Напоминание

"Мы родом из детства"


Автор: Трофимова Нина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ №18 им. В.Я. Алексеева
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: дополнительная образовательная программа школьного музея
Тема: "Мы родом из детства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 имени В.Я. Алексеева РАССМОТРЕНО: на заседании кафедры ___________/Левицкая И.Н./ Протокол № ______________ от «___»_____________2015г. СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по ВВВР ___________/Арапова О.А./ «___»______________2015г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №18 им. В.Я. Алексеева ___________/Калганова Е.В./ «___»_____________2015г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

школьного музея «Мы родом из детства»

1-й год обучения
Возраст обучающихся: 8-9 лет Количество часов в год: 70 часов
Педагог, реализующий программу:
Трофимова Нина Николаевна
Сургут

2015 - 2016 учебный год
1

Паспорт дополнительной общеобразовательной программы
МБОУ СОШ №18 имени В.Я. Алексеева
Название программы
«Мы родом из детства»
Направленность программы
Историко-краеведческая
Ф.И. О. педагога,

реализующего

дополнительную

общеобразовательную

программу
Трофимова Нина Николаевна
Год разработки
2007
Где, когда и кем утверждена

дополнительная

общеобразовательная

программа
Лицензирована на региональном уровне
Информация о наличии

рецензии

2010 год, Сургутский краеведческий музей.

Цель
Образование, развитие и воспитание личности младшего школьника, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления истории города Сургута, ХМАО-Югры и РФ, активно и творчески применяющего историко - краеведческие знания в учебной и социальной деятельности
Задачи
●Создать педагогические условий для развития личности школьника путем включения её в многообразную деятельность школьного музея; ●формировать у учащихся позицию человека ориентированного на гражданскую, этнонациональную, социальную и культурную самоидентификацию в окружающем мире; ●повышать мотивацию учащихся к изучению «истории детства», детских и юношеских организаций разных поколений в нашем городе, округе, в России; ●формировать у учащихся навыки поисково-собирательской деятельности; ●развивать у учащихся способности к осознанию ценности, целостности и многообразия окружающего культурного пространства и своего места в нем; ●Развивать творческие и организаторские способности учащихся в проектно-музейной деятельности и при проведении культурно - массовых мероприятий историко – краеведческой и патриотической направленности; ●развивать способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках краеведческую информацию о явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; ●воспитывать учащихся в духе патриотизма, уважения к своему городу, округу, многонациональному государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
Ожидаемые результаты

освоения программы

Личностные:
●осознание своей идентичности как жителя города Сургута и ХМАО-Югры, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; ●освоение культурно – исторических и гуманистических традиций 2
воспитания детей и ценностей народов ХМАО-Югры, уважение прав и свобод человека; ●осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений нашего города и ХМАО-Югры в области воспитания подрастающего поколения, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ●понимание культурного многообразия нашего города, ХМАО- Югры, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные:
●способность сознательно организовывать и регулировать свою внеучебную деятельность – общественную, творческую, поисковую; ●владение умениями работать с историко-краеведче ской информацией (журналами, газетами, школьным архивом, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе и материалы на электронных носителях; ●формирование у учащихся умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; ●формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; ●готовность к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные
: ●понимание особой роли истории Сургута и ХМАО-Югры в истории России; овладение целостными представлениями об истории родного города и округа, как неразрывной части истории Отечества; ●освоение доступных способов изучения истории экспонатов школьного музея; ●освоение элементарных правил нравственного отношения к историческим и культурным ценностям ●овладение навыками поисково-собирательной работы (наблюдение, запись, получение информации из семейных архивов); ●овладение навыками речевой культуры и поведения экскурсовода; ●развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в отдельных историко-краеведческих эпизодах.
Срок реализации программы

Общий - 4г., для данного возраста – 1год.

Количество часов в неделю/

год

2

Возраст обучающихся

8- 9

Формы и методы занятий

Индивидуальные,

групповые,

массовые,

поисковая

работа,

экспозиционно-оформительская,

экскурсионная,

конкуры,

литературно- практические конференции.

Технологии: игровые, творческих дел, проблемного обучения;

Метод проектов.

