Традиции родного края и их сохранение через художественно- творческую деятельность.
Автор: Кушкова Людмила Васильевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО " РЦДО" Населённый пункт: Архангельская область, Пинежский район, село Сура Наименование материала: Статья Тема: Традиции родного края и их сохранение через художественно- творческую деятельность. Раздел: дополнительное образование
Традиции родного края и их сохранение через художественно- творческую
деятельность.
МДУ ДО «Районный центр дополнительного образования»
Кушкова Людмила Васильевна – педагог дополнительного образования
Два мира есть у человека,
Один-который нас творил
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил
Н. Заболоцкий
Эти слова известного поэта хочется предложить в качестве эпиграфа. Века и
тысячелетия решается задача: осмыслить, сохранить и передать следующим
поколениям и то всеобщее, чем жило человечество, и все частное, что
представляет неповторимое лицо нашего народа. В этой связи очень важно
уделять внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов
народного искусства. Изучая, познавая традиционную культуру, необходимо
не потерять нити, связывающие прошлое с настоящим и будущим.
Прикладное народное творчество - это наши корни, и жить без них
противоестественно. Без любви, без интереса к собственной истории, к
культуре своей страны не может быть полноценной жизни. Бесценное
наследство досталось нашему народу от предыдущих поколений. Вобрав в
себя культурный, духовный, нравственный и эстетический опыт поколений,
народные художественные промыслы составляют огромный и древнейший
пласт образцов декоративно – прикладного искусства. Через искусство
народных промыслов, традиций родного края, осуществляется связь
прошлого с настоящим, раскрывается душа народа, необъятный мир красоты
и мудрости. Через понимание гармонии прекрасного и полезного, сочетания
целесообразности и красоты внешнего облика вещей, происходит познание
сущности народного искусства, приобщение детей к истокам народного
творчества. Великим законом нравственности руководствовались русские
люди: люби свою землю, береги ее богатства, трудись, созидай, твори
красоту, умножай добро и справедливость.
Д.С. Лихачев писал: «Культура. Как растение: у нее не только ветви, но и
корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
Мы живем на Пинежье - край песенный, сказочный, былинный, который
имеет свои обычаи, традиции и мы стремимся к их сохранению. Эта сфера,
вне которой невозможно представить себе жизнь человека, она имеет
достаточно широкое многообразное понятие: от уникального крестьянского
искусства, уходящего своими корнями в толщину веков, и его современных
последователей - традиционных художественных промыслов, связанных
общим понятием – народное искусство, до современного декоративно-
прикладного искусства. Каждый предмет народного творчества несет в себе
заряд положительной энергии, добра и радости.
О сохранении культурных традиций родного края расскажу на примере
своего детского объединения «Юные краеведы», занятия в объединении
сочетают в себе приятный досуг с освоением полезных знаний и умений.
Основная идея программы - освоение технологии народных ремесел в
рамках изучения материальных и духовных традиций, знакомство с
историей, укладом жизни, культурными традициями их сохранению. Занятия
в объединении обогащают внутренний мир детей, извлекают таланты,
прячущиеся внутри. Не случайно для многих детей не сумевших реализовать
свои потребности в школе, занятия в объединении оказываются главным
фактором для самоутверждения. Ничто не приносит лучшей психологической
разрядки, чем сосредоточение на творческой работе. Стремление что-нибудь
создать своими руками - является одним из путей к свободному творчеству,
столь высоко ценимому и в древности, и в наши дни.
Программа предусматривает теоретический и практический материал.
Основные задачи теоретических знаний- дать необходимые знания по
истории родного края; познакомить с прошлым и современным состоянием
деревни. На практических занятиях дети приобретают умения и навыки
самостоятельно находить нужную информацию, проводить опросы,
проводить поисковые работы. Основными формами работы являются:
экскурсии, походы, сбор информации, участие в выставках, конкурсах,
посиделки, народные, православные праздники.
В ходе реализации программы используются разнообразные виды занятий:
индивидуальные, групповые, коллективные, совместные с родителями.
«Семейные мастерские»- организация совместного труда и творчества детей
и родителей, когда народным традициям обучается не только ребенок, но и
его мама, бабушка. Это дает возможность не только познакомиться с
ремеслом, но и сблизить интересы ребенка и взрослого, дать им
возможность пережить приятные минуты сотрудничества, вместе преодолеть
трудности и радоваться успехам. На Севере имеются богатые традиции по
совместному труду взрослых и детей, там ознакомление с трудом и их
совместная деятельность нацеливала подростков на освоение основных
видов традиционных трудовых занятий. Они передавались и усваивались в
процессе непосредственного общения взрослого и ребенка путем
подражания наглядному образцу.
Основной формой воспитания у детей бережного отношения к народному
творчеству является организация занятий по изучению и сохранению
традиций русского народа, на которых дети непосредственно воспринимают
данный материал. Большое воспитательное значение имеют занятия в виде «
посиделок». Они позволяют приобщить детей к традициям русского народа -
народному творчеству. Тема подразумевает большой объем практической
работы( изготовление кукол- оберегов, изготовление поясов, работа с
природным материалом, пошив женского головного убора «повойник»,
«Повязка»., выпечка «Калитки -по- Сурски») Поэтому целесообразно
проведение такой нетрадиционной формы занятия, как посиделки. Такая
форма проведения занятий способствует сплочению коллектива,
раскрепощению «закрытых» детей, проявлению многих их способностей. На
данном этапе обучения дети знакомятся с понятием «посиделки», его
значением, традициями их проведения. Во время посиделок в процессе
работы завязывается беседа, делятся опытом, советуются друг с другом,
прослушивают народную музыку, могут петь частушки, гадать. При этом для
создания традиционной атмосферы посиделок на севере, используем
народные костюмы, либо их элементы. В завершении посиделок все дружно
накрывают на стол, при этом вспоминают правила накрывания стола для
чайной церемонии. У нас на Пинежье говорят «Будет цай из самовара
фуркать с клызкой сахару». Во время чаепития знакомство с историей
появления самовара, устройство его, традиции чаепития. (стихи и загадки
про самовар) Беседа кто привез к нам чай? Что такое чай? все обмениваются
рецептами блюд, угощений.
В программу включены разделы «Старинный семейный фотоальбом», «Моя
родословная - древо жизни», «О плошках, ложках и прочей утвари»,
«Диалектные слова».
Такие занятия детям очень нравятся, так как в непринужденной обстановке
можно общаться, делиться впечатлениями, создается обстановка уютного
домашнего чаепития.
Благодаря созданию таких условий в объединении, осуществляется не
только выявление, поддержка и развитие детей, но и происходит их
воспитание посредством изучения и сохранения культурных традиций.
«Как бы ни понималась роль тысячелетнего культурного наследия в нашей
действительности, как бы ни оценивалось прошлое перед лицом настоящего,
остается бесспорным, что «новизна» наших дней не может утвердиться без
обращения к старине». Толстой Н.