"РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СКРИПАЧЕЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Автор: Голикова Оксана Викторовна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБОУДО ДШИ г. Бологое Населённый пункт: г. Бологое Наименование материала: методическое сообщение Тема: "РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СКРИПАЧЕЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детская школа искусств муниципального образования
«Бологовский район»
Методическое сообщение
ТЕМА:
« РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СКРИПАЧЕЙ В ПРОЦЕССЕ
МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
преподаватель МБОУДО ДШИ I категории
по классу виолончели О. В. Голикова
Бологое
«..Работать надо так, чтобы не было
необходимости исправлять уже сделанное
и бороться с неправильными привычками.»
А. Гольденвейзер.
Искусство
во
всем
многообразии
его
видов
и
жанров
является
катализатором всех творческих потенциалов личности. В системе искусства
важная
роль
в
воспитании
эмоциональной
культуры
детей
принадлежит
музыке.
Музыка
более
чем
какой-либо
другой
вид
искусства
вызывает
эмоциональный
отклик
у
детей
и
обладает
способностью
отражать
мир
душевных
переживаний,
передавать
многообразную
гамму
чувств
и
настроений.
Лишенная
наглядно-зрительного
образа,
музыка
способна
передать
тончайшие
оттенки
эстетических
переживаний
человека.
Как
звуковая модель музыка включает в себя существенные признаки и элементы
жизненной
эмоции,
главная
особенность
которой
–
протяженность
во
времени.
Эмоция
–
это
процесс,
и
как
любой
процесс
она
может
быть
охарактеризована
по
таким
параметрам,
как
темпо-ритм,
длительность,
интенсивность, напряжение, интервал времени от момента возникновения до
момента исчезновения, тем самым отличаясь от других видов искусств.
Музыкальная
деятельность
–
одно
из
эффективных
средств
воспитания и проявления эмоциональной культуры у учащихся, она более
всего соответствует эмоциональной природе восприятия детей и вместе с
тем,
закладывает
их
творческое
развитие.
Занимаясь
целенаправленным
музыкальным воспитанием, мы воспитываем эмоциональную культуру детей.
Без развития эмоциональной сферы почти невозможно сформировать такие
человеческие
качества
как
вкус,
фантазия,
воображение,
интуиция,
ассоциативное мышление, интеллект.
Анализ
работ
по
проблемам
психологии
искусства
и
эстетического
воспитания детей (Л. А. Мазеля; Б. М. Теплова,
Л. С.
Выготского и др.) показывает, что приобщая ребенка к искусству,
создается
целая
система
ценностей.
Эстетическое
переживание
дает
творческую
установку
на
будущее.
Те
основы
эстетического
вкуса,
заложенные
в
ребенке
с
детства,
являются
определяющими
для
его
дальнейшего духовного развития.
В
настоящее
время
в
России
значительно
возросли
требования
к
социально
значимым личностным качествам,
таким
как
- готовность
к
творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, социально-
коммуникативная
мобильность.
Однако
современная
социокультурная
ситуация в стране характеризуется и целым рядом негативных процессов,
наметившихся
в
сфере
духовной
жизни:
утратой ценностных ориентиров,
отчуждением от культуры и искусства детей и подростков. Особенно остро
стоит
вопрос
о
разумном
преобладании
духовно-нравственного
начала
в
развитии детей над накоплением ими всевозможной информации.
На возникновение такой ситуации повлиял целый ряд факторов. Прежде
всего, это произошедший в постперестроечном обществе пересмотр системы
ценностей
и
приоритетов.
Большинство родителей в
настоящее
время
не
заинтересовано
в
затратах
времени
и
сил
на
так
называемое
«общее
развитие» своих детей, а стремится как можно раньше начать учить их тому,
ч т о
в будущем поможет
приобрести
востребованную
профессию
и
высокооплачиваемую
работу
(иностранные
языки,
информационные
технологии,
основы
экономики
и
т.п.)
В общеобразовательных школах
наблюдается
выраженная
тенденция
сокращения
часов,
отведенных
на преподавание предметов
гуманитарного
цикла
(литература
,
мировая
художественная культура, искусство, музыка), и это, в свою очередь, не
может не вызывать беспокойства.
