Автор: Терещук Елена Леонидовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБСКОУ СКОШ №3 VIII вида Населённый пункт: город Березники, Пермский край Наименование материала: статья Тема: "Реализация воспитательных возможностей урока" Раздел: начальное образование
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного
процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат
единой цели: целостному развитию личности школьника.
Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны
функционирования
классно-урочно-предметной
системы
современной
школы. Базой
развития
и воспитания
ребенка
продолжают
оставаться
фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса.
Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение
определенной
суммы
знаний,
но и на развитие
самостоятельности,
личной
ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих
ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических
условиях.
На это
ориентирует
нас
Федеральный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
определяя
приоритетность
воспитания
в процессе
достижения
нового качества образования.
Содержание современных учебных программ обладает значительным
воспитательным
потенциалом.
Его
реализация
зависит
от целенаправленного
отбора
содержания
учебного
материала,
предоставляющего
ученикам
образцы
подлинной
нравственности,
патриотизма,
духовности,
гражданственности
гуманизма.
Профессионализм
учителя
заключается
не столько
в методической
грамотности,
сколько
в умении
отбирать
материал
к уроку,
определять
его
образовательные
и воспитательные
возможности.
Талант
педагога —
в тонком
чувствовании
возможностей
своего
предмета
в формировании
моральных,
интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.
Содержание учебного предмета на уроке — мощный инструмент воздействия
на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру
сможет
только
тот
педагог,
который
сам
прекрасно
освоил
этот
инструмент
и понимает его воспитательные возможности.
В. А. Сухомлинский называл таких учителей «умеющими воспитывать
знаниями». Он писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания...
выступают
как
инструмент,
с помощью
которого
ученики
сознательно
осуществляют новые шаги в познании мира».
Реализация
воспитательного
потенциала
содержания
учебных
программ
достигается при условии:
— решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами
обучения и развития личности школьника;
— целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего
ученикам образцы подлинной нравственности;
— использования современных образовательных технологий;
— организации
самостоятельной
творческой
исследовательской
деятельности
учащихся на уроке и во внеурочное время.
Воспитательный процесс – это непрерывный процесс в начальной школе.
Учитель
осуществляет
воспитание
ежедневно
и
ежечасно.
Воспитательный
процесс осуществляется на уроках, на переменах. Внешний вид ученика, его
отношения с одноклассниками и учителями, поведенческие навыки на уроках,
переменах,
в
столовой,
в
группе
продленного
дня.
В
учебных
материалах,
в
текстах
каждого
урока
присутствуют
воспитательные
моменты.
В
начальной
школе ребенок воспитывается так же личным примером учителя (его культурой
поведения, внешним видом).
Воспитательный момент можно извлечь не только из темы и содержания урока, но
и
из
формы
его
проведения,
а
также
из
ситуативных
моментов,
на
нем
возникающих.
Я немного расскажу, как я реализую воспитательные возможности
различных уроков.
Математика.
Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные
черты
характера,
как
справедливость
и честность;
привыкает
быть
предельно
объективным.
Уроки
математики
воспитывают
в учениках
трудолюбие,
настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело
до конца, ответственность.
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает
богатый
материал
для
нравственного
воспитания
учащихся,
тем
более,
что
на решение задач отводится большая часть учебного времени.
Чтение является источником нравственного воспитания. Обладая огромной
силой
психологического
воздействия,
художественная
литература
способствует
формированию
нравственного
сознания,
представлений
о добре
и зле,
о месте
и назначении
человека
в окружающем
мире,
развивает
высокие
чувства,
формирует идеалы.
Развитие речи и ознакомление с окружающим миром.
Письмо и развитие речи.
Я рассмотрела далеко не все воспитательные возможности обучения,
ограничив свою задачу рассмотрением лишь некоторых аспектов этой
большой проблемы.
Процесс развития воспитательной системы не однозначен, но цель одна:
обеспечить сотрудничество детей и взрослых. Нет главных и неглавных
предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения,
учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая
складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой.
Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитании.