Автор: Ларионова Алеся Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 50 Населённый пункт: город Чита Забайкальский край Наименование материала: Рабочая программа Тема: русский язык Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного об-
разовательного
стандарта
начального
общего
образования,
Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос-
сии, планируемых результатов начального общего образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных
целевых
установок
начального
образования:
становлении
основ
граж-
данской
идентичности
и
мировоззрения;
формировании
основ
умения
учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нрав-
ственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание
предмета
направлено
на
формирование
функциональной
грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является
для
младших
школьников
основой
всего
процесса
обучения,
средством
развития
их
мышления,
воображения,
интеллектуальных
и
творческих
способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в
духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство
отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в
нём своей духовной стороной только через посредство той же среды —
отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап
системы лингвистического образования и речевого развития, направлено на
достижение познавательной и социокультурной целей:
-познавательная цель предполагает формирование у учащихся
представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира,
ознакомление
учащихся
с
основными
положениями
науки
о
языке
и
формирование
на
этой
основе
знаково-символического
и
логического
мышления учеников;
-социокультурная цель
изучения
русского
языка
включает
формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной
и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного,
безошибочного
письма
как
показателя
общей
культуры
человека.
Для
достижения
поставленных
целей
изучения
русского
языка
в
начальной школе необходимо решение следующих практических задач :
-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать
средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-освоение
первоначальных
знаний
о
лексике,
фонетике,
грамматике
русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-
описания и повествования небольшого объема;
-воспитание
позитивного
эмоционально-ценностного
отношения
к
русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и
чистоты;
пробуждение
познавательного
интереса
к
языку,
стремления
совершенствовать свою речь.
В классе 30 человек: 11мальчиков и 19 девочек.
Так как, в классе обучаются учащиеся компенсирующего обучения
производится
корректировка
программы.
В
работе
с
этими
детьми
необходимо применять индивидуальный подход как при отборе учебного
содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и
при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать
их
личностным
и
индивидуальным
особенностям,
таким
как:
дефицит
внимания,
медленная
переключаемость
внимания,
недостаточная
сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение,
выделение главного), плохая память. Из ходя из состава класса, я ввела
дополнительные часы на разделы «Части речи» (разбор предложений по
членам и частям речи), «Состав слова»
Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский
язык» основных задач образовательной области «Филология»:
–
формирование первоначальных представлений о единстве
и многообразии языкового и культурного пространства России,
о языке как основе национального самосознания;
–
развитие
диалогической
и
монологической
устной
и
письменной речи;
–
развитие коммуникативных умений;
–
развитие нравственных и эстетических чувств;
–
развитие способностей к творческой деятельности.
Структура курса
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте
направлено
на
формирование
навыка
чтения
и
основ
элементарного
графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию
словаря,
совершенствование
фонематического
слуха,
осуществление
грамматико-орфографической
пропедевтики.
Задачи
обучения
грамоте
решаются
на
уроках
обучения
чтению
и
на
уроках
обучения
письму.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа
координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте
обеспечивает
решение
основных
задач
трёх
его
периодов: добукварного
(подготовительного), букварного
( о с н о в н о г о )
и послебукварного
(заключительного).
Добукварный
период
является
введением
в
систему
языкового
и
литературного
образования.
Его
содержание
направлено
на
создание
мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу
чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального
уровня
развитости
устных
форм
речи
у
каждого
ученика,
особенно
слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной
деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его
значением,
с
осмысления
его
номинативной
функции
в
различных
коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания
(значения)
и
формы
(фонетической
и
графической).
У
первоклассников
формируются первоначальные представления о предложении, развивается
фонематический слух и умение определять последовательность звуков в
словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять
звуковой
анализ
слов
с
использованием
схем-моделей,
делить
слова
на
слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового
анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На
подготовительном
этапе
формируются
первоначальные
представления
о
гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять
гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают
требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся
писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных
звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв,
их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два
звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая
особенность
данного
этапа
заключается
в
непосредственном
обучении
чтению,
усвоению
его
механизма.
