Напоминание

"Работа над этюдами в старших классах"


Автор: Яковлева Любовь Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУДО ДШИ
Населённый пункт: г. Бологое
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Работа над этюдами в старших классах"
Раздел: дополнительное образование





Назад






Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» муниципального образования «Бологовский район» Методическое сообщение
ТЕМА:
«Работа над этюдами в старших классах» преподаватель МБОУДО ДШИ высшей категории по классу фортепиано Л.А. Яковлева Бологое

Работа над этюдами в старших классах.
«Машинообразной работой пальцев ничего нельзя достичь, Механическое упражнение остаётся тупым и бесцельным, если в первую очередь не участвует голова » Н.Рубинштейн. В музыкально-исполнительском обучении своевременное и целенаправленное развитие техники - одна из важнейших сторон комплексного развития художественных и пианистических способностей. В 5-7 классах всё явственнее прослеживается индивидуальное различие в овладении учащимися пианистической моторикой, гибкостью, техническими навыками и приёмами. Движущей силой развития техники является сочетание целого ряда способностей. Среди них на первом месте следует назвать художественные потребности пианиста его музыкальный талант. Подчиняясь ему, ученик страстно стремится сыграть разучиваемую им пьесу, этюд или гамму наилучшим образом. Стремление к музыкальному совершенству не позволяет мириться с недостатками и рождает повышенную интенсивность в работе. Стремление преодолевать техническую трудность заставляет размышлять. Размышление рождает изобретательность в преодолении трудностей и своих недостатков. Способность к технике связаны и с физиологическими качествами рук. Профессиональная игра на рояле выдвигает определённые требования в отношении их величины, силы, эластичности. По утвердившемуся мнению специалистов для успешного развития техники пианиста необходимо свободное владение октавой. Особенно важно обладать пальцевой растяжкой, с тем чтобы, например 4-хзвучный аккорд и 5-тизвучный ум.7 не представляли непреодолимых трудностей. Поэтому в фортепианной педагогике существует понятие пригодных и непригодных рук. Третьим составляющим элементом технических способностей музыканта следует считать слухо-двигательные психические связи. Процесс игры на инструменте невозможен без предваряющих его мысленных представлений о данном музыкальном тексте. Музыка с начало запечатлевается в слуховой памяти ,а затем в нужный момент воспроизводится в реальном звучании путём включения цепи: мозг- игровые движения рук - звучание инструмента. Для техники очень существенное значение имеет одно свойство слуха: способность ясно и раздельно слышать всю ткань, все звуки быстрого музыкального потока. Систематическая работа над этюдами является обязательной стороной комплексного развития техники. Этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типичных исполнительских трудностей и что они сочетают специально технические задачи с задачами музыкальными. Работа над хорошим качеством звучания, над фразировкой, воспроизведение всех деталей голосоведения-всё это в большой степени способствует успешному преодолению технических трудностей. При знакомстве с новым этюдом,
помимо обычного разбора текста, полезно проделать разбор специально технические –выяснить характерные особенности его фактуры. В дальнейшей работе над техническими трудностями следует применять всевозможные способы: проигрывания в разных темпах, вычленения, ритмические, транспонирование всего этюда или отдельных его построений в других тональностях, специальные упражнения. Каждый этюд рассчитан на разрешение и определённого круга художественных задач. Многообразнейшие формы пианистического изложения могут быть рассмотрены по 2-м видам техники- крупной и мелкой. Область мелкой техники включает различные формулы одноголосной пальцевой игры. К ним относятся гаммообразные и арпеджированные последовательности, ломаные интервалы, репетиции, мелизматические группы. В старших классах развитию гаммообразной техники уделяется наибольшее внимание. Гибкость мускулатуры детей позволяет им сравнительно быстро осваивать активные пальцевые движения, необходимые при формировании элементов мелкой техники. Вместе с развёрнутыми гаммообразными фигурами решающее значение имеет работа над различными видами позиционных группировок. Такие позиционные группы, чередуясь с длинными гаммообразными движениями, являются естественной подготовкой к исполнению этюдов. Этюды Черни ор.299 отличается большой протяжённостью. Поэтому в них особенно важно научиться освобождению от напряжения, возникающего при длительном исполнении непрерывной фигурации.