Сейчас родители значительно
реже
посещают
с
детьми
концерты
классической
музыки,
театры,
художественные
выставки
(к
сожалению,
таких семей буквально единицы). Это в значительной степени 'затрудняет
дальнейший путь ребенка к познанию истинно прекрасного.
Современный
«среднестатистический» дошкольник смотрит
телевизор
бесконтрольно, нередко с утра до вечера, слушает поп-музыку, играет в
компьютерные игры (зачастую никак не развивающие, а лишь ведущие к
повышению уровня агрессии). В то же время - ребенок не приучен к чтению,
его фантазия и воображение крайне бедны. В результате, к началу обучения в
школе, потребность в бездумном потреблении у него вполне сформирована, в
отличие
от
потребности
в самостоятельной познавательной
и
творческой
деятельности.
Трудно
переоценить
в
решении
этой
задачи
роль
искусства,
важность эстетического и, в частности, музыкального воспитания. Говоря о
гармоничном развитии личности, Л.С. Выготский в качестве важнейшего его
условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной
с ф е р
п с и х и к и
р е б е н к а ,
е д и н с т в о
а ф ф е к т а
и
интеллекта. Музыкальное воспитание - уникальное средство формирования
данного единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на
эмоциональное, но и познавательное развитие детей. Это связано с тем, что
наряду с эмоциями музыка несет в себе целый огромный мир идей, мыслей,
образов.
Музыкальное воспитание делает возможным наиболее полное раскрытие
всех
внутренних
психологиче ских
каче ств учащегося (мышление,
воображение,
память,
воля);
развитие
эмоционально-чувственной
сферы
психики
(тонкости, чуткости,
умения
через
музыку
познавать
глубину
душевных переживаний в себе и других людях) и, что особенно важно,
постоянную
и
необходимую
возможность самореализации,
создания
духовных ценностей, пусть еще на детском уровне. Это уже полноценное
творчество, которое ведет к развитию самосознания, чувства собственного
достоинства,
ощущения
собственной
значимости
и,
одновременно,
взаимопонимания
с
другими
людьми.
Без
этих
качеств
нельзя
себе
представить полноценную личность.
Упущенное в детстве сложно восполнить в зрелые годы.
В. А. Сухомлинский писал, что без музыки трудно убедить человека, который
вступает в мир, в том, что мир прекрасен, а ведь это убеждение по сути –
основа эмоциональной, эстетической, моральной культуры.
Работа
с
детьми
подсказывает,
что
для
каждого
ребенка
должна
возникнуть своя «зона вхождения» в музыку, которая будет соответствовать
его индивидуальным способностям и мироощущению.
Заметим
однако,
что
в
последнее
десятилетие
XX
века
существенно
изменились
условия
деятельности ДМШ и
ДШИ.
Исходя
из
многолетней
практики, мы вынуждены с тревогой констатировать, что интерес к занятиям
музыкой
заметно
снизился.
Школы
испытывают
трудности
с
набором
учащихся, контингент которых крайне неоднороден не только по уровню
способностей,
но
также
и
по
уровню
сформированных
вкусов
и
потребностей.
Между тем, очень важно как можно более раннее погружение ребенка в
музыкально-художественную среду. Растущий человек не может войти в мир
культуры
без
помощи
взрослого,
который
откроет
ему
язык
искусства,
поможет включиться в культурный диалог. Безусловно, хорошо, если такой
диалог
начинается
вродном доме,
где
ребенка
окружает
творческая
атмосфера, а родители интересуются событиями культуры и искусства. Но,
как уже было отмечено, такие семьи сейчас в меньшинстве. Типично другое:
отдав ребенка в музыкальную школу, родители считают, что со своей стороны
сделали
все
для
его
эстетического
развития,
а
в
остальном
-
дело
за преподавателями. Однако, видя безразличие родителей к музыке, ребенок
может
быстро
утратить
интерес
к занятиям (что
является
одной
из
первостепенных
проблем,
особенно
в
течение
первого
года
обучения
на
струнно-смычковых инструментах, в частности - на виолончели). Поэтому
ответственность роли педагога по специальности в современных условиях
неизмеримо
возрастает.
Содействовать
положительному
эмоциональному
о т н о ш е н и ю
у ч а щ и хс я
к музыкальным за н я т и я м ,
р а с ш и р я т ь
и х
кругозор, воспитывать средствами
искусства,
организовывать
посещения
концертных залов, театров и художественных выставок, - решение этих и
многих других задач в первые годы обучения почти исключительно «ложится
на его плечи».
