Напоминание

Проведение занятий по специальной физической подготовке по программе спортивная борьба


Автор: Исаев Хаджар Магомедович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Удорская детско-юношеская спортивная школа"
Населённый пункт: Республика Коми, Удорский район, село Кослан
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Проведение занятий по специальной физической подготовке по программе спортивная борьба
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Удорская

детско-юношеская

спортивная

школа»

Методические рекомендации

Проведение занятий по специальной физической подготовке по

программе спортивная борьба
Тренер-преподаватель – Исаев Хаджар Магомедович
2015 год


Проведение занятий по специальной физической подготовке

по программе спортивная борьба
Одним из основных предметов обучения в ДЮСШ является специальная физическая подготовка. Программы ДЮСШ не предполагают специального отбора детей, т.е. вступительных экзаменов. Поэтому для более правильного регулирования физических нагрузок на первых занятиях проводится тестирование для определения физического состояния обучающихся, и группы формируются по результатам этих тестов. Занятия по специальной физической подготовке строятся по единой схеме (приложение 1): 1. Построение и взаимное приветствие педагога и обучающихся. Объявление темы занятия (2 мин.). 2. Разминка (20-40 мин.):  бег по улице;  разминочные упражнения в спортивном зале; 3. Элементы страховки и акробатики (10 мин.); 4. Повторение пройденного на предыдущем занятии (20-25 мин.); 5. Основная часть: изучение и отработка нового материала, учебные бои (40-60 мин.). 6. Восстановительные упражнения. 7. Построение, краткое подведение итогов занятия. Взаимное приветствие педагога и обучающихся (5 мин.). Для лучшего усвоения изучаемого материала занятия по форме проведения, типу и характеру нагрузок разделены на четыре вида: 1. Силовое; 2. Техническое; 3. Ситуативное (игровое); 4. Разминочное. Не меняя общей схемы занятия и общего учебного плана занятий, они проводятся циклично с упором на ту или иную стороны обучения специальной физической подготовки:  силовое - с выбором упражнений и приемов, интенсивности занятия, направленных на развитие силы и выносливости;  техническое - развитие техники проведения тех, или иных действий и приемов;  ситуативное - игровое по форме занятие, направленное на развитие способностей объемной (пространственной) оценки ситуации и принятия решения в режиме лимита времени;
 разминочное - развитие общей гибкости и подвижности в суставах. Для качественного освоения приемов, техники и тактики ведения рукопашного боя соблюдается определенная последовательность занятия: ознакомление с приемом (действием) – разучивание его – тренировка в выполнении приема в различных условиях. Ознакомление с приемом проводится в следующем порядке:  назвать прием и образцово показать;  кратко пояснить, для чего и в каких случаях этот прием применяется;  снова показать прием в медленном темпе или по частям с кратким объяснением техники его выполнения. Разучивание приема проводится сначала по частям (по разделениям) или в целом в медленном темпе, затем темп убыстряется. Разучивается прием всей учебной группой одновременно. При этом педагог, последовательно переходя от одного обучающегося к другому, указывает на ошибки, добиваясь их устранения. При проведении занятий на I и II году обучения в качестве помощников используются наиболее опытные обучающиеся II и III года обучения. Тренировка проводится путем многократного повторения приема в следующей последовательности:  освоение траектории движения при проведении приема;  выполнение приема на скорость и точность с изменением условий его выполнения;  выполнение приема вслед или перед выполнением других, ранее изученных приемов и действий,  комплексная тренировка в самостоятельном выполнении приема (проводится в конце основной части занятия). Для применения на занятиях разработан примерный комплекс общих и специальных развивающих упражнений. Это количество достаточно простых упражнений, в большинстве случаев не требующих каких-либо специальных приспособлений и устройств, дает полностью сбалансированный комплекс универсальной общефизической подготовки, а также высокий уровень развития координаторных навыков, быстроты и ловкости. (Приложение 2).
Приложение 1 Единая схема занятий по специальной физической подготовке № п/п Части занятий Дозировка Примечание 1
Разминка
в том числе: - обшеразвивающие упражнения - упражнения на растяжку. -гимнастические упражнения (кувырки, перекаты, акробатические прыжки) - силовые упражнения Отжимание Приседания Сгибание и разгибание туловища 25 мин. 5 мин. 8 мин. 7 мин. 5 мин. Проведение разминки «с верху в низ» с постепенным увеличением нагрузки. 2
Основная часть

