Автор: Степанова Татьяна Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Северная СОШ №2 Белгородского района, Белгородской области" Населённый пункт: П. Северный, Белгородской области Наименование материала: методическая разработка Тема: "Гласный звук [и], буквы И,и" Раздел: начальное образование
Методическая разработка урока
литературное чтение для 1 класса
на тему «Гласный звук [и], буквы И,и»
УМК «Школа России»
МОУ «Северная средняя общеобразовательная школа №2
Белгородского района Белгородской области»
Тема урока : «Гласный звук [и], буквы И,и»
Тип урока : решение учебной задачи.
Педагогическая цель : создать условия для ознакомления обучающихся
со звуком [и], фонетическими признаками и буквами,
обозначающими
этот звук на письме.
Задачи урока -
Личностные: содействовать выстраиванию добропорядочных отношений в
учебном коллективе.
Предметные:
содействовать
формированию
знаний
о собенно стей
произнесения
звука
[и],
его
характеристики;
совершенствовать
умение
осуществлять
наблюдение
над
значением
слов,
включать
слова
в
предложения.
Метапредметные
-
Регулятивные: создать
условия
для
проявления
инициативности и самостоятельности обучающихся.
Познавательные:
содействовать
развитию
умения
работать
с
учебными
моделями, формированию навыков выполнения логических операций.
Коммуникативные: совершенствовать
диалогическую
и
монологическую
речь обучающихся, навыки сотрудничества в парах и группах.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По
характеру
учебно-познавательной
деятельности: проблемно
–
поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности:
словесные, наглядные, практические.
По
степени
педагогического
управления
со
стороны
учителя:
методы
опосредованного
управления
учебно-познавательной
деятельностью
учащихся с помощью источников информации.
Формы
организации
учебной
деятельности :
фронтальная,
групповая,
парная, индивидуальная.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные:
на
уроке
ученик
получит
знания
о
звуке [и],
его
характеристике,
буквах
И,и;
научится
осуществлять
наблюдение
над
значением слов, включать слова в предложения.
Метапредметные:
познавательные: обучающийся получит возможность учиться добывать
информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно
выбирая критерии; строить логическое рассуждение, коммуникативные:
обучающийся получит возможность учиться выслушивать разные точки
зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других
людей,
отличные
от
собственной;
аргументировать
свою
позицию;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в
сотрудничестве;
регулятивные: обучающийся получит возможность учиться принимать и
сохранять
учебную
задачу;
преобразовывать
практическую
задачу
в
познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату;
Личностные:
обучающийся
получит
возможность
учиться
оценивать
свою
деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Оборудование :
Д – компьютер, проектор, экран, звуковые колонки, лента букв.
К – учебник, звуковые схемы.
П – карта памяти, предметные картинки
Г – палочки, пластилин, верёвочка, сюжетные картинки к сказке «Лиса и
журавль», карточки с картинками и словами.
Ход урока:
1. Организация начала урока.
Учитель:
Обучающиеся:
Снова прозвенел звонок.
Всё на месте. Всё в порядке –
Начинается урок.
Книга, ручка и тетрадка.
Всё на месте? Всё в порядке –
Мы все правильно стоим,
Книга, ручка и тетрадка?
На учителя глядим.
Все ли правильно стоят?
Каждый хочет отвечать,
Все внимательно глядят?
Чтобы больше знать.
Каждый хочет отвечать,
Чтобы больше знать?
2. Подготовка к работе на основном этапе.
Ребята, что для вас означает урок чтения?
А ещё это встреча с любимыми сказками и их героями. Вот и сегодня к нам
на урок пришёл сказочный герой. Посмотрите, кто это? Из какой сказки?
/на слайде ослик из сказки «Винни - Пух и Все-Все-Все»/
Ослик снова грустный. По своей рассеянности он забыл что-то очень важное.
Сова сказала ему, что на сегодняшнем нашем уроке вы, ребята, поможете ему
вспомнить и обрести хорошее настроение. Поможем ослику?
Тогда приступим к работе.
Актуализация знаний обучающихся.
