Автор: Николаевич Анастасия Евгеньевна Должность: студентка Учебное заведение: ОБПОУ "Курский педагогический колледж" Населённый пункт: Курская область, город Курск Наименование материала: Конспект урока-проекта по окружающему миру во 2 классе Тема: "Моя родословная" Раздел: начальное образование
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2 «Б»
Тема: «Моя родословная»
Тип урока: урок – проект
Цель: составить родословную своей семьи.
Задачи:
Образовательные: узнать о происхождении своей фамилии; изучить отдельные моменты истории
своей семьи, развивать навыки работы над проектом, оформлять результаты исследований.
Развивающие: развивать мышление, речь, эмоционально – волевую сферу обучающихся.
Воспитательные: воспитывать интересе к прошлому и настоящему своей семьи, уважение к ее
членам, традициям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: знать, что семья – это самое близкое
окружение человека; характеризовать свою семью, приводить примеры семейных традиций.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Познавательные:
делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи,
ориентироваться
в
системе
знаний; осуществлять
поиск
информации,
преобразовывать
информацию из одной формы в другую.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать результаты проекта; вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок.
Коммуникативные:
слушать
и
понимать
речь
других;
оформлять
свои
мысли
в
устной
и
письменной форме; задавать вопросы родителям,
высказывать свою версию
.
Личностные: ценить и принимать базовые ценности семьи, развивать этические нормы по
отношению к членам своей семьи через составление родословной.
Средства обучения: ИКТ – ресурсы, дидактический материал ( заготовки для проекта)
№ п\п
Цели и задачи
Деятельность
учителя и
деятельность
практикантки
Деятельность
обучающихся
Деятельность
родителей
1. Погружение в
проект
Цель
–
подготовка
о б у ч а ю щ и х с я
к
проектной
деятельности.
Задачи:
–определение
проблемы,
темы
и
целей проекта;
Пробуждение
у
обучающихся
интереса
к
теме
проекта.
П о м о щ ь
в
формулировании
• проблемы
проекта;
• цели;
Мотивация
о б у ч а щ и х с я
к
обсуждению,
О б с у ж д а ю т
т е м у
п р о е кт а ,
п р е д м е т
и с с л е д о в а н и я
с
учителем.
Получают
дополнительную
информацию.
О п р ед е л я ют
с в о и
потребности.
Ф о р м у л и р у ю т
в
результате обсуждения
в группе цель проекта.
П о м о г а ю т
в
выборе темы.
Мотивируют
детей.
созданию проекта.
Организация
поиска
обучающимися
информации.
2.
Планирование
деятельности
Ц е л ь
–
кооперационная
разработка проекта с
указанием
перечня
конкретных
д е й с т в и й
и
результатов.
Задачи:
–определение
источников
информации,
способов
сбора
и
анализа
информации,
вида
п р о д у к т а
и
возможных
фо рм
презентации
результатов проекта;
Направляет
проце сс
п о и с ка
информации
учащимися.
Предлагает
учащимся:
• различные
варианты
систематизации
собранной
информации;
• продумать
возможные
формы
презентации
результатов
проекта;
Осуществляют:
п о и с к ,
с б о р ,
систематизацию
и
анализ информации;
продумывают продукт
индивидуальной
деятельности;
проводят
самооценку
результатов
данного
этапа работы.
Консультируют
в
процессе
поиска
информации.
.
3.
Осуществление
деятельности по
теме проекта
Цель
–
разработка
проекта.
Задачи:
–самостоятельная
работа
учащихся
по
своим
индивидуальным
задачам проекта.
Наблюдает,
советует,
косвенно
руководит
деятельностью,
о т в е ч а е т
н а
вопросы учащихся.
Выполняют
запланированные
действия
самостоятельно.
При
необходимости
консультируются
с
учителем
Наблюдают.
Оказывают
помощь
в
сборе
информации,
оформлении
м а т е р и а л о в
и
портфолио
проектной
деятельности.
4. Оформление
результатов
проекта
Ц е л ь
–
структурирование
полученной
информации.
