Напоминание

"Навыки разбора и чтения нот. Наполнение смыслом процесса разучивания"


Автор: Епифанова Екатерина Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУДО ДШИ г. Бологое
Населённый пункт: г. Бологое
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Навыки разбора и чтения нот. Наполнение смыслом процесса разучивания"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детская школа искусств муниципального образования «Бологовский район» Методическое сообщение Тема: «Навыки разбора и чтения нот. Наполнение смыслом процесса разучивания» Преподавателя по классу фортепиано Е.Е.Епифановой. Бологое 2015г.
… Работать надо так, чтобы не было необходимости исправлять уже сделанное и бороться с неправильными привычками. А. Гольденвейзер. Рассматривая задачу, как наполнить смыслом процесс работы и развить длительную концентрацию внимания ребёнка, следует остановиться на одном из главных условий, это условие как бы перебрасывает мост между музыкальным развитием ученика и практикой работы за инструментом; оно помогает донести яркое ощущение музыкального образа до конечного этапа исполнения, не растрачивая в длинной дороге разучивания силы, настроения, интереса, без которых крайне затруднительно приобретение любых музыка льно- пианистических навыков. Это условие заключается в том, чтобы научить
разбирать музыку
и научить разучиванию.
Ведь что такое разбор?
Это первое знакомство, первое впечатление, первое ощущение (причём непосредственное). Очень важно, чтобы оно пробуждало интерес, а не гасило его. Можно сказать, что в правильном разборе заключено не менее половины всей работы над произведением, причём половины очень важной для всего остального процесса разучивания. Точно так же в неправильном разборе возникают те трудности, в борьбе с которыми в дальнейшем бе сполезно растрачиваются время и силы ученика и педагога. На таких уроках иногда создаётся обманчивая видимость активной и полезной работы.
Собираясь исполнить незнакомое произведение в темпе и без остановок, задавшись целью передать при первом же исполнении характер, настроение музыки, опытный пианист поступает так: он охватывает взглядом небольшой отрывок нотного текста, быстро, но на короткое время запоминает его и начинает играть. Играем, как правило, не глядя на клавиатуру, т.к. глаза его в это время заняты уже следующим отрывком. Быстро заполнив новый отрывок музыки, и передав для реализации в звуках полученную информацию рукам, доигрывающим первый, он переносит взгляд на третий отрывок текста и т. д. Следовательно, для беглого чтения с листа незнакомых произведений пианист, помимо владения всеми навыками, необходимыми для хорошего исполнения подготовительных заранее программ, должен: - настолько ощущать клавиатуру, чтобы чисто и уверенно
играть не глядя на клавиши.
- уметь очень быстро, почти автоматически
находить

удобную

аппликатуру
для исполнения текста любой фактуры. - цепко – пусть ненадолго, но «с одного взгляда» -
точно

запоминать небольшие отрывки нотного текста.
Исходя из приведённых требований, обучение уже играющего ребёнка мы начинаем со следующих трёх подготовительных заданий: 1. Сыграть ранее выученную пьесу (одну из пройденных в классе по программе)
не глядя на клавиши.
Над трудными, для такого исполнения местами (скачки, переносы, non legato и т.п.) работать добивался точности и уверенности.
2. Не играя и не глядя на клавиатуру, найти удобную аппликатуру для небольшого отрывка этюда или пьесы, а затем проверить её на фортепиано. 3. Посмотреть и запомнить небольшой отрывок произведения, потом, не глядя на ноты, сыграть его. Эти задания, готовящие к чтению с листа, даются на каждом уроке с первых месяцев обучения ребёнка. Материалом служит весь проходимый в классе материал. Выполнение каждого задания требует всего несколько минут. Эти минуты, потраченные систематически на каждом уроке, очень скоро начинают «окупать» себя. Они сказываются на всей работе ученика: на точности прочтения текста при разборе, на быстрое овладение новыми произведениями: они помогают ученику научиться
самостоятельно
работать. Эти несколько минут (и чем дальше, тем больше) экономят время на уроке, не говоря уже о домашней работе ребёнка. Но вернёмся к трём первым заданиям. На каждом уроке педагог предлагает одно-два из них, всё более усложняя материал и сокращая время на обдумывание. Добившись удовлетворительного выполнения заданий, можно приступать к чтению с листа. Работу над развитием этого навыка мы проводим в такой последовательности: 1. Объяснив разницу между разбором и чтением с листа, предлагаем ученику внимательно посмотреть, а затем с листа сыграть, вместе с педагогом, несколько лёгких пьес в 4 руки. (Мы начинаем с пьес в 4 руки, т.к. аккомпа-
немент не позволяет ученику останавливаться и , обостряя ощущение ладотональности, ярче выявляет его ошибки). 2. Сыграть с листа сольную пьесу( конечно, более лёгкую, чем те которые ученик проходит в классе по программе). Темп должен быть таким, чтобы ученик успевал заметить и выполнить все указания текста, какими угодно медленным, но ровным, постоянным. 3. С листа сыграть и спеть со словами мелодию лёгкой детской песенки с текстом, подписанным под ней, то есть прочесть и исполнить простейший клавир вокального произведения. 4. Аккомпанировать с листа педагогу, поющему или играющему мелодию этой же песенки. Дальнейшая работа с мелодической точки зрения трудности не представляет. Для чтения с листа
систематически
предлагаются произведения всё более сложной фактуры, с возрастающим количеством ключевых знаков. Постепенно добиваемся всё более быстрого темпа. Но требования к исполнению долго ещё остаются теми же:
играть ровно, в таком темпе
, который позволит ученику сразу же точно выполнить все указания текста (ноты, ритмический рисунок, штрихи, оттенки). Только значительно позднее, когда такое чтение с листа будет освоено, когда требование точности станет привычным и естественным, мы предлагаем ученику намеренно
упростить текст в трудных местах
: заменить
сложную фигурацию аккордом, октаву – одним звуком, для того чтобы наш ещё неочень умелый исполнитель смог сыграть пьесу в нужном темпе, ярко передать её характер и настроение. Используемая литература: 1. Е.М.Тимакин «Воспоминание пианиста» методическое пособие изд. Второе. 2. «Вопросы фортепианной педагогики» сборник статей под общей редакцией В.Натансона выпуск 3-тий. 3. Т.Б.Юдовина – Гальперина «За роялем без слёз».


В раздел образования