Напоминание

"Профилактика синдрома профессионального выгорания – проблема современности"


Автор: Хатунцева Ирина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Реабилитационно-образовательный Центр №76
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Профилактика синдрома профессионального выгорания – проблема современности"
Раздел: дополнительное образование





Назад





План выступления на методическом объединении

Пылаевой И.В. (воспитатель 9 класса)

23.10.2013

Введение.

«Профилактика синдрома профессионального выгорания – проблема

современности»

1.1.Причины возникновения синдрома профессионального выгорания

1.2.Стадии профессионального выгорания

«Профилактика и психологическая помощь»

2.1.Психическая саморегуляция

2.2.Диагностика уровня психического выгорания педагогов

Вывод

Введение.
«Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми. На языке психологии труда данное явление называют синдромом профессионального выгорания. Он выражается в психиче ском, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хрониче ской уст а ло сти, н а п р я ж е н н о с т ь , раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к реципиентам, потеря интереса к работе и к жизни. Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания педагоги . По степени напряженности нагрузка педагога сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций. По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето- сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате 1
психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства. Цикл занятий по коррекции синдрома профессионального выгорания педагогов «Путь к гармонии» - важное и необходимое средство психологической помощи и поддержки педагогов и ориентирована на оказание помощи педагогу в решении вопросов личностного благополучия, на обучение навыкам восстановления своих сил через овладение способами психической саморегуляции и на активизацию внутренних ресурсов личности.
«Профилактика синдрома профессионального выгорания – проблема

современности».

1.1.Причины возникновения синдрома профессионального выгорания.
1. Длительная нагрузка на основные анализаторы (слух, зрение и т.д.), концентрация внимания, память, большой объем информации, соучастие эмоций и интеллекта и как следствие нервно – психическое и физическое напряжение. 2. Этика общения (рамки общения). Человек не выбирает себе тех, с кем он взаимодействует. По этическим соображениям эмоциональная «разрядка» невозможна. Накапливание отрицательных эмоций ведет к истощению эмоционально – этических и личностных ресурсов.
Три условия (фактора) профессионального выгорания.

Личностный фактор
Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствует также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, 2
излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.
Ролевой фактор
Исследования показали, что на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция. А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника социально – психологической службы от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.
Организационный фактор
На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность (по принципу «инициатива наказуема») и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.
Группы риска.
Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании?
I группа
Сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Это: - руководители - менеджеры по продажам - медицинские работники - социальные работники - консультанты 3
- преподаватели и т.п. Причем особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально – психологические особенности, которые не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт.
II группа
Люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Это – женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также прессинг в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.
III группа
Работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. Также работники, занимающие на рынке труда позицию внешних консультантов, вынужденных самостоятельно искать себе работу.
IV группа
На фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность. Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы.
V группа
Жители крупных мегаполисов, которые находятся в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах. 4

1.2.Стадии профессионального выгорания.
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии.
Первая стадия
- начинается приглушение эмоций, сглаживания остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе; - исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; - возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Оставьте меня в покое!» - наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, сбои выполнении каких – либо двигательных действий. Из–за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий специалистом на фоне ощущения нервно – психической напряженности.
Вторая стадия
- возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; - неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень; - у специалиста падает интерес к работе, к общению (желание «никто бы меня не трогал»); - происходит нарушение сна, головные боли по вечерам; - повышается раздражительность; - увеличивается число простудных заболеваний. 5

Третья стадия (личностное выгорание)
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; - проявляется полная потеря интереса к работе, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил; - появление хронических заболеваний (сердечно – сосудистая система, желудочно – кишечный тракт). 6

Профилактика и психологическая помощь.

1. Физическая и психологическая направленность:
- освоение разных способов снятия напряжения и различных способов саморегуляции (психическая саморегуляция)
2. Формация и стереотипизация:
- развитие творческого подхода к деятельности; - креативность (нестандартный подход к делу стандартному); - восстановление смысла работы (получение обратной связи о своей деятельности)
3. Умение общаться с людьми:
- взаимодействие и взаимообмен (тренинг эффективного взаимодействия);
4. Получение энергии и пространства от природы
.
Качества, помогающие специалисту избежать

профессионального выгорания.

