Автор: Дмитриева Юлия Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Старобелокурихинская СОШ Населённый пункт: село Старобелокуриха, Алтайский район, Алтайский край Наименование материала: конспект Тема: игры разных народов мира Раздел: начальное образование
Цель урока: научить и закрепить умения учащихся о способах действия при выборе
правильного написания -ться и –тся в глаголах.
Задачи:
Отработать способ действия при выборе написания -ться и -тся , вести работу по
предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной
орфограммы.
Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять,
анализировать, развивать орфографическую зоркость.
Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному
творчеству.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА
1 .Организация урока ( Слайд 1)
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Прочитайте стихотворение.
Читают подготовленные дети
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Доброе утро продлится
до вечера!
–. Запишите сегодняшнюю дату, классная работа.
– По данному приветствию определите тему урока. ( Слайд 2)
2. Целеполагание. ( Слайд 3 )
-Ребята, определите цель нашего урока. (Научиться писать тся и
ться в глаголах)
-А как мы будем ее достигать?Какие задачи поставим перед собой?
( -Нужно вспомнить все что мы знаем о глаголе;
-узнать способ действия при выборе написания ться и тся;
- отработать правильность написания тся и ться)
- Молодцы!
– Придумайте, в парах, по одному глаголу на данное правило и
запишите их.
- Проверим!(3 пары)Какой глагол записали вы?
3 . Актуализация знаний.
- Обратите внимание на доску. Прочитайте пословицу.( Слайд 4)
Не стыдно (не ) знать, стыдно (не) учит..ся.
– Дайте смысловое значение данной пословицы.
- Объясните пропущенные орфограммы.
– Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе? ( Слайд 5)
-Ребята, что мы уже знаем о написании тся и ться в глаголах?
(вопрос –наш помощник!)
-А как вы думаете, зачем мы еще раз обращаемся к данной теме?
(значит существует еще что то что мы не знаем)
4. Промежуточная рефлексия.
- Правильно!
-Оцените свои знания на данном этапе урока, на каком уровне, на
ваш взгляд, вы сейчас находитесь, исходя из данной темы.
5. Работа по теме. По учебнику.
- Назовите страницу учебника. (с.162). Отследите границы нашего
урока. Найдите упр.168.
- Прочитайте задание. Как вы его поняли, что вам нужно сделать?
(2 чел.)
- У доски работают 2 человека. Остальные на местах. Закончили.
- Ребята, кто обратил внимание на некую особенность, что вы
заметили? Сделайте вывод. (У глаголов в форме 3 лица «ь» не
пишется, а у глаголов вначальной форме пишется, и в форме 2
лица пишется,но после шипящего)( Слайд 6)
-Верно, молодцы. Посмотрите на доску, на таблицу.
– Существует еще один способ действия при определении
правильного написания – -тся и -ться в глаголах.
– Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данном случае
зависит написание ь ?
Работа с таблицей:
– От чего же зависит написание -ться и -тся в глаголах?
6. Физминутка (1 подготовленный ученик)( Письмо по памяти)
-А сейчас давайте отдохнем.
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться,
Кашу съесть,
Поскакать легонько,
На коленочки присесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
- Ребята, а кто–нибудь заметил особенность в нашей физминутке?
(Да. В ней встречаются глаголы на тся и ться)
-Верно. Запишите несколько глаголов из физминутки на нашу тему.
Проверьте друг друга. (взаимопроверка)
7. Работа по теме. Закрепление.
- А сейчас нас ждет Аукцион пословиц, содержащих слова на
изучаемую орфограмму. Вы должны прочитать пословицу,
объяснить ее смысловое значение и объяснить выбор орфограммы.
-
Устно
.(
Слайд 7)
Друзья (что делают?) познаются (3-е л.) в беде.
Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)
Всякий человек в деле (что делает?) познаётся (3-е л.)
У него дело из рук (что делает?) валится (3-е л.)
Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.), так и счастья (что
делать?) невидать (неопр. ф.)
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учиться (неопр. ф.)
За всё (что делать?) браться (неопр. ф.) – ничего не сделать.
2. Работа по учебнику.
-Возвращаемся к учебнику. Упражнение 169.
-Прочитайте задание. Как вы поняли это задание, что вам нужно
сделать? (2 человека).Устно, по желанию, объясним орфограммы, а
затем начнем списывать.
- Молодцы. Закончили. Обратите внимание на доску.
3. – Миша выполняя задание, допустил ошибки в глаголах на тся и
ться .Давайте их исправим. Устно. ( Слайд 8)
В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата
резвяться в своей клетке. Львёнок Сенечка пытается укусить
сваю маму. Обезьяна держиться за ветку и сладко спит.
Семейство тигров дружно умывается. Интересно ухаживать за
животными и заботится о них.
-Замечательно. А сейчас нас ждет еще одно задание.
5. Замените словосочетания одним словом. Запишите глаголы в
начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.Комментируя по
одному.Подчеркивая «Ь»( Слайд 9)
1.
Проявлять стремление стремиться – стремится
2.
Испытывать волнение волноваться – волнуется
3.
Допускать ошибки ошибаться – ошибается
4.
Принять решение решиться – решается
5.
Чувствовать радость радоваться – радуется
8. Рефлексия. Итог урока. Выставление оценок.
- А сейчас оцените свои знания на данный этап урока.
-Поднимите руки те, у кого уровень ниже среднего. У кого средний
уровень. А у кого высокий или приближенный к высокому уровню?
-Ребята, а теперь поделитесь своими впечатлениями от урока. Что
вы узнали нового. ( Слайд 10-рефлексия)
- Сегодня на уроке вы заработали…
9.Домашнее задание ( Слайд 11) Т. С