Словарная работа как средство развития устной речи младших школьников с нарушениями интеллекта и зрения
Автор: Пешкова Наталия Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по зрению" Населённый пункт: город Грязовец Вологодская область Наименование материала: статья Тема: Словарная работа как средство развития устной речи младших школьников с нарушениями интеллекта и зрения Раздел: начальное образование
«Словарная работа как средство развития речи младших щкольников с
нарушениями интеллекта и зрения ».
Пешкова Н.С., учитель начальных классов высшей квалификационной
категории БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ
по зрению».
Одной из главных задач коррекционной школы является подготовка
выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так,
чтобы его слушали, умел оценивать чужую, и, конечно, свою речь. Речь
помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.
Она играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Нарушения речи
отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности, социальной
адаптации ребенка.
Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
Проблема
в
том,
что
сейчас
поступает
большое
количество
детей,
имеющих отклонения в интеллектуальном развитии. Приходится подбирать и
апробировать разные формы и методы работы по развитию связной устной
речи.
Дети
с
нарушениями
интеллекта
и
зрения
имеют
сложности
со
вступлением в диалог. Диалог редко возникает по инициативе умственно
отсталого ребенка. Эти дети обычно мало интересуются окружающим. У них
мало поводов задавать вопросы взрослым или вступать с ними в беседу.
Такие дети обычно замкнуты.
Здоровый ребенок 3 – 4 лет уже обладает большим словарным запасом,
его
активная
речь
носит
почти
правильную
грамматическую
форму,
а
фонетические погрешности произношения остаются лишь в виде мелких
исключений.
В то же время у детей с нарушениями интеллекта и зрения как слуховое
различение, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже.
Речь его скудна и неправильна. Основные причины, обусловившие такое
состояние
речи,
-
слабость
замыкательной
функции
коры,
медленная
выработка
новых
дифференцировочных
условных
связей
во
всех
анализаторах, а иногда преимущественно в каком-либо одном. Значительную
отрицательную
роль
играет
также
общее
нарушение
динамики
нервных
процессов, затрудняющее установление динамических стереотипов — связей
между анализаторами.
Таким образом, замедленное, неполноценное развитие анализаторов
приводит к тому, что резко задерживается развитие речи. К тому времени,
когда речь должна бы быть средством общения, обозначения и орудием
мышления, она оказывается в крайне неразвитом состоянии. Очень часто у
детей
с
нарушениями
интеллекта
и
зрения
первые
отдельные
слова
появляются в 2 – 3 года, а короткие, скудные и аграмматичные фразы – к 5 – 6
годам. К школьным годам дети приходят с резким недоразвитием речи.
Прежде всего, обнаруживается, как этого и следовало ожидать, что
словарный
запас
учащихся
младших
классов
вспомогательной
школы
значительно меньше, чем словарь их здоровых сверстников. Разница между
пассивным
и
активным
словарем,
существующая
и
в
норме,
у
детей
с
нарушениями интеллекта особенно велика. Их активный словарь особенно
скуден. Дети очень мало пользуются прилагательными, глаголами, союзами.
Даже
тот
словарный
запас,
который
уже
освоен
учеником
вспомогательной школы, длительное время остается неполноценным, так как
значение
употребляемых
им
слов
большей
частью
не
соответствует
действительному
значению
слова.
Этот
факт
имеет
место
и
у
всякого
нормального ребенка. Так, например, здоровый маленький ребенок может
называть словом киска и домашнюю кошечку, и пушистого игрушечного
медвежонка,
и
воротник
маминого
пальто.
Вначале
дядя
–
это
всякий
мужчина, кроме папы; лишь постепенно ребенок усваивает точное значение
слова дядя, выражающего определенную степень родства. По выражению И.
М. Сеченова, слово остается для ребенка известное время не понятием, а
лишь «кличкой», наименованием нескольких предметов. Затем происходит
постепенное уточнение его значения. У умственно отсталых детей переход от
слов-«кличек» к словам-понятиям совершается очень долго и с большим
трудом.
Словарная
работа
является
важной
составной
частью
деятельности
обучающихся и учителя по развитию речи.
Богатство словаря - признак высокого развития как общества в целом, так и
каждого
отдельного
человека.
Поэтому работе
над
словарем
учащихся
придается
в
школе
очень
большое
значение.Словарная
работа
является
составной
частью
работы
по
развитию
речи
учащихся.
Особенность
словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе
всей учебно - воспитательной деятельности учителя.
В словарной работе сливаются четыре направления:
во- первых, обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которых
школьники не знали вовсе, новых значений слов;
во- вторых, уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных
слов,
выяснения
их
оттенков,
различий
между
синонимами,
подбор
антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
в третьих, активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого
круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение
сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том.или
ином тексте;
в
четвертых,устранение
нелитературных
слов,
употребляемых
иногда
младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.
Я
считаю, что значение словарной работы в начальной школе очень велико,
поэтому тема моей работы всегда актуальна.
Цель моей работы :рассмотреть пути совершенствования словарной работы
как средства развития речи у детей с нарушениями интеллекта и зрения.
Задачи, которые я поставила перед собой:
1.Выявить трудности в усвоении детьми словарных слов, их употребления в
устной и письменной речи.
2.Определить возможности совершенствования словарной работы на уроках
при обучении детей с нарушениями интеллекта и зрения.
3.Проанализировать наиболее приемлемые варианты работы при изучении
словарных слов на уроках русского языка .
4. Рассмотреть систему упражнений и заданий, которые направлены на
развитие речи детей с нарушениями интеллекта и зрения.
Работая с детьми с нарушениями интеллекта и
зрения, я столкнулась с
проблемой
усвоенияими
словарных
слов.Конечно,
сформировать
у
обучающихся все эти умения в полном объеме - задача трудновыполнимая.