Во-первых:
- хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); - высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых:
- опыт успешного преодоления профессионального стресса; - способность конструктивно меняться в напряженных условиях; - высокая мобильность; - открытость; - общительность; - самостоятельность; - стремление опираться на собственные силы. 7

В-третьих:
способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
2.1.Психическая саморегуляция.
8
Одним из наиболее эффективных способов профилактики синдрома профессионального выгорания является саморегуляция. Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (то есть, на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания), так и произвольно, с участием сознания. Этот второй вид саморегуляции обычно называют психической саморегуляцией. Психическая саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Осуществляется саморегуляция с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов. В результате саморегуляции могут возникнуть три основных эффекта: - эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности); - эффект восстановления (ослабление проявлений утомления); - эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности). Современная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накоплениям остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма. Важно разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса специалист уже владеет, но делает это бессистемно, от случая к случаю, не осознавая, что они являются «техникой безопасности» для его работы. Затем осознать их. Перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному использованию в целях управления своим состоянием. А затем освоить способы психической саморегуляции или самодействия. [39]
Упражнение

2.

«Мозговой

штурм

по

созданию

банка

естественных

способов саморегуляции»
Участники по очереди называют способы, которые они используют в своей жизни для выхода из стрессовой ситуации или для оказания себе самопомощи в трудных жизненных ситуациях. Способы оформляются на доске или ватмане. Ведущий обобщает полученные данные и делает вывод. 9

2.2.Диагностика уровня психического выгорания педагогов
Опросник психического выгорания педагогов и воспитателей(К. Маслак модифицированный Водопьяновой, см. приложение) в контексте программы является наиболее качественной и удобной измерительной процедурой. Проводится после лекции и на заключительном тренинге.
Цель:
познакомиться, настроить на занятие; снизить эмоциональное напряжение, принять правила группы.
Упражнение 1. «Давайте познакомимся»
(звучит тихая инструментальная музыка)
Инструкция.
Встаньте в круг. Каждый по очереди называет своё имя и одновременно делает какое-либо движение (обыграть имя), выходя в центр круга. Затем все участники повторяют это имя и движение. Следующий по кругу участник называет своё имя и показывает движение, группа снова повторяет и т.д.
Упражнение 2. «Принятие правил групповой работы»
(звучит тихая инструментальная музыка). Участники садятся по кругу.
Инструкция.
После того как мы познакомились, приступим к обсуждению основных правил групповой работы. Я буду предлагать правила, вы можете их дополнить или изменить.
Правила групповой работы.
1. Обращаться друг к другу по имени. 2. Принимать себя и других такими, какие они есть. 3. Быть искренним. 4. Избегать оценок друг друга. 5. Все, что делается в группе, делается на добровольных началах. 6. Активное участие в происходящем. 10
7. Уважение говорящего. 8. Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово. 9. Конфиденциальность всего происходящего в группе. 10.Общение по принципу «здесь и сейчас».
Упражнение 3. «Расскажи о своём состоянии»

