Напоминание

Сотрудничество классного руководителя с родителями.


Автор: Захарова Жанна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Намская школа-сад"
Населённый пункт: с. Намцы, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Сотрудничество классного руководителя с родителями.
Раздел: начальное образование





Назад





Сотрудничество классного руководителя с родителями.
Педагоги, работающие с младшими школьниками, знают, какие тревожные чувства, и какое опасение может вызвать у маленького школьника начало учёбы в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у родителей учащихся. Ни для кого не секрет, что выражение «трудный ребенок» появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у педагогов и родителей. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценивать. Слово учителя – как оно важно! Ведь от того, как будет обращено к семье слово учителя, каким тоном, при каких обстоятельствах оно будет сказано, часто зависит результат. Вовремя и правильно найденное слово, желание и умение помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать хороший совет иногда гораздо больше сближают учителя с семьей и укрепляют его авторитет, чем прочитанная лекция или квалифицированная консультация. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если классный руководитель строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные вариации и неожиданные повороты. В работе с родителями нужно учитывать, что большинство родителей знают о своих обязанностях, стремятся их выполнить, но не всегда умеют сделать это правильно. Обязанность школы - помочь им в этом. Успешность деятельности классного руководителя в работе с родителями во многом зависит от его подготовленности к этой работе. Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка. Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учащихся, создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующихпринципах:
-обращение к чувству родительской любви и уважение её; -доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями; -позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности. Педагогическое взаимодействие семьи и школы осуществляется по следующим направлениям: -психолого-педагогическая диагностика; -психолого-педагогическое просвещение; -формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Семья и школаиграют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями.
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Огромное значение в работе с родителями школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями. Ведь все мы педагоги знаем, какие тревожные чувства и опасения вызывает начало обучения в школе, как у детей, так и у их родителей. Поэтому свою работу с родителями я организую по возможности схожей с той работой, которую провожу с их детьми, так как интересы и тех и других, связанные с учебно-воспитательным процессом, практически одинаковы. Хочется остановиться более подробно на некоторых формах работы с родителями, которые использую в своей практической деятельности.
С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей добиваюсь того, чтобы и дети, и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье, стараюсь заинтересовать родителей школьной жизнью, даю возможность проявлять инициативу, а также поддерживаю родителей во всех делах класса и школы. Своё сотрудничество начинаю с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей родителей. В работе с семьёй использую различные способы выявления талантов у родителей, для того, чтобы они могли выполнять поручения по своим интересам. Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание. Тематику своих же родительских собраний планирую исходя из состава класса, уровня обученности и воспитанности учащихся. Во время собрания проводилась работа по группам, где родители обсуждали различные ситуации, делились своим мнением по воспитанию детей. Дети же учились общаться, ладить друг с другом и с чужими взрослыми, имели возможность оценить своих родителей "со стороны", а родители имели возможность увидеть, какое место занимает их ребёнок в коллективе, как к нему относятся одноклассники и как он относится к ним. Первое родительское собрание является, как правило, организационным, поэтому каждый год провожу его обычно в начале сентября. На этом собрании вместе с родителями намечаем план воспитательной работы на весь год. Вместе намечаем индивидуальные линии работы. Родители отмечают, какие консультации хотели бы получить в течение года. В конце года обязательно провожу итоговое родительское собрание, на котором родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, для этого обязательно готовлю выставки лучших тетрадей, дневников, учебников, а также концерт. Уходя с этого собрания, каждый родитель забирает работы своего ребёнка, которые проводились в течение года и хранят в портфолио. Эти работы потом пригодятся нам в выпускном классе. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребенке провожу индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к таким консультациям, определяю заранее ряд вопросов, ответы на которые помогают в планировании воспитательной работы с классом, даю родителям возможность рассказать об их ребёнке всё то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивация учения; моральные ценности семьи.
Тематические консультации провожу по запросам самих родителей, если они сталкиваются с какой-либо проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Если проблема общая, выношу её на собрание, если индивидуальная, то подбираю литературу, организую встречу, даю советы к кому обратиться, у которых аналогичная ситуация уже разрешена. При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет беседа. В своей работе беседу использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем. Важной формой просвещения родителей являются конференции, которые расширяют, углубляют и закрепляют знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Конференции для родителей провожу не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовим с ребятами фотовыставки, книжные выставки по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, разрабатываю и раздаю родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей. Мною были проведены конференции: Режим дня первоклассника. Игра в жизни ребенка. Культура общения со сверстниками и взрослыми. Физическое здоровье ребенка – залог успешности учебной деятельности. Вредные привычки и как с ними бороться. Хорошей дискуссионной формой просвещения родителей являются диспуты. Проведение диспутов в школе просто необходимо, так как многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая возможности и способности своих детей. Диспуты провожу с той целью, чтобы родители могли убедиться в правоте своих методов воспитания, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя – это ежедневная связь с родителями, которую осуществляю по телефону. Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность. Главная задача воспитательной работы классного руководителя — это реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Эту форму сотрудничества считаю очень эффективной, ведь во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей для общения детей и родителей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно влияют на формирование личности. Подводя итог своего выступления, хочется отметить, что хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний
для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего школьника.


В раздел образования