Напоминание

Основы формирования единого образовательного пространства ребенка и семьи


Автор: Садекова Екатерина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 285
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Основы формирования единого образовательного пространства ребенка и семьи
Раздел: начальное образование





Назад




Статья « Основы формирования единого образовательного пространства ребенка и семьи »
«Основы формирования единого образовательного пространства

ребенка и семьи»
Психическое развитие ребенка раннего возраста невозможно без его взаимодействия со взрослыми членами семьи. Мать ребенка с самого раннего возраста является его посредником практически во всем, начиная от контактов ребенка с окружающей средой, заканчивая социализацией в общество. Дети на ранних стадиях развития во всем зависят от матери, как физически, так и эмоционально. Мать обеспечивает безопасность, спокойствие, утешение, поощрение. Настраивает на позитивное восприятие с окружающим миром. Дети с органическим поражением центральной нервной системы не могут сами регулировать свое поведение, поэтому у них наблюдается в той или иной степени нарушение процесса развития и обучения. Повреждение одной из функций развития может цепочкой приводить к нарушению остальных, а иногда и мозга в целом (Е.А.Стребелева). Также следует отметить компенсаторные возможности нервной системы в детском возрасте. Недифференцированность нервных клеток, отсутствие узкой специфичности в условиях органического повреждения центральной нервной системы является основой компенсации нарушенных функций. Восстановление становится возможным только при рано начатом лечении и коррекционном обучении. Огромную роль в реабилитации ребенка имеет его семья. Каковы желания и возможности родителей, таковы и результаты реабилитации ребенка. Огромную помощь в отношениях родителей с детьми с поражением ЦНС оказывают педагоги-дефектологи. От взаимопонимания между 1
Статья « Основы формирования единого образовательного пространства ребенка и семьи » родителями и педагогами зависит дальнейшее психофизическое развитие ребенка. Если контакт будет установлен, то результат совместной деятельности не заставит себя долго ждать. Большое количество статей отечественных и зарубежных авторов посвящено теме взаимоотношений матери с ребенком (Л.С.Выготский, М.И.Лисина и др.) Также во многих научных течениях анализируется взаимодействие в диаде мать-ребенок, рассматриваются социально- эмоциональные отношения как главные аспекты развития. В раннем возрасте при начале формирования личности ребенка огромную роль играют особенности взаимодействия со взрослыми, с членами семьи. Правда, существуют противоречия между необходимостью оказания своевременной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы и их семьям и отсутствием научно обоснованных данных о возможностях обучения и воспитания этих детей в семье. Необходимо разрабатывать и главное, научно обосновывать методы и приемы коррекционной помощи во взаимодействии родителей и ребенка. К сожалению, в последнее время отмечается рост патологии беременности и родов, рождение недоношенных детей, что влечет за собой повреждение центральной нервной системы ребенка. Последствием этого является общее недоразвитие мозга, психическое недоразвитие – умственная отсталость, задержка темпа развития мозга, особенно лобной и теменно- височно-затылочной коры. Все это в дальнейшем сказывается на корковых отделах мозга, например, корковых речевых зонах, проявляющееся в стойком системном недоразвитии речи – алалии. 2
Статья « Основы формирования единого образовательного пространства ребенка и семьи » Также происходит повреждение или недоразвитие зрительных, слуховых, двигательных центров или проводящих путей, проявляющееся в дефектах зрения, слуха, моторики. Такие дети обычно проявляют нарушения поведения, двигательную расторможенность, повышение эмоциональной возбудимости, внимания, памяти, умственной работоспособности. Они растут нервными, ослабленными, раздражительными, имеют повышенное внутричерепное давление, быстро утомляются, проявляя слабость памяти, часто жалуются на головную боль, плохо переносят жару и духоту. Родители таких детей с первых месяцев жизни должны помогать ребенку адаптироваться в жизни через эмоции, стимуляцию зрительного, эмоционального, слухового, вестибулярного и кинестетического каналов. В процессе роста ребенок должен при помощи родителей отвечать на стимулы, изменять инициативные действия, изучать предметы на ощупь. Груз ответственности взрослого увеличивается за объем доступного малышу предметного пространства. В такой же мере возрастает потенциал малыша использовать ориентиры в повседневных бытовых ситуациях, что требует от взрослого обыгрывать такие события, как – пробуждение, одевание, прием пищи, гигиенические процедуры, купание, прогулка и т.