Этюды№6,7,8,11,14,16,18,21,24,25. Все эти этюды основаны на непрерывном движении 16х ,организованных в различные позиционные фигуры,чередующихся с отрезками гамм, короткими арпеджио и пассажами. Приступая к работе над этюдом – ученик должен знать, что при появлении усталости в руке не следует продолжать игру. Чтобы рука не уставала, нужно соблюдать постепенность в переходе к более быстрым темпам, следить за гибкостью запястья. При работе над этюдом №8 уч-ся должен свободно сыграть в быстром темпе каждое из звеньев фигурации. Необходимо так же играть в умеренном темпе более крупные разделы этюда, включающие различные типы фигур. Большое значение имеет хорошее исполнение партии левой руки, содержащей сопровождение. Левая рука выполняет роль дирижёра. Точное исполнение поставленных автором пауз и освобождение на них левой руки способствует уменьшению напряжения в правой руке. Хорошее исполнение сопровождения способствует большей музыкальной осмысленности, а это благотворно отражается на техническом прогрессе. Этюд №10 – альбертиевы басы – трудность в том, что в быстром темпе 1 палец играет тяжеловесно, что приводит к забалтыванию и утомлённости руки.1палец должен играть в таких случаях легко. Нужно свести его действие к минимуму. Всё внимание и опору перенести на «нижние» пальцы. Быстрые «альбертиевы» басы полезно учить, используя вращательное движения предплечья, приоткрывая 5 палец и добиваясь освобождения запястья от напряжения. Выбор правильной аппликатуры имеет немаловажное значение в
технической работе. Это – один из первых этапов такой работы и залог её успешности или не успешности. Прежде всего, необходимо тщательно изучать редакции и авторские указания. Аппликатуру надо выбирать, играя в подвижном темпе. Если какой-то отрывок вызывает сомнение, следует поучить его немного и попробовать в быстром темпе одной, потом другой аппликатурой, соединить его с предыдущим и с последующим отрывками. В быстрых пальцевых последовательностях нужно стремиться к тому, чтобы один и тот же палец употреблялся по возможности реже. Аппликатура –важный художественный фактор. Каждый палец обладает своим характером удара. Есть слабые и более сильные пальцы. Нужно избегать 1 пальца, если исполняется мелодия лирическая, певучая и плавная. Но во время акцентирования, в опорных мгновениях ,при смене позиции 1палец незаменим. Роль 5пальца в левой и правой руках –совершенна различна. В левой руке –это область глубоких басов, в правой руке – моменты острых подчёркиваний верхних нот в пассажах, мелодических звуков в аккордах. Очень важен 4палец. Для верхней ноты пассажа 4палец иногда .Может быть употреблён после 5п. на чёрной клавише. Незаменим 4п.в местах, где требуется некоторая утончённость звучания. Этюды№12,19,30.-это арпеджио -длинные, короткие, ломаные. Без владения техникой арпеджио невозможно исполнение сонат, фортепианных концертов И.Гайдна, В.Моцарта, Л. Бетховена. Именно арпеджио помогают раскрепостить пианистический аппарат, способствуют развитию самостоятельности, независимости, крепости пальцев, гибкости, Эластичности локтевого кистевого суставов, выработке плавного, свободного дыхания, ощущения естественного удобного движения. Исполнение арпеджио имеет свои характерные особенности, связанные с большей широтой охвата клавиатуры. Движения рук становятся гораздо разнообразнее. Хорошее исполнение арпеджио требует плавных, гибких переносов руки из позиции в позицию с минимальным поворотом локтя, необходимой ловкостью рук при смене позиций. Важное место в работе над арпеджио должно отводиться организации движений 1пальца.Эта работа трудоёмкая, но необходимая, свобода и организованность 1п служат ключом ко всей технике пианиста. После подкладывания вся ладонь сразу же переносится через 1п.,свободно располагаясь на следующей позиции. Октавная техника способствует укреплению пианистического аппарата уч-ся, открывает доступ к сложным октавным построениям в произведениях Л.Бетховена, Ф.Листа, С. Рахманинова. Октавы развивают гибкость рук, чёткость активность 5 и 4 пальцев, точность и ловкость 1 пальца. При работе над октавами наиболее целесообразно, не меняя текста, играть октавы различными способами звукоизвлечения, применяя различные приёмы исполнения, а затем использовать ритмические варианты. А. Б. Гольденвейзер рекомендует учить октавные этюды, играя только нижний голос октавы 1палец правой руки, в левой руке –верхний голос. Остальные пальцы должны быть собраны и слегка прижаты к ладони(разумеется, без всякого напряжения пальцев и кисти).Это упражнение
способствует развитию лёгкости и подвижности кистевого движения при собранных пальцах, и особенно полезно для учащихся с маленькой рукой. Терцовая техника. Терции представляют для уч-ся сложность, заключённую в одновременном проведении 2х голосов разными по строению и силе пальцами. Этот сложный вид техники полезен в развитии активности, самостоятельности пальцев, раскрепощённости ладонных мышц. Терции позволяют почувствовать хороший контакт с инструментом, способствует внутреннему ощущению удобства всего аппарата пианиста, гибкости ведения терцовой линии. Яркость артикуляции мелодической линии терций зависит от активных пальцев, работающих от запястья. Необходимо делать «микровздохи», сбрасывая накопившуюся усталость, зажатость в кисти, пальцах и локтях. Двойные ноты, как и терции, должны исполнятся Legato ,желательно поиграть каждый голос отдельно, сохраняя аппликатуру двойных нот. Работа над техникой заключается не только в достижении качественности и быстроты, но и в разнообразии звучания(динамические оттенки).Но с начало должна быть решена задача ровности, точности, ясности звучания и удобства движения –то есть все технические задачи. Список литературы: 1.Г.Коган.»Из области фортепианной техники».М.1968г. 2.Е.Либерман «Работа над фортепианной техникой».М.классика21в.2010г. 3.Б.Милич. «Воспитание ученика пианиста».5-7кл.Киев.1982г.


В раздел образования