Первоклассники
осваивают
два
вида
чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю,
как
говорю);
работают
со
слоговыми
таблицами
и
слогами-слияниями;
осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными
видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) – повторительно-обобщающий этап.
На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к
чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются
и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и
выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с
речевым
этикетом
(словесные
способы
выражения
приветствия,
благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций
общения.
Обучение
элементам
фонетики,
лексики
и
грамматики
идёт
параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков,
с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают
читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по
подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление
полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка
и литературного чтения.
Систематический
курс
русского
языка
представлен
в
программе
следующими содержательными линиями :
система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и
орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и
синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее
изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура
программы
позволяет
учитывать
степень
подготовки
учащихся
к
восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное
возрастание
сложности
материала
и
организует
комплексное
изучение
грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Курс включает систему понятий, относящихся к фонетике, графике,
слову, предложению. Программа строится по годам обучения в соответствии
с
принципами
природосообразности,
поэтапности,
непрерывности,
с
психолого-педагогическим особенностями обучения младших школьников.
Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и
в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и
более широкой конкретизации.
Языковой
материал
обеспечивает
формирование
у
младших
школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского
языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также
способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение
орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи
учащихся
служит
решению
практических
задач
общения
и
формирует
навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников
представлений о языке как явлении национальной культуры и основном
средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка
как
го сударственного
языка
Ро ссийской
Федерации,
я з ы к а
межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его
содержание
обеспечивает
ориентацию
младших
школьников
в
целях,
задачах,
средствах
и
значении
различных
видов
речевой
деятельности
(слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование
всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и
письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно
воспринимать
звучащую
и
письменную
речь,
анализировать
свою
и
оценивать
чужую
речь,
создавать
собственные
монологические
устные
высказывания
и
письменные
тексты
в
соответствии
с
задачами
коммуникации.
Включение
данного
раздела
в
программу
усиливает
внимание
к
формированию
коммуникативных
умений
и
навыков,
актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в
п р о г р а м м е
ка к
с о в о ку п н о с т ь
п о н я т и й ,
п р а в и л ,
с в е д е н и й ,
взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую
внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической,
словообразовательной
и
грамматической
(морфологической
и
синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их
роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка
и
речи.
Усвоение
морфологической
и
синтаксической
структуры
языка,
правил
строения
слова
и
предложения,
графической
формы
букв
осуществляется
на
основе
формирования
символико-моделирующих
учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком – его
лексикой,
фразеологией,
фонетикой
и
графикой,
богатейшей
словообразовательной
системой,
его
грамматикой,
разнообразием
синтаксических структур – формируется собственная языковая способность
ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и
словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и
развитие
коммуникативно-речевой
компетенции
учащихся.
Работа
над
текстом
предусматривает
формирование
речевых
умений
и
овладение
речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную
основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение),
собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание,
текст-рассуждение)
и
жанра
с
учётом
замысла,
адресата
и
ситуации
общения,
соблюдению
норм
построения
текста
( л о г и ч н о с т ь ,
последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.),
развитию
умений,
связанных
с
оценкой
и
самооценкой
выполненной
учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение
учащихся
нормам
построения
и
образования
предложений,
на
развитие
умений
пользоваться
предложениями
в
устной
и
письменной
речи,
на
обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой
речи.
На
синтаксической
основе
школьники
осваивают
нормы
произношения,
процессы
словоизменения,
формируются
грамматические
умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников
представлений
о
лексике
русского
языка.
Освоение
знаний
о
лексике
способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как
единства
звучания
и
значения);
осмыслению
роли
слова
в
выражении
мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и
эстетической
функции
родного
слова;
овладению
умением
выбора
лексических
средств
в
зависимости
от
цели,
темы,
основной
мысли,
адресата,
ситуаций
и
условий
общения;
осознанию
необходимости
пополнять
и
обогащать
собственный
словарный
запас
как
показатель
интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-
графических
представлений
о
звуках
и
буквах
русского
языка.
