Напоминание

Литературно-музыкальная композиция "Не скажет ни камень, ни крест..."


Автор: Гарнюк Оксана Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Никольская СОШ"
Населённый пункт: с. Никольское
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию
Тема: Литературно-музыкальная композиция "Не скажет ни камень, ни крест..."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Никольская СОШ»
Литературно - музыкальная композиция

"Не скажут ни камень, ни крест..."

разработана мною для участия во Всероссийском театральном конкурсе

«Героизм Российских моряков» в рамках одной из поставленных задач:

патриотическое воспитание школьников.

Пролог
Звучит песня «Давным-давно была война…», (в честь героев-подводников в годы Великой Отечественной войны. (Связь поколений.) 1. Выходит ведущая. 9 февраля 1904 году в бухту порта Чемульпо вошла японская эскадра. Ее командир потребовал от находящихся в бухте двух русских стационеров крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» сдаться. Русские моряки категорически отказались. Корабли, подняв Андреевский флаг, вышли из бухты и приняли неравный бой. Вспомним, как всё начиналось. 1

Первая картина.
Звучит музыка, ребята выходят на танцевальную площадку. В одном углу стоят девушки; в другом – офицеры. Девушки о чём-то говорят, переглядываются и улыбаются. Офицеры тоже переглядываются. Звучит вальс «Дунайские волны» или «Полонез» и офицеры приглашают на танец девушек. По окончании вальса уходят парами.
Вторая картина
Под фанфары и марш «Варяг» офицеры уходят в бой. Смена декораций. На сцену прикрепляют макет «Варяга». Звучит песня «Давным – давно была война…» в честь героев-подводников в годы Великой Отечественной войны. Под музыку с двух сторон выходят ведущие.
Ведущие.
На «Варяге» о начале военных действий уже знали из письма русского консула в Чемульпо. Основные приготовления к бою сделаны накануне, и теперь лишь принялись окончательно приводить артиллерию в боевой порядок, очищать палубу от хлама, выбрасывать за борт лишнее дерево, снасти – всё, что могло дать пищу огню. Осматривали и задраивали водонепроницаемые перегородки, люки, запасные полупорты в 2
артиллерийской палубе. Опробовали противопожарные средства, прокладывали пожарные шланги.
Ведущие.
«Варяг» принадлежал к классу лёгких крейсеров дальних разведчиков. Он имел и обладал хорошим ходом. Красивый, стройный, четырёхтрубный корабль с двумя мачтами крейсер был построен в 1899году в Америке на филадельфийских верфях. Водоизмещение его достигало шести тысяч пятисот тонн при длине в сто двадцать метров и ширине в пятнадцать метров. Бортовой брони он не имел, на нём была лишь броневая палуба и то незначительной толщины. «Варяг» развивал скорость до двадцатитрёх узлов. По скорости и силе вооружения в японском флоте не было равного ему лёгкого крейсера.
Ведущий.
Но «Варяг», конечно, значительно по мощности тяжёлому броненосному уступал по мощности тяжёлому броненосному крейсеру «Асама», входящему в состав адмирала Уриу. Японский крейсер имел девять тысяч шестьсот тонн водоизмещения и располагал восемнадцатью крупными орудиями.
Ведущий.
«Варяг» кишел, как муравейник. Офицеры, каждый по своей специальности, отдавали необходимые распоряжения для боя. Матросы, исполняя приказания, быстро двигались по палубе и трапам
. Степанов с

боцманом
обходил корабль, проверяя каждую мелочь. (артисты обыгрывают этот эпизод)
Ведущие
. По прибытии
Руднев
немедленно созвал на мостик
всех офицеров
и объявил о начале войны. Ведущие расходятся в стороны, освобождая сцену. 3

