Напоминание

Развитие музыкально-эстетической культуры дошкольников в процессе освоения фольклорного наследия.


Автор: Хорошилова Александра Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: АУ ВО "ОЦРДП Парус надежды""
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Развитие музыкально-эстетической культуры дошкольников в процессе освоения фольклорного наследия.
Раздел: дополнительное образование





Назад





Развитие музыкально-эстетической культуры дошкольников

в процессе освоения фольклорного наследия.
Эстетическая культура является и одной из основных составляющих общей культуры социума и, одновременно, атрибутом каждой из этих составляющих. Эстетическая культура – инструмент не только конструирования и совершенствования личности, но и регулятор отношений индивида с миром, гармонизации всей системы общественных отношений. В силу отмеченной специфики эстетическая культура выступает в качестве своеобразного связующего звена, цементирующего все звенья культуры общества, а, следовательно, и эффективного инструмента реализации всех его творческих потенций. Составной частью эстетической культуры выступает музыкально-эстетическая культура личности. В современном обществе есть две ярко выраженные тенденции, порожденные противоречивыми процессами глобализации и регионализации: с одной стороны — преобладание унификации мировых культур, с другой — возрастающий интерес к национальным культурам. Народная мудрость, аккумулированная в многовековой памяти национальной культуры, указывает современному подростку пути духовного и физического совершенствования, способствует достижению единства внутреннего и внешнего, гармонии с миром и самим собой. В народной музыке отображены особенности национального мировоззрения и характера, заложен национальный идеал человека, а также культурные традиции народа. В последнее время утрачивается естественный процесс постижения народной музыки путем передачи ее через поколения. Поэтому возрождение народной музыки, использование ее эстетического потенциала осуществляется в настоящее время в основном через школы и студии, особенно в условиях городской среды. Особую роль в этом процессе призваны сыграть детские фольклорные ансамбли. Структура музыкально-эстетической культуры в современных научных и методических работах представлена весьма разнообразно, в ней можно выделить множество компонентов, параметров музыкального
развития, таких как уровень певческого развития, навыки восприятия классической и современной музыки, уровень творческой активности и т.д. В обобщенном виде структуру музыкально-эстетической культуры можно представить как двусоставную систему, включающую в себя:  музыкально-эстетическую
деятельность
к а к п р о я в л е н и е человеческой активности в сфере духовно-практического овладения ценностями музыкальной культуры;  музыкально-эстетическое
сознание
как способ отношения к музыке «со знанием и пониманием», это внутренний идеальный план музыкальной деятельности, совокупность социально- психологических процессов, происходящих в человеческом мозге, с помощью которых происходит освоение музыкальных ценностей и музыкальное творчество. В концепции Р.А. Тельчаровой система музыкально-эстетической культуры личности предстает как мера эстетического освоения музыкальной культуры общества и личностной творческой самоотдачи. В структуре музыкально-эстетической культуры личности выделяются компоненты как:  наличие и развитость музыкальных задатков и способностей;  системность и глубина музыкальных знаний;  музыкально-эстетическая активность, проявляющаяся в умениях, навыках, как необходимых составляющих музыкально- педагогического творчества;  развитость эмоционально-оценочного отношения (оценки, вкусы, идеалы, взгляды) и образного мышления, позволяющего ориентироваться в многообразии музыкальных ценностей. Все эти компоненты развиваются при освоении русского музыкального фольклора. Формирование национальной духовной и эстетической культуры невозможно без освоения народных музыкальных традиций. В народной музыке отражены национальные традиции, мировоззрение, эстетические
идеалы народа в художественной форме. Воздействовать на эстетические мнения, взгляды, убеждения личности можно через восприятие народной музыки и изучение народных музыкальных традиций. Педагогическая ценность народной музыки заключается в том, что в традициях народной музыки в ценностном, содержательном плане аккумулируется система норм, обычаев и мировоззренческих установок, составляющих наиболее значимую часть «классического» наследия данного народа. Включение народной музыки и ее традиций в современный культурный мир и живой обиход, повышает роль музыкального фольклора в новых обстоятельствах, когда общество и человек сталкиваются с неизбежной перспективой многовариантности во всех планах: собственно культурном, политическом, социальном, экономическом, этнонациональном, религиозном. Изучение традиций народной музыки поможет разобраться не только в жанровых, стилистических особенностях народной и современной музыки, но и в мировоззрении народа, в его обычаях, ритуалах, в ценностях и идеалах народной культуры. Ярким примером такой работы может служить деятельность фольклорного ансамбля «Субботея» АУ ВО «Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Воронеж. Ансамбль известен не только в Воронеже, но и в других городах России, а также на Международном уровне. Главной особенностью и гордостью ансамбля «Субботея» является реализация идеи инклюзивного образования. Ансамблевая работа дает возможность объединять в коллективе участников не только разных возрастов и уровней подготовленности, т.е. как начинающих, так и хорошо владеющих репертуаром, так и детей с различными образовательными потребностями [3]. Репертуарная основа ансамбля – русское фольклорное наследие. Народная музыка, педагогическая ценность которой неоспорима аккумулирует систему норм, обычаев и мировоззренческих установок,