Общая физическая подготовка:
Упражнения для развития мышц ног: - различные движения прямой и согнутой ногой в положении стоя и с опорой на различные предметы; - выпады с пружинящими движениями и поворотами; - выпрыгивание из глубокого приседа; - прыжки вперед, в стороны, из положения присев; - бег с высоким подниманием бедра.
Техническая подготовка.

Изучение приема:
- выполнение приема по элементам; - выполнение приема в замедленном темпе; Разбор возможных ошибок 40-60 мин. 15 мин. До 25мин Контроль за дыханием. Темп выполнения упражнения равномерный. Интенсивность средняя. Контроль стоек, положение рук, постановка ног. Выполнение данных элементов в разных темпах (медленно, в среднем и в быстром темпах),
Учебные бои, в том числе:
- работа в парах с распределением ролей; - работа в парах с использованием набивных щитов, иного оборудования До 30 мин. До 15 мин. До 15мин. Контроль стоек, положение рук, постановка ног. 3
Восстановительная часть
в том числе: - упражнения на восстановление дыхания, - упражнения на растягивание - разгрузочные (расслабляющие упражнения. 20 мин 5 мин. 10 мин. 5 мин Постепенное замедление тренировочного процесса. 4
Заключительная часть
5 мин Разбор ошибок каждого
- подведение итогов занятия, - домашнее задание учащегося, индивидуальное задание на их исправление. Приложение 2
Примерный комплекс общих и специальных развивающих упражнений
1. Ходьба с поворотом туловища налево и направо (руки перед грудью). 2. Ходьба с наклонами туловища в стороны (руки за головой). 3. Ходьба в полуприседе. 4. Ходьба с высоким подниманием колен. 5. Ходьба с партнером на спине (спина перпендикулярна полу, ноги полусогнуты, шире плеч). 6. Бег с высоким подниманием колен. 7. Бег с доставанием коленями ладоней согнутых рук. 8. Бег со взмахами прямых ног вперед. 9. Бег приставными шагами правым боком вперед и левым боком вперед с поворотом через каждые 5 шагов. 10. Бег с поворотом кругом на 360° по сигналу. 11. Бег с поворотами корпуса вправо и влево. 12. Бег с подбрасыванием теннисных мячиков. 13. Бег с концентрацией внимания: на вдохе концентрация внимания на солнечном сплетении, на выдохе — на любом из нервных сплетений тела. 14. Продвижение подскоками на левой, правой и на двух ногах поочередно. 15. Бег с ускорением по диагонали зала. 16. «Чехарда» по периметру зала. 17. Хождение в положении «тачка» по периметру зала. 18. «Крокодил» ногами вперед, левым и правым боком. 19. «Лягушка» обычная, прыжком двух ног. 20. «Лягушка», движения на 4 конечностях. 21. Ползание на спине и на груди, без помощи рук. 22. Хождение по залу в положении «мостик». 23. Упражнение «звезда» в нижнем, среднем и верхнем положениях. 24. Сидение между пятками на полу, ступни параллельно полу. 25. Стояние и отжимание на пальцах рук. 26. Стояние и ползание на тыльной части кисти. 27. Кувырки по периметру зала, продольные и поперечные. 28. Кувырки спиной вперед.
29. Кувырки через препятствия. 30. Падения на руки вперед (выпрыгиванием вперед и отбрасыванием ног назад). 31. Падения назад. 32. Падения набок. 33. Упражнение из 6 элементов — «связка» (стойка — падение вперед — переворот на спину — кувырок назад — подъем в стойку). 34. Упражнения на равновесие:  без усложнений,  с закрытыми глазами: 1) Стоя (ступни вместе) делать наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево и вращения по кругу, 2) Движения тазом вперед, назад, вращения стоя на одной ноге, 3) Стоя на одной ноге, делать вращения туловища, 4) Прыжки на одной ноге по начерченной прямой линии, по углам 5) треугольника, по квадрату, вправо, влево, вперед, назад. 