Напоминание

Длина. Дециметр.


Автор: Киселева Елена Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ сош №5
Населённый пункт: город Бугульма
Наименование материала: конспект урока по математике
Тема: Длина. Дециметр.
Раздел: начальное образование





Назад





План – конспект открытого урока по математике в 1 классе
.
Учитель начальных классов Киселёва Е.Ф

УМК: «
Школа 2100»
Учебник:
Т. Е. Демидова, С. А. Козлова «Математика»
Класс:
1
Тема урока:
Длина. Дециметр.
Тип урока:

ОНЗ
в технологии деятельностного метода.
Основные цели:
1) сформировать представление о новой единице измерения длины – дециметре, и его соотношении с ранее изученными единицами – сантиметром; 2) сформировать способность к сравнению, сложению и вычитанию длин отрезков, выраженных в дециметрах; умение сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах десяти; 3) содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание; 4) актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Оборудование:
учебник «Математика» 1 класс, авторы Т. Е. Демидова, С. А. Козлова; компьютер, проектор, экран.
Демонстрационный материал:
эталоны.
Раздаточный материал:
модель сантиметра: . Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность посредством анализа творческих работ учащихся; 2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; 3) установить тематические рамки урока: единицы измерения длины. Организация учебного процесса на этапе 1: Мы начинаем урок математики. На прошлом уроке вы очень хорошо и дружно работали, открыли новые знания. Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет также интересно и результативно. Я желаю вам удачи! ( Эмоциональный настрой детей)
На доске открыт девиз урока: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится! (слайд)

- Прочитайте девиз урока.

«
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.»
Как вы его понимаете?

- В чем заключается ваш труд? (в учении)

- А что для вас означает учение (открытие новых знаний.)

- Как должны действовать на уроке, когда открываете новое знание? ( Мы должны сделать два

шага: понять, чего мы не знаем, и самим открыть способ (слайд))

- Я хочу пожелать не бояться работы на уроке и тогда у вас все получится (слайд)
- Ребята, нам нужно заказать новые парты в класс. Скажите, а что для этого надо? Правильно! Для того чтобы заказать новые парты, нужно знать точные размеры их. А какие единицы длины мы уже знаем? Назовите. (
см
)
- Что нужно, чтобы открыть новое знание? (Вспомнить раннее изученное, что важно для

этого урока)


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель: 1) повторить запись, сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах десяти, приёмы измерения и построения отрезков; 2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; 3) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; 4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; 5) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия. Организация учебного процесса на этапе 2: 1) Построение и сравнение длин отрезков.
Вспоминаем то, что важно для урока (слайд)
Работа по учебнику с 72 №1
(в парах)
- Ребята, что нужно сделать в данном номере? (Измерить отрезок). А теперь начертите этот отрезок у себя в тетради с объяснением. (Прикладываю линейку к листу, от деления 0 ставлю первое ограничение, отмеряю 10 сантиметров, ставлю второе ограничение и провожу отрезок, равный 10 см.). А теперь друг с другом поменяйтесь тетрадками, возьмите эталоны и проверьте их с чертежами.
Проверка по эталону

Самооценка пар

С этим мы справились.
2) Задание для пробного действия. -
А сейчас нам необходимо измерить длину и ширину вышей парты

3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: 1) создать условия для проведения учащимися подробного анализа своих действий; 2) организовать фиксацию учащимися места и причины затруднения: неудобство использования известных единиц измерения длины для измерения длинных отрезков. Организация учебного процесса на этапе 3: –
Давайте думать. Чем это задание похоже на предыдущее? (В обоих заданиях надо сравнить

отрезки.)
- Чем отличаются эти задания?
(В предыдущем задании мы измеряли короткие отрезки, а эти –

длинные.)
– Что же в этом задании для вас новое?
(Надо измерить длинные отрезки.)

- Какой единицей измерения мы можем пользоваться? (см)

- Возьмите модели 1 см, поработайте парами, 2 пары начинают мерить ширину и длину парты.

(Время ограничено)

- Пары готовы?

Расскажите,

как

вы

измеряли

отрезки,

и

когда

почувствовали

неудобство?