Чёткое
представление звуковой и графической формы важно для формирования
всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная
роль
отводится
формированию
представлений
о
грамматических
понятиях:
словообразовательных,
морфологических,
синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом
умственного
и
речевого
развития:
у
школьников
развиваются
интеллектуальные
умения
анализа,
синтеза,
сравнения,
сопоставления,
классификации,
обобщения,
что
служит
основой
для
дальнейшего
формирования
общеучебных,
логических
и
познавательных
(символико-
моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на
о с н о в е
ф о р м и р о в а н и я
у н и в е р с а л ь н ы х
у ч е б н ы х
д е й с т в и й .
Сформированность умений различать части речи и значимые части слова,
обнаруживать
орфограмму,
различать
её
тип,
соотносить
орфограмму
с
определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять
орфографический
самоконтроль
является
основой
грамотного,
безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися
приёмами
активного
анализа
и
синтеза
(применительно
к
изучаемым
единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий,
дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что,
несомненно,
способствует
умственному
и
речевому
развитию.
На
этой
основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета
изучения,
выработке
осмысленного
отношения
к
употреблению
в
речи
основных единиц языка.
Программой
предусмотрено
целенаправленное
формирование
первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка
формируются
умения,
связанные
с
информационной
культурой:
читать,
писать,
эффективно
работать
с
учебной
книгой,
пользоваться
лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать
с
информацией,
представленной
в
разных
форматах
(текст,
рисунок,
таблица,
схема,
модель
слова,
памятка).
Они
научатся
анализировать,
оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а
также
создавать
новые
информационные
объекты:
сообщения,
отзывы,
письма,
поздравительные
открытки,
небольшие
сочинения,
сборники
творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности,
которая
способствует
включению
учащихся
в
активный
познавательный
процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить
полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития
детей,
формирования
позитивной
самооценки,
навыков
совместной
деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с
другом,
совместно
планировать
свои
действия,
вести
поиск
и
систематизировать нужную информацию.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1
классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные
недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч
(10 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в
неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования
обусловлено
тем,
что
русский
язык
является
государственным
языком
Российской
Федерации,
родным
языком
русского
народа,
средством
межнационального
общения.
Изучение
русского
языка
способствует
формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве
человеческого
общения,
явлении
национальной
культуры
и
основе
национального самосознания.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и
интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность
добра – осознание себя как части мира, в котором люди
соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай
так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность
общения –
понимание
важности
общения
как
значимой
составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов
культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни,
на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и
бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание
чувства
её
красоты,
гармонии,
совершенства.
Воспитание
любви
и
бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-
популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности
русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части
культуры
человечества,
проникновения
в
суть
явлений,
понимания
закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности
знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность
семьи. Понимание
важности
семьи
в
жизни
человека;
осознание
своих
корней;
формирование
эмоционально-позитивного
отношения
к
семье,
близким,
взаимной
ответственности,
уважение
к
старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека,
развитие
организованности,
целеустремлённости,
ответственности,
самостоятельности,
ценностного
отношения
к
труду
в
целом
и
к
литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как
члена
общества,
народа,
представителя
страны,
государства;
чувство
ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей
стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность
человечества –
осознание
себя
не
только
гражданином
России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса
которого
необходимы
мир,
сотрудничество,
толерантность,
уважение
к
многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю
России;
осознание
своей
этнической
и
национальной
принадлежности,
формирование
ценностей
многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций.
2.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
4.
Овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире.
5 . Принятие
и
освоение
социальной
роли
обучающегося,
развитие
мотивов
учебной
деятельности
и
формирование
личностного
смысла
учения.
6.
Развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
поступки,
в
том
числе
в
информационной
деятельности,
на
основе
представлений
о
нравственных
нормах,
социальной
справедливости
и
свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.
Развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
9 . Развитие
навыков
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками
в
различных
социальных
ситуациях,
умения
не
создавать
конфликтов
и
находить выходы из спорных ситуаций.
1 0 . Формирование
установки
на
безопасный,
здоровый
образ
жизни,
мотивации
к
творческому
труду,
к
работе
на
результат,
бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
результаты
1. Овладение способностью
принимать
и
сохранять
цели
и
задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2.