Прежде всего, давайте покажем ослику, чему мы научились на прошлых
уроках. Работаем с картой памяти. Какие задания вы можете предложить друг
другу?
Карта памяти
1. . (! ?)
/
2.
3.
3. Постановка учебной задачи.
Как вы думаете, над чем будем работать на сегодняшнем уроке?
Чтобы узнать с каким звуком познакомимся, я предлагаю разгадать загадки:
1) Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит
.
/ на слайде появляется ёж/
2) Маленького роста я,
Тонкая да острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. / на слайде появляется иголка/
3)
На лесной опушке,
Около избушки,
Выросли подружки –
Шишки на макушке,
Острые иголки
Зелены и колки. /на слайде появляется ель/
- Что общего у этих предметов? Что их объединяет? Вывод: слово иголка
одно, а значение разное.
Работа в группах сменного состава: 1 – получает картинку ёж, 2 – иголка, 3 –
ель. Придумайте предложение по схеме:
/на слайде ./
Назовите последнее слово в каждом предложении. /иголки/
Составьте звуковую модель этого слова. Что можете сказать? /3 слога, 2 слог
ударный/
Произнесите первый слог. Что можете сказать?
А теперь попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Какое отношение звук [и] имеет к нашему сказочному гостю? /его имя Иа/
Вы
не
только
правильно
определили
тему
урока,
но
и
помогли
ослику
вспомнить его имя. Посмотрите, как благодаря вам он теперь улыбается.
4. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Продолжим его радовать своими открытиями и знаниями?
1. Слого-звуковой анализ слова иголки.
Вывод: звук [и] в начале слова – гласный, ударный; звук [и] в конце слова –
гласный, безударный.
2. Знакомство с буквами И, и. Место буквы и на ленте букв.
3.
Моделирование
буквы и
из
разного
материала
(счётные
палочки,
пластилин, верёвочка) – работа в группах. Взаимопроверка. Взаимооценка.
4. Игра «Кто больше?» слов найдёт в классе и назовёт место звука [и].
/в разных уголках класса развешены слова и картинки. Дети подбирают
только те, в которых есть звук [и], буквы И,и./
5.
Физкультминутка под музыкальное сопровождение из сказки «Винни -
Пух и Все-Все-Все».
6. Закрепление знаний и способов действий.
1. Работа с текстом стихотворения В.Берестова «Ивы» - учебник на с.29.
Дифференцированное задание: найдите и подчеркните заглавную и строчную
буквы И,и. Прочитайте слова с заглавной буквой И, со строчной буквой и.
2.Развитие связной речи. Составление предложений по рисункам на с. 30 –
работа в парах. Взаимопроверка. Взаимооценка.
Вывод: буква и может означать целое слово.
3. Словарная работа. Обобщение, классификация предметов.
Фронтальная работа с рисунками на с.30.
4. Разминка для глаз. /в электронном виде/
5. Развитие выразительной монологической речи, выразительного чтения по
ролям. Проектная работа. /сказка «Лиса и Журавль»/
1
группа
–
разложите
картинки
последовательно
и
придумайте
к
ним
предложения.
2 группа – разложите картинки последовательно и расскажите сказку.
3 группа – разложите картинки последовательно и прочитайте выразительно
сказку по ролям.
Взаимопроверка. Взаимооценка.
7. Итог урока.
Наш урок подошёл к концу. Вы славно потрудились.
Что нового узнали на уроке? Чему научились?
Что запомнилось особенно?
Что вызвало затруднение?
Какие знания, умения, навыки помогли на уроке справиться с трудностями?
8. Рефлексия.
Посмотрите,
как
довольно
улыбается
всем
вам
ослик
Иа.
Ему
очень
понравилась ваша работа на уроке? А какое настроение у вас вызвал урок
литературное
чтение?
Выберите
смайлик
соответствующий
вашему
настроению.
А теперь выберите квадратик и покажите, как вы оцениваете свою работу на
уроке. Если вы довольны своей работой – покажите красный квадратик, если
считаете, что кто-то работал лучше вас – зелёный, а если совсем не довольны
своей работой – покажите синий квадратик.
Урок закончен.