Речь детей отличается ограниченностью, искажениями в звукопроизношении
и другими трудностями.
Я
хочу
выделить,
какие
же
наиболее
распространённые
трудности
встречаются
у данной категории обучающихся
при изучении словарных
слов:
•
Трудности в понимании смысла слова.
•
Не могут точно и правильно его употреблять в речи.
•
Испытывают затруднения в правильном написании слов.
•
Из-за
бедности
словарного
запаса,
затрудняются
в
подборе
родственных слов, изменить форму слова и др.
•
Частые перестановки слогов и звуков в словах — нарушение структуры
слов.
•
Частые и длительно сохраняющиеся замены близких по значению слов,
т.е. неточное их употребление.
•
«Неулавливание»
окончаний
слов
(употребляют
чаще
в
И.п.
существительные).
Словарная работа проводится почти на каждом уроке.Занимает она обычно 5-
10 минут. Но я
выделяю для этого момента больше времени на уроках,
подбираю
упражнения
и
задания,
направленные
на
развитие
речи
и
обогащение
словаря
обучающихся,
стараюсь,
чтобы
каждый
раз
они
помогали
детям
и
полностью
работали
на
результат
усвоения
слов
(написание и понимание, употребление в речи).
Словарная
работа
преследует
различные
цели
и
имеет
разное
содержание :
1.Она направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением
новых
для
них
слов(словосочетаний),
значение
которых
дети
понимают
неправильно или неточно.
2 .
О н а преследует
цели
грамматические:
усвоение
некоторых
грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения
(например,
родительный
падеж
существительных
множественного
числа:
яблок, апельсинов, килограммов).
3.Словарные упражнения
провожу
с
целью
обучения
детей
орфоэпическому
произношению
слови,
прежде
всего,
соблюдению
нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).
4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами
провожу словарно-орфографическую работу.
С л о в а р н а я
р а б от а
я в л я е т с я
в а ж н о й
с о с т а в н о й
ч а с т ь ю
деятельностиобучающихся и учителя по развитию речи.
Работу
начинаю
с
расширения
словаря
за
счет
наиболее
употребительных
глаголов
с
использованием
заданий
или
игр:
"Кто
как
передвигается", "Кто как голос подает", "Кто как ест", "Кто какие звуки
издает", "Кто что делает" и т.д.
Овладение
прилагательными
начинаю
со
слов,
обозначающих
основные
цвета,
форму,
величину.
В
дальнейшем
отрабатываются
слова,
обозначающие высоту, толщину, длину, ширину, вкусовые качества, качества
поверхности, вес.
Затем провожу работу над прилагательными, которые образуются от
существительных
с
помощью
суффиксов,
а
также
над
прилагательными,
сложными
по
семантике
(например,
оценочными,
обозначающими
внутренние качества человека).
Параллельно с развитием предикативного словаря продолжается работа
по
обогащению
и
уточнению
номинативного
словаря.
Особенно
важным
является работа по усвоению слов обобщающего характера (мебель, одежда и
т.
д.),
которая
способствует
развитию
операций
обобщения,
аналитико-
синтетической деятельности детей.
Обогащение
словаря
осуществляется
и
за
счет
местоимений,
числительных, наречий и других частей речи.
Работа по обогащению словаря у детей с нарушениями интеллекта и
зрения предполагает и уточнение слов-синонимов.
Работа над уточнением значения слова тесно связана с уточнением
представлений
у
учащихся
об
окружающих
предметах
и
явлениях
с
классификацией
предметов,
с
работой
по
формированию
лексической
системности. Классификацию предметов провожу как в неречевом плане
(например, разложить картинки на 2 группы), так и с использованием речи
(например, выбрать только овощи, найти лишнее, назвать одним словом все
предъявленные предметы и т. д.). Использую записи, рисунки, помогающие
детям овладеть различными категориями предметов, усвоить и соотнести
обобщенное
название
и
названия
конкретных
предметов,
овладеть
родовидовыми отношениями.
Важное
место
отвожу
работе
над
значением
слова
с
постепенным
переходом от конкретного значения слова к усвоению его грамматического
значения в словосочетании, предложении.
Актуализации словаря способствует и работа по звуковому анализу
слова, закреплению его слухового и кинестетического образов.
Основными
задачами
словарной
работы
являются
уточнение,
обогащение
словаря,
его
закрепление,
активизация.
Работа
над
словом
является одной из важнейших в общей системе работы по развитию речи.
Учеников
знакомлю
с
разными
значениями
одного
и
того
же
слова;
формирую умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с
контекстом, с речевой ситуацией; развиваю ориентировку в отборе языковых
средств при построении связного высказывания.
Великому
русскому
педагогу
К.Д.Ушинскому
принадлежат
слова:
“Дитя,
которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не
понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им
свободно
в
устной
и
письменной
речи,
всегда
будет
страдать
от
этого
коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.
Овладеть словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в
речи. Хорошо поставленная словарная работа:
- обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей,
-способствует глубокому усвоению программного материала;
- служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.
Как писал известный советский ученый - методист А.В.Текучев
«Словарная работа - это не эпизод в жизни учителя, а систематическая,
хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа,
связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с 1 по 11
класс».
Направляя
внимание
детей
на
сознательное
и
прочное
усвоение
затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты
учебной
и
художественной
книги,
можно
легко
связать
различные
виды
словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться
обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету.
Важным моментом успешности обучения детей с нарушениями
интеллекта
и
зрения
является
мотивация
их
деятельности,
требующая
постоянного
положительного
эмоционального
подкрепления
со
стороны
окружения ребёнка.