Автор: Пагнуева Татьяна Федоровна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ АО "Каргопольский педколледж" Населённый пункт: г.Каргополь Архангельская область Наименование материала: статья Тема: Словесные методы обучения в начальной школе Раздел: начальное образование
Т.Ф. Пагнуева,
председатель предметно-цикловой комиссии
педагогики и психологии, преподаватель
педагогики
ГОУ СПО Каргопольский педагогический
колледж Архангельской области.
Словесные методы обучения.
При подготовке к уроку перед учителем должен решить целый ряд
вопросов, в том числе о том, как донести учебный материал до сознания
учащихся,
как
сделать
процесс
обучения
наиболее
продуктивным,
как
вызвать наибольшую познавательную активность учащихся, какие способы
обучения выбрать, чтобы учащимся было интересно на уроке.
В поиске
ответов на эти и другие вопросы учитель ищет методы обучения, так как
именно
от
правильности
выбора
методов
обучения
во
многом
зависит
эффективность процесса обучения.
С
позиции
И.П.Подласого,
метод-
сердцевина
учебного
процесса,
связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом, и
его роль является определяющей [5,с.470].
Само слово «метод»-греческого происхождения, переводится как путь к
чему-либо. «Метод обучения - способ совместной деятельности учителя и
учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и
навыками, на развитие учащихся и воспитание» [2 ,с.270].
Единой классификации методов обучения не существует, однако, можно
рассмотреть
некоторые
походы
к
их
классификации,
в
основу
которых
положен определённый признак.
1.Классификация методов обучения по назначению (М.А.Данилов,
Б.Е.Есипов) включает следующие методы:
- приобретение знаний;
- формирование умений и навыков;
- применение знаний;
- творческая деятельность;
- закрепление;
- проверка знаний, умений и навыков [5, с.474].
2.Классификация методов по степени проявления поискового характера
деятельности (Ю. К. Бабанский) включает три большие группы методов:
- методы стимулирования и мотивации учения ;
- методы стимулирования учебно - познавательной деятельности;
- методы контроля за эффективностью учебно - познавательной
деятельности [1, с.127].
3.По
основной
дидактической
цели
(Г.И.Щукина,
И.Т.Огородников)
классификация методов включает две группы :
- методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;
- методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний[5,
с.477].
4.По степени самостоятельности учащихся (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин)
определено пять типов методов обучения:
- объяснительно- иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемного изложения;
- частично- поисковый;
- исследовательский [6,с.319].
5.По источнику знаний ( традиционная) классификация имеет три группы
методов:
- словесные методы;
- практические методы;
- наглядные методы[3, с.239].
Предметом нашего исследования являются словесные методы обучения.
Словесные методы обучения занимают ведущее место в системе методов
обучения. В истории педагогики были периоды, когда они являлись почти
единственным
способом
передачи
знаний.
Прогрессивные
педагоги
прошлого
-
Я.А.Коменский,
К.Д.Ушинский
и
др.-
выступали
против
абсолютизации
их
значения,
доказывали
необходимость
дополнения
их
практическими
и
наглядными
методами.
В
настоящее
время
их
нередко
называют устаревшими и «неактивными». К оценке этой группы методов
надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший
срок передать большую по объёму информацию, поставить перед учащимися
учебную
проблему,
указать
пути
решения.
С
помощью
слова
учитель
активизирует
воображение,
память,
чувства
учащихся.
В
то
же
время
применение
словесных
методов
требует
от
учителя
владения
словом
на
уровне мастерства и знания ряда методических требований.
Традиционно в группу словесных методов обучения включают
следующие методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с
книгой [6, с.319]. Рассмотрим их.
Рассказ - метод повествовательного изложения содержания изучаемого
материала
учителем
[4,
с.176];
монологическое
изложение
учебного
материала,
применяемое
для
последовательного,
систематизированного,
доходчивого и эмоционального преподнесения знаний [5,с.486 ].
Этот метод применяется на всех этапах обучения.
Выделяют три основных вида рассказа как метода обучения:
- рассказ- вступление (назначение: подготовить учащихся к восприятию
нового учебного материала, вызвать интерес к новой теме);
-
рассказ-
изложение
(назначение:
раскрыть
содержание
нового
материала);
- рассказ- заключение (назначение: подвести итог сделанному, изученному,
обобщить, сделать выводы).
