Развитие музыкально-эстетической культуры дошкольников в процессе освоения фольклорного наследия.
Автор: Хорошилова Александра Николаевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: АУ ВО "ОЦРДП Парус надежды"" Населённый пункт: г. Воронеж Наименование материала: статья Тема: Развитие музыкально-эстетической культуры дошкольников в процессе освоения фольклорного наследия. Раздел: дополнительное образование
Развитие музыкально-эстетической культуры дошкольников
в процессе освоения фольклорного наследия.
Эстетическая культура является и одной из основных составляющих
общей
культуры
социума
и,
одновременно,
атрибутом
каждой
из
этих
составляющих.
Эстетическая
культура
–
инструмент
не
только
конструирования и совершенствования личности, но и регулятор отношений
индивида с миром, гармонизации всей системы общественных отношений. В
силу отмеченной специфики эстетическая культура выступает в качестве
своеобразного
связующего
звена,
цементирующего
все
звенья
культуры
общества, а, следовательно, и эффективного инструмента реализации всех его
творческих потенций. Составной частью эстетической культуры выступает
музыкально-эстетическая культура личности.
В
современном
обществе
есть
две
ярко
выраженные
тенденции,
порожденные противоречивыми процессами глобализации и регионализации: с
одной стороны — преобладание унификации мировых культур, с другой —
возрастающий
интерес
к
национальным
культурам.
Народная
мудрость,
аккумулированная в многовековой памяти национальной культуры, указывает
современному подростку пути духовного и физического совершенствования,
способствует достижению единства внутреннего и внешнего, гармонии с миром
и самим собой. В народной музыке отображены особенности национального
мировоззрения и характера, заложен национальный идеал человека, а также
культурные традиции народа. В последнее время утрачивается естественный
процесс постижения народной музыки путем передачи ее через поколения.
Поэтому возрождение народной
музыки,
использование
ее
эстетического
потенциала
осуществляется
в настоящее время в основном через школы и
студии, особенно в условиях городской среды. Особую роль в этом процессе
призваны сыграть детские фольклорные ансамбли.
Структура
музыкально-эстетической
культуры
в современных
научных и методических работах представлена весьма разнообразно, в ней
можно
выделить
множество
компонентов,
параметров
музыкального
развития,
таких
как
уровень
певческого
развития,
навыки
восприятия
классической и современной музыки, уровень творческой активности и т.д. В
обобщенном виде структуру
музыкально-эстетической культуры
можно
представить как двусоставную систему, включающую в себя:
музыкально-эстетическую деятельность
к а к
п р о я в л е н и е
человеческой
активности
в
сфере
духовно-практического
овладения ценностями музыкальной культуры;
музыкально-эстетическое сознание как
способ
отношения
к
музыке «со знанием и пониманием», это внутренний идеальный
план
музыкальной
деятельности,
совокупность
социально-
психологических процессов, происходящих в человеческом мозге,
с
помощью
которых
происходит
освоение
музыкальных
ценностей и музыкальное творчество.
В
концепции
Р.А.
Тельчаровой
система
музыкально-эстетической
культуры личности предстает как мера эстетического освоения музыкальной
культуры
общества
и
личностной
творческой
самоотдачи.
В
структуре
музыкально-эстетической культуры личности выделяются компоненты как:
наличие и развитость музыкальных задатков и способностей;
системность и глубина музыкальных знаний;
музыкально-эстетическая активность, проявляющаяся в умениях,
навыках,
как
необходимых
составляющих
музыкально-
педагогического творчества;
развитость эмоционально-оценочного отношения (оценки, вкусы,
идеалы,
взгляды)
и
образного
мышления,
позволяющего
ориентироваться в многообразии музыкальных ценностей.
Все эти компоненты развиваются при освоении русского музыкального
фольклора.
Формирование
национальной
духовной
и
эстетической
культуры
невозможно
без
освоения
народных
музыкальных
традиций.
