МОСКВА НАЧАЛА XIX ВЕКА. ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ. И. А. КРЫЛОВ. "СЛОН И МОСЬКА"
Автор: Яковлева Александра Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ФГКОУ СОШ № 162 Населённый пункт: г.Хабаровск - 47 Наименование материала: конспект Тема: МОСКВА НАЧАЛА XIX ВЕКА. ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ. И. А. КРЫЛОВ. "СЛОН И МОСЬКА" Раздел: начальное образование
ТЕМА: МОСКВА НАЧАЛА XIX ВЕКА. ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ.
И. А. КРЫЛОВ. «СЛОН И МОСЬКА»
Ц е л и : познакомить с творчеством И. А. Крылова; ввести понятия
«баснописец»,
«иносказание»;
развивать
умение
анализа
текста,
формулировки
морали
басни;
совершенствовать
навык
выразительного
чтения; воспитывать внимательное отношение к слову.
Планируемые результаты :
Предметные:
прогнозировать
содержание
произведения,
знать
специфические
особенности
жанра
басни,
оценивать
поступки
героев
произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения
морали;
Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе
с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на
уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня;
Личностные: проявлять интерес к произведениям И.А. Крылова.
Оборудование:
компьютер,
презентация,
иллюстрации,
карточки
для
самостоятельной работы, толковый словарь Даля.
Ход
урока
I. Введение в тему.
Чтение
текста
учебника (с. 87).
– В какой век собрались путешественники?
– Почему для этого надо переодеться?
– Какие вещи потребовались для этого?
– Каким вы представляете этот век?
II. Работа с текстом «Путешествие третье».
1. Само стоятельно е
чтение (с. 88–90).
2. Ана лиз
п р оч и т а н н о г о .
– В какой город попали путешественники?
– Какой они увидели Москву?
– Почему путешественники отправились за незнакомцем?
– Кем оказался незнакомец?
–
Поэтов,
которые
пишут
басни,
называют баснописцами.
Крылов
–
великий баснописец.
– Какие басни Крылова вы читали?
– Кто из вас помнит басню и может прочитать ее наизусть?
– Куда зашел И. А. Крылов? Что такое книжная лавка?
– Что думает о басне Николай Александрович?
– Почему не согласен с ним Крылов?
– Кто из вас знает, чем басня отличается от любого другого стихотворения?
– Да, басня – это насмешливое стихотворение. Она высмеивает недостатки
людей.
– Кто может быть героем басни: человек или животные?
– Кто знает, как называется прием, который используют баснописцы, когда
изображают животных, а имеют в виду людей?
– Этот прием называется иносказанием (запись на доске).
Иносказание
придумал
Эзоп,
живший
около
трех
тысяч
лет
назад
в
Древней Греции.
Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими
властью. Он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И
хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в
том, что он высмеивает неприглядные поступки определенного человека.
До
сих
пор
иносказательную
речь
называют
эзоповым
языком.
Читая
басни, мы с вами будем учиться понимать эзопов язык.
В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим баснописцем
считается И. А. Крылов.
Вспомним, в какое время жил Крылов. 31 год прожил он в восемнадцатом
веке, а 44 – в девятнадцатом. Умер в 75 лет.
3. Рассмат ривание
порт рет а (с. 20).
– В каком возрасте, по-вашему, художник Брюллов изобразил Крылова?
– Каким вам представляется баснописец? (Добрым, умным, спокойным.)
– Как вы считаете, что такое басня, прочитав монолог писателя?
– Раскройте понятие басни (тетрадь, задание 1, с. 37).
III. Работа с басней «Слон и Моська».
– Прочитайте название басни.
– Чему может научить басня с таким названием?
1. Само стоятельное
чтение
басни.
– Оправдались ли ваши предположения?
2. Анализ
б а с н и .
– Где происходит действие?
– Какая история описывается?
– Кто герои басни?
– Как выглядит, что делает, что говорит Моська?
– Опишите слона.
– Кого высмеивает автор?
– Есть ли в басне прямо сформулированная мораль?
– Сформулируйте основную мораль басни.
3. Работа
с
пословицами
и
поговорками.
– Прочитайте пословицы и поговорки в рабочей тетради (задание 2, с.
37).
– Выберите подходящую по смыслу пословицу.
IV. Работа с текстом после чтения.
1. Бе седа
по
п р оч и т а н н ом у.
– Можно ли с подобными моськами встретиться в реальной жизни?
– Что осуждает Крылов в этой басне?
2. Вычитывание
басни.
Каждая
строка
читается,
комментируется,
ставится
логическое
ударение, обозначаются паузы.
3. Выразительное
чтение
басни
учащимися.
Домашнее задание:
1) Лучшим иллюстратором басен Крылова принято считать художника Е.
Рачева. Я принесла книгу с его иллюстрациями. Мы посмотрим некоторые из
них и подумаем, чем они отличаются от тех, что есть в вашем учебнике.
– Где герои басен Крылова больше похожи на людей?
– Я попрошу вас принести на следующий урок книги с баснями Крылова.
Посмотрим, как они проиллюстрированы. А дома обязательно почитайте
басни Крылова в книге, изданной для детей. Найдите в этих баснях слова,
которые
стали
крылатыми
–
так
называются
слова,
которые
стали
употребляться подобно пословицам и поговоркам.
2) По материалам учебника подготовить рассказ об И. А. Крылове.