Под музыку «Чему учат в школе» все занимают свои места.
Ведущий: «Здравствуйте дети! Здравствуйте дорогие гости!
Мы пригласили Вас на праздник. У нас большая радость: мы изучили первую школьную книгу
«Русскую азбуку». Теперь мы умеем сами читать любые слова, предложения и даже рассказы. И
сейчас мы расскажем нашим гостям чему мы научились за это время в школе.
Над Москвою зимним утром
Занялась заря.
В школе праздник,
Славный праздник –
Праздник АЗБУКИ!»
Песня “ПЕРЕПУТАНИЦА”
Если буквы, если буквы
Не хотят дружить –
То на свете, то на свете
Невозможно жить.
О – надулась. Рассердилась.
Б – упала с крыльца.
Получилась, получилась
ПЕРЕПУТАНИЦА
Тары-бары-растабары.
Тики-чики-пам!
Ничего не понимаем,
Помогите нам!
Буквы, разве это дело?
Хватит ссориться!
Надоела, надоела
ПЕРЕПУТАНИЦА.
Помирились, помирились
Б и В, и Г, и А.
И в тетрадке получились
Очень добрые слова.
Радость, праздник, солнце, ветер,
Улыбаться, дружить.
Стало нам теперь на свете
Интереснее жить.
Ученики:
1. Хорошо сегодня в школе зал горит огнём!
Мы на праздник наш весёлый всех друзей зовём.
2. Заходите, приходите, путь свободен, освещён.
Приглашаем мы сегодня всех простится с АЗБУКОЙ!
3. Если скуку ты отвёл и сомненья позади,
Если с другом не лукавил – заходи!
4. Если лень свою оставил, нарушенья позади,
То смелей скорее в двери – заходи!
5. Если всё у вас в порядке: книжки, ручки и тетрадки,
Дружба с книгой навсегда, приглашаем вас сюда!
Ведущая: Дорогие, ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали
благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита,
научились хорошо читать по вашей первой книге.
Ученики:
1. Ежедневно по утрам заниматься надо нам
2. Мы с доски не сводим глаз, а учитель учит нас.
3. Ель, топор, лопата, руки – в каждом слове слышны звуки
Все: Звуки эти разные: гласные, согласные.
4. Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать, и в колыбели ребёнка качать.
5. А согласные-согласки: шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть, но не хочется им петь.
6. Мы знаем буквы, знаем слоги, умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу мы научились все читать.
Ведущая: И все они, как и вы начинали с Азбуки. Праздник уже начался, а самого главного гостя,
Азбуки – нет. Давайте, ребята, позовем её.
Все: Азбука! Азбука! Мы ждём тебя!
Под музыку вбегает Буратино.
Буратино: «Привет ребята! Узнал, что у Вас сегодня праздник «Прощай Азбука», а я так люблю
праздники! И вот я здесь. Но неужели вы так быстро научились читать и писать?»
Дети: «Научились!»
Буратино: «Ой, какие Вы молодцы! А меня помните, Мальвина учила читать, но я не был
прилежным учеником и сейчас читаю плохо. Ладно, теперь я честно обещаю Вам, что буду
стараться и скоро научусь читать, как Вы. Знаете что, давайте пригласим на праздник Мальвину.
Дети соглашаются. Буратино выбегает за дверь и возвращается, ведя за собой Мальвину. (под
музыку)
Мальвина: Здравствуйте ребята! Буратино сказал, что Вы уже хорошо научились читать. Это
правда? Наверное, у Вас была волшебная книга? Как она называется?
Дети: АЗБУКА!
Мальвина: А знаете ли Вы, что в сказках случаются порой невероятные вещи? Так вот, как раз
сейчас и произойдет чудо. (Хлопает в ладоши). Раз, два, три.
Входит под музыку Азбука.
Азбука (входит в класс): Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, конечно, я королева Азбука!
Тому, кто хочет много знать, кто хочет книги прочитать:
Про горы и долины, про водные глубины,
Про реки звёзды и моря… не обойтись им без меня!
– Все буквы, с которыми вы познакомились на уроках – мои подданные. Мы все жители волшебной
страны – Букварины, которая расположена на страницах вашей Азбуки.
Прислушайтесь как
красиво звучит моё имя! Так что же оно значит?
Давным-давно у наших предков алфавит открывала буква «А», но называлась она тогда иначе –
«АЗ». Вторая буква, так похожая на современную «Б», называлась «БУКИ». «АЗ» и «БУКИ» вот
и получилось – «АЗБУКА».
Я – АЗБУКА. Учу читать.
Меня ни как нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
И пришла я к вам сегодня, не случайно. Сегодня вы отправляетесь в далёкое
путешествие – в мир книг, в страну Литературию. Пришла со мной и моя королевская дружина –
все 33 моих богатыря, которым я поручаю сопровождать вас в путешествии.
Они никогда вас не покинут и помогут в трудную минуту. Но при одном условии: всех их вы должны
знать по именам! Моя верная дружина – это буквы.
