Формирование самооценки и самоконтроля в процессе организации внеурочной деятельности школьников
Автор: Ильенко Анна Владимировна Должность: учитель Учебное заведение: ГБОУ гимназия №52 Приморского района г.Санкт-Петербурга Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Формирование самооценки и самоконтроля в процессе организации внеурочной деятельности школьников Раздел: начальное образование
Я рассмотрю формирование таких регулятивных умений, как
самооценка и самоконтроль, в процессе организации внеурочной
деятельности.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся
в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения
основной образовательной программы. Но в первую очередь – на
достижение
личностных
и
метапредметных
результатов.
Это
определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой
обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько
научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Во внеурочной деятельности мы имеем больше возможностей для
дифференцированной,
критериальной,
гибкой
и
вариативной
оценки
деятельности
обучающихся.
Пятибалльное
оценивание
результатов деятельности, которое присутствует на уроках со 2
класса,
приводит
к
формированию
полярной
самооценки
(хорошо(5,4) – плохо (3,2). Во внеурочной деятельности нас не
ограничивает система пятибалльного оценивания. Именно поэтому
даже дети, которые не очень успешны на обычных уроках, имеют
возможность
раскрыться
на
занятиях
внеурочной
деятельности.
Также
во
внеурочной
деятельности
отсутствуют
жесткие
рамки
предметного
содержания,
поэтому
учитель
имеет
больше
возможности уделить время формированию самооценки учащимися
своей деятельности (чтобы потом применить эти умения на уроках
в более свернутом виде). Например, во внеурочной деятельности
можно разработать и применить различные алгоритмы самооценки.
Фронтальная самооценка:
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
Индивидуальная самооценка:
– Что тебе нужно было сделать?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою
работу.
В своей работе я использую следующие приемы формирования
самооценки:
1- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал
школьниками,
допускает
оценивание
по
таким
критериям
как
аккуратность, правильность, старание, трудность);
- прием «лестница успеха» (изображена на доске, ребята оценивают
выполнение
задания
своими
магнитиками,
располагая
их
на
лестнице; по желанию ребята комментируют свою оценку);
2-
графическая
самооценка
(с
помощью
квадратиков,
кругов,
звездочек разного цвета: зеленый – выполнил быстро, правильно и
самостоятельно;
желтый
–
правильно,
но
медленно;
синий
–
правильно, но с помощью других; красный – неправильно. С целью
формирования
прогностической
самооценки
предлагается
следующие
символы
«+»
-
все
знаю,
«-»
-
не
знаю,
«?»
-
сомневаюсь);
3- прием «таблица успешности» (заполняется самими учащимися);
-
прием
«разноцветная
таблица»
(при
оценивании
выполнения
задания
учащиеся
располагают
свои
фотографии
в
той
части
таблицы, цвет которой соответствует степени выполнения задания –
значения цветов берется из графической самооценки)
- прием «карта знаний» (находится в «Портфолио» учеников и
самостоятельно
заполняется
ими
по
итогам
четверти,
в
карте
перечислены знания и умения, которые учащиеся могут получить в
течение года, в конце четверти ребята отмечают те знания и умения,
которые они уже освоили).
4- прием «сигнальные карточки» (самооценка ведется с помощью
сигнальных
разноцветных
карточек);
Ребенок
может
поднять
карточку определенного цвета, если испытывает затруднения. Или
наоборот, если он хорошо выполнил работу.
5-
прием
«волшебный
мешочек»
(при
оценивании
выполнения
задания
учащиеся
кладут
предложенные
предметы
в
мешочки
«Справился», «Справился с помощью» и «Буду стараться дальше»);
6- прием «взаимооценка» (1-й способ: сосед по парте оценивает
рядом
сидящего
ученика
сразу
же
после
выполнения
самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на
недочеты. 2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идет
обмен тетрадями и оценивание в паре. Данный прием позволяет
применение тактильных способов взаимооценки – поглаживание по
голове, пожимание рук и т. д.)
Современная
начальная
школа
должна
заложить
основы
самостоятельности
учащихся,
а
это
является
залогом
не
только
успешного
обучения,
но
и
успешного
построения
любой
деятельности.