Формирование
умения
планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации,
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата.
3
. Использование
знаково-символических
средств
представления
информации.
4.
Активное
использование
речевых
средств
и
средств
для
решения
коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках),
сбора,
обработки,
анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты
в устной и письменной формах.
7. Овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий
и
причинно-следственных
связей,
построения
рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
8. Готовность
слушать
собеседника
и
вести
диалог,
признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки
событий.
9. Определение
общей
цели
и
путей
её
достижения;
умение
договариваться
о
распределении
функций
и
ролей
в
совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение
начальными
сведениями
о
сущности
и
особенностях
объектов,
процессов
и
явлений
действительности
в
соответствии
с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими
существенные
связи
и
отношения
между
объектами
и
процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование
первоначальных
представлений
о
единстве
и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной
культуры
и
основное
средство
человеческого
общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека.
4. Овладение
первоначальными
представлениями
о
нормах
русского
языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических,
пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения
коммуникативных
задач
при
составлении
несложных
монологических высказываний и письменных текстов.
6.
Осознание
безошибочного
письма
как
одного
из
проявлений
собственного
уровня
культуры,
применение
орфографических
правил
и
правил
постановки
знаков
препинания
при
записи
собственных
и
предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7.
Овладение
учебными
действиями
с
языковыми
единицами
и
формирование умения использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
8.
Освоение
первоначальных
научных
представлений
о
системе
и
структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании
(морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их
признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы
языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы
адекватно ситуации речевого общения.
1-й класс
Личностными
результатами изучения
предмета
«Русский
язык»
являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных
произведений из Азбуки и учебников «Русский язык».
Метапредметными
результатами изучения
курса
«Русский
язык»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология
продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников
и
их
методиче ский
аппарат,
обе спечивающие
формирование
функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои
мысли
в
устной
и
письменной
форме
(на
уровне
предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения и следовать им;
–
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Средством
формирования
коммуникативных
УУД
служит
технология
продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными
результатами изучения курса «Русский язык» является
сформированность следующих умений:
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
-называть звуки,
из
которых
состоит
слово
(гласные
–
ударный,
безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые,
мягкие,
парные
и
непарные);
не
смешивать
понятия
«звук»
и
«буква»;
делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих
согласные
звуки,
парные
по
мягкости
(обозначение
гласного
звука
и
указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– определять количество букв и звуков в слове;
– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
– ставить пунктуационные знаки конца предложения;
–
списывать с
печатного
образца
и писать под
диктовку
слова
и
небольшие
предложения,
используя
правильные
начертания
букв,
соединения;
– находить корень в группе доступных однокоренных слов.
2-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»
являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
–
обращать
внимание на
особенности
устных
и
письменных
высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и
знаков
препинания:
точка
или
многоточие,
точка
или
восклицательный
знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством
формирования
регулятивных
УУД
служит
проблемно-
диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты
учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование
функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои
мысли
в
устной
и
письменной
форме
(на
уровне
предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь
других; пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
–
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Средством
формирования
коммуникативных
УУД
служат
проблемно-
диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является
сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
–
понимать смысл
заглавия
текста; выбирать наиболее
подходящее
заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
–
правильно называть звуки
в
слове, делить слова
на
слоги, ставить
ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество
звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное,
сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на
слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать
без
ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях
людей, кличках животных, географических названиях;
буквы
безударных
гласных,
проверяемых
ударением,
в
корнях
двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;
буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на
конце и в середине слова;
слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;
писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по
написанию
приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с
изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
–
находить корень
в
группе
однокоренных
слов, видеть в
словах
изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих
суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные
слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о
ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
–
предполагать по
заглавию,
иллюстрации
и
ключевым
словам
содержание
текста; отвечать на
вопросы
учителя
по
ходу
чтения
и
на
вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к
тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на
заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями
языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого
изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее
им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать
других и самому быть понятым.