д. Ведь в руках мудрого и ответственного родителя любой повседневный предмет может стать игрушкой, а любая бытовая ситуация - игровой. Взрослый человек в игре с ребёнком производит различные манипуляции с предметами, знакомит маленького человечка с пластическими материалами, глиной, песком, жидкими веществами, тем самым развивая его творчески, помогая самовыражению. Родители в состоянии сделать в детской комнате уголок познания окружающего мира, помогая ребенку развиваться в игровом процессе. Роль 3
Статья « Основы формирования единого образовательного пространства ребенка и семьи » взрослого должна меняться в зависимости от ситуации. Он может вести наблюдение со стороны, выражать эмоции, по необходимости - предоставлять помощь, комментировать происходящее, быть напарником по игре. Только при помощи родителей на этапе раннего развития ребенок приобретает жизненный опыт. Игра, зародившаяся с младенчества, это начало исследования себя и мира вокруг. Навыки, приобретенные ребенком в игре, проецируются на настоящие жизненные ситуации. При помощи родителей, в процессе взаимодействия с окружающими предметами, дети приобретают осведомленность в материальном и социальном мире. Родители учат детей взаимопомощи, последовательности действий, самоконтролю. Разные игровые ситуации помогают ребенку в приобретении собственного опыта. Родители должны быть крайне внимательны к ребенку, выражающему своё отношение к играм и игрушкам. Взрослому необходимо воздерживаться от попыток навязать ребенку какой-либо вид игровой деятельности. Каждый ребенок рождается со своими особенностями характера, поведения, талантами. Генетические причины, заболевания, среда определяют направление его индивидуального развития. Особенности темперамента малыша, сильные и слабые стороны психики проявляются постепенно в процессе его взаимодействия с окружением (A.M. Казьмин, В.Н. Ярыгин, Е.А. Петрусенко и др.). Умение замечать и осознавать характерные черты поведения ребенка может помочь взрослым наладить с ним контакт. Также родителям необходимо привлекать специалистов для оказания квалифицированной консультативной помощи. У специалистов и родителей должна быть одна цель в отношении ребенка и полное взаимопонимание. 4
Статья « Основы формирования единого образовательного пространства ребенка и семьи » Нередко родители дают агрессивную реакцию на замечания в адрес ребенка, на бессознательном уровне происходит сопротивление со стороны родителей на замечания в неправильности воспитания. Без общения и взаимопонимания с семьей ребенка педагог не может передать, как правильно обучать, чтобы дать положительные результаты. Родителям важно понимать, что им не хватает педагогических навыков – выдержки, специальной методики обучения, умения общаться с детьми мимикой, жестами, интонацией. Педагоги же имеют необходимые навыки в общении с больными детьми – слушать, понять невербальный язык общения и адекватное его применение. Необходимо обоюдное желание сторон – родителей и педагога для эффективного взаимодействия. Педагог должен иметь максимальную информацию о семье, знать поведение родителей в семье, отношение к ребенку, прививать родителям терпение и уважение к ребенку. Родители и все члены семьи должны взаимодействовать друг с другом, видеть проблему и научиться находить пути выхода из конфликтных ситуаций, успокоить, обнадежить и выстроить новую грань в отношениях. Нельзя, чтобы ребенок попадал в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Рождение в семье ребенка с проблемами развития изменяет структуру семьи, возникают конфликты внутри семьи. Родители часто в штыки воспринимают советы педагогов по воспитанию проблемных детей, часто сталкиваются с неготовностью матери к воспитанию больного ребенка, что сказывается на поведении ребенка. Он капризный, агрессивный, гиперактивный, потому, что заброшен родителями. Потребность в матери, близость матери, эмоциональной поддержки он не имеет. Часто такие семьи распадаются. Родители понимают проблемность ситуации, сами справиться 5
Статья « Основы формирования единого образовательного пространства ребенка и семьи » не могут, а иногда просто не хотят и перекладывают все проблемы на специалистов. Необходимо взаимодействовать с родителями. Они должны понять, что связь между ними и педагогами – это залог успеха в развитии и воспитании ребенка, в достижении позитивных результатов. Это путь к партнерству во благо ребенка. 6


В раздел образования