6) Сохранять равновесие при приземлении после прыжков: 1. подпрыгивая вверх; 2. при прыжке вверх с поворотом вокруг вертикальной оси на 90, 180,270,360°; 3. при прыжках на двух ногах вперед, вправо, назад, влево с поворотом на 90 и 180°; 4. при тех же прыжках, но на одной ноге; 5. при прыжках на одной ноге, но делая их с правой ноги на левую и с левой на правую. 7) Хождение по гимнастическим скамейкам или бревну с открытыми или закрытыми глазами, лицом или спиной вперед, с подбрасыванием теннисного мячика, с удержанием гимнастической палки в вертикальном положении на открытой кисти левой или правой рук. 35. Отжимания от пола (обычные, кисти вместе под грудью, правая или левая сверху и т. д.). 36. 36. Перебрасывание в парах набивных мячей одной или двумя руками, вес мяча — 3-5 кг. 37. Упражнения на верхнюю часть брюшного пресса — быстрое поднимание и опускание верхней части туловища из положения лежа на полу, без помощи рук; медленное — до 60 секунд — поднимание туловища. 38. Упражнения на нижнюю часть брюшного пресса — быстрое поднимание и опускание прямых ног, в положении лежа на полу, руки под поясницей.
39. Упражнения на среднюю часть брюшного пресса — поднимание и соединение вверху прямых рук и ног, из положения лежа на полу, по хлопку. 40. Упражнения в парах и группах: 1) «третий лишний» — выбрасывается головой и ногами вперед; 2) «пистолет» — держась одноименными руками друг за друга; 3) регби — 2 тайма по 3 мин.; 4) мини-футбол — 2 тайма по 3 мин. 41. Упражнения «Борьба со страхом»: 1) падение с различной высоты, лицом или спиной вперед на руки партнерам; 2) падение на спину через препятствия, со страховкой и без нее, с толчком в грудь и без него; 3) падение на руки на стену с хлопком руками, из исходного положения — в метре от стены, лицом к ней; 4) падение на стену с разворотом, из исходного положения — спиной к стене; 5) прыжки в кувырке через партнера, через гимнастического козла; 6) работа с завязанными глазами; 7) падение с высоты; 42. Упражнение на выносливость — стойка, упор присев, упор лежа, упор присев, стойка. Выполняют на количество раз, по усмотрению тренера. 43. Упражнение на статическую выносливость — исходное положение: сидя на полу, ноги прямые, вытянуты перед собой; поднять прямые руки в стороны на уровень плеч и удерживать в этом положении от 1 до 5 минут. 44. Аутогенная тренировка (формула): — я совершенно спокоен — проговаривается 1 раз; — правая рука тяжелая — 6 раз, я совершенно спокоен — 1 раз; — правая рука теплая — 6 раз; — я совершенно спокоен — 6 раз; — сердце бьется спокойно и ровно — 6 раз; — я совершенно спокоен — 1 раз; — дыхание спокойное и ровное — 6 раз; — мне легко дышится — 6 раз; — солнечное сплетение излучает тепло — 6 раз; — я совершенно спокоен — 6 раз; — лоб приятно прохладен — 6 раз; — я совершенно спокоен — 1 раз; — лоб приятно прохладен — 6 раз. 45. Сокращенный вариант аутогенной тренировки (формула):
— покой — тяжесть — тепло; — сердце и дыхание совершенно спокойны; — солнечное сплетение излучает тепло; — лоб приятно прохладный. 46. Дыхательное упражнение, снижающее тревогу и страх: вдохнуть как можно глубже, надувая живот, задержать дыхание, расслабившись, дать воздуху возможность вернуться в верхнюю часть легких, затем снова с силой надуть живот. Повторить цикл 2 раза и резко, с силой, выдохнуть воздух через рот, не надувая щек. Упражнение повторить 3 раза через 30 секунд. Эффективность занятий почти полностью определяется творческим подходом тренера к методике преподавания, активным использованием в процессе обучения всех имеющихся средств, вниманием к каждому своему ученику и знанием его физических возможностей.


В раздел образования