Общая физическая подготовка пловца на суше – физическая подготовка пловцов.
Автор: Ганиев Тимур Вячеславович Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУДО Дворец творчества детей и молодежи Населённый пункт: город Нефтекамск Наименование материала: статья: Общая физическая подготовка пловца на суше – физическая подготовка пловцов. Тема: Общая физическая подготовка пловца на суше – физическая подготовка пловцов. Раздел: дополнительное образование
Общая физическая подготовка пловца на суше – физическая подготовка
пловцов .
ГАНИЕВ Т.В.
Общая физическая подготовка пловцов является важной составной частью
тренировки. Занятия общей физической подготовкой используются как эффективное
средство оздоровления.
Упражнения, выполняемые на этих тренировках, развивают силу, скорость,
выносливость и ловкость, повышают функциональную подготовленность организма
тренирующихся и эмоциональность занятий, а также способствуют активному отдыху.
Правда, для гармоничного развития каждого из физических качеств (силы,
скорости, гибкости, ловкости и выносливости) можно подобрать нужные упражнения в
воде, но они оказываются всегда менее эффективными, чем упражнения, выполняемые
с той, же целью на суше.
Кроме
того,
слишком
частое
посещение
плавательных
бассейнов
(с
повышенной влажностью и очищаемых хлором) иногда может вредно повлиять на
здоровье пловца. Поэтому тренировки по плаванию необходимо сочетать с общей
физической подготовкой на суше, проводимой в течение всего года на свежем воздухе
(в лесу, в парке, на стадионе либо на спортивной площадке).
Рост спортивных результатов определяется большим количеством факторов.
Один из основных факторов – систематическое увеличение тренировочных нагрузок.
Практика показала, что если пловец будет выполнять часть упражнений на суше, а
другую – в воде, то суммарный объем переносимой нагрузки значительно возрастает.
Так общая физическая подготовка пловца стала средством значительного увеличения
тренировочных нагрузок.
Упражнения
в
воде
носят
однообразный
характер.
Их
изолированное
выполнение
делает
тренировки
малоинтересными
и
скучными.
Поэтому
для
того,
чтобы разнообразить тренировку, в нее необходимо включать физические упражнения
на суше, заимствованные из других видов спорта.
На некоторых этапах тренировки пловцам полезно отвлечься от занятий в воде. Однако
чтобы не уменьшить уровень подготовленности занимающихся пловцов, это время
нужно использовать для активного отдыха, выполняя с тренирующимися упражнения
на суше.
Высокий уровень развития физических качеств необходим спортсмену любой
специальности.
Однако
в
каждом
виде
спорта
предъявлены
свои
специфические
требования.
Исходя из задач общей и специальной физической подготовки, решаемых
тренером
в
процессе
тренировки
пловцов,
можно
разделить
все
применяемые
им
у п р а ж н е н и я
н а
2
к а т е г о р и и :
1) упражнения, в которых основная нагрузка ложится на органы и системы, не
играющие главной роли при плавании. Это общеподготовительные, вспомогательные
у п р а ж н е н и я
( О Ф П ) ;
2)
упражнения,
направленные
на
развитие
функциональных
возможностей
тех
органов и систем, ресурсами которых обусловливаются результаты в плавании. К ним
относятся две группы специальных упражнений (СФП) — основные и специально-
подготовительные.
Р а с с м о т р и м
х а р а к т е р
и
н а з н а ч е н и е
э т и х
у п р а ж н е н и й .
Общеподготовительные (вспомогательные) упражнения воздействуют в основном
на те органы и системы, которые при выполнении специальных упражнений получают
малую
нагрузку.
Данные
упражнения
стимулируют
их
развитие,
уменьшая
диспропорцию в развитии различных органов и систем организма. При подборе этих
упражнений целесообразно руководствоваться следующими общими положениями —
смотрите таблицу.
Задачи
Характер упражнений
Величина
нагрузки
1. Уменьшение диспропорции в
развитии отдельных органов и
систем (с помощью ОФП)
Упражнения избирательного воздействия,
преимущественно влияющие на органы и
системы, получавшие малую нагрузку
при выполнении специальных
упражнений
Большая или
значительная
2. Активизация процессов
восстановления при утомлении
пловца в результате специальных
упражнений
То же
От малой до
средней
3. Подготовка к выполнению
упражнений основной части урока
(общая разминка в
подготовительной части урока)
Комплекс разнообразных упражнений с
общим разносторонним воздействием
Малая
4. Развитие способности
координировать свои движения
(развитие ловкости)
Разнообразные, преимущественно
незнакомые упражнения
Малая и в
отдельных
случаях средняя
К основным упражнениям , включаемым в специальную физическую подготовку,
относится
плавание
избранным
способом
с
использованием
дистанционного,
интервального, повторного и переменного методов тренировки. Эти упражнения не
только обеспечивают функциональную подготовку организма пловца, но и играют
решающую
роль
в
его
технической,
тактической
и
психологической
подготовке.
Наибольшее воздействие при плавании оказывается на сердечно-сосудистую систему
(в
частности,
на
мышцы
сердца).
Скелетные
же
мышцы
испытывают
меньшую
нагрузку, а значит, и меньший стимул к развитию, хотя работа их (особенно мышц
плечевого пояса) создает силу тяги и в конечном счете определяет результат пловца.
Поэтому
тренировка,
построенная
исключительно
на
плавании
с
полной
координацией
движений,
не
обеспечит
развитие
функциональных
возможностей
мышц в пропорциях, нужных для достижения высокого спортивного результата в
плавании.
Кроме
того,
для
достижения
высокого
результата
нужна
большая
подвижность во многих суставах (голеностопных, плечевых и др.). Упражнения в
плавании
не
обеспечивают
эффективного
развития
такой
подвижности.