Инструкция.
Расскажите о состоянии своего тела (ощущениях) и своих чувствах (эмоциях). Ответьте на вопросы: - Что вы чувствуете здесь и сейчас? Что ощущает ваше тело? (в начале и в конце занятия). - Что хотелось бы получить от занятия? (в начале занятия). - Что важного и значимого для себя вы получили от предыдущего занятия? (в начале занятий 3, 4, 5). - Что стало для вас важным, ценным, запоминающимся на занятии? (в конце занятия)
Комментарии для ведущего.
Если участнику трудно объяснить своё состояние, ведущий помогает ему и задает наводящие вопросы. Иногда стоит напомнить участникам какие бывают чувства и эмоции. Важно делать акцент именно на чувства участников.
Упражнение 4. «Аутогенная тренировка»
(звучит релаксационная музыка)
Аутогенная тренировка
(АТ)– это самовнушение в состоянии релаксации. Создателем этого метода является И. Шульц. Смысл аутогенной тренировки заключается в том, что при расслаблении поперечно – полосатой мускулатуры возникает особое состояние сознания, позволяющее путем самовнушения воздействовать на различные, в том числе непроизвольные, функции организма. Аутогенная тренировка способствует снижению эмоционального напряжения, чувства тревоги дискомфорта. Под влиянием АТ улучшается настроение, нормализуется сон, происходит активизация организма и личности.С помощью АТ можно решать задачи укрепления воли, 11
коррекции некоторых неадекватных форм поведения, мобилизации ресурсов человека, отдыха и восстановления сил за короткое время.
Инструкция.
1. Сделайте глубокий вдох, спокойный выдох, закройте глаза. Дышите легко, спокойно, свободно. 2. Вызываем ощущение тяжести. Мысленно повторяем: «Я совершенно спокоен» (1 раз) «Моя правая (левая) рука тяжелая» (3 раза), «Я спокоен» (1 раз) «Я совершенно спокоен» (1 раз) «Моя правая (левая) нога тяжелая» (3 раза), «Я спокоен» (1 раз) «Я совершенно спокоен» (1 раз) «Мое тело тяжелое» (3 раза), «Я спокоен» (1 раз) 3. Вызываем ощущение тепла. Мысленно повторяем: «Я спокоен» (1 раз) «Мое тело теплое» (3 раза), «Моя правая (левая) рука теплая» (3 раза), «Я спокоен» (1 раз) «Я спокоен» (1 раз) «Моя правая (левая) нога теплая» (3 раза), «Я спокоен» (1 раз) «Я спокоен» (1 раз) «Мое тело теплое» (3 раза), «Я совершенно спокоен» (1 раз) «Я спокоен» (1 раз) «Обе руки теплые» (3 раза), «Обе ноги теплые» (3 раза), «Моё тело теплое» (3 раза) «Я совершенно спокоен» (1 раз) 4. Второе и третье упражнение объединяются одной формулой: «Руки и ноги тяжелые и теплые» (3 раза), «Я спокоен» (1 раз), 12
«Мое тело тяжелое и теплое» (3 раза), «Я совершенно спокоен» (1 раз) 5. Регуляция дыхания. «Я спокоен» (1 раз), «Мои руки и ноги теплые и тяжелые» (3 раза), «Моё сердце бьётся спокойно» (3 раза), «Я дышу спокойно, глубоко, свободно» (3 раза) «Я совершенно спокоен» (1 раз). 6. Влияем на органы брюшной полости «Я спокоен» (1 раз), «Мои руки и ноги теплые и тяжелые» (1 раз), «Моё сердце бьётся спокойно» (1 раз), «Я дышу спокойно, глубоко, свободно» (1 раз) «Моё солнечное сплетение теплое, оно излучает тепло» (3 раза), «Я спокоен» (1 раз) 7. Вызываем ощущение прохлады в области лба «Я спокоен» (1 раз), «Мои руки и ноги теплые и тяжелые» (1 раз), «Моё сердце бьётся спокойно» (1 раз), «Я дышу спокойно, глубоко, свободно» (1 раз) «Моё солнечное сплетение теплое, оно излучает тепло» (1 раз), «Мой лоб прохладный и расслабленный» (3 раза), «Я спокоен» (1 раз) 8. Всё тело отдыхает. Восстанавливаются силы, возрождается весь организм. Мобилизуются внутренние ресурсы. Ощущение глубокого покоя, полной отрешенности.9. Просмотрите своё тело сверху – вниз. Все тело спокойно отдыхает. Нервная система восстанавливает силы. Теперь мысленно представьте окружающую Вас обстановку. Вспомните и осмотрите себя как бы сверху и все, что Вас окружает. Мысленно посмотрите вдаль. Вспомните свои предстоящие и текущие дела.
Вывод.
13

Способы эффективного управления стрессом.
1. В стрессовых ситуациях эмоции выходят на первый план, а спо собно сть рационально мыслить уменьшается. Один из эффективных элементов управления стрессом – дать мозгу выполнить к а к у ю – н и б уд ь ко н к р е т н у ю м ы с л и т е л ь н у ю з а д а ч у. Например,
вспомнить двадцать слов на английском языке, пять

имен женщин на букву «А», посчитать, сколько человек в комнате

одеты в брюки, сколько лампочек горит на потолке или другие

подобные вещи,
главное, занять мозг четко поставленной задачей, с которой можно справится, но она требует определенных мыслительных усилий. 2.
С т а р а й т е с ь

