Сотрудничество классного руководителя с родителями.
Автор: Захарова Жанна Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Намская школа-сад" Населённый пункт: с. Намцы, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: статья Тема: Сотрудничество классного руководителя с родителями. Раздел: начальное образование
Сотрудничество классного руководителя с родителями.
Педагоги,
работающие
с
младшими
школьниками,
знают,
какие
тревожные чувства, и какое опасение может вызвать у маленького школьника
начало учёбы в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у родителей
учащихся.
Ни
для
кого
не
секрет,
что
выражение
«трудный
ребенок»
появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности
самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького
человека
у
педагогов
и
родителей.
Родителям
необходимо
помогать
становиться
хорошими
родителями.
Роль
классного
руководителя
в
этом
процессе нельзя недооценивать.
Слово учителя – как оно важно! Ведь от того, как будет обращено к
семье слово учителя, каким тоном, при каких обстоятельствах оно будет
сказано, часто зависит результат. Вовремя и правильно найденное слово,
желание и умение помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в
трудную
минуту,
дать
хороший
совет
иногда
гораздо
больше
сближают
учителя с семьей и укрепляют его авторитет, чем прочитанная лекция или
квалифицированная консультация.
Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит
легче,
если
классный
руководитель
строит
общение
целенаправленно,
учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и
ее ход, возможные вариации и неожиданные повороты.
В работе с родителями нужно учитывать, что большинство родителей
знают о своих обязанностях, стремятся их выполнить, но не всегда умеют
сделать это правильно. Обязанность школы - помочь им в этом.
Успешность
деятельности
классного
руководителя
в
работе
с
родителями
во многом зависит от его подготовленности к этой работе.
Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления,
формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен
быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с
родителями.
Целью
этого
взаимодействия
является
забота
о
развитии
ребёнка. Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с
родителями учащихся, создать воспитывающую среду, обеспечить единство
требований школы и семьи. Этого можно добиться, осуществляя взаимную
деятельность, основанную на следующихпринципах:
-обращение к чувству родительской любви и уважение её;
-доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
-позиция
сотрудничества
в
общении
с
родителями,
уважение
их
личности
как
матери
и
отца,
их
трудовой
и
общественной
деятельности.
Педагогическое
взаимодействие
семьи
и
школы
осуществляется
по
следующим направлениям:
-психолого-педагогическая диагностика;
-психолого-педагогическое просвещение;
-формирование у родителей понимания принадлежности к школьному
образовательно-воспитательному пространству.
Семья и школаиграют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он
себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа
без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими,
сложнейшими
задачами
становления
школьника.
Суть
взаимодействия
учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в
изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями.
Есть
вечные
темы,
не
теряющие
своей
актуальности
не
только
в
педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие
семьи
и
школы.
Интерес
понятен:
ведь
семья
и
школа
–
это
два
общественных
института,
от
согласованности
действий,
которых
зависит
эффективность процесса воспитания ребёнка.
Огромное значение в работе с родителями школьников имеет заранее
продуманная
и
чётко
организованная
система
сотрудничества,
так
как
положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во
многом зависят от контактов с их родителями. Ведь все мы педагоги знаем,
какие тревожные чувства и опасения вызывает начало обучения в школе, как
у
детей,
так
и
у
их
родителей.
Поэтому
свою
работу
с
родителями
я
организую по возможности схожей с той работой, которую провожу с их
детьми, так как интересы и тех и других, связанные с учебно-воспитательным
процессом, практически одинаковы.
Хочется
остановиться
более
подробно
на
некоторых
формах
работы
с
родителями, которые использую в своей практической деятельности.
С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей
добиваюсь
того,
чтобы
и
дети,
и
родители
понимали
значение
тех
требований, которые школа предъявляет к семье, стараюсь заинтересовать
родителей
школьной
жизнью,
даю
возможность
проявлять
инициативу,
а
также
поддерживаю
родителей
во
всех
делах
класса
и
школы.
Своё
сотрудничество
начинаю
с
изучения
условий
и
микроклимата
семейного
воспитания, индивидуальных особенностей родителей. В работе с семьёй
использую различные способы выявления талантов у родителей, для того,
чтобы они могли выполнять поручения по своим интересам.
Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия
классного руководителя с родителями является родительское собрание.