В
народной
музыке
отражены
национальные
традиции,
мировоззрение,
эстетические
идеалы народа в художественной форме. Воздействовать на эстетические
мнения, взгляды, убеждения личности можно через восприятие народной
музыки
и
изучение
народных
музыкальных
традиций.
Педагогическая
ценность народной музыки заключается в том, что в традициях народной
музыки в ценностном, содержательном плане аккумулируется система норм,
обычаев и мировоззренческих установок, составляющих наиболее значимую
часть
«классического»
наследия
данного
народа.
Включение
народной
музыки и ее традиций в современный культурный мир и живой обиход,
повышает
роль
музыкального
фольклора
в
новых
обстоятельствах,
когда
общество
и
человек
сталкиваются
с
неизбежной
перспективой
многовариантности во всех планах: собственно культурном, политическом,
социальном,
экономическом,
этнонациональном,
религиозном.
Изучение
традиций народной музыки поможет разобраться не только в жанровых,
стилистических
особенностях
народной
и
современной
музыки,
но
и
в
мировоззрении
народа,
в
его
обычаях,
ритуалах,
в
ценностях
и
идеалах
народной культуры.
Ярким
примером
такой
работы
может
служить
деятельность
фольклорного ансамбля «Субботея» АУ ВО «Областной центр реабилитации
детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Воронеж. Ансамбль
известен не только в Воронеже, но и в других городах России, а также на
Международном
уровне.
Главной
особенностью
и
гордостью
ансамбля
«Субботея»
является
реализация
идеи
инклюзивного
образования.
Ансамблевая работа дает возможность объединять в коллективе участников
не
только
разных
возрастов
и
уровней
подготовленности,
т.е.
как
начинающих,
так
и
хорошо
владеющих
репертуаром,
так
и
детей
с
различными образовательными потребностями [3].
Репертуарная
основа
ансамбля
–
русское
фольклорное
наследие.
Народная
музыка,
педагогическая
ценность
которой
неоспорима
аккумулирует
систему
норм,
обычаев
и
мировоззренческих
установок,
составляющих наиболее значимую часть «классического» наследия народа.
Народная музыка играет большую роль сегодня, когда общество и человек
сталкиваются
с
неизбежной
перспективой
многовариантности
во
всех
планах:
культурном,
политическом,
социальном,
экономическом,
этнонациональном,
религиозном.
В
контексте
инклюзивного
образования
развивающая
творческая
среда
на
основе
народного
творчества
поможет
ребенку с особыми образовательными потребностями осознать обычаи и
ритуалы, впитать ценности и идеалы народной культуры и быстрее войти в
активное социокультурное пространство.
Русский
народ
издревле
занимался
совместным
музицированием
независимо от способностей и уровня владения инструментом или голосом.
К
сожалению,
процесс
естественного
освоения
фольклорной
музыки
традиционным путем - передачей её от поколения к поколению в последние
десятилетия ослабевает, поэтому особую роль в сохранении фольклорного
наследия призваны сыграть детские фольклорные ансамбли [1].
Как известно, ведущая деятельность дошкольника – игра, а сюжет
каждой русской народной песни столь ярок и лаконичен, что на его основе
легко создается театрализация, двигательная или музыкальная импровизация.
Показывая веселых кузнецов («Во кузнице»), «Ваню с подружками» («Как на
тоненький ледок»), муху, комара и стрекозу («Как у наших у ворот») или
других персонажей русских народных песен, дети отражают человеческие
взаимоотношения,
нормы
поведения,
импровизируют,
фантазируют,
сочиняют и творчески перерабатывают свой жизненный опыт.
У
юных
участников
ансамбля
«Субботея»
младшего
школьного
возраста формируется высокая самооценка, т. к. впечатления от выступлений,
особенно
успешных,
в
этом
возрасте
воспринимаются
особенно
ярко,
а
желание
достичь
более
высокого
уровня
своих
умений
на
репетициях
ансамбля развивает у детей мотивацию к учебной деятельности.
