Автор: Киселева Елена Федоровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ сош №5 Населённый пункт: город Бугульма Наименование материала: конспект урока по математике Тема: Длина. Дециметр. Раздел: начальное образование
План – конспект открытого урока по математике в 1 классе .
Учитель начальных классов Киселёва Е.Ф
УМК: « Школа 2100»
Учебник: Т. Е. Демидова, С. А. Козлова «Математика»
Класс:
1
Тема урока: Длина. Дециметр.
Тип урока:
ОНЗ в технологии деятельностного метода.
Основные цели:
1)
сформировать представление о новой единице измерения длины – дециметре, и его соотношении
с ранее изученными единицами – сантиметром;
2)
сформировать способность к сравнению, сложению и вычитанию длин отрезков, выраженных в
дециметрах; умение сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах десяти;
3)
содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять
новое знание;
4)
актуализировать
мыслительные
операции:
сравнение,
анализ;
содействовать
воспитанию
трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Оборудование: учебник «Математика» 1 класс, авторы Т. Е. Демидова, С. А. Козлова; компьютер,
проектор, экран.
Демонстрационный материал: эталоны.
Раздаточный материал:
модель сантиметра: .
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность
посредством анализа творческих работ учащихся;
2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
3) установить тематические рамки урока: единицы измерения длины.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Мы начинаем урок математики. На прошлом уроке вы очень хорошо и дружно работали, открыли
новые знания. Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет также интересно и результативно. Я желаю
вам удачи! ( Эмоциональный настрой детей)
На доске открыт девиз урока: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится! (слайд)
- Прочитайте девиз урока.
« Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.»
Как вы его понимаете?
- В чем заключается ваш труд? (в учении)
- А что для вас означает учение (открытие новых знаний.)
- Как должны действовать на уроке, когда открываете новое знание? ( Мы должны сделать два
шага: понять, чего мы не знаем, и самим открыть способ (слайд))
- Я хочу пожелать не бояться работы на уроке и тогда у вас все получится (слайд)
- Ребята, нам нужно заказать новые парты в класс. Скажите, а что для этого надо?
Правильно! Для того чтобы заказать новые парты, нужно знать точные размеры их.
А какие единицы длины мы уже знаем? Назовите. ( см )
- Что нужно, чтобы открыть новое знание? (Вспомнить раннее изученное, что важно для
этого урока)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1) повторить запись, сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах десяти, приёмы измерения и
построения отрезков;
2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
3) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение
нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
5) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1)
Построение и сравнение длин отрезков.
Вспоминаем то, что важно для урока (слайд)
Работа по учебнику с 72 №1 (в парах)
- Ребята, что нужно сделать в данном номере? (Измерить отрезок).
А теперь начертите этот отрезок у себя в тетради с объяснением.
(Прикладываю линейку к листу, от деления 0
ставлю первое ограничение, отмеряю 10
сантиметров, ставлю второе ограничение и провожу отрезок, равный 10 см.). А теперь друг с
другом поменяйтесь тетрадками, возьмите эталоны и проверьте их с чертежами.
Проверка по эталону
Самооценка пар
С этим мы справились.
2)
Задание для пробного действия.
- А сейчас нам необходимо измерить длину и ширину вышей парты
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) создать условия для проведения учащимися подробного анализа своих действий;
2) организовать фиксацию учащимися места и причины затруднения: неудобство использования
известных единиц измерения длины для измерения длинных отрезков.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– Давайте думать. Чем это задание похоже на предыдущее? (В обоих заданиях надо сравнить
отрезки.)
- Чем отличаются эти задания? (В предыдущем задании мы измеряли короткие отрезки, а эти –
длинные.)
– Что же в этом задании для вас новое? (Надо измерить длинные отрезки.)
- Какой единицей измерения мы можем пользоваться? (см)
- Возьмите модели 1 см, поработайте парами, 2 пары начинают мерить ширину и длину парты.
(Время ограничено)
- Пары готовы?
–
Расскажите,
как
вы
измеряли
отрезки,
и
когда
почувствовали
неудобство?
(Мы
прикладывали мерку и считали, сколько раз она уложится в отрезке…)
– Отрезки очень длинные, а модель сантиметра короткая, поэтому мерить неудобно, долго,
получается неточно…)
– Как же быть? (Надо увеличить мерку, выбрать бóльшую единицу измерения длины.)