составляющих наиболее значимую часть «классического» наследия народа. Народная музыка играет большую роль сегодня, когда общество и человек сталкиваются с неизбежной перспективой многовариантности во всех планах: культурном, политическом, социальном, экономическом, этнонациональном, религиозном. В контексте инклюзивного образования развивающая творческая среда на основе народного творчества поможет ребенку с особыми образовательными потребностями осознать обычаи и ритуалы, впитать ценности и идеалы народной культуры и быстрее войти в активное социокультурное пространство. Русский народ издревле занимался совместным музицированием независимо от способностей и уровня владения инструментом или голосом. К сожалению, процесс естественного освоения фольклорной музыки традиционным путем - передачей её от поколения к поколению в последние десятилетия ослабевает, поэтому особую роль в сохранении фольклорного наследия призваны сыграть детские фольклорные ансамбли [1]. Как известно, ведущая деятельность дошкольника – игра, а сюжет каждой русской народной песни столь ярок и лаконичен, что на его основе легко создается театрализация, двигательная или музыкальная импровизация. Показывая веселых кузнецов («Во кузнице»), «Ваню с подружками» («Как на тоненький ледок»), муху, комара и стрекозу («Как у наших у ворот») или других персонажей русских народных песен, дети отражают человеческие взаимоотношения, нормы поведения, импровизируют, фантазируют, сочиняют и творчески перерабатывают свой жизненный опыт. У юных участников ансамбля «Субботея» младшего школьного возраста формируется высокая самооценка, т. к. впечатления от выступлений, особенно успешных, в этом возрасте воспринимаются особенно ярко, а желание достичь более высокого уровня своих умений на репетициях ансамбля развивает у детей мотивацию к учебной деятельности.
Дети подросткового возраста в связи с их возрастными изменениями особенно восприимчивы к ансамблевой работе. Ансамбль – это та форма работы, которая максимально способствует удовлетворению одной из важнейших потребностей подросткового возраста, потребности в общении. Ансамбль и музыкальное искусство вообще становится для подростка маяком на пути нравственного и духовного совершенствования, способствуют обретению гармонии с миром, с обществом, и, в конечном счете, с самим собой. Песенный репертуар способствует регуляции психоэмоционального фона подростков - дети сопереживают героям музыкальных произведений, передают личное эмоциональное отношение к происходящим в песне событиям. Исполнение песен-шуток «Я на горку шла», «Комарочек» всегда поднимает у детей настроение, а песни «Во поле береза стояла», «Ты воспой в саду, соловейка» настраивает детей на лирический лад и размышление. Участники ансамбля старшего возраста передают усвоенное малышам, заботятся о них; переходя постепенно от наблюдения к действиям, дети младшего возраста осваивают все более сложный материал, стремясь подражать старшим. Таким образом, принцип «сквозного воспитания» естественным путем решает задачи не только музыкального развития, но и воспитания толерантности и духовно - нравственного совершенствования личности. Образовательная программа фольклорного ансамбля «Субботея» , рассчитанная на широкий возрастной состав исполнителей и отвечающая высоким образовательным потребностям воспитанников, основана на принципе концентрического построения материала. Взятый из самой жизни он отражает ход народного календаря, цикличность обрядовых песен, танцев, закличек передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Ведущие понятия, факты, виды деятельности, репертуар повторяются детьми из года в год. После их элементарного изучения, по мере взросления детей, обогащения музыкальным опытом к ним возвращаются уже на более высоком уровне. Детям предоставляется возможность изучать и
воспроизводить музыкальный репертуар, постепенно усложняя его, повышая качество исполнения, меняя роли (участие в театрализации, исполнитель на музыкальном инструменте, вокалист, танцор). Особенность такого подхода обусловлена еще и тем, что певческие умения и навыки формируются постепенно — на основе расширения и углубления круга знаний, познавательного и творческого опыта. Процесс работы над песней идет непрерывно, а не путем эпизодических, часто с перерывом, возвращений к тем или иным разделам программы [3]. Таким образом, ансамбль «Субботея», придерживаясь в своей репертуарной политике русского фольклорного наследия, в доступной и увлекательной форме позволяет детям разных возрастов и образовательных потребностей приобщиться к истокам русской народной культуры, получить полноценные знания по песенному народному творчеству, раскрыть индивидуальные творческие способности, вырасти духовно, нравственно и умственно, войти в группу единомышленников. Нами была разработана подробная программа по освоению фольклорного наследия, а также подробные методические рекомендации для каждого года обучения, которые способствуют эффективному развитию музыкально-эстетической культуры участников ансамбля при освоении фольклорного наследия.

Список литературы
1. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. - Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 288 с. 2. Педагогическое образование. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования /под ред. Е.А.Медведевой. – М.: Academa, 2002. – 224 с. 3. Хорошилова А.Н. Образовательная программа фольклорного ансамбля «Субботея» / А.Н. Хорошилова // Дом детства и юношества – (ddiu-vrnimages/forum/001/46.doc)


В раздел образования