б ы т ь

« п о з и т и в н ы »
: Дайте себе установку: «как хорошо я могу справляться», и не думайте как всё ужасно и что всё будет плохо. Хорошо работает формула «Дело сложное, но я постараюсь, и все получится хорошо». 3.
Используйте

навыки

аутотренинга
: можно просто посидеть в расслабленном состоянии и послушать приятную музыку. Учитесь расслабляться. В напряженных ситуациях можно просто многократно повторять формулу «Я спокоен, собран, готов к действию». 4.
Увеличите «обратную связь» с телом
и пытайтесь саморегулировать стресс. Можно спросить себя «Где у меня в теле находится стресс?». Определив это место, надо расслабить это место (выполняя комплекс упражнений именно для этой части тела). Разминка поможет снять телесные зажимы. 5.
Вспомните,

какие

эмоции

вы

знаете.
Умение распознавать свои истинные мысли и чувства помогает их контролировать. 6.
Учитесь ставить реальные цели.
7.
Попробуйте «использовать» стресс:
если вы не можете бороться с тем, что вас беспокоит, то просто используйте стресс в творческом процессе. 8.
Физическая

нагрузка

поможет

вам

бороться

со

стрессом
: бег, теннис, садоводство - лучшие лекарства против стресса. 9.
В с е г д а

х о р о ш о

в ы с ы п а й т е с ь .
Недостаток хорошего здорового сна может привести к стрессу. 14
10.
Сделайте что-то для других:
переведите свои мысли на проблемы других - почувствуйте себя нужным кому-то ещё. 11.
Расслабьтесь,

сделайте

перерыв:
Переключитесь на что-нибудь другое, не вызывающее у вас стрессовой реакции. 12.
Нарисуйте свои эмоции:
когда мы видим свои чувства – мы можем ими управлять. Кроме того, с рисунком можно работать, дорисовываю или, изменяя картинку на более позитивную. 13.
Следите за питанием:
бананы, брокколи, гречка, рыба, изюм, финики – природные антидепрессанты, включайте их в рацион в напряженных ситуациях. 14.
Постарайтесь выговориться.
Лучше всего – со специалистом или одним самым близким человеком. Еще лучше действует, когда мы рассказываем о своей проблеме мягкой игрушке или пишем письмо самому себе. 15.
Примите

душ

или

ванну.
Вода помогает снять напряжение и актуализирует состояние гармонии. 16.
Больше

гуляйте
на свежем воздухе, в красивой части города. Посетите музеи или выставки – восприятие прекрасного помогает восстановить хорошее настроение.
Список использованной литературы.
15
1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья [Текст]: методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике / В.А. Ананьев. – СПб.: Речь, 2007. 2. Богданович В.Н. Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга [Текст] / В.Н. Богданович. - СПб.: Речь, 2006. 3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. – Минск: Харвест; М.: ООО АСТ, 2003. 4. Дунилова Р. Путь к вершине [Текст]: практико-ориентированный семинар для педагогов / Р. Дунилова, Л. Бобрикова, Т. Щепкова // Школьный психолог. – 2007. - № 11. 5. Журавлева Н.В. Научное обоснование и основные подходы к оснащению и использованию сенсорных комнат [Текст] / Журавлева Н.В., Юнусов Ф.А., Чернышева Т.В. - М.: Немецко-Российское общество физиотерапии и реабилитации, 2000. 6. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование [Текст]: учеб. пособие для студентов 7. Родионов В. Психология здоровья школьников: технология работы [Текст]: особенности проведения профилактической работы с педагогами и родителями / Родионов В., Ступницкая М.А. // Школьный психолог. – 2007. - № 23. 8. Хухлаева О. Давайте учиться «не гореть» [Текст] / Ольга Хухлаева. д-р пед. наук // Школьный психолог. - 2006. 9. Филина С.В. О синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы [Текст] // Школьный психолог. - 2003. 10.Чуричков А. Копилка для тренера [Текст]: сборник разминок, необходимых в любом тренинге / Чуричков А., Снегирев В. – СПб.: Речь, 2007. 11. Шевцова И.В. Упражнения и рекомендации для тренинга личностного роста [Текст] / И.В. Шевцова. – СПб.: Речь, 2007. 16


В раздел образования