Картина третья

Руднев.
Я принял вызов японцев и до полудня покину Чемульпо. Остаётся ещё три часа в нашем распоряжении. Этого времени нам вполне достаточно для подготовки к сражению.
Степанов
. Вы намерены прорываться в открытое море?
Руднев.
Конечно. Если же это не удастся, то постараемся хотя бы нанести наибольший вред перед своей гибелью.
Степанов.
Японцы во много раз сильнее нас. Один «Асама» не уступит «Варягу» и «Корейцу», вместе взятым. Артиллерия у него мощная. Единственное наше преимущество - это значительная скорость хода у «Варяга» - большая, чем у самого быстроходного японского крейсера. Но с нами тихоходный «Кореец», имеющий всего тринадцать узлов. Поэтому предлагаю взорвать его, команду принять на «Варяг» и идти на прорыв.
Руднев.
«Кореец» располагает двумя восьмидюймовыми пушками, каких нет на «Варяге», а поэтому может нам принести большую пользу, взрывать его я не намерен.
Офицер.
Тогда можно ему поручить ведение демонстративной атаки на одном фронте, в то время как мы войдём на прорыв на другом.
Офицер.
Это поставит «Корейца» в безвыходное положение. Он наверняка погибнет.
Офицер.
Зато, быть может, «Варягу» удастся выйти в море, а там мы легко уйдём от погони.
Руднев.
Я никогда не оставлю «Корейца» в бою. Или мы вместе уйдём , или оба погибнем.
Степанов.
Это весьма благородно, но едва ли разумно с государственной точки зрения. Мы должны любой ценой сохранить для флота такой крейсер, как «Варяг».
Руднев. (сердито)
Ваше рассуждение недостойно русского офицера. «Кореец» пойдёт в кильватере за нами, а в бою будет видно, что ему делать. Попрошу господ офицеров разойтись по своим местам и разъяснить матросам создавшееся положение.
Все офицеры.
Есть! (все расходятся) 4

Картина четвёртая

Ведущий.
К одиннадцати часам все работы на «Варяге» были окончены, и Руднев приказал собрать команду на верхней палубе. Когда она была выстроена, Руднев вышел перед фронтом и объявил матросам о начале военных действий с Японией. Затем он зачитал письмо Уриу и объяснил всё коварство поведения японцев. Команда загудела от негодования.
Руднев.
Нам выхода нет. Город занят японцами, у входа в море находится эскадра. Мы находимся в ловушке, поэтому я решил принять бой с целью прорваться в Артур. В бою действуйте спокойно и точно. Пожаров, пробоин не бойтесь. При дружной работы с ними справимся. Комендоры должны наводить орудия так, чтобы ни один снаряд не пропал даром. Враг сильнее, но не храбрее нас, а храбрость, как вы знаете города берёт. Помолимся же теперь Богу и смело пойдём в неравный бой под Андреевским флагом. Ура! (Все кричат трёхкратное Ура!, снимают фуражки и
исполняют гимн
)
Офицер.
Со щитом или на щите, за нашего командира –Ура! (Все кричат ура!)
Руднев.
За матросов, за наш «Варяг», за нашу великую родину! Ура! (все разбегаются) 5

Картина пятая

Ведущие.
Ровно в назначенное время «Варяг» в сопровождении «Корейца» двинулся с места. Город сразу разукрасился белыми и красными пятнами построек, засинело море, в котором плавали ещё не успевшие растаять льдины. Как бы приветствуя русских, из-за туч выглянуло яркое солнце и осветило мрачный рейд Чемульпо. На иностранных судах взвились целые гирлянды разноцветных флагов, выражающих приветствие и лучшие пожелания идущим на бой русским судам.
Офицер. (Ляшенко)
Можно подумать, что мы не в бой идём, а на парад. (офицеры всматриваются вдаль) Смотрят в бинокли.
Офицер. (Ляшенко)
Что, Бондаренко и Сайкин, у вас поди, глаза разбежались от такого от такого большого числа целей?
Сайкин.
Сегодня, вашбродь, нам будет лафа. Куда ни стрельнешь, всё равно без промаха попадёшь в какой-либо японский корабль. Всё море ими перегородили, что забором.
Бондаренко.
Да, легче будет наводить, чем на состязательной стрельбе. Там миноносец тянет два махоньких щита, в них попасть очень трудно, а тут перед тобой сразу шесть огромных кораблей. Каждый снаряд попадёт в нужное место.
Ведущие.
«Варяг» и «Кореец» ещё не вышли за пределы нейтральных вод, как японцы сигналом предложили им сдаться. Но ещё не вполне рассеявшийся на море туман помешал быстро разобрать его, и японцы, не дождавшись ответа, первые открыли огонь. (Звук взрыва) Тяжёлый гул выстрела докатился до «Варяга» почти одновременно с падением снаряда. Против орудий Ляшенко поднялся сверкающий на солнце столб воды, смешанный с дымом. По бортам корабля и броне башни градом забарабанили осколки. 6