Методическое обеспечение
1.Белянкова, Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников /Н.М. Белянкова //Начальная школа.- 2011.-№9.-С.62-64 3
2.Харитонова,А.А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников /А.А. Харитонова //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.73-77 3.Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском с аду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№5.-(вкладыш) 4.Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском с аду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№22.-(вкладыш); №21,№19,№18 (вкладыш) 5.Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. М, Просвещение, 1988. Столетов В.Н.. Кашина М.П. Школьные музеи. М, Просвещение, 1977. 6.Формы и методы научно- просветительской работы музеев. Сб. научных трудов. М.,1986. 7.Музей и школа: пособие для учителя. /под ред Т.А. Кудриной/- М., Просвещение, 1985. 8.Коллекции сургутского краеведческого музея. Избранное. /под ред А.В. Шатунова/ 9.Купеческая усадьба. /под ред. Клабукова, Показаньевой Н.Н., 10.Сургутская типография, 2005. 11.В юртах сопочиных. Сургутский краеведческий музей. Сургутская типография, 2007. 12.Куклы «Нёрым Ях». Сургутский краеведческий музей. Сургутская типография, 2007. 13.Лихтварк А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения //Образовательные и воспитательные задачи современного музея // Под ред. Л.Г. 14.Пантелеева Л.В. Музей и дети. изд. «Карапуз», М., 2000. Музей. Образование. Культура : Процессы интеграции : Сб. тр. творческой лаборатории. 15.«Музейная педагогика» кафедры музейного дела / Ин-т переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. – М., 1999. – Вып. 2. 16.Молодчая, Т.В. Вперёд в прошлое: музейные интерактивные экспозиции в детском саду /Т.В. Молодчая //Воспитатель ДОУ.- 2010.-№6.-С.4-9 17.Турилова, Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова // Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87- 89 18.Мандебура, Е. П. музейно- педагогическая деятельность в системе подготовки учителя начальных классов /Е.П. Мандебура //Начальная школа.- 2010.-№3.-С.104-107 19..Якубенко, Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ /Л.Т. Якубенко //Управление ДОУ.-2009.-№7.-С.88-94 20.Долгих, Е. Проект «Музейная педагогика» пространство гражданского становления /Е. Долгих //Директор школы.- 2008.- 4
№2.-С.82-84 21.Гогиберидзе, Г. М. Формирование музейной педагогики / Г. М. Гогиберидзе, М. Г. Чесняк // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 3-11.Морозова, И. А. Музейная педагогика в сети / И. А. Морозова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 22-24 22.Лукашева, Т. Я.Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 29-13. 23.Сечин, А. Г. Российский центр музейной педагогики и детского творчества / А. Г. Сечин // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 6-14. 24.Скобликова, Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре / Т. Скобликова // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - С. 30-31
Условия реализации

программы (оборудование,

инвентарь, специальные

помещения, ИКТ и др.)
Для реализации программы есть специальное оборудованное для функционирования школьного музея помещение (выставочные витрины, экспозиционные планшеты), оснащенное средствами ИКТ с выходом в интернет, телевизором, принтером. 5
«
МУЗЕЙ - ЭТО ПАМЯТНАЯ КНИГА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

(А.В. Луначарский )

Введение
Музей является неиссякаемым источником гражданско - правового, культурологического и патриотического воспитания подрастающего поколения. Школьный музей для многих наших воспитанников становится школой творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности. В этот труд они вкладывают свою настойчивость, любовь, интерес, время. Живой показ явлений и фактов средствами музейных документов- подлинников особенно убеждает, врезается в память, будит мысль. Концепция музея «Мы родом из детства» достаточно востребована в образовательном пространстве нашего города и отвечает требованиям социального запроса младших школьников, подростков, молодежи. Программа работы музея составлена с учетом рекомендаций Российского Центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея С- Петербурга и является адаптированной на основе многоуровневой музейно- педагогической программы «Здравствуй, музей!» (авт. Б.Я. Столяров, 2003г.) Программа рассчитана на 4 года обучения для учащихся 2 – 9-х классов (1 год обучения- 2-3кл., 2 год – 4 -5-е кл., 3 год 6 -7-е кл., 4 год 8 -9-е кл.)
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы школьного музея «Мы родом из детства» -
туристско-

