Напоминание

Традиции родного края и их сохранение через художественно- творческую деятельность.


Автор: Кушкова Людмила Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО " РЦДО"
Населённый пункт: Архангельская область, Пинежский район, село Сура
Наименование материала: Статья
Тема: Традиции родного края и их сохранение через художественно- творческую деятельность.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Традиции родного края и их сохранение через художественно- творческую деятельность. МДУ ДО «Районный центр дополнительного образования» Кушкова Людмила Васильевна – педагог дополнительного образования Два мира есть у человека, Один-который нас творил Другой, который мы от века Творим по мере наших сил Н. Заболоцкий Эти слова известного поэта хочется предложить в качестве эпиграфа. Века и тысячелетия решается задача: осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям и то всеобщее, чем жило человечество, и все частное, что представляет неповторимое лицо нашего народа. В этой связи очень важно уделять внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного искусства. Изучая, познавая традиционную культуру, необходимо не потерять нити, связывающие прошлое с настоящим и будущим. Прикладное народное творчество - это наши корни, и жить без них противоестественно. Без любви, без интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни. Бесценное наследство досталось нашему народу от предыдущих поколений. Вобрав в себя культурный, духовный, нравственный и эстетический опыт поколений, народные художественные промыслы составляют огромный и древнейший пласт образцов декоративно – прикладного искусства. Через искусство народных промыслов, традиций родного края, осуществляется связь прошлого с настоящим, раскрывается душа народа, необъятный мир красоты и мудрости. Через понимание гармонии прекрасного и полезного, сочетания целесообразности и красоты внешнего облика вещей, происходит познание сущности народного искусства, приобщение детей к истокам народного творчества. Великим законом нравственности руководствовались русские люди: люби свою землю, береги ее богатства, трудись, созидай, твори красоту, умножай добро и справедливость.
Д.С. Лихачев писал: «Культура. Как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». Мы живем на Пинежье - край песенный, сказочный, былинный, который имеет свои обычаи, традиции и мы стремимся к их сохранению. Эта сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека, она имеет достаточно широкое многообразное понятие: от уникального крестьянского искусства, уходящего своими корнями в толщину веков, и его современных последователей - традиционных художественных промыслов, связанных общим понятием – народное искусство, до современного декоративно- прикладного искусства. Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости. О сохранении культурных традиций родного края расскажу на примере своего детского объединения «Юные краеведы», занятия в объединении сочетают в себе приятный досуг с освоением полезных знаний и умений. Основная идея программы - освоение технологии народных ремесел в рамках изучения материальных и духовных традиций, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями их сохранению. Занятия в объединении обогащают внутренний мир детей, извлекают таланты, прячущиеся внутри. Не случайно для многих детей не сумевших реализовать свои потребности в школе, занятия в объединении оказываются главным фактором для самоутверждения. Ничто не приносит лучшей психологической разрядки, чем сосредоточение на творческой работе. Стремление что-нибудь создать своими руками - является одним из путей к свободному творчеству, столь высоко ценимому и в древности, и в наши дни. Программа предусматривает теоретический и практический материал. Основные задачи теоретических знаний- дать необходимые знания по истории родного края; познакомить с прошлым и современным состоянием деревни. На практических занятиях дети приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию, проводить опросы, проводить поисковые работы. Основными формами работы являются: экскурсии, походы, сбор информации, участие в выставках, конкурсах, посиделки, народные, православные праздники. В ходе реализации программы используются разнообразные виды занятий: индивидуальные, групповые, коллективные, совместные с родителями. «Семейные мастерские»- организация совместного труда и творчества детей
и родителей, когда народным традициям обучается не только ребенок, но и его мама, бабушка. Это дает возможность не только познакомиться с ремеслом, но и сблизить интересы ребенка и взрослого, дать им возможность пережить приятные минуты сотрудничества, вместе преодолеть трудности и радоваться успехам. На Севере имеются богатые традиции по совместному труду взрослых и детей, там ознакомление с трудом и их совместная деятельность нацеливала подростков на освоение основных видов традиционных трудовых занятий. Они передавались и усваивались в процессе непосредственного общения взрослого и ребенка путем подражания наглядному образцу. Основной формой воспитания у детей бережного отношения к народному творчеству является организация занятий по изучению и сохранению традиций русского народа, на которых дети непосредственно воспринимают данный материал. Большое воспитательное значение имеют занятия в виде « посиделок». Они позволяют приобщить детей к традициям русского народа - народному творчеству. Тема подразумевает большой объем практической работы( изготовление кукол- оберегов, изготовление поясов, работа с природным материалом, пошив женского головного убора «повойник», «Повязка»., выпечка «Калитки -по- Сурски») Поэтому целесообразно проведение такой нетрадиционной формы занятия, как посиделки. Такая форма проведения занятий способствует сплочению коллектива, раскрепощению «закрытых» детей, проявлению многих их способностей. На данном этапе обучения дети знакомятся с понятием «посиделки», его значением, традициями их проведения. Во время посиделок в процессе работы завязывается беседа, делятся опытом, советуются друг с другом, прослушивают народную музыку, могут петь частушки, гадать. При этом для создания традиционной атмосферы посиделок на севере, используем народные костюмы, либо их элементы. В завершении посиделок все дружно накрывают на стол, при этом вспоминают правила накрывания стола для чайной церемонии. У нас на Пинежье говорят «Будет цай из самовара фуркать с клызкой сахару». Во время чаепития знакомство с историей появления самовара, устройство его, традиции чаепития. (стихи и загадки про самовар) Беседа кто привез к нам чай? Что такое чай? все обмениваются рецептами блюд, угощений.
В программу включены разделы «Старинный семейный фотоальбом», «Моя родословная - древо жизни», «О плошках, ложках и прочей утвари», «Диалектные слова». Такие занятия детям очень нравятся, так как в непринужденной обстановке можно общаться, делиться впечатлениями, создается обстановка уютного домашнего чаепития. Благодаря созданию таких условий в объединении, осуществляется не только выявление, поддержка и развитие детей, но и происходит их воспитание посредством изучения и сохранения культурных традиций. «Как бы ни понималась роль тысячелетнего культурного наследия в нашей действительности, как бы ни оценивалось прошлое перед лицом настоящего, остается бесспорным, что «новизна» наших дней не может утвердиться без обращения к старине». Толстой Н.


В раздел образования