Автор: Николаева Ирина Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ ООШ №8 Населённый пункт: Республика Коми, г.Ухта Наименование материала: методическая разработка классного часа Тема: Права ребёнка Раздел: начальное образование
Классный час для 4 класса "Права ребенка"
Подготовила и провела: Николаева И.Ю.
Цели:
познакомить учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка;
воспитывать уважение к правам других людей;
способствовать формированию активной жизненной позиции.
Задачи урока :
1.
Определить понятие “право”.
2.
Дать первоначальные правовые знания.
3.
Сформировать представление о правах ребёнка.
4.
Способствовать развитию мотивации детей к использованию правовых знаний в жизни.
5.
Воспитание у учащихся чувства гражданской ответственности.
Ход классного часа.
1.Оганизационный момент
Классный руководитель : ребята заходят в класс рассаживаются. Здравствуйте, ребята!
Вы готовы поработать? (Да) ответ учеников
Вы готовы отвечать? (Да) ответ учеников
Вы готовы, если надо,
Что-то вспомнить и узнать? (Да) ответ учеников
Ну а главное – готовы
Вы сегодня рассуждать? (Да) ответ учеников.
Классный руководитель : Молодцы. Ученикам предлагается фрагмент из книги А.Усачева
“Всеобщая декларация для детей и взрослых”.
Приключения Маленького Человека
Большие люди удивительно безграмотны, - подумал Маленький Человек.
– Надо это исправить.
И однажды Маленький Человек вышел на центральную площадь города с большим плакатом в
руках:
Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права. Все
наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры.
Вскоре вокруг плаката собрались горожане.
– Глупость какая-то написана, - заявил один Большой гражданин.
– Люди не могут рождаться равными. Я, например. Когда родился, весил 4кг 500г, а мой сосед
всего 3кг 100г, а вы?..
– Послушайте! – сказал Маленький Человек.
Рождаться равными – это не значит рождаться людьми одного роста и веса. Или одинаково
сильными и красивыми. Рождаться равными – значит рождаться людьми. Маленькими и голыми.
Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.
Классный руководитель : Как вы понимаете смысл плаката? Что вы возразите Маленькому
Человеку? Какие вопросы вы бы задали Маленькому человеку, если бы оказались на центральной
площади города?
Ответы учащихся:
Смысл плаката
:
Все люди обладают правами независимо от пола, цвета кожи, национальности.
Все люди должны уважительно относится друг к другу. Поступай по отношению к другим так, как
бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе.
Возражения: Нет на планете одинаковых людей, все люди разные, с разными характерами,
внешностью.
Вопросы : С каким документом Маленький человек знаком? («Декларация прав ребёнка»,
«Конвенция о правах ребёнка», Конституция РФ)
Что сказано в этом документе?
Где можно познакомиться с этим документом?
А есть ли какие-нибудь права у детей?
Классный руководитель : Ребята, я с вами совершенно согласна. Исходя из моих вопросов и
ваших ответов, сформулируйте тему и цель нашего классного часа.
Ответы учащихся: Тема классного часа «Права ребёнка».
Цель классного часа: познакомится с документом, в котором прописаны права ребёнка. Узнать
больше о наших правах .
Классный руководитель: Для того что бы приступить к изучению темы классного часа, вы
должны предложить, как будете работать над темой.
Ответы учащихся: Учащимся класса надо поделиться на группы, так как эффективность работы
возрастает. У нас есть такие правила:
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг
Классный руководитель: Молодцы ребята, чувствуется, как вы поддерживаете друг друга,
работая в группах. Я вам предлагаю образовать группы по вашему желанию.
Физкультминутка.
Будем дружно мы вставать,
Чтоб ногам работу дать.
Мы размяться были рады,
Но пора опять за парты.
Классный руководитель : У нас образовались группы. Для вас, ребята, сюрприз. Сегодня я
подготовила несколько заданий для вас. Вы можете выбрать то задание, которое вы желаете
выполнить группой. Можете посовещаться ( 1 минуту)
Задания выведены на слайд.
1.Работа с информацией
2. Организовать и провести игру – упражнение “Правовые пиктограммы”
Пиктограмма - это послание в виде рисунков и схем.
3. Литературно-правовая викторина.
4. Организовать и провести
дидактическую игру «Разрешается – запрещается»
5. Творческое задание изготовление плаката для учеников класса.
Ответы учеников: Группа №…. Выбрала работу с информацией
Группа №….Выбрала игру-упражнение «Правовые пиктограммы»
Группа №….Выбрала творческое задание изготовление плаката « Мои права» для учеников класса
Классный руководитель: Ребята, каждая группа выбрала для себя задание. Что вам будет
необходимо для выполнения задания?
Ответ учащихся : В кабинете расположен информационный стол, на котором, есть конверты,
наверное, в них и находятся задания для каждой группы. Каждая группа должна презентовать или
провести игру после выполнения задания.
Классный руководитель: Совершенно верно. Я подготовила материал, который поместила в
конверты. Предупреждаю, что в конвертах находится лишняя информация. Вам необходимо её
найти и не использовать при выполнении задания.
Классный руководитель : Представитель группы может подойти к информационному столу и
взять необходимый конверт. На выполнение задания каждой группе отводится 10 минут.
Ответы учащихся:
Группа №…. ( работающая с информацией)
“200 лет тому назад в небольшом немецком городке жил один человек……Это был великий
немецкий
философ
Иммануил
Кант.
С
гусиным
пером
в
руках
он
сидел
за
столом.
Вдруг
задумался…… “Что такое право? Я прочитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий,
но ученые до сих пор ищут определение права. Все философы до сих пор спорят об этом!”
Так что же такое право?
Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством.
Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком
признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка,
религии, места рождения, национального или социального происхождения, и т.д.
20.11. 1989 года была принята международная Конвенция “О правах ребенка”. Конвенция – это
международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами. В
этом документе 54 статьи, и они касаются не только прав и свобод детей, но и обязательств
государств по защите прав детей.
Почему же был принят специальный документ, защищающий права ребенка?
Ответы детей : Очевидно, потому, что дети имеют меньшие возможности для защиты своих прав,
чем взрослые люди. Они нуждаются в особой защите. Наше государство также приняло на себя
обязательства выполнять Конвенцию о правах ребенка.
Группа №…. ( выполняет творческое задание изготовление плаката «Мои права»
В Конвенции говорится, что каждый ребёнок от рождения имеет права.
На ватмане прописаны права ребёнка сопровождением картинки.
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Право на гражданство
Право на защиту жизни, чести и достоинства
Право свободно выражать свое мнение
Право на медицинскую помощь, охрану здоровья
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право на свободное перемещение
Право на заботу и воспитание родителями
Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия
Группа №…Подготовила дидактическую игру «Разрешается-запрещается»
– Я буду говорить о каком-то праве, показывать знак, а вы – находить соответствующую ему
сигнальную карточку и отвечать: «Разрешается – желтую или запрещается – красную».
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка
Разрешается.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это разрешается.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться.
Это разрешается.
Этот трудится ребенок.
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Запрещается.
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это разрешается
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.
– Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Права ребёнка нужно не только знать, но и
соблюдать.
Группа №… подготовила игру-упражнение «Правовые пиктограммы»
Пиктограмма – рисуночное письмо, в котором зашифровано какое-то послание. В каждой
пентаграмме зашифровано право ребёнка. Вам необходимо определить о каком праве ребёнка идёт
речь.
Группа №….подготовила и проводит литературно-правовую викторину
Литературно - правовая викторина
1. А. Н. Толстой «Приключения Буратино»
- Кто главный герой этой сказки?
- Что купил папа Карло для Буратино? Зачем?
- Где можно учиться?
- Каким правом воспользовался Буратино, когда пошел в школу?
2.Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
- С кем жили Кай и Герда?
- Как жилось им у бабушки?
- Что случилось с Каем?
- Какое право Кая нарушила Снежная королева?
(Чтобы дети были счастливыми, они должны воспитываться в семье или с теми, кто будет о них
хорошо заботиться. И никто не имеет права разлучить ребенка с семьей).
3.Русская народная сказка «Морозко»
- С кем жила падчерица?
- Как относилась к ней мачеха, сестра, отец?
- Куда мачеха велела отвезти падчерицу?
- Какое право Настеньки она нарушила?
- Кто побеждает в сказке: добро или зло?
(Конвенция о правах ребенка гарантирует право на жизнь).
4.К. И. Чуковский «Айболит»
- Кто такой Айболит?
-Чем он занимался?
- Какую обязанность по отношению к детям, выполняют врачи?
(Вы имеете право на медицинский уход, но вы и сами должны заботиться о своем здоровье. Что
же вы обязаны делать? Заботиться о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим,
хорошо питаться и заниматься спортом).
5.Ш. Перро «Золушка»
- Как относилась к Золушке мачеха?
- Что по дому делала золушка?
- Какое право Золушки нарушила Мачеха?
(В Конвенции о правах ребенка записано право на отдых, и на защиту от злоупотребления детским
трудом. Дети должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, но по мере своих
сил и возможностей).
6.Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
- Почему невзлюбили Гадкого утенка?
- Он виноват в том, что он таким родился?
- Какое право по отношению к Гадкому утенку нарушили обитатели птичьего двора?
- Имели ли они право обижать его? Почему?
Индивидуальность – великий дар природы. У всех у нас разные способности, привычки, характер.
Но мы должны знать, что Конвенция выступает в защиту сохранения индивидуальности детей.
Дети имеют право не быть как все, быть не похожими на других. Конвенция о правах ребенка
призывает к уважению прав другого человека.
Классный руководитель: Молодцы ребята. Какой вывод можно сделать.
Ответы учащихся:
Ребенок сам должен решать играть ему или нет. Нельзя насильно заставлять
ребенка делать то, чего он не хочет. К сожалению, очень часто многие, зная свои права,
пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите
слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится
больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими
правами только тогда, когда не нарушаете права других.
Рефлексия
- Давайте вспомним тему нашего классного часа и цель, которую мы ставили перед собой. Удалось
ли нам достичь поставленной цели?
-О чём заставил задуматься сегодняшний классный час? Ответ учащихся по цепочке.
“Шесть шляп критического мышления”
«Белая шляпа” — СТАТИСТИЧЕСКАЯ
(констатируются факты по проблеме, без их обсуждения), - что было на уроке?;
“Желтая шляпа” — ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ
(высказываются положительные моменты) - что понравилось?;
“Черная шляпа” — НЕГАТИВНАЯ
(группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме) - что не понравилось?;
“Синяя шляпа” — АНАЛИТИЧЕСКАЯ
(проводится анализ, группа отвечает на вопросы; почему? зачем? связи?);
“Зеленая шляпа” — ТВОРЧЕСКАЯ
(можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”) - что хотелось бы добавить?;
“Красная шляпа” — ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
(свои эмоции, которые испытывали при работе с материалом) - как я себя чувствовал?
Классный руководитель : В заключение классного часа я хочу добавить, что ребёнку должны
принадлежать все указанные в настоящей Конвенции права. Эти права должны признаваться за
всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета
кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального
происхождения, имущественного положения; рождения или иного обстоятельства, касающегося
самого ребёнка или его семьи.
Я хочу подарить каждому памятку о правах ребёнка.