3–4 класс
Личностными
результатами изучения
предмета
«Русский
язык»
являются следующие умения и качества:
–
эмоциональность;
умение осознавать и определять (называть)
свои
эмоции;
–
эмпатия
–
умение осознавать и определять эмоции
других
людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной
форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством
достижения
этих
результатов
служат
тексты
учебников,
вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология,
технология продуктивного чтения.
Метапредметными
результатами изучения
курса
«Русский
язык»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
–
в
диалоге
с
учителем вырабатывать критерии
оценки
и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Средством
формирования
регулятивных
УУД
служит
технология
продуктивного
чтения
и
технология
оценивания
образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
–
вычитывать все
виды
текстовой
информации:
фактуальную,
подтекстовую, концептуальную;
-
пользоваться разными
видами
чтения:
изучающим,
просмотровым,
ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной
текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации;
–
адекватно
использовать речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
–
договариваться и
приходить
к
общему
решению
в
совместной
деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными
результатами изучения курса «Русский язык» является
сформированность следующих умений:
3-й класс
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
–
самостоятельно прогнозировать содержание
текста
по
заглавию,
ключевым словам;
– производить звуко- буквенный анализ доступных слов;
–
видеть в
словах
изученные
орфограммы
по
их
опознавательным
признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами
безударных
гласных
в
корне,
буквами
проверяемых
и
непроизносимых
согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь
для
обозначения
мягкости, ь
разделительным; вл а д е т ь способами
проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми
написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е;
частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в
окончаниях
имён
прилагательных; графически
обозначать изученные
орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия
выбора
орфограммы»); находить
и
исправлять ошибки
в
словах
с
изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное;
писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами
(объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами
согласных в корне, на стыке приставки
и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в
начальной форме (ставить слова в нужную форму),
-образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
-подбирать однокоренные
слова,
в
том
числе
с
чередующимися
согласными в корне;
-разбирать по составу доступные слова;
выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные
местоимения, глаголы;
производить морфологический
разбор
этих
частей
речи
в
объёме
программы;
– определять вид
предложения
по
цели
высказывания
и
интонации,
п р а в и л ь н о п р о и з н о с и т ь п р ед л оже н и я
с
во с к л и ц ат е л ь н о й
и
невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое,
ставить
вопросы к
второстепенным
членам,
определять,
какие
из
них
относятся к подлежащему, какие к сказуемому;
выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
–
в и д е т ь в
предложении
однородные
члены, ставить
запятую в
предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения
с
однородными
членами, употреблять их в
речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков
препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во
время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с
опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план,
пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные
тексты
(определять
количество
частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по
плану);
–
пис ьме нно пересказывать текст
(писать
подробное
изложение
доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка,
сознательно
наблюдать
за
своей
речью,
стремиться
к
употреблению
в
собственной
речи
изученных
конструкций,
слов,
к
совершенствованию
своей речи.
4-й класс
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический
разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные
признаки, правильно
писать слова
с
изученными
орфограммами,
графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм
(фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные
слова,
видеть
в
тексте
синонимы
и
антонимы,
подбирать
синонимы
и
антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное
предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без
союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из
двух
частей
(без
союзов,
с
союзами и, а, но) , оформлять на письме
предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения
в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова,
образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов,
глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–
100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием
после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть
правильным
типом
читательской
деятельности:
самостоятельно
осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст
на части, составлять план, пересказывать текст по
плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста,
ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную
тему.
Содержание предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное
восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся
в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его
содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и
условиями
для
эффективного
решения
коммуникативной
задачи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями
начать,
поддержать,
закончить
разговор,
привлечь
внимание
и
т. п.
Практическое
овладение
устными
монологическими
высказываниями
в
соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью
нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в
тексте
в
явном
виде.
Формулирование
простых
выводов
на
основе
информации,
содержащейся
в
тексте.
Интерпретация
и
обобщение
содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых
особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом
гигиенических
требований
к
этому
виду
учедной
работы. Списывание,
письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное
изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное,
выборочное).