Все
это
требует использования в тренировке наряду с упражнениями в плавании специально-
п о д г о т о в и т е л ь н ы х
у п р а ж н е н и й .
Специально-подготовительные
упражнения ,
входящие
в
специальную
физическую подготовку, направлены на развитие: а) подвижности в суставах, б) силы
о п р е д е л е н н ы х
г р у п п
м ы ш ц ,
в )
и х
л о к а л ь н о й
в ы н о с л и в о с т и .
Упражнения, используемые для развития подвижности в суставах,
подбираются
в
соответствии
с
особенностями
техники
плавания
избранным
способом. Например, для кролистов — упражнения, развивающие подвижность в
суставах шеи, которая обеспечивает возможность поворота головы направо и налево,
а для брассистов и специализирующихся в плавании баттерфляем — упражнения для
развития
подвижности
в
суставах,
обеспечивающей
поворот
головы
вокруг
п о п е р е ч н о й
о с и .
Упражнения, направленные на развитие силы, делятся на упражнения на
суше и упражнения в воде. На суше даются упражнения с различными приборами и
приспособлениями, выполняемые в динамическом и изокинетическом режимах. На
первом этапе подготовительного периода могут использоваться и изометрические
упражнения. Режим напряжения мышц должен соответствовать характеру их работы
при плавании (особенно в тех случаях, когда планируется не только развитие силы, но
и содействие развитию силовой выносливости). Эта упражнения (с большими и
значительными нагрузками) широко применяются на протяжении первых двух третей
подготовительного периода. К концу этого периода и в соревновательном периоде их
использование ограничено привычными комплексами, без больших нагрузок. Если
требуется
добиться
увеличения
мышечной
массы,
силы
мышц,
то
величина
н а п р я ж е н и й
м о ж е т
б ы т ь
б о л ь ш о й
и
д а ж е
п р е д е л ь н о й .
Упражнения в воде (плавание с работой одних рук или одних ног с
использованием поддерживающих средств и без них; с различными отягощениями;
упражнения в воде с использованием резиновых амортизаторов и т. п.) дают меньше
нежелательных
побочных
явлений,
чем
упражнения
на
суше,
и
могут
широко
применяться
в
конце
подготовительного
и
в
соревновательном
периодах.
Определение соотношения («удельного веса») ОФП и СФП на различных
этапах
тренировки
—
один
из
самых
сложных
вопросов
в
планировании
тренировочного
процесса.
Здесь
нужно
учитывать
индивидуальные
особенности
спортсмена, его возраст и пол, план на будущие годы и ряд других факторов. В общих
чертах можно сказать, что чем моложе пловец, тем большее значение имеет ОФП.
Однако даже на самом раннем возрастном этапе она не должна противодействовать
развитию
тех
особенностей
сложения
и
физического
развития
ребенка,
которые
благоприятны для плавания: подвижности в суставах, оптимального соотношения
развития мышц плечевого пояса и нижних конечностей и т. д. Поэтому нужно, чтобы
уже
в
раннем
возрасте
ОФП
сочеталась
с
СФП.
Но
последняя
должна
быть
направлена не на форсирование спортивных результатов, а на то, чтобы в сочетании с
ОФП
содействовать
созданию
базы
для
дальнейшего
развития
специальной
р а б о т о с п о с о б н о с т и
п л о в ц а .
С увеличением возраста повышается роль СФП, и на определенном этапе
тренировки
ее
задачам
полностью
подчиняется
ОФП.
На
этом
этапе
общеподготовительные упражнения используются преимущественно для активизации
процессов восстановления, для общей разминки и с целью повышения способности
координировать
движения.
Рост
уровня
физического
развития
обеспечивается
г л а в н ы м
о б р а з о м
с п е ц и а л ь н ы м и
у п р а ж н е н и я м и .
Определяя удельный вес общей и специальной физической подготовки
пловцов
по
возрастным
категориям,
можно
руководствоваться
следующим:
а) до 10 лет доминирует ОФП, при условии сохранения врожденных особенностей
р е б е н к а ,
б л а г о п р и я т н ы х
д л я
п л а в а н и я ;
б) с 10 до 12—14 лет ОФП сочетается с СФП в примерно одинаковых пропорциях;
в) с 12—14 до 13—15 лет ОФП сочетается с СФП при доминирующем значении
последней;
г)
с
1 3 — 1 5
л е т
и
д а л е е
п о л н о с т ь ю
п р е о б л а д а е т
С Ф П .
Эта общая схема конкретизируется в зависимости от пола, степени мастерства и
д р у г и х
и н д и в и д у а л ь н ы х
о с о б е н н о с т е й
с п о р т с м е н а .
На своих занятиях я стараюсь разнообразить учебный процесс, всяческими
упражнениями, не стандартными заданиями, тем самым убрать монотонность на
тренировках по ОФП. У меня две группы, которые отличаются возрастом, умениям и
навыкам, как в плавании, так и в занятиях по ОФП, поэтому умение интересно
построить урок, при этом не потерять целей и задач, которых, я стараюсь достичь на
занятиях – очень важно. Мы с радостью ходим в спортивный зал, где я с ними могу
поработать на скорость, быстроту, силу и выносливость. В гимнастическом зале мы
делаем акцент на гибкости, а также умение сделать подводящие упражнения, которые
не сделаешь в воде, поэтому у нас много времени, чтобы мы могли разобрать, те или
иные упражнения в брассе, в баттерфляй, классический стиль. Помимо занятий в
помещении, я люблю отвлечь детей прогулкой в лес, будь то это поход или легкая
пробежка. Зимой, дети с радостью катаются на катке, ходят на лыжах.