"Навыки разбора и чтения нот. Наполнение смыслом процесса разучивания"
Автор: Епифанова Екатерина Евгеньевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБОУДО ДШИ г. Бологое Населённый пункт: г. Бологое Наименование материала: методическое сообщение Тема: "Навыки разбора и чтения нот. Наполнение смыслом процесса разучивания" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детская школа искусств
муниципального образования «Бологовский район»
Методическое сообщение
Тема: «Навыки разбора и чтения нот.
Наполнение смыслом процесса разучивания»
Преподавателя по классу фортепиано
Е.Е.Епифановой.
Бологое 2015г.
… Работать надо так, чтобы не было
необходимости исправлять уже сделанное
и бороться с неправильными привычками.
А. Гольденвейзер.
Рассматривая задачу, как наполнить смыслом процесс
работы
и
развить
длительную
концентрацию
внимания
ребёнка, следует остановиться на одном из главных условий,
это условие как бы перебрасывает мост между музыкальным
развитием ученика и практикой работы за инструментом; оно
помогает донести яркое ощущение музыкального образа до
конечного этапа исполнения, не растрачивая в длинной дороге
разучивания силы, настроения, интереса, без которых крайне
затруднительно
приобретение
любых
музыка льно-
пианистических
навыков.
Это
условие
заключается
в
том,
чтобы научить разбирать музыку и научить разучиванию.
Ведь что такое разбор? Это первое знакомство, первое
впечатление, первое ощущение (причём непосредственное).
Очень важно, чтобы оно пробуждало интерес, а не гасило его.
Можно сказать, что в правильном разборе заключено не менее
половины всей работы над произведением, причём половины
очень
важной
для
всего
остального
процесса
разучивания.
Точно так же в неправильном разборе возникают те трудности,
в
борьбе
с
которыми
в
дальнейшем
бе сполезно
растрачиваются время и силы ученика и педагога. На таких
уроках иногда создаётся обманчивая видимость активной и
полезной работы.
Собираясь исполнить незнакомое произведение в темпе и
без
остановок,
задавшись
целью
передать
при
первом
же
исполнении характер, настроение музыки, опытный пианист
поступает так: он охватывает взглядом небольшой отрывок
нотного текста, быстро, но на короткое время запоминает его и
начинает играть. Играем, как правило, не глядя на клавиатуру,
т.к. глаза его в это время заняты уже следующим
отрывком. Быстро заполнив новый отрывок музыки, и передав
для
реализации
в
звуках
полученную
информацию
рукам,
доигрывающим
первый,
он
переносит
взгляд
на
третий
отрывок текста и т. д.
Следовательно, для беглого чтения с листа незнакомых
произведений
пианист,
помимо
владения
всеми
навыками,
необходимыми для хорошего исполнения подготовительных
заранее программ, должен:
- настолько ощущать клавиатуру, чтобы чисто и уверенно
играть не глядя на клавиши.
-
уметь
очень
быстро,
почти
автоматически находить
удобную
аппликатуру
для
исполнения
текста
любой
фактуры.
- цепко – пусть ненадолго, но «с одного взгляда» - точно
запоминать небольшие отрывки нотного текста.
Исходя из приведённых требований, обучение уже
играющего
ребёнка
мы
начинаем
со
следующих
трёх
подготовительных заданий:
1. Сыграть ранее выученную пьесу (одну из пройденных в
классе по программе) не глядя на клавиши.
Над трудными, для такого исполнения местами (скачки,
переносы, non legato и т.п.) работать добивался точности и
уверенности.
2.
Не
играя
и
не
глядя
на
клавиатуру,
найти
удобную
аппликатуру для небольшого отрывка этюда или пьесы, а
затем проверить её на фортепиано.
3.
Посмотреть
и
запомнить
небольшой
отрывок
произведения, потом, не глядя на ноты, сыграть его.
Эти задания, готовящие к чтению с листа, даются на
каждом
уроке
с
первых
месяцев
обучения
ребёнка.
Материалом служит весь проходимый в классе материал.
Выполнение
каждого
задания
требует
всего
несколько
минут.
Эти
минуты,
потраченные
систематически
на
каждом уроке, очень скоро начинают «окупать» себя.
Они
сказываются
на
всей
работе
ученика:
на
точности
прочтения
текста
при
разборе,
на
быстрое
овладение
новыми произведениями: они помогают ученику научиться
самостоятельно работать.
Эти
несколько
минут
(и
чем
дальше, тем больше) экономят время на уроке, не говоря
уже о домашней работе ребёнка.
Но вернёмся к трём первым заданиям. На каждом уроке
педагог предлагает одно-два из них, всё более усложняя
материал и сокращая время на обдумывание. Добившись
удовлетворительного
выполнения
заданий,
можно
приступать к чтению с листа.
Работу над развитием этого навыка мы проводим в такой
последовательности:
1. Объяснив разницу между разбором и чтением с листа,
предлагаем ученику внимательно посмотреть, а затем с
листа сыграть, вместе с педагогом, несколько лёгких пьес
в 4 руки. (Мы начинаем с пьес в 4 руки, т.к. аккомпа-
немент
не
позволяет
ученику
останавливаться
и
,
обостряя ощущение ладотональности, ярче выявляет его
ошибки).
2. Сыграть с листа сольную пьесу( конечно, более лёгкую,
чем те которые ученик проходит в классе по программе).
Темп должен быть таким, чтобы ученик успевал заметить
и
выполнить
все
указания
текста,
какими
угодно
медленным, но ровным, постоянным.
3. С листа сыграть и спеть со словами мелодию лёгкой
детской песенки с текстом, подписанным под ней, то есть
прочесть
и
исполнить
простейший
клавир
вокального
произведения.
4.
Аккомпанировать
с
листа
педагогу,
поющему
или
играющему мелодию этой же песенки.
Дальнейшая
работа
с
мелодической
точки
зрения
трудности
не
представляет.
Для
чтения
с
листа
систематически предлагаются произведения всё более
сложной
фактуры,
с
возрастающим
количеством
ключевых знаков.
Постепенно добиваемся всё более быстрого темпа. Но
требования к исполнению долго ещё остаются теми же:
играть ровно, в таком темпе , который позволит ученику
сразу же точно выполнить все указания текста (ноты,
ритмический рисунок, штрихи, оттенки).
Только значительно позднее, когда такое чтение с листа
будет
освоено,
когда
требование
точности
станет
привычным
и
естественным,
мы
предлагаем
ученику
намеренно упростить текст в трудных местах : заменить
сложную фигурацию аккордом, октаву – одним звуком,
для того чтобы наш ещё неочень умелый исполнитель
смог сыграть пьесу в нужном темпе, ярко передать её
характер и настроение.
Используемая литература:
1. Е.М.Тимакин «Воспоминание пианиста»
методическое пособие изд. Второе.
2. «Вопросы фортепианной педагогики»
сборник статей под общей редакцией
В.Натансона выпуск 3-тий.
3. Т.Б.Юдовина – Гальперина
«За роялем без слёз».