(Мы

прикладывали мерку и считали, сколько раз она уложится в отрезке…)

– Отрезки очень длинные, а модель сантиметра короткая, поэтому мерить неудобно, долго,

получается неточно…)

Как же быть? (Надо увеличить мерку, выбрать бóльшую единицу измерения длины.)



В

чём

же

причина

вашего

затруднения?

(Нам

неизвестна

бóльшая

единица

измерения

длины.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: 1) организовать формулирование учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения; 2) согласовать тему урока; 3) создать условия для выбора учащимися средств для построения нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 4: –
Кто

знает,

как

называется

следующая

за

сантиметром

единица

измерения

длины?

(Дециметр.)

Это – тема нашего урока: «Дециметр».

- Вспомните, наши действия при измерении парты.

- Как вы думаете, какая бы единица измерения длины помогла бы им это сделать? (дм)

Почему?

- Как вы думаете, где удобно использовать дециметр в жизни? (на уроках труда при построении

чертежей, строителям при измерении дверей, окон, при измерении длинных отрезков и т.д.)

(слайд)

Проверим себя! Слайд-проверка
– Поставьте перед собой цель.
(Узнать о новой единице измерения длины – дециметре, научиться

измерять дециметром длины бóльших отрезков, сравнивать и т.д.)

Выберем способ для того, чтобы узнать о новой единице измерения длины – дециметре
.
- Какой? (личный опыт, учебник, учитель может помочь)

5. Реализация построенного проекта.
Цель: 1) организовать выявление существенных свойств метра, установление аналогии между соотношением единиц длины и соотношением единиц счёта, познакомить с обозначением дециметра; 2) зафиксировать новые знания в речи и в виде опорных сигналов; 3) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. Организация учебного процесса на этапе 5:
– Начинаем действовать. Как вы думаете, из скольких сантиметров удобно образовать новую

укрупнённую единицу измерения длины? (Из 10 сантиметров.)

Прочитайте правило на стр.72 в рамке.
– Что же вы узнали о дециметре? (Это единица измерения длины, в 1 дециметре 10 сантиметров) – Для чего нужен дециметр? (Для измерения длинных отрезков; для измерения больших расстояний,)
Практическая работа с. 72 №2: (в парах)
Измерьте отрезки и постройте и начертите их в тетради.
Проверка по эталону

Самооценка пар

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: 1)создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение полученных знаний о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины с проговариванием во внешней речи. Организация учебного процесса на этапе 6:


Чтобы

ваши

знания

о

дециметре

стали

более

прочными,

что

надо

сделать?

(Надо

потренироваться
.)
– Выполним задание на стр.72 № 3 (с объяснением)

7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: повторить решение задач на нахождение целого. Организация учебного процесса на этапе 8:
– Скажите, а где вам могут пригодиться знания о дециметре? (при решении задач.)

Решим задачу. № 5 , стр. 72. (на слайде)

– Прочитайте задачу.

– Что вам известно?

- Что неизвестно?

- Как называется такой вид задач? (На нахождение целого)

- Начертите схему этой задачи, решение и ответ в тетрадях.( Проверка по эталону)


8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение нового знания; 2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки; 3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка. Организация учебного процесса на этапе 7:.
- Теперь настало время проверить, сможете ли вы применить новое знание о дециметре в сам

работе
. На выполнение задания даётся ≈ 2 минуты.
Выполним задание на стр.72 № 4

Проверьте себя по эталону.

(слайд)
– Какие возникли затруднения? (Запутались в соотношении единиц длины.) – Повторите его. (1 дм = 10 см.) – У кого не было ошибок, поставьте себе «+».
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: 1) зафиксировать в речи знания о метре и соотношении единиц измерения длины; 2) создать условия для фиксации учащимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности; 3) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления; 4) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. Организация учебного процесса на этапе 9:
- А сейчас блиц-опрос

Какая цель стояла перед вами на уроке? (Узнать новую единицу измерения длины.)

– Достигли ли вы цели? Что вы узнали? (Мы достигли цели, т.к. познакомились с дециметром

и узнали, что в одном дециметре 10 сантиметров.)

-Где в жизни могут пригодиться знания единиц длины?
––
У кого остались вопросы, неясность?

– У кого всё получилось?

– Что понравилось, запомнилось на уроке?

– Оцените свою работу.
Домашнее задание: придумать задачу, применяя единицу длины дециметр.


В раздел образования