К рассказу применяется ряд требований:
- содержание рассказа должно быть направлено на достижение задач
урока, содержать достоверные научно проверенные факты, быть доступным,
включать достаточное число примеров;
- по структуре рассказ должен включать начало, развитие событий,
кульминацию, финал;
- изложение рассказа требует безукоризненной, грамотной речи, передачи
личностного
отношения,
яркости
рассказа,
убедительности,
логики,
достаточной краткости.
Объяснение -
это
словесное
истолкование
закономерностей,
существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений [3,
с.240];
словесное
пояснение,
анализ,
доказательство
и
истолкование
различных положений излагаемого материала[4, с.177].
К применению этого метода чаще всего прибегают при изучении
теоретического материала различных основ наук.
Требования к объяснению:
- чёткая постановка цели, познавательной задачи перед учащимися;
- тщательный отбор фактического материала;
- определение стиля рассуждения ( анализ, синтез, дедукция, индукция);
- научность содержания, изложения, организации учения и учебной
деятельности);
- соответствие глубины объяснения уровню развития учащихся;
- получение обратной связи;
-
речь
учителя
должна
быть
грамотной,
понятной,
уверенной,
убедительной;
- формулировка выводов;
- закрепление материала.
Беседа – вопросно - ответный метод обучения, который применяется на
всех этапах процесса обучения[2, с.277]; диалогический метод обучения, при
котором
учитель
путём
постановки
тщательно
продуманной
системы
вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию
нового материала или проверяет усвоенный[4, с.178].
Этот метод имеет широкое назначение: применяется для сообщения
новых знаний, закрепления, повторения и систематизации изученного, для
контроля усвоения материала, для установления связи нового материала с
изученным, установления межпредметных связей, проведения инструктажа и
организации поисковой деятельности.
.
В зависимости от конкретных задач, содержания, уровня творческой
познавательной деятельности учащихся и места беседы в уроке выделяют
несколько видов беседы:
- вводная беседа ( назначение: подготовить учащихся к восприятию нового
материала );
- сообщающая беседа (назначение: сообщение новых знаний с опорой на
имеющиеся знания и опыт учащихся);
- воспроизводящая
беседа
(назначение:
повторение,
систематизация
имеющихся знаний, контроль).
По форме беседа может быть индивидуальной, групповой, фронтальной.
К проведению беседы предъявляются требования:
- формулировка вопросов должна быть чёткой, ясной;
- недопустимы вопросы на угадывание или ответ «да-нет»;
- задаваться вопросы должны в логической последовательности;
- вопрос должен будить мысль ребёнка ( побуждать анализировать,
сравнивать, сопоставлять, припоминать и т.д.;
- от детей требовать полных ответов, учить отвечать аргументировано, ясно,
доказательно;
- при фронтальной беседе- вопрос задаётся всему классу, выдерживается
пауза для подготовки к ответу, потом вызываются ученики для ответа;
- каждый ответ выслушивается внимательно, ошибки предоставляется
возможность исправить самому ученику, потом –дополнения учащихся и
учителя.
Лекция - монологический способ изложения объёмного материала[3,
с.243], она отличается от других словесных методов обучения более строгой
структурой,
логикой
изложения
материала,
обилием
сообщаемой
информации,
системным
характером
освещения
знаний.
Это
достаточно
сложный метод, поэтому вводится лекция в школе постепенно, применяется
только в старших классах. Достоинство лекции в том, что она позволяет
экономить время и изучить при этом большой объём материала. В дидактике
разработаны условия эффективности школьной лекции [5, с.491]. Рассмотрим
их:
- составление учителем детального плана лекции;
- сообщение учащимся плана, целью и задачами лекции;
- логически стройное, последовательное изложение материала по всем
пунктам плана;
- краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана;
- логические связи между частями;
- живость, эмоциональность изложения;
- включение примеров, сравнений, фактов;
- контакт с аудиторией, управление мыслительной деятельностью;
- оптимальный темп изложения;
-
обеспечение
возможности
делать
записи,
задиктовка
важнейших
положений;
- использование средств наглядности, облегчающих восприятие материала;
- сочетание лекций с практическими и другими занятиями.
