Напоминание

Система творческих заданий по литературному чтению


Автор: Котельникова Людмила Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СШ№1
Населённый пункт: ст.Кумылженская
Наименование материала: статья
Тема: Система творческих заданий по литературному чтению
Раздел: начальное образование





Назад





Система творческих заданий, способствующих развитию творческих

способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения. Практика организации творческой работы позволила сформулировать условия, способствующие её эффективности: -наличие системы в использовании творческих заданий; -разработка и планирование заданий, как по форме, так и по содержанию; -соответствие уровня сложности заданий уровню учебных возможностей; -последовательное усложнение содержания заданий; -стимулирование учащихся к творчеству; -разумное сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения. Развитие умения учиться у младших школьников является одной из важных задач обучения в школе. Это умение включает в себя следующие составляющие: -умение выходить за рамки собственных возможностей; -самостоятельно переводить учебную работу в творческую; -самостоятельно находить недостающую информацию в учебнике, словаре, книге; -запросить недостающую информацию у учителя. С этой целью практикуются различные виды творческих заданий. 1.Творческие задания практического характера при работе с текстом. 1.Работа с иллюстрацией к тексту. Лучше всего если учитель будет идти от текста к иллюстрации и предложит детям, опираясь на текст, установить соответствие и несоответствие данной картинки и содержания текста. Дети могут создавать собственные иллюстрации на альбомных листах. Работа с иллюстрацией идёт по следующему алгоритму: -выяснить к какой части произведения относиться данная иллюстрация;
-какой момент изображён; -прочитать слова соответствующие иллюстрации из текста; -к какой части текста нет иллюстрации; -что мы можем нарисовать? Так плавно работа переходит к словесному иллюстрированию. 2.Рецензирование созданных рисунков. Это трудный, но интересный вид работы. Дети выбирают эпизод текста для иллюстрирования, зарисовывают его, а затем обмениваются с соседом рисунками. Ребёнок, получивший рисунок, пытается определить к какому месту из текста подходит иллюстрация, подписывает её словами из текста, а затем пишет рецензию соответствует или нет иллюстрация тексту. 3. Составление диафильмов по литературным произведениям. Дети пытаются составить свой диафильм по литературному произведению, продумывают содержание кадров. Учитель задаёт наводящие вопросы: -какие строчки из текста вы соотнесёте с ними; -определите количество кадров; Рисование диафильма составляет 7-10 минут урока. Готовые фрагменты вывешиваются на доске. 4.Лепка и аппликация. Используется в основном в 1-2 классе. Дети лепят литературных персонажей литературных произведений. 5.Изготовление книжек-малышек. Книжки изготавливаются дома, затем автор представляет свою работу. В этих книжках дети записывают свои сочинения. 2.Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения. 1.Составление вопросов к тексту. Начиная с 1 класса можно не только задавать детям вопросы по литературным произведениям, но и учить самим составлять вопросы по
данному тексту. 2.Творческое пересказывание. Это трансформация текста с целью его переосмысления. Существуют 2 вида пересказа: пересказ по плану и изменение лица рассказчика. Рассказ по воображению и рассказ от имени читателя требуют преобразования формы текста, активизируют словарь учащихся. К творческим заданиям можно отнести сжатый и подробный пересказ. 3.Продолжение произведения. Дети могут придумать конец читаемого произведения. Не всякое произведение можно переделать, поэтому берется те, которые более понятны детям. 4.Творческое сочинение. В развитии творчества большое значение придаётся сочинению, как одному из важных средств развития кругозора учащихся. Не навязываю детям своего плана, поощряю умение наблюдать, составлять п р едл оже н и я, последовательно излагать текст. Сначала сочинения не получались- не было последовательности изложения, часто неправильно строились предложения, не было эмоционально-оценочных суждений. Последовательный разбор положительного и отрицательного, дал свои результаты. Для лучшего написания сочинений, надо обогащать опыт детей наблюдениями за природой в разное время года, для этого необходимы уроки-экскурсии. Много творческих открытий могут сделать дети, гуляя по парку: услышать шорох листьев. Почувствовать запах осени, полюбоваться пушистыми снежинками, увидеть первые листочки. Коллективные наблюдения за изменениями в природе приносят детям радость и рождают творческие сочинения. В начале второго класса, когда начинается работа над сочинениями, даю раз в неделю детям задания: составить несколько предложений на заданную тему, связанную с наблюдениями за природой. Например: «Листопад», «Снег», «Зима» и т.д. Дети пишут без подсказок эти небольшие работы. Кроме того пишем мини-сочинения: «Опиши утро», «Ты птичка, порхающая над лесом»,
«Радуга», «Закат» и другие. После написания сочинений дети проверяют их, используя орфографический словарик. Обращение к словарю позволяет ребёнку сосредоточиться на работе с текстом. При проверке стилистических погрешностей, исправляю прямо в тексте, орфографические ошибки включаем в зрительные диктанты. При проверке сочинений обсуждает их всем классом, в каждом стараемся найти что-то интересное. Затем зачитываются 2-3 самых удачных, на доске записываем 1-2 неудачных предложений, разбираем их недостатки. Таким образом дети переосмысливают тексты сочинений, отбирают из множества вариантов лучший. Вот примеры детского творчества: Осень Осень, прекрасная пора! Солнце светит ярко, как летом. Листья на деревьях стали золотистыми. Прошёл тёплый дождик, и в лесу выросли грибы. Мы всей семьёй ходили за грибами. Набрали полные корзины и довольные вернулись домой. Хорошо осенью в лесу! Нагорнов И. Осень До трескучих морозов ещё далеко, а деревья сбросили свой наряд. Под опавшей листвой спряталась семейка груздей, а дальше видны нарядные шляпки мухоморов. Пни усыпаны опятами. Это самый последний гриб, он растёт в лесу до морозов. А зима уже на пороге, по утрам лёгкие заморозки серебрят траву. Пономарёва В. Зима Зима - это прекрасное время года! Зайдя в зимний лес, чувствуешь себя , как в сказке .На ветвях деревьев пушистыми шапками лежит снег. Он переливается на солнце, хрустит под ногами. Птицы давно улетели на юг. Но однажды я увидела 5-6 куропаток. Они собирали зерно на дороге. К ним можно было подойти совсем близко. Вдруг, в один миг стая поднялась и улетела к лесу.
Попова А. Весна Наступила весна. Солнце стало припекать, и снег растаял. Зазвенели маленькие ручейки. Небо стало ярко-голубое. На деревьях набухли почки и запахли сладко карамелькой. Расцвели нежные подснежники, гусиный лук ,тюльпаны. Дети встречают пернатых друзей и развешивают скворечники. Шашлова Д. 5. Словотворчество. Очень важным является составление сказок, басен, стихов. Но прежде чем самому учиться рифмовать, надо научиться читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства ( сравнения, эпитеты, метафоры,олицетворения) При помощи специальных упражнений дети учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки. Это такие упражнения: -дополни слог до слова (по-,про-); -закончи фразу; -придумай рифму к слову ключик-… --соедини фразой рифмующиеся слова; -игра «Четвёртый лишний» (крошка, кошка, окрошка,окошко) -игра «Кто больше подберёт рифм: водичка- спичка-сестричка-… -игра «Добавлялки», добавь фразу: За далёкий край земли Улетают… Листья жёлтые летят Значит это… 6.Отзыв-рецензия. Одним из видов сочинений является отзыв о прочитанной книге. В нём ребёнок может не только выразить своё мнение о прочитанном произведении, но и глубже попытаться понять замысел автора. Структура отзыва:
-представление героя и выражение своего отношения к прочитанному произведению; -краткое изложение сюжета со своей эмоциональной оценкой; -характеристика главного героя. Интересно для детей и сочинительство сказок по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок. (росинка-лепесток, тучка- зонтик, капля-море, ложка-кораблик и др.) Можно перестанавливать персонажей в сказке, включать в сюжет дополнительных персонажей. Прежде чем давать детям задание сочинить собственную сказку их надо научить этому, используя творческие задания: 1.Выделить главные слова из сказки. На листках записать их, поним можно отгадать о какой сказке идёт речь. 2) Решить сказочные задачки, не изменяя сюжет сказки: -что надо сделать, что бы лиса не съела колобка? -что надо сделать Герде, чтобы Снежная королева не увезла Кая? 3)Переделать сказку на новый лад, например, ввести нового героя: Лиса, волк, дед, змей Горыныч; Емеля, печка, щука, вёдра,домовой. 4) Сочинение сказки по началу или по концу. Дети имеют главных героев, начало сказки, им надо придумать продолжение или наоборот. 5) Создание своей оригинальной сказки. Самый трудный вид творческого задания. Здесь всё надо придумывать самому: и название, и главных героев, и сюжет. 7.Работа с читательским дневником. В особой тетрадке дети записывают фамилию автора, название книги, главных героев произведения, краткий сюжет. Желательно, чтобы это сопровождалось иллюстрациями и соответствующими им записями из текста. 8. Аннотация.
Из аннотации можно узнать о чём говориться в произведении. Обычно она пишется, чтобы заинтересовать читателя. Детям можно предложить самим составить такие аннотации по памятке: - в этой книге рассказывается о … -главный герой этой книги… -удивительные события происходят в.. -любишь ли ты читать о… 3.Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения. 1.Работа с кроссвордами. Наиболее эффективный работой является составление кроссвордов к произведению. Их составление повышает интерес к чтению, развивает наблюдательность, даёт возможность полнее воспринимать художественное произведение. 2. Составление викторин. Составление викторин так же способствует вдумчивому чтению. Эта работа нравится детям, они стремятся составить викторины сложнее, поэтому внимательно перечитывают литературное произведение. 3.Драматизация. Чтобы максимально задействовать потенциал ученика, развивать интерес к художественному слову, используется драматизация. Во время драматизации ребёнок создаёт свой неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, по-своему выражает замысел автора. Выделяется несколько видов драматизации: -анализ иллюстрации с точки зрения выразительности мимики и жестов героев; -чтение по ролям только с опорой на интонацию; -чтение по ролям с устным описанием одежды, портрета, мимики, жестов героев; -составление сценария спектакля; -драматические импровизации.
