Автор: Утигалиева Ольга Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5 Населённый пункт: г. Батайск Наименование материала: методическая разработка Тема: ь после шипящих Раздел: начальное образование
Утигалиева Ольга Михайловна
Стаж - 35 лет
Категория - высшая
Аннотация урока.
Урок разработан на основе УМК «Планета знаний», по учебнику «Русский язык» 3 класс, авторы Л.Я. Желтовская.,
О.Б. Калинина 1 часть.
Тема «Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода» находится в
разделе «Проводники наших мыслей и чувств» (стр 42-61). На изучение данной темы отводится 2 часа. Этот урок является
уроком изучения нового материала. На этом уроке ученики познакомятся с новой орфограммой «Употребление мягкого
знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»
Урок строится в рамках системно – деятельностного подхода в обучении и проводится в проблемно-диалогической
форме.
В данной технологической карте урока описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее
составляющие. В ней четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом
этапе урока.
Урок русского языка в 3 классе
Тема : «Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»
Планируемые результаты:
1 . Предметные :
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2 . Метапредметные :
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оформление
Организационны
й момент.
Быстренько проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки?
Приветствуют учителя, проверяют
свою готовность к уроку
Чистописание.
И, Ж, Ш, Н, Ч, Д, Щ, Ц
Найдите буквы, которые объединяются одним
свойством.
На какие группы мы можем их разделить
-Ж, Ш, Ч, Щ
[ч] [щ] – всегда мягкие,
[ж] [ш]- всегда твёрдые
Постановка
проблемы.
1.
Стр. 52, №39
[туш] Как правильно записать это слово под каждым
из рисунков?
Для поиска ответа выполним ещё одно задание.
2.Прочитайте слова:
(Ручьи, пень, беленький, семья, коньки, речь)
- Какое слово лишнее?
- Почему?
-Что называется именем существительным?
-Назовите грамматические признаки имени
существительного
-Запишите слова по группам.
-На какие группы вы разделили имена
существительные?
(Если уч-ся слово речь выпишут в первый столбик,
или возникнет спор, то учитель предложит
произнести слова, закрыв мягкий знак).
- Нужно ли было смягчать [ч ]?
- Тогда, какую работу выполняет в этом слове ь?
-Значит, какую цель мы поставим сегодня на уроке?
1.Читают задание
(предполагаемые ответы)
?
(беленький)
(Оставшиеся слова им. сущ.)
( Слова, называющие предметы)
(Бывают собственными, или
нарицательными; одушевлёнными,
или неодушевлёнными; имеют род,
изменяются по числам)
(Ручьи, семья) (Коньки, пень)
Ь – показатель мягкости;
- разделительный мягкий знак.
-Нет.
?
(Узнать какую ещё работу в
-Отгадайте слово (Отгадки появляются на слайде в
виде картинок)
Слайд
- Из молотых зёрен этого злака выпекают чёрный хлеб
(рожь)
- Ходит вдоль каравая, его разрезая( нож)
- Зимой дрова ест, а ночью спит (печь)
- Он лечит людей (врач)
-Маленькое серое животное с длинным хвостиком
(мышь)
- Домик, сделанный из веток и соломы (шалаш)
-Синоним слова поддержка (помощь)
- Непромокаемое пальто (плащ)
-Что общего у этих слов?
-Ещё раз назовём слова и послушаем, как они
произносятся.
- Что общего в произношении этих слов?
- А теперь сравните написание этих слов.
- Что вы заметили? ( У одних слов на конце пишется ь,
а у других нет)
- Почему так?
- Значит, что мы должны ещё сегодня узнать?
-Сформулируйте тему урока
словах выполняет ь)
Называют слова
-(Это имена существительные)
Называют слова.
-(Слышится шипящая на конце)
-( У одних слов на конце пишется
ь, а у других нет)
?
(Почему у одних существительных
после шипящих на конце пишется
мягкий знак, а у других нет)
Мягкий знак на конце имён
существительных после
шипящих
(Отгадки появляются на слайде в
виде картинок)
Формулирование
вывода.
- Я предлагаю вам объединиться в группы, обсудить
эту проблему и сформулировать вывод.
(Если дети затрудняются, то учитель может им помочь
наводящими вопросами.
- Что общего у имен существительных в верхней
строчке? В нижней?
- Интересно, а верно ли мы сделали вывод. Как мы
можем это проверить?
Чтение правила
Учебник с. 52
- Какую ещё работу выполняет ь знак?
- Является ли ь на конце имён существительных после
шипящих орфограммой?
-А сейчас, ребята, составим алгоритм, которым мы
будем пользоваться, чтобы не ошибиться при
написании мягкого знака у существительных после
шипящих.
Запишите слово: Чиж?
-(Они все ж.р.) -(Они все м.р.)
-
Нужно обратиться к источнику
информации-учебнику.
Читают правило
-( Указывает на род имени
существительного)
Да.
Один ученик работает у доски
1.Определяю часть речи;
2.Определяю род им. сущ.;
3.Если слово мужского рода Ь не
пишется, если ж. р. Ь пишется.
Применение
полученных
знаний.
1.Вернёмся к нашему 1 заданию.
Уч. стр.52, №39
Как мы будем подписывать рисунки?
1.Определим род
2.Решим орфографическую задачу
(если м.р.- туш, если ж.р. – тушь)
Физкультминутка
Под музыку делают разминку
Первичное
закрепление
Уч. стр. 53, №42 Пользуйтесь алгоритмом, который
мы составили.
Взаимопроверка.
Оцени товарища.
Выполняя это задание, какую орфограмму мы с вами
закрепляли?
Работа в парах
Взаимопроверка.
Оценивают работу друг друга.
- Правописание мягкого знака на
конце имён существительных
после шипящих
Рефлексия
Самостоятельная работа. Тест. Слайд
Самостоятельная
работа.
1. Мягкий знак может выполнять:
у) 3 «работы»; и) 2 «работы»; о) 1 «работу».
2. Мягкий знак, обозначающий мягкость
согласного пишется:
м) в корне слова между двумя согласными, или на
конце слова;
н) только на конце слова;
к) между согласной и гласной в корне слова.
3. Разделительный мягкий знак пишется:
с) между двумя согласными;
н) между согласной и гласной в корне слова;
т) после приставок, которые оканчиваются на
согласную перед гласными.
4. На конце имён существительного ж.р после
шипящих:
и) всегда пишется ь;
ы) не пишется ь.
5. На конце имён существительных м.р. после
шипящих:
ц) не пишется ь;
щ) пишется ь.
6. Мягкий знак на конце имён существительных
после шипящих указывает:
а) на род имён существительных;
я) на число имён существительных.
Проверка
- А теперь прочитайте, что у вас получилось.
Слайд УМНИЦА
- Значит, мы достигли цели урока.
Какая была цель?
Пишут в тетрадях букву
правильного ответа
-Умница.
Употребление мягкого знака после
шипящих на конце имён
существительных.