Дискуссия
-
словесный
метод
обучения,
в
ходе
которого
учащиеся
приучаются
аргументировать,
доказывать,
обосновывать
свою
точку
зрения[2,
с.279].Учебная
дискуссия
стимулирует
познавательный
интерес
учащихся, развивает, воспитывает.
Важнейшие
условия
применения
дискуссии
на
уроке:
предварительная
подготовка
учащихся
(
без
знаний
по
теме
дискуссия
беспредметна,
бесполезна);
приучение
детей
к
аргум ент ации,
доказательствам, обоснованиям своей точки зрения; развитие у учащихся
умений ясно, точно излагать свои мысли.
Дискуссия обогащает содержание уже известного учащимся материала,
помогает его упорядочить и закрепить. Полезны дискуссии и воспитательном
плане.
С
их
помощью
легко
диагностировать
особенности
характера,
темперамента,
памяти,
мышления,
исправлять
недостатки
поведения,
общения.
Работа
с
книгой -
важнейший
метод
обучения,
используется
в
педагогической практике как метод получения новых знаний и как метод
закрепления, выработки умений и навыков[2, с.279]. Главное достоинство
этого метода состоит в том, что ученик может многократно обрабатывать
информацию в нужном ему темпе и в удобное время.
Умение работать с книгой формируется в течение многих лет. Ученик
должен овладеть общеучебными
умениями:
свободно читать и понимать
прочитанное,
выделять
главное,
пересказывать
прочитанное
(подробно,
кратко, сжато, выборочно), составить план. В начальных классах работа с
книгой
осуществляется
главным
образом
под
руководством
учителя,
а
в
старших
классах-
учатся
работать
самостоятельно
и
осваивают
более
сложные
вид
работы
с
текстом:
конспектирование,
цитирование,
реферирование, составление библиографии, аннотирование, рецензирование,
составление
тезисов,
оформление
структурированного
плана.
Учащиеся
осваивают
приёмы
работы
с
учебником,
справочной
литературой,
энциклопедиями, словарями, таблицами, специальной научно- технической и
периодической литературой.
Основные дидактические требования при организации работы с книгой
[4,с.179]:
-
знакомить
с
учебником
по
предмету,
раскрывая
его
особенности,
обозначения, структуру;
- обеспечивать планируемую работу достаточным числом книг;
- отбирать посильный для учащихся материал;
- всякую работу с книгой начинать с обстоятельного вступительного
объяснения учителя;
-
в
процессе
выполнения
работы
по
заданию
учителю
необходимо
наблюдать
за
действиями
учащихся
и
фиксировать
тех,
у
кого
она
не
получается, помогать преодолевать трудности;
- работа с книгой ни в коем случае не должна занимать весь урок, она
должна сочетаться с другими методами обучения.
Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов
обучения.
Учитель
находится
в
ситуации
постоянного
выбора
методов
обучения. Выбор методов не может быть произвольным. Данной проблеме
посвящен ряд исследований, в частности,
Ю. К. Бабанский исследовал
иерархию факторов, влияющих на выбор методов обучения [5,с. 508]. Среди
них можно выделить шесть общих условий, определяющих выбор методов
обучения:
- закономерности и принципы обучения;
- содержание и методы науки вообще и предмета, темы в частности;
- цели и задачи обучения;
- учебные возможности школьников;
- внешние условия;
- возможности учителей.
В выборе методов обучения вполне уместен субъективизм учителя, выбирая
излюбленные методы, многие педагоги добиваются высоких результатов за
счёт мастерства и увлечённости делом.
Список литературы.
1.
Бабанский,
Ю.К.
Оптимизация
учебно
-
воспитательного
процесса:
(методические основы) / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение,1984.- 192с.
2. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие / Т.А.Ильина. -
М.: Просвещение, 1984.- 496с.
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. Колледжей /
Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. –
640с.
4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ.
высш. и сред. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. – 3-е изд., испр. И
доп. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 512 с.
5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2
кн. / И.П.Подласый. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,1999. – Кн.1: Общие
основы. Процесс обучения. – 576 с.
6. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В.
Хуторской. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.