Напоминание

МОСКВА НАЧАЛА XIX ВЕКА. ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ. И. А. КРЫЛОВ. "СЛОН И МОСЬКА"


Автор: Яковлева Александра Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ФГКОУ СОШ № 162
Населённый пункт: г.Хабаровск - 47
Наименование материала: конспект
Тема: МОСКВА НАЧАЛА XIX ВЕКА. ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ. И. А. КРЫЛОВ. "СЛОН И МОСЬКА"
Раздел: начальное образование





Назад





ТЕМА: МОСКВА НАЧАЛА XIX ВЕКА. ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ.

И. А. КРЫЛОВ. «СЛОН И МОСЬКА»

Ц е л и :
познакомить с творчеством И. А. Крылова; ввести понятия «баснописец», «иносказание»; развивать умение анализа текста, формулировки морали басни; совершенствовать навык выразительного чтения; воспитывать внимательное отношение к слову.
Планируемые результаты
: Предметные: прогнозировать содержание произведения, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали; Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня; Личностные: проявлять интерес к произведениям И.А. Крылова. Оборудование: компьютер, презентация, иллюстрации, карточки для самостоятельной работы, толковый словарь Даля.
Ход

урока

I. Введение в тему.
Чтение текста учебника (с. 87). – В какой век собрались путешественники? – Почему для этого надо переодеться? – Какие вещи потребовались для этого? – Каким вы представляете этот век?
II. Работа с текстом «Путешествие третье».
1. Само стоятельно е чтение (с. 88–90). 2. Ана лиз п р оч и т а н н о г о . – В какой город попали путешественники? – Какой они увидели Москву? – Почему путешественники отправились за незнакомцем? – Кем оказался незнакомец? – Поэтов, которые пишут басни, называют баснописцами. Крылов – великий баснописец. – Какие басни Крылова вы читали? – Кто из вас помнит басню и может прочитать ее наизусть? – Куда зашел И. А. Крылов? Что такое книжная лавка? – Что думает о басне Николай Александрович? – Почему не согласен с ним Крылов? – Кто из вас знает, чем басня отличается от любого другого стихотворения?
– Да, басня – это насмешливое стихотворение. Она высмеивает недостатки людей. – Кто может быть героем басни: человек или животные? – Кто знает, как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? – Этот прием называется иносказанием (запись на доске). Иносказание придумал Эзоп, живший около трех тысяч лет назад в Древней Греции. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью. Он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает неприглядные поступки определенного человека. До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком. Читая басни, мы с вами будем учиться понимать эзопов язык. В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим баснописцем считается И. А. Крылов. Вспомним, в какое время жил Крылов. 31 год прожил он в восемнадцатом веке, а 44 – в девятнадцатом. Умер в 75 лет. 3. Рассмат ривание порт рет а (с. 20). – В каком возрасте, по-вашему, художник Брюллов изобразил Крылова? – Каким вам представляется баснописец? (Добрым, умным, спокойным.) – Как вы считаете, что такое басня, прочитав монолог писателя? – Раскройте понятие басни (тетрадь, задание 1, с. 37).
III. Работа с басней «Слон и Моська».
– Прочитайте название басни. – Чему может научить басня с таким названием? 1. Само стоятельное чтение басни. – Оправдались ли ваши предположения? 2. Анализ б а с н и . – Где происходит действие? – Какая история описывается? – Кто герои басни? – Как выглядит, что делает, что говорит Моська? – Опишите слона. – Кого высмеивает автор? – Есть ли в басне прямо сформулированная мораль? – Сформулируйте основную мораль басни. 3. Работа с пословицами и поговорками. – Прочитайте пословицы и поговорки в рабочей тетради (задание 2, с. 37). – Выберите подходящую по смыслу пословицу.
IV. Работа с текстом после чтения.
1. Бе седа по п р оч и т а н н ом у. – Можно ли с подобными моськами встретиться в реальной жизни?
– Что осуждает Крылов в этой басне? 2. Вычитывание басни. Каждая строка читается, комментируется, ставится логическое ударение, обозначаются паузы. 3. Выразительное чтение басни учащимися.
Домашнее задание:
1) Лучшим иллюстратором басен Крылова принято считать художника Е. Рачева. Я принесла книгу с его иллюстрациями. Мы посмотрим некоторые из них и подумаем, чем они отличаются от тех, что есть в вашем учебнике. – Где герои басен Крылова больше похожи на людей? – Я попрошу вас принести на следующий урок книги с баснями Крылова. Посмотрим, как они проиллюстрированы. А дома обязательно почитайте басни Крылова в книге, изданной для детей. Найдите в этих баснях слова, которые стали крылатыми – так называются слова, которые стали употребляться подобно пословицам и поговоркам. 2) По материалам учебника подготовить рассказ об И. А. Крылове.


В раздел образования