–
В
чём
же
причина
вашего
затруднения?
(Нам
неизвестна
бóльшая
единица
измерения
длины.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) организовать формулирование учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий,
устраняющих причину затруднения;
2) согласовать тему урока;
3) создать условия для выбора учащимися средств для построения нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 4:
–
Кто
знает,
как
называется
следующая
за
сантиметром
единица
измерения
длины?
(Дециметр.)
– Это – тема нашего урока: «Дециметр».
- Вспомните, наши действия при измерении парты.
- Как вы думаете, какая бы единица измерения длины помогла бы им это сделать? (дм)
Почему?
- Как вы думаете, где удобно использовать дециметр в жизни? (на уроках труда при построении
чертежей, строителям при измерении дверей, окон, при измерении длинных отрезков и т.д.)
(слайд)
Проверим себя! Слайд-проверка
– Поставьте перед собой цель. (Узнать о новой единице измерения длины – дециметре, научиться
измерять дециметром длины бóльших отрезков, сравнивать и т.д.)
– Выберем способ для того, чтобы узнать о новой единице измерения длины – дециметре .
- Какой? (личный опыт, учебник, учитель может помочь)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1)
организовать
выявление
существенных
свойств
метра,
установление
аналогии
между
соотношением
единиц
длины
и
соотношением
единиц
счёта,
познакомить
с
обозначением
дециметра;
2) зафиксировать новые знания в речи и в виде опорных сигналов;
3) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 5:
– Начинаем действовать. Как вы думаете, из скольких сантиметров удобно образовать новую
укрупнённую единицу измерения длины? (Из 10 сантиметров.)
Прочитайте правило на стр.72 в рамке.
– Что же вы узнали о дециметре? (Это единица измерения длины, в 1 дециметре 10 сантиметров)
– Для чего нужен дециметр? (Для измерения длинных отрезков; для измерения больших расстояний,)
Практическая работа с. 72 №2: (в парах)
Измерьте отрезки и постройте и начертите их в тетради.
Проверка по эталону
Самооценка пар
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
1)создать
условия
для
выполнения
учащимися
нескольких
типовых
заданий
на
применение
полученных знаний о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины с проговариванием во
внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
–
Чтобы
ваши
знания
о
дециметре
стали
более
прочными,
что
надо
сделать?
(Надо
потренироваться .)
– Выполним задание на стр.72 № 3 (с объяснением)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
повторить решение задач на нахождение целого.
Организация учебного процесса на этапе 8:
– Скажите, а где вам могут пригодиться знания о дециметре? (при решении задач.)
– Решим задачу. № 5 , стр. 72. (на слайде)
– Прочитайте задачу.
– Что вам известно?
- Что неизвестно?
- Как называется такой вид задач? (На нахождение целого)
- Начертите схему этой задачи, решение и ответ в тетрадях.( Проверка по эталону)
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение нового
знания;
2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки;
3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.
Организация учебного процесса на этапе 7:.
- Теперь настало время проверить, сможете ли вы применить новое знание о дециметре в сам
работе . На выполнение задания даётся ≈ 2 минуты.
Выполним задание на стр.72 № 4
– Проверьте себя по эталону.
(слайд)
– Какие возникли затруднения? (Запутались в соотношении единиц длины.)
– Повторите его. (1 дм = 10 см.)
– У кого не было ошибок, поставьте себе «+».
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать в речи знания о метре и соотношении единиц измерения длины;
2) создать условия для фиксации учащимися степени соответствия цели и результатов учебной
деятельности;
3) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
4) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- А сейчас блиц-опрос
– Какая цель стояла перед вами на уроке? (Узнать новую единицу измерения длины.)
– Достигли ли вы цели? Что вы узнали? (Мы достигли цели, т.к. познакомились с дециметром
и узнали, что в одном дециметре 10 сантиметров.)
-Где в жизни могут пригодиться знания единиц длины?
–– У кого остались вопросы, неясность?
– У кого всё получилось?
– Что понравилось, запомнилось на уроке?
– Оцените свою работу.
Домашнее задание: придумать задачу, применяя единицу длины дециметр.