Ведущая: Сейчас мы проведём перекличку – по очереди будем называть все буквы алфавита.
Если назовём правильно, то буквы оживут и обязательно отзовутся.
Ребята, с буквами в руках, читают стихи.
А: Аллигатор азбуку получил, аллигатор азбуку изучил,
Аллигатор знания поглотил, а потом и азбуку проглотил.
Б: Букве “Б” и страх неведом: бой, барабан, боец, победа.
В : Воробья врачи спасли, в вертолёт его внесли
Вертолёт вертел винтами, волновал траву с цветами.
Г: Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит.
Д: Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди! Дай дойти до дому дедушке седому!
Е: Еда, еда, еда… Ежевика – ерунда! Если нет еды на “Е”, мы её придумаЕ…
Кушай дочка, кушай сын, ЕМ-лянику, Е-пельсин.
Ё: Ёжик и Ёршик – колючий, и всё же ёжик и Ёршик совсем не похожи:
Ёршик при виде врагов не тревожится, ёжик тотчас же пытается съёжиться.
Ж: Жук жужжит в железной банке – жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука!
З: Занят заклинатель змей звонкой музыкой своей.
А под музыку, друзья, затанцует и змея.
И: Индюк из города идёт, игрушку новую везёт.
Игрушка не простая – игрушка расписная.
Й: Йод ребёнок каждый знает, йодом врач нам раны мажет.
К: Кот копеек накопил, кошке козочку купил,
А козе – капустки, кочанчики хрустки.
Будет козочка крепка, кошке даст молока.
Л: Лев комарика ловил. Лапой лоб себе разбил.
М: Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много пчёл.
Н: Няня на ночь Милу мыла. Нина мыло не любила.
Но не ныла Нина. Нина – молодчина.
О: Осинку окрасила осень. Осинка мне нравится очень.
Она позолотой блестит, одно только жаль – облетит.
П: Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух,
Про пастбище, про пастуха и про меня, про петуха.
Р: Рыбке рак – ни друг, ни враг. Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок, что посажен на крючок.
С: Солнце, с самого рассвета ты сосёшь сосульку эту.
Ешь скорей свой леденец, чтоб зиме пришёл конец.
Т: Тигр – свирепый зверь. Но всё же, тихим тигр бывает тоже.
Тигр бывает тих с тигрицей, так как сам её боится.
У: Устала утка на пруду учить своих утят. Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится: – Ну что из них получится?
Ф: Федя полез за конфетой в буфет…
Факт, что в буфете не будет конфет.
Х: Хочешь великаном стать? На ходули надо встать.
Ахи, охи, хохот, смех, скоморохи выше всех.
Ц: Зачем такой носище цапле? Затем, чтоб цапли рыбок цапали.
Ч: “Ч” с четвёркой спутал чижик и прочёл: “Четыре ижек!”
Ш: Шпагоглотатель не шутил, пять шпаг бесстрашно проглотил.
– Эй, шалуны, прибавьте шагу! Несите мне шестую шпагу!
Щ: Щёголь щётку уважает. Щёткой щеголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать, не в чем будет щеголять.
Ъ: Обойди хоть всю планету, с твёрдым знаком зверя нету.
Может где-то на Венере с твёрдым знаком рыщут звери?
Ы: “Ы” – мыло душистое, белое, мылкое.
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
Ь: Мягкий знак живёт беспечно он без кепки ходит вечно.
Э: Эхо! Эхо! Вот потеха! Обезьянка это эхо.
Это эхо каждый раз передразнивает нас.
Ю: Юрки замёрзнуть не хотят, юрки от вьюг на юг летят.
Юрки, вернитесь с юга, ушли мороз и вьюга!
Я: “Я” сказала про себя:
– Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит –
Гол! Закончен алфавит.
Дети поют песню «Алфавит».
Мальвина: Теперь ребята, расскажите что Вы узнали на уроках.
1-й ученик:
Ежедневно по утрам,
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
2-й ученик:
«Ель», «Топор», «Лопата», «Руки» –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.
3-й ученик:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу – звать и аукать,
И в колыбельке сестрёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
4-й ученик:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
5-й ученик:
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
«МА» и «ША», запомни «МАША»
К нам явились на урок.
6-й ученик:
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
«ТЫ» и «КВА», а вместе: «ТЫКВА»,
«СО» и «ВА», читай: «СОВА».
7-й ученик:
Соединили мы два слова –
И предложение готово:
«ДОЖДЬ ИДЁТ.
ГРЕМИТ ГРОЗА.
УЛЕТЕЛА СТРЕКОЗА.
1-й ученик:
Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу.
Мы научились все читать.
2-й ученик:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
3-й ученик:
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
Азбука: Молодцы ребята! А теперь мы загадаем Вам загадки о буквах. Будьте внимательны!
Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … («А»)
Мальвина:
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра «3»… («З»)
А моё задание называется «Превращение слов – волшебные клеточки»
З
У Б
Д У Ш
Буратино:
Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнут баранкой ногу… («Б»)
– Придумайте как можно больше слов к этим схемам:
Азбука:
Удобная буква,
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто… («У»)
Найдите слово в слове: «УТОЧКА», «УДАЧА», «УГОЛ» и «УХОД».
Буратино:
Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква… («К»)
– Я приготовил для Вас игру «Из одного слова – несколько» КАРТОФЕЛЬ.
Буратино: Мы убедились, что буквы ребята знают. Но из букв надо ещё уметь составлять слова.
Выйдете ребята с буквами и попробуйте составить слово.
А теперь составьте слова из этих букв
О Ш Л А К О К У Р Е М Р Н Е А Е П.
Мальвина: Вы изучили АЗБУКУ, умете читать. А хорошо ли Вы знаете, что необходимо
школьникам?
Я всех знаю, всех учу,
А сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться
Нужно грамоте учится. (Книга)
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Что такое я? (Тетрадь)
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком,
Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)
Я люблю прямоту
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка)
Если сломан карандаш
Я помощник первый Ваш
Я как врач, его лечу –
Быстро, остро заточу. (Точилка)
Азбука: Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете все 33 буквы. Отныне и навсегда они – ваши
верные друзья и помощники.
В это время вбегает Незнайка
Незнайка: Подождите! Подождите! Я тоже хочу с вами поиграть. Я к ребятам на каждый урок
приходил, я теперь все буквы знаю, все слова. Я даже стихи запоминать научился. Хотите
послушать?
Азбука: Ну как, ребята послушаем?
Наш новый конкурс так и назовём «Незнайкины стихи». Слушайте внимательно и, если Незнайка
ошибется, поправьте его.
Незнайка:
Тает снег.
Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.
Азбука: Кого-кого? Какое здесь слово должно быть, ребята?
Дети: ГРАЧЕЙ!
Незнайка: Подумаешь, разочек ошибся. Слушайте дальше:
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами…
– Что? Опять ошибка? Не может быть? А как надо?
Дети: ЧАЙКИ!
Незнайка: Понял, понял. Больше не собьюсь!
Врач напомнил дяде Мите,
– Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном!
Дети: Не ЦАПЕЛЬ, а КАПЕЛЬ
Азбука: Эх, Незнайка, стихи заучить не так то просто. А ты опять допустил ошибку. Ребята,
давайте поможем Незнайке. Сейчас мы с Вами вспомним стихотворение, написанное поэтом А.
Шибаевым.
Азбука: Дедушка про внучку говорил:
– Экая досада!
Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну, сказала бы …
Дети: Спасибо!
А слово то какое –
Очень дорогое!
Азбука: Молодцы ребята! Хорошие стихи Вы выучили. И слова хорошие, очень нужные в жизни
вспомнили. Эти слова считаются волшебными! Понял, Незнайка, как стихи учить надо?
Незнайка: Понял, но я всё таки с ребятами прощаться не буду и приду к ним обязательно и на
уроки чтения.
Азбука: Теперь я не сомневаюсь, что Вы будете успешно заниматься на уроках чтения. А
поведут Вас туда Ваши любимые сказочные герои. Какие именно? Сейчас узнаем!
Азбука:
Сейчас начнётся здесь парад,
К нам выйдут целым строем
Те, с кем всегда ты встрече рад,
Твои любимые герои…
Вот шелестят уже страницы
И кто-то к нам уже стучится.
Появляются новые герои.
Азбука:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (АЙБОЛИТ)
Айболит: Здравствуйте дети! А кто написал обо мне?
Буратино:
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому, что он не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка
Он зовется… (ЧЕБУРАШКА)
Под музыку песни о Чебурашке на сцену выходит Чебурашка.
Чебурашка: А как звали моего лучшего друга?
Незнайка:
Он и весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх,
Это плюшевый проказник,
Медвежонок … (ВИННИ-ПУХ)
Под музыку песенки Винни-Пуха появляется Винни-Пух.
Винни-Пух: Что было в горшочке, когда я шёл на день рождения к ослику ИА?
Под музыку выходит ЗОЛУШКА.
– Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же!
Кто я такая? Кто тут подскажет?
Дети отвечают.
Азбука: Эти литературные герои, а с ними и многие другие проведут теперь Вас, ребята, дальше
в страну Литературию. Но всегда рядом с Вами будут и мои друзья, мои буквы. Добрый Вам путь!
На память о сегодняшем празднике хочу вручить всем Вам подарки – книги. Их Вам теперь
предстоит читать самостоятельно.
Мальвина и Буратино вручают подарки.
Учитель: Дорогие ребята! Мы все поздравляем Вас с «Праздником окончания Азбуки!» Желаем
Вам быстрее научиться хорошо и с удовольствием читать книги, чтобы узнавать из них много
нового и интересного.
Мальвина: Давайте на прощание ещё раз скажем спасибо азбуке, спасибо учителям. И на
прощание споём песню.
Дети поют песню «Азбука».