Напоминание

ь после шипящих


Автор: Утигалиева Ольга Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: г. Батайск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ь после шипящих
Раздел: начальное образование





Назад




Утигалиева Ольга Михайловна Стаж - 35 лет Категория - высшая Аннотация урока. Урок разработан на основе УМК «Планета знаний», по учебнику «Русский язык» 3 класс, авторы Л.Я. Желтовская., О.Б. Калинина 1 часть. Тема «Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода» находится в разделе «Проводники наших мыслей и чувств» (стр 42-61). На изучение данной темы отводится 2 часа. Этот урок является уроком изучения нового материала. На этом уроке ученики познакомятся с новой орфограммой «Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода» Урок строится в рамках системно – деятельностного подхода в обучении и проводится в проблемно-диалогической форме. В данной технологической карте урока описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие. В ней четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока.

Урок русского языка в 3 классе

Тема
: «Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»
Планируемые результаты:
1
. Предметные
: - выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся; - совершенствовать умение распознавать существительные по родам; 2
. Метапредметные
: а) познавательные УУД: -развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся. б) коммуникативные УУД: - формировать умение работать в парах, группах; - развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения; в) регулятивные УУД: - учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике; - формировать умения выполнять свои действия по образцу; 3.
Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу; - воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Технологическая карта урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Оформление
Организационны

й момент.
Быстренько проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Ручки, книжки и тетрадки? Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Чистописание.
И, Ж, Ш, Н, Ч, Д, Щ, Ц Найдите буквы, которые объединяются одним свойством. На какие группы мы можем их разделить -Ж, Ш, Ч, Щ [ч] [щ] – всегда мягкие, [ж] [ш]- всегда твёрдые
Постановка

проблемы.
1. Стр. 52, №39 [туш] Как правильно записать это слово под каждым из рисунков? Для поиска ответа выполним ещё одно задание. 2.Прочитайте слова: (Ручьи, пень, беленький, семья, коньки, речь) - Какое слово лишнее? - Почему? -Что называется именем существительным? -Назовите грамматические признаки имени существительного -Запишите слова по группам. -На какие группы вы разделили имена существительные? (Если уч-ся слово
речь
выпишут в первый столбик, или возникнет спор, то учитель предложит произнести слова, закрыв мягкий знак). - Нужно ли было смягчать [ч ]? - Тогда, какую работу выполняет в этом слове ь? -Значит, какую цель мы поставим сегодня на уроке? 1.Читают задание (предполагаемые ответы)
?
(беленький) (Оставшиеся слова им. сущ.) ( Слова, называющие предметы) (Бывают собственными, или нарицательными; одушевлёнными, или неодушевлёнными; имеют род, изменяются по числам) (Ручьи, семья) (Коньки, пень) Ь – показатель мягкости; - разделительный мягкий знак. -Нет. ?
(Узнать какую ещё работу в

-Отгадайте слово (Отгадки появляются на слайде в виде картинок)
Слайд
- Из молотых зёрен этого злака выпекают чёрный хлеб (рожь) - Ходит вдоль каравая, его разрезая( нож) - Зимой дрова ест, а ночью спит (печь) - Он лечит людей (врач) -Маленькое серое животное с длинным хвостиком (мышь) - Домик, сделанный из веток и соломы (шалаш) -Синоним слова поддержка (помощь) - Непромокаемое пальто (плащ) -Что общего у этих слов? -Ещё раз назовём слова и послушаем, как они произносятся. - Что общего в произношении этих слов? - А теперь сравните написание этих слов. - Что вы заметили? ( У одних слов на конце пишется ь, а у других нет) - Почему так? - Значит, что мы должны ещё сегодня узнать? -Сформулируйте тему урока


словах выполняет ь)
Называют слова -(Это имена существительные) Называют слова. -(Слышится шипящая на конце) -( У одних слов на конце пишется ь, а у других нет) ? (Почему у одних существительных после шипящих на конце пишется мягкий знак, а у других нет)
Мягкий знак на конце имён

существительных после

шипящих
(Отгадки появляются на слайде в виде картинок)
Формулирование

вывода.
- Я предлагаю вам объединиться в группы, обсудить эту проблему и сформулировать вывод.
(Если дети затрудняются, то учитель может им помочь наводящими вопросами. - Что общего у имен существительных в верхней строчке? В нижней? - Интересно, а верно ли мы сделали вывод. Как мы можем это проверить?
Чтение правила
Учебник с. 52 - Какую ещё работу выполняет ь знак? - Является ли ь на конце имён существительных после шипящих орфограммой? -А сейчас, ребята, составим алгоритм, которым мы будем пользоваться, чтобы не ошибиться при написании мягкого знака у существительных после шипящих. Запишите слово:
Чиж?
-(Они все ж.р.) -(Они все м.р.) - Нужно обратиться к источнику информации-учебнику. Читают правило -( Указывает на род имени существительного) Да. Один ученик работает у доски 1.Определяю часть речи; 2.Определяю род им. сущ.; 3.Если слово мужского рода Ь не пишется, если ж. р. Ь пишется.
Применение

полученных

знаний.
1.Вернёмся к нашему 1 заданию. Уч. стр.52, №39 Как мы будем подписывать рисунки? 1.Определим род 2.Решим орфографическую задачу (если м.р.- туш, если ж.р. – тушь)
Физкультминутка
Под музыку делают разминку
Первичное

закрепление
Уч. стр. 53, №42 Пользуйтесь алгоритмом, который мы составили.
Взаимопроверка.

Оцени товарища.
Выполняя это задание, какую орфограмму мы с вами закрепляли? Работа в парах Взаимопроверка. Оценивают работу друг друга. - Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих
Рефлексия

Самостоятельная работа. Тест. Слайд


Самостоятельная

работа.

1. Мягкий знак может выполнять:

у) 3 «работы»; и) 2 «работы»; о) 1 «работу».

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость

согласного пишется:

м) в корне слова между двумя согласными, или на

конце слова;

н) только на конце слова;

к) между согласной и гласной в корне слова.

3. Разделительный мягкий знак пишется:

с) между двумя согласными;

н) между согласной и гласной в корне слова;

т) после приставок, которые оканчиваются на

согласную перед гласными.

4. На конце имён существительного ж.р после

шипящих:

и) всегда пишется ь;

ы) не пишется ь.

5. На конце имён существительных м.р. после

шипящих:

ц) не пишется ь;

щ) пишется ь.

6. Мягкий знак на конце имён существительных

после шипящих указывает:

а) на род имён существительных;

я) на число имён существительных.

Проверка
- А теперь прочитайте, что у вас получилось.
Слайд УМНИЦА
- Значит, мы достигли цели урока. Какая была цель? Пишут в тетрадях букву правильного ответа -Умница. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

Домашнее задание
Уч. стр. 53, № 43


В раздел образования