Согласно модели личностно-ориентированного воспитания музыканта-
исполнителя
духовное
содержание
музыки
осваивается
учащимися
в
процессе
создания
ими
собственной
«субъективной
эмоциональной
программы» исполняемого произведения в синтезе других видов искусств.
Предлагая ученику на выбор произведения живописи и поэзии, через
свои собственные ассоциации и представления, навеянных этими образцами,
учащийся воссоздает в своем исполнении образы музыкальных пьес.
В музыке мы находим также отражение восприятий внешнего мира в
его
звучащих
проявлениях.
Сюда
относятся
натуралистические
птички,
шмели, ручейки, фонтаны, грозы, рокот моря, свист ветра, звон колоколов.
Используется музыкой и
возможность ассоциаций и аналогий зрительно
воспринимаемых типов движений с движением звуковым: полет бабочки,
эльфы,
хромая
походка
гнома
(Мусоргский
и
т.
д.)
Процесс
воспитания
эмоциональной культуры требует также корректировок в действиях педагога
в соответствии с определенной логикой. Основной целью обучения ребенка
игре на струнно - смычковых инструментах является формирование у него
навыков
выразительного
исполнения.
Систематически
формируя
исполнительскую
задачу
выражения
характера
музыкальной
пьесы,
преподаватель
обращает
его
сознание
к
эмоциональным
смыслам,
провоцируя пережить их самому.
Выразительность
возникает
в
результате
использования
им
средств
музыкального языка (динамики, тембральных красок, регистров, темпов), а
также
приемов
игры
на
инструменте
(способы
звукоизвлечения,
звуковедения) в ответ на имитацию в звуках голосовых интонаций. Пение
мелодии в создании образа дает возможность ученику играть выразительно, а
также активизирует весь комплекс его выразительных движений, включая
пластическое интонирование.
Между
тем,
формирование
профессиональных навыков исполнения
музыки и развитие многообразных предпосылок успешного овладения ими
требуют особых методов занятий с начинающими, причем - отличающихся в
каждом конкретном случае. Применительно к данному ребенку надо прежде
всего
выяснить,
что
именно
-
какие
недостающие
свойства,
качества,
способности, - надо развить у малыша, впервые взявшего в руки инструмент,
каким путем этого можно достичь.
С р е д с т в ом
худ оже с т в е н н о - п е д а го г и ч е с ко й
д е я т е л ь н о с т и
на уроках виолончели
должны
быть
самые
разнообразные
формы
непосредственного общения и
взаимодействия
с
детьми
по
принципу
«от
сердца к сердцу». В то же время ребенок выступает в них не объектом,
подвергающимся
обучению,
а
личностью,
стремящейся
к саморазвитию в
сотрудничестве с учителем и соучениками. Активные формы деятельности
детей
способствуют разностороннему развитию
эмоциональной
сферы,
музыкальной
отзывчивости,
художественно-образного
мышления,
исполнительских
умений
и
навыков,
росту
творческих
способностей
и
художественных потребностей.
Развитие
художественного воображения и
ф а н т а з и и
-
о д и н
и з
сильнейших стимулов, который выводит мышление и сознание ребенка на
качественно иной уровень. Поэтому в процессе обучения игре на виолончели
необходимо
объединять
различные
пути
музыкально-художественного
воздействия и вызывать всестороннюю творческую активность учащихся при
выполнении любой задачи - исполнения, сочинения, восприятия музыки.
Эффективным
средством
обучения
и
воспитания
является
опора
на межпредметные связи
(сольфеджио,
музыкальная
литература,
мировая
художественная культура, литература, история, изобразительное искусство),
побуждающая учащихся к целостному познанию различных художественных
явлений и стимулирующая их творческую активность.
Одним
из
основных
педагогических
условий
развития
музыкально-
творческих способностей младших школьников, мы считаем комплексный
подход,
выраженный
через:
а)
обеспечение
единства
целей,
задач,
содержания и методов обучения; б) организацию воздействия на все сферы
личности ребенка - интеллектуальную, эмоционально-волевую, действенно-
практическую.