Задачи:
–анализ
и
синтез
данных;
–формулирование
выводов.
Наблюдает,
советует,
направляет процесс
анализа.
П о м о г а е т
в
обеспечении
оформления
проекта.
Мотивирует
учащихся,
создает
чувство
у с п е х а ;
подчеркивает
с о ц и а л ь н у ю
и
личностную
важность проекта.
Оформляют проект,
изготавливают
продукт.
Наблюдают,
советуют.
П о м о г а ю т
в
обеспечении
проекта.
Мотивируют
учащихся, создают
чувство
успеха,
п о м о г а ю т
в
подготовке
презентации.
Исследования детей
Вопросы, направляющие проект:
1. Узнать, есть ли в семье участники и ветераны Великой Отечественной войны? Как ваша семья
сохраняет память о них?
2.Составить
вместе
с
родителями
коллаж
из
фотографий
«
Семейный
альбом».
Подписать
фотографии. Уметь рассказать, какие события в семье снимаются фото или видео-камерой.
3.Узнать, пользуясь разными источниками информации, происхождение своей фамилии.
Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.
Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, дороги ребята! Я рада приветствовать вас
на
уроке
окружающего
мира!
Я
улыбнусь
вам,
вы
улыбнитесь друг другу. Я хочу, чтобы наш урок прошел в
хорошем рабочем настроении!
Постановка учебной задачи:
- Посмотрите на эту фотографию.
-
Как
одним
словом
назвать
людей,
изображенных
на
фото?
- Кем эти люди приходятся друг другу?
- Поднимите руку, у кого дома есть семейные фотографии.
-Вы хотите об этом поговорить на уроке?
Приветствуют учителя
Эмоционально – настраиваются на урок
Рассматривают фотографию, анализируют,
выделят критерий
Высказывают свое мнение
2. Актуализация знаний.
1. Определение темы и цели урока:
- На доске таблички со словами:
родственники, Родина, род, родители.
- Прочитайте слова.
- Выделите общую часть во всех этих словах.
- Как вы понимаете это слово?
- Когда люди хотят узнать историю своего рода и своих
предков, они описывают ее устно или письменно.
- Перед вами два слова:
Род Слово
- Образуйте из этих слов одно слово, которое
поможет
определить тему нашего урока. У каждого может быть
своя родословная.
- Предположите тему нашего урока.
- Тема урока
- Наш урок будет необычным, урок – проект.
- Предположите цель нашего урока.
- Цель урока: составить родословную своей семьи.
- Семья
- Родственниками
Читаю слова
- Общая часть – род
Высказывают свои предположения
- Образуется слово – родословная
- Тема нашего урока – Моя родословная
Устанавливают причинно – следственные
отношения
Называют предположения о цели урока
3. Работа над проектом
- Родословную своей семьи мы выполним в виде альбома.
Нам
нужно
решить
учебную
задачу.
В
ка ко й
последовательности будут располагаться страницы нашего
альбома.
- Предположите, какие страницы могут быть в нашем
альбоме?
Начнет наш альбом - титульный лист. У вас на столах
лежат файлы, возьмите файл под номерам 1. Перед вами
заготовка титульного листа. Вы должны вписать свое имя
и фамилию.
- Прочитайте, что получилось.
- На обратной стороне титульного листа оформим паспорт
проекта.
- Предлагаю вам посмотреть на слайд. Что вы видите?
-
Для
того,
чтобы
наглядно
представить
себе
жизнь
родственников
разных
поколений,
сущ е с т вуют
специальные генеалогические схемы или генеалогические
древа
- Возьмите файл под номером 2.
- Как вы думаете, чьи фамилии должны быть у самого
основания древа? Выше? На самом верху?
-
Семейное
древо
составляется
для
того,
чтобы
определить
внешнее
сходство
членов
одного
рода.
Я
похожа на свою бабушку.
-На кого из родственников похожи вы?
- Оформите свое семейное древо.
- Вспомните, какое исследование вы провели под номером
3?
По
каким
источникам
вы
узнавали
происхождение
вашей фамилии? Я работала над проектом вместе с вами и
узнала,
что
моя
фамилия
Николаевич
-
белорусская,
произошла
от
имени
Николай.