Тематику своих же родительских собраний планирую исходя из состава
класса, уровня обученности и воспитанности учащихся. Во время собрания
проводилась
работа
по
группам,
где
родители
обсуждали
различные
ситуации, делились своим мнением по воспитанию детей. Дети же учились
общаться, ладить друг с другом и с чужими взрослыми, имели возможность
оценить
своих
родителей
"со
стороны",
а
родители
имели
возможность
увидеть, какое место занимает их ребёнок в коллективе, как к нему относятся
одноклассники и как он относится к ним.
Первое родительское собрание является, как правило, организационным,
поэтому
каждый
год
провожу
его
обычно
в
начале
сентября.
На
этом
собрании вместе с родителями намечаем план воспитательной работы на весь
год. Вместе намечаем индивидуальные линии работы. Родители отмечают,
какие консультации хотели бы получить в течение года.
В конце года обязательно провожу итоговое родительское собрание, на
котором родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса,
собственного
ребёнка,
для
этого
обязательно
готовлю
выставки
лучших
тетрадей, дневников, учебников, а также концерт. Уходя с этого собрания,
каждый родитель забирает работы своего ребёнка, которые проводились в
течение года и хранят в портфолио. Эти работы потом пригодятся нам в
выпускном классе.
Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о
своём
ребенке
провожу индивидуальные
консультации-собеседования
с
родителями.
Готовясь
к
таким
консультациям,
определяю
заранее
ряд
вопросов,
ответы
на
которые
помогают
в
планировании
воспитательной
работы с классом, даю родителям возможность рассказать об их ребёнке всё
то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке:
особенности здоровья ребенка;
его увлечения, интересы;
предпочтения в общении в семье;
поведенческие реакции;
особенности характера;
мотивация учения;
моральные ценности семьи.
Тематические
консультации провожу по запросам самих родителей, если
они сталкиваются с какой-либо проблемой в воспитании ребенка, которую
самостоятельно
решить
не
могут.
Если
проблема
общая,
выношу
её
на
собрание, если индивидуальная, то подбираю литературу, организую встречу,
даю
советы
к
кому
обратиться,
у
которых
аналогичная
ситуация
уже
разрешена.
При
сотрудничестве
классного
руководителя
с
семьёй
большое
воспитательное значение имеет беседа. В своей работе беседу использую в
целях
предупреждения
конфликтных
ситуаций,
для
налаживания
взаимоотношений между родителями, детьми и учителем.
Важной формой просвещения родителей являются конференции, которые
расширяют, углубляют и закрепляют знания родителей о воспитании детей по
какой-то
узкой
тематике.
Конференции
для
родителей
провожу
не
более
одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К
конференциям готовим с ребятами фотовыставки, книжные выставки по теме
конференции,
выставки
работ
учащихся,
музыкальные
программы,
разрабатываю
и
раздаю
родителям
рекомендации
по
теме
конференции,
которые родители смогут использовать в воспитании своих детей. Мною
были проведены конференции:
Режим дня первоклассника.
Игра в жизни ребенка.
Культура общения со сверстниками и взрослыми.
Физическое здоровье ребенка – залог успешности учебной деятельности.
Вредные привычки и как с ними бороться.
Хорошей
дискуссионной
формой
просвещения
родителей
являются
диспуты. Проведение диспутов в школе просто необходимо, так как многие
родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по
многим
вопросам
воспитания
детей,
не
учитывая
возможности
и
способности своих детей. Диспуты провожу с той целью, чтобы родители
могли убедиться в правоте своих методов воспитания, задуматься над тем,
что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так
Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя –
это ежедневная связь с родителями, которую осуществляю по телефону.
Процесс
взаимодействия
семьи
и
школы
должен
быть
направлен
на
активное
включение
родителей
в
учебно-воспитательный
процесс,
во
внеурочную деятельность. Главная задача воспитательной работы классного
руководителя — это реализация планов по организации совместных дел
родителей и детей. Эту форму сотрудничества считаю очень эффективной,
ведь
во
время
подготовки
к
различным
мероприятиям
возникает
много
возможностей для общения детей и родителей. Общие дела и интересы
сплачивают
детей
и
родителей,
положительно
влияют
на
формирование
личности.
Подводя
итог
своего
выступления,
хочется
отметить,
что
хорошо
налаженное
и
организованное
взаимодействие
семьи
и
школы
даёт
возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний
для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также
формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами,
которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего
школьника.