Создание
небольших
собственных
текстов
(сочинений)
по
интересной
детям
тематике
(на
основе
впечатлений,
литературных
произведений,
сюжетных
картин,
серий
картин,
репродукций
картин
художников , просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его
значения.
Установление
числа
и
последовательности
звуков
в
слове.
Сопоставление
слов,
различающихся
одним
или
несколькими
звуками.
Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов.
Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных,
согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение
позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как
показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я .
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми
словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка.
Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших
текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми
словами).
Орфографическое
чтение
(проговаривание)
как
средство
самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо.
Усвоение
гигиенических
требований
при
письме.
Развитие
мелкой
моторики
пальцев
и
свободы
движения
руки.
Развитие
умения
ориентироваться
на
пространстве
листа
в
тетради
и
на
пространстве
классной
доски.
Овладение
начертанием
письменных
прописных
(заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым,
аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание
которых
не
расходится
с
их
произношением.
Усвоение
приёмов
и
последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между
словами, знака переноса.
Слово
и
предложение.
Восприятие
слова
как
объекта
изучения,
материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение
слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование
предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
•
прописная
(заглавная)
буква
в
начале
предложения,
в
именах
собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном
чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов
повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам
собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика
и
орфоэпия.
Различение
гласных
и
согласных
звуков.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение
мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по
твёрдости-мягкости
согласных
звуков.
Различение
звонких
и
глухих
согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости
согласных
звуков.
Определение
качественной
характеристики
звука:
гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый
— мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный —
непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.
Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях.
Словообразующая
функция
ударения.
Ударение,
произношение
звуков
и
сочетаний
звуков
в
соответствии
с
нормами
современного
русского
литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика . Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и
мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа
стол, конь; в словах с йотированными гласными е,
ё,
ю,
я; в словах с
непроизносимыми согласными.
Использование
небуквенных
графических
средств:
пробела
между
словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков
(в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.
Использование
алфавита
при
работе
со
словарями,
справочниками,
каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление
слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по
тексту
или
уточнение
значения
с
помощью
толкового
словаря.
Представление
об
однозначных
и
многозначных
словах,
о
прямом
и
переносном
значении
слова,
о
синонимах,
антонимах,
омонимах,
фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с
разными словарями.
Состав
слова
(морфемика). Овладение
понятием
«родственные
(однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм
одного
и
того
же
слова.
Различение
однокоренных
слов
и
синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с
однозначно
выделяемыми
морфемами
окончания,
корня,
приставки,
суффикса
(постфикса
-ся),
основы.
Различение
изменяемых
и
неизменяемых
слов. Представление о значении суффиксов и приставок.
Образование
однокоренных
слов
помощью
суффиксов
и
приставок.
Сложные слова.
Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием
согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и
служебные.
Имя существительное . Значение и употребление в речи. Различение
имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и
что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение
существительных
по
числам. Начальная
форма
имени
существительного. Изменение существительных по падежам. Определение
падежа,
в
котором
употреблено
имя
существительное. Различение
падежных
и
смысловых
(синтаксических)
вопросов. Определение
принадлежности
имён
существительных
к
1,
2,
3-му
склонению.
Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён
существительных.
Имя
прилагательное .
Значение
и
употребление
в
речи.
Изменение
прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на - ий,
-ья, -ов, -ин . Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
суще ствительного. Начальная
форма
имени
п р и л а г а т ел ь н о г о .
Словообразование
имён
прилагательных.
Морфологический
разбор
имён
прилагательных.
Местоимение .
Общее
предст авление
о
м е с т о и м е н и и . Личные
местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-
го
лица
единственного
и
множественного
числа.
Склонение
личных
местоимений.
Числительное.
Общее
представление
о
числительных.
Значение
и
употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?
Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое
овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи.
Морфологический разбор глаголов .
Наречие . Значение и употребление в речи.
Предлог.
Знакомство
с
наиболее
употребительными
предлогами.
Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и
местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не , её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание
их
сходства
и
различия).
Определение
в
словосочетании
главного
и
зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели
высказывания:
повествовательные,
вопросительные
и
побудительные;
по
э м о ц и о н а л ь н о й
о к р а с ке
( и н т о н а ц и и ) :
в о с к л и ц ат е л ь н ы е
и
невосклицательные.
