Напоминание

Общая физическая подготовка пловца на суше – физическая подготовка пловцов.


Автор: Ганиев Тимур Вячеславович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО Дворец творчества детей и молодежи
Населённый пункт: город Нефтекамск
Наименование материала: статья: Общая физическая подготовка пловца на суше – физическая подготовка пловцов.
Тема: Общая физическая подготовка пловца на суше – физическая подготовка пловцов.
Раздел: дополнительное образование





Назад






Общая физическая подготовка пловца на суше – физическая подготовка

пловцов
. ГАНИЕВ Т.В. Общая физическая подготовка пловцов является важной составной частью тренировки. Занятия общей физической подготовкой используются как эффективное средство оздоровления. Упражнения, выполняемые на этих тренировках, развивают силу, скорость, выносливость и ловкость, повышают функциональную подготовленность организма тренирующихся и эмоциональность занятий, а также способствуют активному отдыху. Правда, для гармоничного развития каждого из физических качеств (силы, скорости, гибкости, ловкости и выносливости) можно подобрать нужные упражнения в воде, но они оказываются всегда менее эффективными, чем упражнения, выполняемые с той, же целью на суше. Кроме того, слишком частое посещение плавательных бассейнов (с повышенной влажностью и очищаемых хлором) иногда может вредно повлиять на здоровье пловца. Поэтому тренировки по плаванию необходимо сочетать с общей физической подготовкой на суше, проводимой в течение всего года на свежем воздухе (в лесу, в парке, на стадионе либо на спортивной площадке). Рост спортивных результатов определяется большим количеством факторов. Один из основных факторов – систематическое увеличение тренировочных нагрузок. Практика показала, что если пловец будет выполнять часть упражнений на суше, а другую – в воде, то суммарный объем переносимой нагрузки значительно возрастает. Так общая физическая подготовка пловца стала средством значительного увеличения тренировочных нагрузок. Упражнения в воде носят однообразный характер. Их изолированное выполнение делает тренировки малоинтересными и скучными. Поэтому для того, чтобы разнообразить тренировку, в нее необходимо включать физические упражнения на суше, заимствованные из других видов спорта. На некоторых этапах тренировки пловцам полезно отвлечься от занятий в воде. Однако чтобы не уменьшить уровень подготовленности занимающихся пловцов, это время нужно использовать для активного отдыха, выполняя с тренирующимися упражнения на суше. Высокий уровень развития физических качеств необходим спортсмену любой специальности. Однако в каждом виде спорта предъявлены свои специфические требования. Исходя из задач общей и специальной физической подготовки, решаемых тренером в процессе тренировки пловцов, можно разделить все применяемые им у п р а ж н е н и я н а 2 к а т е г о р и и : 1) упражнения, в которых основная нагрузка ложится на органы и системы, не играющие главной роли при плавании. Это общеподготовительные, вспомогательные у п р а ж н е н и я ( О Ф П ) ; 2) упражнения, направленные на развитие функциональных возможностей тех органов и систем, ресурсами которых обусловливаются результаты в плавании. К ним относятся две группы специальных упражнений (СФП) — основные и специально- подготовительные.
Р а с с м о т р и м х а р а к т е р и н а з н а ч е н и е э т и х у п р а ж н е н и й .
Общеподготовительные (вспомогательные) упражнения
воздействуют в основном на те органы и системы, которые при выполнении специальных упражнений получают малую нагрузку. Данные упражнения стимулируют их развитие, уменьшая диспропорцию в развитии различных органов и систем организма. При подборе этих упражнений целесообразно руководствоваться следующими общими положениями — смотрите таблицу. Задачи Характер упражнений Величина нагрузки 1. Уменьшение диспропорции в развитии отдельных органов и систем (с помощью ОФП) Упражнения избирательного воздействия, преимущественно влияющие на органы и системы, получавшие малую нагрузку при выполнении специальных упражнений Большая или значительная 2. Активизация процессов восстановления при утомлении пловца в результате специальных упражнений То же От малой до средней 3. Подготовка к выполнению упражнений основной части урока (общая разминка в подготовительной части урока) Комплекс разнообразных упражнений с общим разносторонним воздействием Малая 4. Развитие способности координировать свои движения (развитие ловкости) Разнообразные, преимущественно незнакомые упражнения Малая и в отдельных случаях средняя К
основным упражнениям
, включаемым в специальную физическую подготовку, относится плавание избранным способом с использованием дистанционного, интервального, повторного и переменного методов тренировки. Эти упражнения не только обеспечивают функциональную подготовку организма пловца, но и играют решающую роль в его технической, тактической и психологической подготовке. Наибольшее воздействие при плавании оказывается на сердечно-сосудистую систему (в частности, на мышцы сердца). Скелетные же мышцы испытывают меньшую нагрузку, а значит, и меньший стимул к развитию, хотя работа их (особенно мышц плечевого пояса) создает силу тяги и в конечном счете определяет результат пловца. Поэтому тренировка, построенная исключительно на плавании с полной координацией движений, не обеспечит развитие функциональных возможностей мышц в пропорциях, нужных для достижения высокого спортивного результата в плавании. Кроме того, для достижения высокого результата нужна большая подвижность во многих суставах (голеностопных, плечевых и др.). Упражнения в плавании не обеспечивают эффективного развития такой подвижности. Все это требует использования в тренировке наряду с упражнениями в плавании специально- п о д г о т о в и т е л ь н ы х у п р а ж н е н и й .