Расскажите
о
происхождении
своих
фамилий..
(Горчаков,
Солнцева,
Ольховая)
-
Я
знаю,
что
вы
нарисовали
рисунки
своей
семьи.
Покажите их. (все)
-
Вы
когда-нибудь
слышали
о
том,
что
по
наследству
человеку могут передаваться способности к чему - нибудь.
Кто – то поет, как пела прабабушка, кто – то рисует как
дядя. В ваших семьях есть такие люди? Что унаследовали
вы от своих родных? Расскажите.
- Что вы любите делать вместе с семьей? Есть ли у вас
семейные традиции?
- Зачем человеку нужна семья? Как нужно относиться к
членам своей семьи?
Кто является самым главным членом семьи?
Физминутка
Дружно маме помогаем-
Пыль повсюду вытираем.
Используют логические приемы:
Рассуждают, анализируют, действуют по
алгоритму
Высказывают свои предположения
Подписывают титульные листы.
Представляют свой титульный лист
Оформляют паспорт проекта
- Схему
Рассуждают
- Прапрабабушек и прадедушек, бабушек и
дедушек, родителей и нас.
Высказывают свои мнения
О б у ч а ю щ и е с я
с о с т а в л я ю т
с в о е
генеалогическое древо
Рассказывают
происхождение
с в о е й
фамилии
Просмотр рисунков
Обучающихся рассказывают о своей семье
Высказывают предположения
Аргументируют свою точку зрения
Высказывают свои мнения
Имитация движений по тексту
Просмотр коллажей из фотографий
Мы носки теперь стираем,
Полоскаем, отжимаем.
Пылесосим все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем
Маму крепко обнимаем.
- Вспомните исследование под № 2. Кто сделал его в
электронном виде? (Попков, Лемешко, Соломаткина)
-
Покажите
друг
другу
свои
коллажи.
Какие
события
отражаются в семейных альбомах? Дни рождения, отдых,
праздники, учеба, домашние питомцы. Можем мы коллажи
поместить в наш проект?
- Вспомните исследование под № 1. Расскажите о предках,
которые прославили ваш род. (Карачевцева, Игнатенко,
Виноходов). Вы согласны с утверждением о том, что по
истории семьи можно изучать историю всей страны? В
семье отражаются многие, в том числе и исторические
события,
например
такие,
как
Великая
Отечественная
война.
- В нашем проекте примет участие один очень известный
и любимый многими цветок.
- Взгляните на эту ромашку. Почему ромашка? Кто знает,
символом какого праздника является ромашка?
- Молодцы! Ромашка это символ русского праздника День
семьи, любви, верности отмечается в России с 8 июля
2008 года. Это праздник посвящен двум русским святым –
Петру и Февронии.
- В нашем городе есть памятник этим двум святым в
Сеймском округе. Его поставили возле здания ЗАГСА, где
регистрируются семьи.
- Прочитайте слова.
Рассказ о героях Великой Отечественной
- Ромашка – символ русского праздника
Воспринимают информацию
Читают слова
Составляют
характеристику
семьи
с
помощью опорных слов
- Предлагаю вам составить характеристику своей семьи.
-Вам необходимо написать слова, которые относятся к вашей
семье на лепестках ромашки. Прочитайте.
- Семья – это самое главное в жизни человека. В семье человек
формируется как личность, проявляются его лучшие качества.
- Семья всегда приходит на помощь в трудную минуту, берегите
и
уважайте
членов
своей
семьи,
храните
память
о
далеких
предках.
4. Рефлексия учебной деятельности
- Скажите, мы достигли цели, которую ставили в начале
урока? Может наш проект иметь продолжение? Какое?
Как вы оцениваете свою работу над проектом?
Назовите самый интересный для вас момент работы над
проектом.
- У всех семей есть что-то интересное, необычное, что-то
такое, о чём хотелось бы рассказать всем. Продолжите
самостоятельную работу над проектом дома.
Аргументируют свою точку зрения