Простое
предложение.
Нахождение
главных
членов
предложения:
подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов
предложения.
Установление
связи
(при
помощи
смысловых
вопросов)
между
словами
в
словосочетании
и
предложении. Предложения
распространённые
и
нераспространённые.
Синтаксический
анализ
простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение
однородных
членов
и
самостоятельное
составление
предложений
с
ними
без
союзов
и
с
союзами и, а, но . Использование
интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце
предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и
сложных предложений.
Орфография и пунктуация . Формирование орфографической зоркости,
использование
разных
способов
проверки
орфограмм
в
зависимости
от
места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном
перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных
звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь ;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь,
рожь, мышь);
• соединительные о и е , в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-
замочка).
•
безударные
падежные
окончания
имён
существительных
(кроме
существительных на - мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин );
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
•
мягкий
знак
после
шипящих
на
конце
глаголов
во
2-м
лице
единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться ;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
•
знаки
препинания
в
конце
предложения:
точка,
вопросительный
и
восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи . Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение?
Практическое
овладение
диалогической
формой
речи.
Выражение
собственного
мнения,
его
аргументация
с
учётом
ситуации
общения.
Овладение
умениями
ведения
разговора
(начать,
поддержать,
закончить
разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях
учебного
и
бытового
общения
(приветствие,
прощание,
извинение,
благодарность,
обращение
с
просьбой),
в
том
числе
при
обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить
устное
монологическое
высказывание
на
определённую
тему
с
использованием
разных
типов
речи
(описание,
пове ствование,
рассуждение).
Текст.
Признаки
текста.
Смысловое
единство
предложений
в
тексте.
Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная
работа
над
структурой
текста:
озаглавливание,
корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План
текста.
Составление
планов
к
заданным
текстам. Создание
собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным
планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с
учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной
речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с
элементами
сочинения;
сочинение-повествование,
сочинение-описание,
сочинение-рассуждение.
3 КЛАСС (170 Ч)
Повторение (17ч)
Предложение. Словосочетание. Части речи. Звуки и буквы. Ударение.
Безударная гласная в корне слова. Обозначение мягкости согласных.
Разделительный мягкий знак.
Предложение (17ч.)
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Предложения, в
которых сказуемое выражено разными частями речи. Части речи,
выражающие в предложении подлежащее. Личные местоимения.
Определение главных членов предложения и частей речи, которыми они
выражены. Второстепенные члены предложения. Составление
распространённых предложений. Разбор предложений по членам
предложения и частям речи. Логическое ударение в предложении.
Предложение с интонацией перечисления.
Слово. Состав слова. (65 ч.)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа
слова. Обобщение знаний о составе слова. Правописание слов с
разделительным твёрдым и мягким знаком. Правописание
непроизносимых согласных. Написание слов с удвоенными согласными.
Сложные слова.
Части речи. (62 ч.) Понятие об имени существительном. Число имен
существительных. Падеж имен существительных. Повторение и
углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание.
Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен
прилагательных. Падеж имен прилагательных. Повторение и углубление
представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена
глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с
глаголами.
Повторение (9 ч)
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и
углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по
цели
высказывания
и
интонации.
Предложения
с
обращением
(общее
представление).
Состав
предложения.
Простое
и
сложное
предложения.
Словосочетания.
Слово в языке и речи (19 ч)
Лексическое
значение
слова.
Омонимы.
Слово
и
словосочетание.
Фразеологизмы.
Части
речи.
Обобщение
и
углубление
представлений
об
изученных
частях
речи
(имени
существительном,
имени
прилагательном,
глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее
представление).
Однокоренные
слова.
Слово
и
слог.
Звуки
и
буквы
(обобщение и углубление представлений).
Состав слова (16 ч)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова.
Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова (29)
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с
парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным
в
корне.
Правописание
слов
с
удвоенными
согласными.
Правописание
суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание
слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Имя существительное (30 ч)
Повторение
и
углубление
представлений.
Число
имен
существительных.
Падеж имен существительных.