Специально-подготовительные

упражнения
, входящие в специальную физическую подготовку, направлены на развитие: а) подвижности в суставах, б) силы о п р е д е л е н н ы х г р у п п м ы ш ц , в ) и х л о к а л ь н о й в ы н о с л и в о с т и . Упражнения, используемые для развития подвижности в суставах, подбираются в соответствии с особенностями техники плавания избранным способом. Например, для кролистов — упражнения, развивающие подвижность в суставах шеи, которая обеспечивает возможность поворота головы направо и налево, а для брассистов и специализирующихся в плавании баттерфляем — упражнения для развития подвижности в суставах, обеспечивающей поворот головы вокруг п о п е р е ч н о й о с и . Упражнения, направленные на развитие силы, делятся на упражнения на суше и упражнения в воде. На суше даются упражнения с различными приборами и приспособлениями, выполняемые в динамическом и изокинетическом режимах. На первом этапе подготовительного периода могут использоваться и изометрические упражнения. Режим напряжения мышц должен соответствовать характеру их работы при плавании (особенно в тех случаях, когда планируется не только развитие силы, но и содействие развитию силовой выносливости). Эта упражнения (с большими и значительными нагрузками) широко применяются на протяжении первых двух третей подготовительного периода. К концу этого периода и в соревновательном периоде их использование ограничено привычными комплексами, без больших нагрузок. Если требуется добиться увеличения мышечной массы, силы мышц, то величина н а п р я ж е н и й м о ж е т б ы т ь б о л ь ш о й и д а ж е п р е д е л ь н о й . Упражнения в воде (плавание с работой одних рук или одних ног с использованием поддерживающих средств и без них; с различными отягощениями; упражнения в воде с использованием резиновых амортизаторов и т. п.) дают меньше нежелательных побочных явлений, чем упражнения на суше, и могут широко применяться в конце подготовительного и в соревновательном периодах. Определение соотношения («удельного веса») ОФП и СФП на различных этапах тренировки — один из самых сложных вопросов в планировании тренировочного процесса. Здесь нужно учитывать индивидуальные особенности спортсмена, его возраст и пол, план на будущие годы и ряд других факторов. В общих чертах можно сказать, что чем моложе пловец, тем большее значение имеет ОФП. Однако даже на самом раннем возрастном этапе она не должна противодействовать развитию тех особенностей сложения и физического развития ребенка, которые благоприятны для плавания: подвижности в суставах, оптимального соотношения развития мышц плечевого пояса и нижних конечностей и т. д. Поэтому нужно, чтобы уже в раннем возрасте ОФП сочеталась с СФП. Но последняя должна быть направлена не на форсирование спортивных результатов, а на то, чтобы в сочетании с ОФП содействовать созданию базы для дальнейшего развития специальной р а б о т о с п о с о б н о с т и п л о в ц а . С увеличением возраста повышается роль СФП, и на определенном этапе тренировки ее задачам полностью подчиняется ОФП. На этом этапе общеподготовительные упражнения используются преимущественно для активизации процессов восстановления, для общей разминки и с целью повышения способности координировать движения. Рост уровня физического развития обеспечивается г л а в н ы м о б р а з о м с п е ц и а л ь н ы м и у п р а ж н е н и я м и . Определяя удельный вес общей и специальной физической подготовки пловцов по возрастным категориям, можно руководствоваться следующим: а) до 10 лет доминирует ОФП, при условии сохранения врожденных особенностей р е б е н к а , б л а г о п р и я т н ы х д л я п л а в а н и я ; б) с 10 до 12—14 лет ОФП сочетается с СФП в примерно одинаковых пропорциях;
в) с 12—14 до 13—15 лет ОФП сочетается с СФП при доминирующем значении последней; г) с 1 3 — 1 5 л е т и д а л е е п о л н о с т ь ю п р е о б л а д а е т С Ф П . Эта общая схема конкретизируется в зависимости от пола, степени мастерства и д р у г и х и н д и в и д у а л ь н ы х о с о б е н н о с т е й с п о р т с м е н а . На своих занятиях я стараюсь разнообразить учебный процесс, всяческими упражнениями, не стандартными заданиями, тем самым убрать монотонность на тренировках по ОФП. У меня две группы, которые отличаются возрастом, умениям и навыкам, как в плавании, так и в занятиях по ОФП, поэтому умение интересно построить урок, при этом не потерять целей и задач, которых, я стараюсь достичь на занятиях – очень важно. Мы с радостью ходим в спортивный зал, где я с ними могу поработать на скорость, быстроту, силу и выносливость. В гимнастическом зале мы делаем акцент на гибкости, а также умение сделать подводящие упражнения, которые не сделаешь в воде, поэтому у нас много времени, чтобы мы могли разобрать, те или иные упражнения в брассе, в баттерфляй, классический стиль. Помимо занятий в помещении, я люблю отвлечь детей прогулкой в лес, будь то это поход или легкая пробежка. Зимой, дети с радостью катаются на катке, ходят на лыжах.


В раздел образования