Руднев.
Сообщите по семафору «Корейцу», чтобы он не отставал от нас и по мере возможности поддерживал огонь своими восьмидюймовыми пушками.
Офицер
. Есть. (Гул снарядов, пушек….)
Офицер
. Пли! (Гул)
Офицер.
Пли. (Гул)
Ведущий
. «Варяг» загремел из всех своих орудий, ведя огонь по японской эскадре с правого борта. (Гул)
Руднев.
Помни, ребята, мы русские моряки и смерти никогда не боялись! Не посрамим же русского флага и чести флота российского. Пли! (Грохот пушек).
Ведущий.
Руднев взглянул на вражеский корабль. Вся его корма была объята пламенем, дым широким веером поднимался к безоблачному голубому небу. Охваченный пожаром, крейсер медленно удалялся. Зато остальные японские корабли усилили свой огонь.
Картина шестая

Ведущий.
Несколько снарядов один за другим попали в правый борт, нанеся «Варягу» пробоины ниже ватерлинии. Вода хлынула в угольные ямы и третью кочегарку.
Ведущий.
«Дойдём ли мы в таком виде до Порт-Артура? – с тревогой думал командир «Варяга», осматривая избитый корабль. - Лучше утонуть в море, чем попасть в плен»,- тотчас успокоил он себя.
Ведущий.
В это время японский крейсер «Асама» вновь занял своё место в голове эскадры. Руднев понял, что наступают последние минуты «Варяга». 7
(выходят все и поют песню «Наверх вы, товарищи, все по местам…) (запись боя)
Ведущий.
Медленно погружавшийся корабль вдруг на мгновение замер и, вздрогнув всем своим огромным телом, быстро пошёл под воду. Все матросы сняли фуражки и закрестились. Многие плакали, не стыдясь своих слёз. Французы и итальянцы, из сочувствия к русским, тоже сняли фуражки, а судовые оркестры исполнили русский гимн.
Офицер
. Закончил кампанию наш дедушка. Без малого четверть века честно он проплавал под Андреевским флагом. (Все офицеры и матросы снимают фуражки, опускаются на одно колено) Звучит минута молчания.
Картина седьмая.

Ведущая.
Легендарного крейсера не стало, как и не стало всех тех, кто был участником и свидетелем его подвига. Осталась лишь песня, которую в наше время поют все реже. (участники постановки возлагают цветы к макету «Варяга», командир целует знамя и уходит последним. (звучит песня «Плещутся волны морские…» 8
1. Монтаж. (под музыку Альбиони). В той войне – войне на море Флот российский проиграл, Но пример “Варяга”, вскоре, Каждый знал и уважал. В Филадельфии на верфи Спущен на воду “Варяг”. Там сегодня, мне поверьте, Поднимают русский флаг. В годовщину дня сраженья – Это было в феврале – Хор церковный при моленьи В облаченьи, в серебре В русской форменной одежде Наших славных моряков, Каждый год поет, но прежде... Славит дедов и отцов, Что пошли в тот бой кровавый У корейских берегов, Долг исполнили свой, правый, В окружении врагов... В этой песне, грусти полной, Не сдается наш “Варяг”. Бьются в борт все те же волны. Гордо реет в небе стяг. Через 110 лет забвенья Флаг российский поднят вновь В Порт-Артуре поколеньем Здесь погибших моряков. Под фанфары и марш все уходят.
Занавес.
9
10


В раздел образования