Напоминание

Три склонения имён существительных.


Автор: Дымбрылова Туяна Жимбаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Будуланская СОШ"
Населённый пункт: с.Будулан, Агинский район,Забайкальский край
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Три склонения имён существительных.
Раздел: начальное образование





Назад





Урок русского языка в 3 классе.
Тема:

«Три склонения имен существительных». Цель:научить определять склонения имён существительных.
Задачи:

1.
Образовательная: создать условия для «открытия» учащимися наличия у существительных трёх склонений; формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
2.
Воспитывающая: воспитывать аккуратность, самостоятельность, ответственность, позитивное отношение к учёбе, дружелюбные отношения друг к другу и умения работать в коллективе
3.
Развивающая: развивать орфографическую зоркость; способствовать формированию универсальных учебных действий: Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка; Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные УУД: умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно- следственных связей. Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя, ученика; адекватно оценивать себя, формулировать собственное мнение. Ожидаемые результаты: научить определять тип склонения имён существительных. Тип урока - урок постановки учебной задачи. Основные методы - частично-поисковый, наглядный, самостоятельная работа, здоровьесберегающая технология. Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, дифференцированная работа, фронтальная. Средства обучения - учебник, презентация. Оборудование: Доска, карточки с разноуровневыми заданиями, презентация со слайдами, экран, ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК тетрадь.

№ Этап урока

Цели урока на дан-

ном этапе

Ход урока

Деятельность учителя

Учебная деятель-

ность учеников

Формирование УУД

1

Вводно-моти-

вационный

этап

-Орг. момент.
Создать условия, способствующие оп- тимальной включен- ности в работу, моти- вировать к учебной деятельности. -Друг на друга посмотрели, Повернулись, подтянулись И друг другу улыбнулись. - Откройте тетради, запишите число 21 января, классная рабо- та. Настрой на учебную дея- тельность. Запись в тетради числа, классная работа.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя
-Работа над

каллиграфи-

ей
Отработать навык правильного калли- графического письма. - Сегодня мы будем отрабаты- вать соединения с буквой
р: ер

ор оро

город дорога сердце
1.Анализ элементов буквы. 2. Анализ соединений. 3. Показ учителем. 4. Чтение и запись слов. - Указать орфограммы в данных словах на доске ( карточки орфо- грамм ). - Назвать общие признаки слов. - Чем различны слова? Списывание образца с доски. Сравнивают слова, выде- ляют орфограммы, опре- деляют вид орфограмм (имена сущ. ед.ч. И.п.) (м.р., ж.р., ср.р.)
Регулятивные УУД:
умение осуществлять действия по об- разцу
Познавательные УУД
: анализ, выбор основания для сравне- ния, классификация объектов; преобразовывать информацию из од- ной формы в другую ( в символ). Актуализация имеющих зна- ний. Письмо по па- мяти. Умение соотносить части пословиц, ви- деть орфограммы, определять падеж су- ществительных
Собрать пословицы.
Назвать орфограммы. -сердце матери -лучше сладкой лжи -горькая правда -лучше солнца греет Записать по памяти одну посло- вицу, указать падеж сущ-х. Составляют пословицы, объясняют их смысл, на- ходят орфограммы. Запись по памяти. указы- вают падеж сущ.
Взаимопроверка.

Познавательные УУД
: умение строить устные высказыва- ния ; анализ объектов с целью установле- ния смысла пословиц.
Коммуникативные УУД:
умение работать в паре, проверять ра- боту соседа.
Регулятивные УУД:
умение запоминать, видеть ошибку.
2.
Операционно-

содержатель-

ный этап
Введение но- вого материа- ла, постанов- ка проблемы, поиск ее реше- ния выход из проблемной ситуации. Выбор способов действия, разрешения проблемной ситуации (на слайде слова)
Конь, вода, Юра, земля, дочь,

море, дядя, стол, окно, степь.
- Прочитайте слова, найдите об- щее. - Разделите существительные на группы, ориентируясь на указа- ния: - Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я. - Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я. - Прочитайте оставшиеся суще- ствительные мужского рода. - Выделите в них окончания. - Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания. - Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов? - По каким признакам мы сгруп- пировали существительные? - Какова тема и цель сегодняш- него урока? Тема:

«Три склонения имен существительных». Цель:научить определять склонения имён существительных. Версии учащихся. Дети формируют тему и цель урока. Исследовательская рабо- та, использование алго- ритма для решения проблемы. (Существительные в единственном числе, в именительном падеже) (Вода, земля) (Юра, дядя) (Стол, конь) (Окно, море) (Существительные степь, дочь женского рода с мяг- ким знаком на конце)
(По роду и окончанию)

- С помощью рода и

окончания существи-

тельного мы можем

определить его склоне-

ние. Существительные

бывают первого, второ-

го и третьего склонения.

Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно готовность к преодолению трудно- стей; умение формулировать тему и цель урока
Познавательные УУД
: формулирование проблемы.
Познавательные УУД
: самостоятельное создание способов решения проблем, творческого и по- искового характера; поиск и выделение необходимой ин- формации, создание алгоритмов дея- тельности при решении проблемы; установление причинно- следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение с помощью вопросов получать необходимые сведения; умение слу- шать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог.
Личностные УУД:
готовность открыто выражать свою позицию
- Сделайте вывод, какие суще- ствительные относятся к перво- му склонению, ко второму скло- нению и к третьему склонению.
Вывод:
К первому скло- нению относятся суще- ствительные женского и мужского рода с оконча- ниями - а, - я в имени- тельном падеже. Ко второму склонению относятся существи- тельные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончани- ями - о, -е в именитель- ном падеже. К третьему склонению относятся существи- тельные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.
Физминутка

(релаксация)
Снизить нервно-пси- хическую нагрузку, усталость глаз. Слайд 8 Организация отдыха с музы- кой. Выполнение упражнений для глаз
Составление

алгоритма

действий при

определении

склонения

имени суще-

ствительного.
Отработка умения определять склонение существительных, разбирать существи- тельное как части речи. - Как определить склонение имени существительного в име- нительном падеже? Алгоритм действий при опреде- лении склонения имени суще- ствительного Образец рассуждения - табли- ца. Тетрадь - она, моя - существи- тельное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существи- тельное тетрадь третьего склонения. Чтобы определить скло- нение имени существи- тельного, нужно: Определить род. Выделить окончание су- ществительного в имени- тельном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определить склонение.
Познавательные УУД
: выбор наиболее эффективных способов, умение структурировать знания.
Регулятивные УУД:
умение составлять алгоритм и после- довательность действий; готовность к преодолению трудностей.
Личностные УУД:
осознание смысла учения и личной ответственности за будущий ре- зультат.

Первичное за-

крепление.
Воспроизведе- ние изученного материала. ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК Тренировать способ- ность к самоконтро- лю. Задания для закрепле- ния материала Упражнение в определении склонения имен существитель- ных. Определите склонение следую- щих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, това- рищ, книга, письмо. Дети пишут в тетрадях. Работа на компьютере.
Познавательные УУД
: формирование умений работать с ин- формацией.
Коммуникативные УУД:
контроль и оценка процесса выполне- ния работы, рефлексия своих дей- ствий.
3

Рефлексивно-

оценочный

этап

Разноуровне-

вая самостоя-

тельная рабо-

та.
Умение применить полученные знания на практике. Организация самосто- ятельной работы уча- щихся (раздаточный материал). - Теперь проверим, как каждый ученик усвоил материал. Прочи- тайте задания на карточках. Взаимопроверка. 1. Запиши слова в 3 столбика: Мать, болото, беседка, альбом, кастрюля, ладонь 1 склонение 2. Над словами напишите тип (1,2,3) склонения: Сторож, фабрика, снег, игра, дверь, мороз, мебель 3. От данных слов образуйте существительные в единственном числе и определите склонение: Песни – ночи - Края - читатели - Руки - медали –
Регулятивные УУД:
формирование способности прини- мать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; контроль сво- ей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД
: способность к осознанию и усвоению содержания.
Домашнее за-

дание
Обсудить и записать домашнее задание Запись д/з в дневник.
По выбору:

Регулятивные УУД:
составление плана и определение по- следовательности действий

упр. 20 или упр. 22,

СТР:14



Конь вода


Юра земля

дочь море



дядя стол




окно степь

1

СКЛОНЕНИЕ


2

СКЛОНЕНИЕ

3

СКЛОНЕНИЕ


В раздел образования