Имя прилагательное (19 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-
описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число
имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Местоимене (5 ч)
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол (21 ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число
глаголов.
Времена
глагола.
Род
глаголов
в
прошедшем
времени.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение (14 ч)
1 КЛАСС (50ч)
Язык и речь (2 ч).
Наша речь. Устная и письменная речь.
Текст и предложение, диалог (3 ч).
Т е к с т
и
п р е д л о ж е н и е .
П р е д л о ж е н и е .
Д и а л о г .
Слова,слова,слова…(4 ч). Роль
слов
в
речи.
Слова —
названия
предметов,
признаков
и
действий
предметов.
«Вежливые»
слова.
Однозначные
и
многозначные
слова.
Близкие
и
противоположные
по
значению слова.
Слово и слог. Ударение (6 ч).
Слог как минимальная произносительная единица. Делние слов на слоги.
Перенос слов. Ударение. Ударные и безударные слоги.
Звуки и буквы (34 ч).
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки и буквы. Буквы
Е, Ё, Ю,Я и их функции в словах. Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э.
Обозначение ударного гласного буквой на письме. Особенности проверяемых
и проверочных слов. Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
Написание
слов
с
непроверяемой
буквой
безударного
гласного
звука.
Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными согласными. Слова с буквами
И и Й. Твердые и мягкие согласные звуки. Парные и непарные по твердости-
мягкости согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков мягким
знаком. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос
слов
с
мягким
знаком.
Восстановление
текста
с
нарушенным
порядком
предложений. Глухие и звонкие согласные звуки. Парные глухие и звонкие
согласные звуки. Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на
конце слов. Правописание парных согласных звуков на конце слов. Шипящие
согласные звуки. Проект «Скороговлрки».
Буквосочетания чк, чн, чт . Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу
Правописание
гласных
после
шипящих
в
сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-
щу. Заглавная буква в словах. Проект «Сказочная страничка»
Повторение изученного (1 ч).
.
Планируемый уровень подготовки учащихся:
Должны знать:
- название букв русского алфавита;
- признаки гласных и согласных звуков;
- гласные ударные и безударные;
- согласные твердые, мягкие, звонкие, глухие буквы для обозначения
мягкости согласных (и, е, ё, ю, я, ь);
- деление на слоги;
- правила переноса;
- употребление прописной буквы в именах собственных;
- правило написания сочетаний – жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн;
Должны уметь:
- вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне
слова;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е,
е, ю, я, и и мягким знаком;
- делить слово на слоги;
- выделять в слове ударный слог;
- переносить слово по слогам;
- вычленять слова из предложений;
- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения,
слова;
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и
рукописным шрифтом;
- писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов;
- составлять предложения на заданную тему по рисунку, схеме;
- употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
- применять правило правописания слов с сочетаниями жи, ши,ча,ща,
чу, щу, чк, чн, щн;
- писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;
устно составлять текст из 3-5 предложений на определенную тему
Материально- техническое обеспечение
1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник. – М: Просвещение,
2011
2. В.П. Канакина Русский язык: рабочая тетрадь. – М: Просвещение, 2011
3. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку:1 класс.- М.:
ВАКО,2012.
Материально- техническое обеспечение
1.
Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников
«Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2013, 1 часть, 158 с.
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Программа и планирование
учебного курса. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений. М.: Просвещение, 2013, 151 с. (Школа России)
2.
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 2 класса
начальной школы. В двух частях. М.: Просвещение, 2013, 158 с.
3.
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс.
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях.
Часть 1, М.: Просвещение, 2013, 63 с. (Школа России)
4.
Псарева Л. А., Жиренко О. Е., Обухова Л. А.Поурочные разработки по
русскому языку к УМК Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой: 3 класс. М.:
ВАКО, 2013, 400 с. (в помощь школьному учителю)
5.
Дмитриева
О.
И.
Тематическое
планирование
уроков
по
новому
базисному учебному плану: 3 класс. М.: ВАКО, 2013, 208 с. (Учебный
год)Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для
комплекта
«Школа
России»:
1-4
классы.
М.:
ВАКО,
2013,
144
с.
(Мастерская учителя)