4. Составление сказочных объявлений и телеграмм, писем. Воображение- основа творчества. Большое значение в активизации творческой активности имеют игровые моменты. Одним из них является составление сказочных объявлений. Например: Кто желает приобрести бальное платье т хрустальные туфельки обращаться в сказку… Для праздника срочно требуется скатерть – самобранка и волшебный помощник. Жду по адресу… Срочно куплю банку варенья, мешок печенья, торт и другие сладости. Мой адрес… Тем, у кого сломался телевизор, могу продать блюдечко с наливным яблочком, чтобы мир показать. Обращаться по адресу… 4.Литературные игры творческого характера при работе с текстом. Такие игры развивают творческое воображение. 1. Общее стихотворение. Сочинять стихи можно сообща. Каждый придумывает 1 строчку и передаёт соседу слева. Сосед должен попытаться продолжить стихотворение. Итак до тех пор пока листочек не вернётся к автору. Автор корректирует стихотворение и читает, что получилось. 2. Я начну, а ты продолжи. Учитель даёт детям поэтическую строчку, ученики должны самостоятельно попытаться её продолжить. По окончании работы получаются мини- поэтические тексты., предлагается провести авторскую защиту своей работы. Детей радует и увлекает такая работа, развивает их речевое творчество. Получаются иногда маленькие шедевры об осени и о других вещах: За окошком дождик тихо-тихо плачет, И роняет слёзы в мокрую листву, Загрустила осень, осень слёз не прячет, Приглашает осень за грибами в лес. Фёдорова В. Кто-то любит лето - я осенний дождик, Я люблю по лужам по лесу гулять. Собирать грибочки, гроздья рвать калины, А потом ждать дождик в гости к нам опять. Ёрова Д. Золотой косынкой лес одела осень, Отцвели последние летние цветы. Сквозь верхушки сосен видна неба просинь, Кружатся над крышами жёлтые листы. Антонян С. Листопад, листопад, Листья жёлтые летят. Листик красный, золотой. Я возьму тебя с собой. Яркий, солнечный букет,
Словно осени привет. Русанова З. 3. «Живые картинки» Один читает произведение , а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное. Или предлагается прочитать конкретный текст голосом героя. 4. Игра «Путаница» Это творческая игра в слова или игра со словами. На доске вывешиваются на отдельных листочках несколько изречений вперемежку. Дети должны составить из слов знакомые афоризмы. Это могут быть пословицы, поговорки, загадки и др. Некоторые дети самостоятельно любят сочинять. В их работах отражается богатый внутренний мир. Они участвуют в конкурсах сочинений «Моя семья- моё богатство», «Рождественская сказка», «Жила-была планета…», «Золотое перо» и других. Я уверена, что умение креативно мыслить, пригодится им в будущем.
Заключение
В процессе исследований были подробно проанализированы сущностные характеристики творческих способностей, педагогическое руководство процессом развития творческих способностей в условиях школы. Творческие способности представляются важными и актуальными сегодня. Была попытка построения системы творческих заданий на уроках литературного чтения. Под системой творческих заданий я понимаю упорядоченное множество взаимосвязанных заданий. Одним из педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его в неразрывности прямого и обратного взаимодействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества. Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное взаимодействие на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащихся,
развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска. Эффективность работы во многом определяется характером взаимоотношений между учителем и учеником. Творческие способности учащихся развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий: -наличие сформированного интереса к творческой деятельности; -реализация творческих заданий как важнейшего компонента не только урочной, но и внеурочной деятельности школьников; -творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и со взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий т событийных ситуаций; -стимулирований родителей учащихся к созданию дома условий для развития творческих способностей, включить родителей в творческие дела класса и школы. Определены критерии развития творческих способностей, охарактеризованы уровни развития в соответствии с критериями и подобраны средства диагностики. Результаты, полученные после проведения 1 и 2 экспериментов, показали, что в результате использования на уроках чтения творческих заданий, количество детей с низким уровнем уменьшилось, а количество детей с высоким и средним уровнем увеличилось. Сравнивая результаты детей в 1 классе и во 2 классе, можно сделать вывод о положительной динамике роста уровня творческих способностей у детей во 2 классе.


В раздел образования