В методике воспитания эмоциональной культуры выразительность в
исполнении
ученика
–
главная
составляющая,
которой
подчиняются
все
остальные задачи. Но при этом нельзя забывать о трудностях в преодолении
нотного текста, технических задач, владения приемами скрипичной игры,
что, несомненно, требует значительных затрат времени и сил на их освоение.
И здесь важно воздействовать на фантазию ученика, его эмоциональность,
возбуждая
в
нем
вдохновение,
скрепляя
образом,
сравнениями,
ассоциациями,
так
как
яркие
музыкальные
представления
и
повышенная
творческая активность обостряют работу психо-моторной сферы, помогая
разрешать художественные и даже технические задачи, которые казались
неразрешимыми.
Работу над образом нельзя откладывать «на потом», нельзя браться за
нее «после всего», а непременно до и одновременно со всеми остальными
задачами.
В
ходе
работы
возможно
и
облегчение
исполнительской
партии
учащегося,
если
появляются
затруднения,
важно
при
этом
сохранить
настроение музыки и не нарушить образ.
Ценностью обладает метод «эскизного» освоения пьесы, в результате
чего пополняется программа учащегося.
Путь
от
первого
восприятия
до
зарождения
предварительного
эскизного замысла не должен быть долгим. Иначе замысел может вылиться в
беспочвенное фантазирование по поводу произведения. На этапе образного
замысла
музыки,
в
общем
и
в
целом,
работу
над
пьесой
можно
приостановить.
В силу особой специфики выразительная деятельность ученика должна
быть организована при активном участии в ней выразительных действий
педагога с привлечением слов, поэтических образов, фактов из «биографии»
произведения, непосредственное воздействие педагога мимикой, жестами,
собственным горением, голосовых интонаций, что пробуждает фантазию и
эмоциональный
отклик.
Педагог
как
бы
подталкивает
своего
питомца
действовать выразительно вопреки встречающимся трудностям, тем самым
помогая ему «перешагнуть» через эти трудности без ущерба для интереса к
музыке.
Синхронизация выразительных действий педагога и ученика проявляет
себя иначе, чем метод «показа и подражания», так как ее преимущества
сосредоточены на возможности обеспечения проекции выразительного опыта
педагога
на
ученика
в
процессе
совместного
музицирования,
процессе
сотворчества.
Синхронность может быть достигнута на всех этапах продвижения ученика к
эмоциональному содержанию музыки. Это и ознакомление нотного текста, и
запоминания наизусть, и на этапе интонационной и технической работы.
Соинтонируя
пьесе,
двигаясь
в
такт
музыки
вместе
с
ребенком,
преподаватель
как
бы
«показывает»
ученику
о
своем
эмоциональном
единении с ним, о том, что ему не безынтересен мир его детских впечатлений
и эмоций. В результате чего устанавливаются доверительные отношения с
учеником
с
проявлением
уважения
к
нему,
повышается
его
самооценка.
Выступая посредником между ребенком и музыкой, педагог оставляет за
учеником
право
авторства
на
них,
стимулируя
его
самостоятельность
и
облегчая процесс совместной работы .
Важным и существенным является выбор исполнительского репертуара.
Надо давать хорошую музыку. Это дело педагога, который должен быть не
только мастером своего дела, но и психологом. Он должен проникать в самую
природу своих учеников и чувствовать, что им свойственно, чего им не
хватает, и репертуар ставить в зависимости от того пути, по которому их надо
вести.
Репертуар,
на
наш
взгляд,
должен
быть
интересным
и
ярким
по
эмоциональному
содержанию
и
образности,
отличаться
разнообразием
характеров. Необходимо помнить и о музыкальных предпочтениях учащегося
с
учетом
возраста,
пола,
свойствами
темперамента,
чтобы
увлечь
его
музыкой, вселяя уверенность в своих силах и, одновременно, изменяя этим
вкусы,
включая
в
репертуар
произведения
совершенно
новых
для
него
музыкальных
характеров.
Это
может
быть
и
классическая
музыка,
и
современный репертуар.
Таким образом, позволяя ребенку выразить себя в музыке, стимулируя
его
творческие
проявления,
мы
пробуждаем
интерес
к
музыкально-
исполнительской деятельности.
1.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радзеньска школа, 1969.
- С. 142.
2.
Ражников В. Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры.
– М., 1993. – С. 147.
3.
Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.:
Классика XXI, 2004. – С. 8.
4.
Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.:
Классика XXI, 2004. – С.