Напоминание

Проектно-исследовательская деятельность учащихся в условиях внедрения ФГОС


Автор: Сафина Алсу Шарифзяновна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3 с татарским языком обучения"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: Проектно-исследовательская деятельность учащихся в условиях внедрения ФГОС
Раздел: дополнительное образование





Назад




Эссе
В гостях у защитников почвы
Здравствуйте! Давайте, познакомимся. Зовут меня просто, Листик. А Вас? Да-да, я понял, вы ЗАЩИТНИКИ ПОЧВЫ. Приятно познакомиться. Пришел я к вам в гости из парка Петрова. Знаете ли вы о таком парке? Конечно, знаете. Как же я не мог догадаться об этом сразу. Я очень рад за вас. Парк Петрова находится на самом красивом месте Кировского района города Казани. Я – любимый сын Матушки-березы. Родился именно тогда, когда просыпаются от зимней спячки звери, когда остаются позади короткие мрачные зимние дни. Ярче и веселее становятся солнечные золотые лучи. Оживают муравьиные колонии. Это время года известно всем. Это весна! Прекрасен приход весны и в городе, когда исчезают грязные сугробы, и потоки темной воды уносят прочь их жалкие останки, которые впитываются в почву. Они всю зиму накопили вещества, загрязняющие почву. Сначала я сидел внутри ярко-зеленой березовой почки. Затем она раскрылась. Появился я – маленький листочек, похожий на сердечко. Но когда я еще находился внутри почки, почувствовал, как бьется сердце матери. Это так стремительно бегал сок березовый. Он такой вкусный и полезный. Ведь моя матушка извлекает ее из почвы при помощи своих корней. Однажды я услышал голоса людей, которые тоже хотели угоститься этим вкусным напитком. Они сильно стучали по стволу. Больно было матушке. После этого приход напитка становился все меньше и меньше, и матушка загрустила. Приход весны – это первые пикники на природе. Люди любят проводить свободное время в парках и скверах. А что остается после отдыха? Конечно, мусор. Однако многим трудно понять то, что все на свете, даже мусор, имеет свое место в окружающей среде. Вот такой я наблюдательный, любознательный, в то же время чувствительный и ранимый. Однажды прошел странный дождь, кислый на вкус. После такого дождя становится неприятно, чувствуется жжение, на теле остаются желтые пятна. На поверхность почвы вылезают дождевые черви. Они тоже недовольно глядят на небо, сморщиваются. Как и каждой шалунишке, сидеть на месте не хочется. И я решил попутешествовать, узнать много интересного. Пустился в свободный полет. Действительно, интересно. Ветер прогоняет то туда, то сюда. Много всего я видел на своем пути. По городу развешены большие надписи, призывающие не засорять окружающую среду, такие как «У мусора есть дом», «Подбрось до урны». Они видны издалека. Однако многие люди либо не умеют читать, либо плохо видят…
Пора спуститься на землю, подумал я. Там, наверно, тоже интересно. Спустился и решил отдохнуть. Здесь также кипит жизнь. Бегают трудолюбивые муравьи, чей-то усик торчит как антенна из-под пакета молока. Вдруг снизу почувствовал толчок. Показалась голова. Это был дождевой червь. Я стал его расспрашивать. Он оказался малословным. Давай, говорит, я тебя возьму с собой, в свою нору. Я согласился. Там, конечно, было темно. Но моя чувствительность мне помогла, и червь оказался опытным экскурсоводом. В туннелях дышится хорошо, особенно корням растений. Червь остановился, говорит, дальше невозможно пробраться, придется повернуть. Он это объяснил тем, что по пути преграда – мусорный пакет. Его- то он точно не сможет пройти. И таких встреч бывает часто. Попадаются то пакет, то бутылка, то консервная банка, из которых тяжело выбраться, а то и можно остаться внутри, и погибнуть. Пластиковые отходы лежат в почве очень долго. Для их разрушения необходимо около 1000 лет! В ответ на вопрос: «Какие у почвы есть еще враги?» червь ответил: «Это тяжелые металлы, радиация, отходы животноводства, патогенные организмы, нефтепродукты, пестициды и химические удобрения». Через некоторое время я начал чернеть. На мне щекотно ползали микроорганизмы. Мой экскурсовод мне объяснил, что опавшие листья – еда для микроорганизмов. Без листового покрытия корни деревьев вымерзают. Уходят дождевые черви, которые рыхлят землю, давая корням возможность дышать. Это питание для дождевых червей и для растений. «И ты меня съешь? А растения как могут питаться листьями?» – спросил я. «Да, опавшие листья очень вкусные, они являются удобрением для растений. Черви, питаясь листьями, переваривают их. Таким образом, листья перегнивают, образуя перегной или гумус, повышающий плодородие почвы. А плодородная и разрыхленная дождевыми червями почва помогает расти растениям», – ответил червь. Значит, опавшие листья нужны природе. Если их убирать с парков и скверов, обедняется почва и растениям не хватит еды. Поэтому их можно собрать, и оставить перегнивать около деревьев. Тогда и деревья, и обитатели почвы скажут людям «Спасибо!» Мне стало очень грустно, но не больно. Я почувствовал, что превращаюсь в минеральные соли, которыми сам же питался в детстве. Мне Матушка-береза рассказывала, что в природе постоянно происходит круговорот веществ. Это значит, что я каждой весной буду появляться на свет красивым и пушистым Листиком. Это так здорово! Было бы замечательно, если б почва – кладовая природы не загрязнялась, и люди начали относиться к ней бережнее.


В раздел образования