Дети подросткового возраста в связи с их возрастными изменениями
особенно восприимчивы к ансамблевой работе. Ансамбль – это та форма
работы,
которая
максимально
способствует
удовлетворению
одной
из
важнейших потребностей подросткового возраста, потребности в общении.
Ансамбль и музыкальное искусство вообще становится для подростка маяком
на
пути
нравственного
и
духовного
совершенствования,
способствуют
обретению гармонии с миром, с обществом, и, в конечном счете, с самим
собой. Песенный репертуар способствует регуляции психоэмоционального
фона подростков - дети сопереживают героям музыкальных произведений,
передают
личное
эмоциональное
отношение
к
происходящим
в
песне
событиям. Исполнение песен-шуток «Я на горку шла», «Комарочек» всегда
поднимает у детей настроение, а песни «Во поле береза стояла», «Ты воспой
в саду, соловейка» настраивает детей на лирический лад и размышление.
Участники ансамбля старшего возраста передают усвоенное малышам,
заботятся о них; переходя постепенно от наблюдения к действиям, дети
младшего
возраста
осваивают
все
более
сложный
материал,
стремясь
подражать
старшим.
Таким
образом,
принцип
«сквозного
воспитания»
естественным путем решает задачи не только музыкального развития, но и
воспитания толерантности и духовно - нравственного совершенствования
личности.
Образовательная
программа
фольклорного
ансамбля
«Субботея»
,
рассчитанная на широкий возрастной состав исполнителей и отвечающая
высоким
образовательным
потребностям
воспитанников,
основана
на
принципе концентрического построения материала. Взятый из самой жизни
он отражает ход народного календаря, цикличность обрядовых песен, танцев,
закличек передаваемых из года в год, из поколения в поколение.
Ведущие понятия, факты, виды деятельности, репертуар повторяются
детьми из года в год. После их элементарного изучения, по мере взросления
детей, обогащения музыкальным опытом к ним возвращаются уже на более
высоком
уровне.
Детям
предоставляется
возможность
изучать
и
воспроизводить музыкальный репертуар, постепенно усложняя его, повышая
качество исполнения, меняя роли (участие в театрализации, исполнитель на
музыкальном инструменте, вокалист, танцор). Особенность такого подхода
обусловлена
еще
и
тем,
что
певческие
умения
и
навыки
формируются
постепенно
—
на
основе
расширения
и
углубления
круга
знаний,
познавательного
и
творческого
опыта.
Процесс
работы
над
песней
идет
непрерывно, а не путем эпизодических, часто с перерывом, возвращений к
тем или иным разделам программы [3].
Таким
образом,
ансамбль
«Субботея»,
придерживаясь
в
своей
репертуарной
политике
русского
фольклорного
наследия,
в
доступной
и
увлекательной форме позволяет детям разных возрастов и образовательных
потребностей приобщиться к истокам русской народной культуры, получить
полноценные
знания
по
песенному
народному
творчеству,
раскрыть
индивидуальные творческие способности, вырасти духовно, нравственно и
умственно, войти в группу единомышленников.
Нами
была
разработана
подробная
программа
по
освоению
фольклорного наследия, а также подробные методические рекомендации для
каждого
года
обучения,
которые
способствуют
эффективному
развитию
музыкально-эстетической
культуры
участников
ансамбля
при
освоении
фольклорного наследия.
Список литературы
1.
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. - Ростов на
Дону: Феникс, 2002. – 288 с.
2.
Педагогическое
образование.
Музыкальное
воспитание
детей
с
проблемами
в
развитии
и
коррекционная
ритмика:
пособие
для
студентов образовательных учреждений среднего профессионального
образования /под ред. Е.А.Медведевой. – М.: Academa, 2002. – 224 с.
3.
Хорошилова А.Н. Образовательная программа фольклорного ансамбля
«Субботея»
/
А.Н.
Хорошилова
//
Дом
детства
и
юношества
–
(ddiu-vrnimages/forum/001/46.doc)