных классах много места отводится
наглядным пособиям. Например: во время изучения нот скрипичного и басового
ключей надо приготовить из альбомного листа нотный стан и нотки-пуговички. Во-
первых, это значительно упрощает процесс проверки знания нот, во-вторых, детям в
игровой форме запоминание даётся легче.
При
прохождении
длительностей
к
уроку
готовится
набор
карточек
с
целыми,
половинными,
четвертными
и
восьмыми
длительностями.
Не
секрет,
что
дети
владеют навыками письма ещё очень слабо. Поэтому выкладывание ритмического
диктанта с помощью карточек легче и проще, чем его написание. Да и занятие это
очень напоминает выкладывание кубиков в детском саду или дома. А записать
диктант в тетрадь можно уже после того, как учитель проверил правильность.
Благодаря таким незатейливым пособиям у ребёнка растёт интерес к занятиям.
Память, внимание, воображение в это время вплетены в деятельность ребенка, в
единый процесс.
Хорошей
проверкой
знания
нот
являются
красочные
плакаты-ребусы
с
зашифрованными в них нотами.
Например:
У Миши домик на горе, сирень цветет там во дворе;
Мы милашки, куклы-неваляшки;
Трусишка-зайка серенький под елочкой скакал;
Разгулялось сине море, волны в берег бьют крутой.
Изучая регистры и октавы также желательно приготовить наглядные пособия в виде
карточек и клавиатуры. Главная задача – все дети должны быть активны на уроке, а
педагог должен умело руководить учебным процессом.
Нередко
на
уроках
сольфеджио
к
работе
привлекаются
дети
более
способные,
организованные,
наделенные
от
природы
хорошими
музыкальными
данными.
Учащиеся
более
стеснительные,
неуверенные
в
себе,
имеющие
проблемы
с
интонированием,
часто
остаются
«в
тени».
Планомерное
и
последовательное
формирование музыкального мышления, навыков точного интонирования возможно
при условии систематического включения ребенка в учебный процесс. Хотелось бы
отметить, что индивидуальные особенности способностей детей
прежде всего
зависят
не
от
задатков
(хотя
косвенного
их
влияния
отрицать
нельзя),
а
от
особенностей обучения и воспитания. Именно различия в способах обучения (в
повседневной жизни часто не замечаемые) образуют различия в способностях.
Из собственного опыта могу утверждать, что с «болезнью интонирования» можно
успешно справляться в 90% случаев. Обычно при повышенном внимании к данному
ученику он удовлетворительно интонирует к концу 1 класса.
В связи с большой нагрузкой на первоклассника из-за продолжительности урока, так
как сольфеджио предполагает урок длительностью 1 час 10 минут, педагогу следует
грамотно планировать работу на уроке, постоянно включая в учебный процесс игры,
танцы, то есть связанные с движением занятия.
В конце каждой четверти для проверки знаний учащихся проводятся контрольные
уроки. Иногда, особенно в младших классах, их можно заменять викторинами. Для
детей
процесс
соревнования
представляется
весьма
интересным.
Здесь
нет
скованности, сопутствующей контрольному уроку. Ученик может проявить себя во
всей своей полноте. На викторине и робкий ребёнок, чувствуя себя частичкой
коллектива,
раскроется
по-новому,
преподнеся
педагогу
немало
приятных
сюрпризов.
Вариантов викторин – множество. Это зависит от вашей фантазии и желания.
Думается проведение викторин особенно актуально в младших классах. Викторины
помогут ребёнку перейти от игры к учёбе, сформируют потребность к получению
знаний, помогут усваивать знания путём активного восприятия.
Искусство всегда адресуется к личности ребёнка. Оно распахивает перед ним
широкое окно в окружающий мир. И нам необходимо помочь ребёнку увидеть
этот мир прекрасным, добрым, красивым.
Список используемой литературы:
1.Лихачёв Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. Москва. ”Проспект”, 2004
2.Поташник
М.М.
Комплексный
подход
к
воспитанию
школьников.
Москва,
”Просвещение”1980
3.Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. Москва, “Просвещение”, 1975
4.Петровский А.В. Введение в психологию. Москва, Издательский центр ”Академия’,
1995