краеведческая
. Содержание программы соответствует российским традициям обучения, развития и воспитания детей и подростков, а также культурно – национальным особенностям Ханты - Мансийского национального округа – Югра. Актуальность, значимость и новизна дополнительной образовательной программы. Реалии сегодняшнего дня как никогда требуют пропаганды положительного примера сверстников прошлых лет и современников для подрастающего поколения. Молодым людям необходимо знать имена тех, кто с раннего детства увлеченно, целеустремленно занимается любимым делом и достигает высоких результатов. Как стать успешным, самодостаточным, уверенным в себе человеком? Как найти для себя занятие, которое поможет не только заполнить свое свободное время, но станет средством дальнейшего профессионального самоопределения? На эти и другие вопросы наших воспитанников призваны ответить экспозиции музея «Мы родом из детства», помочь из прошлого и настоящего заглянуть в будущее. Углубленное знакомство ребят с жизнью успешных сверстников прошлых лет и современников оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает найти достойный образец для формирования своей жизненной позиции. Прикосновение к живой биографии целеустремленных, упорных, талантливых, мужественных ребят вызывает искреннее, глубокое переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные во время поиска и в ходе музейной работы знания и навыки окажутся полезными, какую бы профессию в будущем не избирали активисты музея. Тематика школьного музея «Мы родом из детства» является оригинальной среди школьных музеев нашего города, позволяет расширить диапазон изучаемого исторического материала от регионального, до мирового. С этой точки зрения возможности нашей тематики неисчерпаемы. Рабочая программа музея «Мы родом из детства» первого года обучения является логичным продолжением, на углубленном уровне, изучения краеведения на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории. Изучение истории округа, города, своей школы направлено не только на усвоение информационного содержания, но, прежде всего, на развитие у учащихся навыков исследовательской работы, самостоятельного поиска, умения работы с историческими источниками. Доминирующей целью изучения истории города является становление гражданского самосознания учащихся, осознания любви к родной истории, к родному городу, пробуждение патриотических чувств. Моделью образовательной деятельности школьного музея «Мы родом из детства» предусматривается взаимодействие общего, дополнительного образования и внеурочной деятельности. Концептуальной основой модели является система ценностно-целевых ориентаций и принципов организации содержания деятельности. 6

Цель:

● Образование, развитие и воспитание личности младшего школьника, способного к определению

своих ценностных приоритетов на основе осмысления истории города Сургута, ХМАО-Югры и

РФ, активно и творчески применяющего историко - краеведческие знания в учебной и социальной

деятельности.

Задачи:

●Создать педагогические условий для развития личности школьника путем включения её в

многообразную деятельность школьного музея;

●формировать

у

учащихся

позицию

человека

ориентированного

на

гражданскую,

этнонациональную, социальную и культурную самоидентификацию в окружающем мире;

●повышать

мотивацию

учащихся

к

изучению

«истории

детства»,

детских

и

юношеских

организаций разных поколений в нашем городе, округе, в России;

●формировать у учащихся навыки поисково-собирательской деятельности;

●развивать

у

учащихся

способности

к

осознанию

ценности,

целостности

и

многообразия

окружающего культурного пространства и своего места в нем;

●Развивать

творческие

и

организаторские

способности

учащихся

в

проектно-музейной

деятельности и при проведении культурно - массовых мероприятий историко – краеведческой и

патриотической направленности;

●развивать

способности

учащихся

анализировать

содержащуюся

в

различных

источниках

краеведческую информацию о явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом

историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

●воспитывать

учащихся

в

духе

патриотизма,

уважения

к

своему

городу,

округу,

многонациональному государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и

мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Личностные:
●осознание своей идентичности как жителя города Сургута и ХМАО-Югры, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; ●освоение культурно – исторических и гуманистических традиций воспитания детей и ценностей народов ХМАО-Югры, уважение прав и свобод человека; ●осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений нашего города и ХМАО- Югры в области воспитания подрастающего поколения, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ●понимание культурного многообразия нашего города, ХМАО-Югры, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные:
●способность сознательно организовывать и регулировать свою внеучебную деятельность – общественную, творческую, поисковую; ●владение умениями работать с историко-краеведческой информацией (журналами, газетами, школьным архивом, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе и материалы на электронных носителях; ●формирование у учащихся умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; ●формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; ●готовность к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные
: ●понимание особой роли истории Сургута и ХМАО-Югры в истории России; овладение целостными представлениями об истории родного города и округа, как неразрывной части истории Отечества; ●освоение доступных способов изучения истории экспонатов школьного музея; 7
●освоение элементарных правил нравственного отношения к историческим и культурным ценностям ●овладение навыками поисково-собирательной работы (наблюдение, запись, получение информации из семейных архивов); ●овладение навыками речевой культуры и поведения экскурсовода; ●развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в отдельных историко- краеведческих эпизодах.
Уровни результатов
:  1-й уровень – дети знают и понимают значимость общественной деятельности не только школьного музея, но и всего музейного сообщества;  2 уровень – дети ценят общественную деятельность школьного музея, гордятся его достижениями, своими личными успехами и успехами своих товарищей;  3 уровень – дети самостоятельно действуют в общественной жизни музея (пропагандируют его деятельность, пишут заметки в школьную газету «Импульс», проводят запись групп на экскурсии и проводят их, организовывают школьные конкурсы и викторины и консультации к ним, участвуют в проектной деятельности). Способы достижения результатов 1-го уровня: взаимодействие школьника с педагогом как
значимым
для него носителем социального знания и повседневного опыта. Способы достижения результатов 2-го уровня: взаимодействие школьника с другими школьниками творческой, разновозрастной музейной группы, т.е. в защищённой, дружественной ему среде. Способы достижения результатов 3-го уровня: взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде (участие в совместных музейных проектах с Домом краеведов ИКЦ «Старый Сургут», с Центром патриотического наследия; участие в городских литературно - практических конференциях, конкурсах, викторинах и т.п. ). Как показывает личный многолетний педагогический опыт в системе дополнительного образования, достижение уровней результатов
увеличивает
вероятность появления таких образовательных эффектов как,  формирование коммуникативной, социальной, этической и гражданской компетентности школьников;  формирование у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Ценностные ориентиры:
 Гражданско- патриотическая направленность воспитания детей на основе развития исторической памяти;  Укрепление связи поколений для осознания школьником себя как преемника наследия прошлого;  Развитие личности, гражданско- правовой зрелости, творческой активности детей.
Направления образовательной деятельности:
 научно- поисковая (работа в архиве, подготовка исследовательских проектов в рамках школьного конкурса «Апрельские чтения», городских конкурсов «Шаг в будущее», «Отчизна донкихотов» и др.);  проектная деятельность (в рамках городского конкурса «Наша новая школа», Всероссийского конкурса «Я, Гражданин России!», школьного конкурса «Апрельские чтения» и др.)
Формы организации деятельности музея:
 Поисковая работа,  Экспозиционно- оформительская работа;  Экскурсионная, культурно- образовательная деятельность;  Конференции;  Конкурсы.  Краеведческие форумы. Педагогическая работа по данной рабочей программе ведется с учащимися 2-3-х классов, из числа которых выбирается совет музея. В Совет музея входят представители всех групп (от первого до второго года обучения). Совет осуществляет организационно- руководящую роль, определяет основные направления поисковой работы, разрабатывает тематическое планирование экскурсионных занятий. Формирование разновозрастного совета в деятельности школьного музея достаточно эффективно, так 8
как более старшие школьники имеют возможность осуществлять вожатские функции по отношению к младшим, помогать им в поисковой и оформительской деятельности, могут быть консультантами – в экскурсионной. Младшие, по возрасту, школьники с удовольствием работают с экспозиционным фондом музея, содержат его в порядке, являются ответственными за сохранность фонда. Каждый ребёнок в группе имеет возможность выбрать себе специализацию- хранителя фонда, техника-консультанта (сканирование документов, фотографий, создание презентаций, фото и video съёмка мероприятий), оформителя, летописца, поисковика-исследователя, экскурсовода. Ученики, достигшие высоких результатов в своем направлении деятельности, получают «должность» старшего летописца, ст. техника, оформителя- консультанта, экскурсовода- консультанта и т.п. Такой подход положительно влияет на повышение мотивации к занятиям в школьном музее. Музей имеет свою эмблему, у каждого ученика – свой бейдж с указанием имени и «музейной должности».
Основное содержание учебной деятельности 1 года обучения на базе музея:

Вводное занятие «Здравствуй, музей!»
Пропедевтика музейного дела
.- 2 часа.
На этом занятии раскрывается понятие «музей». Дается представление о том какие бывают музеи, демонстрируется презентация о музеях города Сургута. ученики, которые занимаются не первый год, рассказывают о специфике музея «Мы родом из детства», о том, что старшее поколение – родители, бабушки, дедушки, знаменитые и известные земляки – ученые, военные, деятели культуры и искусства – оставили след в истории своей большой и малой Родины. Поэтому так важно вести диалог с ушедшими поколениями, в том числе и виртуальное общение с ними.
Тема «Какие бывают музеи» – 9 часов
. Занятия проходят как виртуальные путешествия по музеям «Усадьба купца Клепикова», «Центр патриотического наследия», «Дом краеведа», «Домик А.С. Знаменского». Ребята получают информацию о месте нахождения музеев, их статусе среди музеев города, о их связи с нашей школой посредством фото- экскурсии по экспозициям музея. Завершается изучение темы знакомством с мировыми музеями детской игрушки. Дети «делают удивительное открытие», что история – это не только события, в которых участвуют взрослые. История детства, история игрушек, национальные традиции воспитания детей в разных регионах мира – это важнейшая часть мировой истории, которую так интересно изучать, и очень важно знать.
Тема «Любимые игрушки»- 21 час.
В рамках изучения этой большой темы дети знакомятся с историей русских игрушек в разные времена с их символикой и образами в зависимости от места проживания и традиций, с историей русской матрёшки, её прародиной – Японией. Ребята узнают, как выглядела первая русская матрёшка, почему именно так она изображалась, почему получила такое название. Знакомство с историей создания кукол в разных регионах мира, их роли в развитии детей, укрепления традиций воспитания позволяет заложить основы знаний о таких понятиях как «ценности семьи и «семейного воспитания».
Завершает изучение
темы урок- мастерская «Куклу сделаю себе». На основе приобретённых знаний дети создают макет/ игрушку- оберёг для своей семьи. Совет школьного музея готовит в электронном варианте отчет о мероприятии для школьного сайта.
Тема «Югорское детство»- 8 часов.
Занятия проходят в форме виртуального путешествия на родовые угодья ханты в юрты Сопочиных позволит «увидеть», что по сей день на территории среднетаёжной зоны Западной Сибири. Сургутские ханты сохраняют промысловый уклад, ведут полукочевой образ жизни, имеют зимние и летние стойбища. В этих условиях вырастают настоящие охотники и оленеводы, настоящие «народные академики» югорской земли, смелые, мужественные, трудолюбивые. О воспитании девочек расскажет «путешествие» на р. Тром – Аган, к хантам, называющим себя Торум яун ях – Божьей реки народ, и к хантам нёрым ях- болотный народ. Культура нёрым ях консервативна по отношению к другим группам и является показательной в изучении этнографии восточных ханты. Традиции воспитания девочек изучаются на основе этнографической коллекции «Куклы Нёрым ях» Сургутского краеведческого музея. Дети узнают, что куклы нёрым ях – это куклы «мужчины» и «женщины», «старики» и «дети». В каждый игровой период кукла своеобразна, имеет свои собственные и нарицательные имена.
Завершает изучение
темы урок- мастерская «Куколки – ягодки в моём лукошке». На данном занятии каждый ребёнок своими руками изготавливает наиболее полюбившуюся ему куклу и придумывает игру- презентацию с ней. В конце занятия по результатам презентации дети выбирают победителя. Эта игрушка выставляется в одной из экспозиций музея. 9

Тема «Советское детство»- 20 часов
. На занятиях дети узнают кто такие октябрята, когда появилось октябрятское движение, какая была атрибутика и как в советские времена дети понимали слово «дружба». На занятиях дети узнают о том, что каждый октябрятский класс делился на звёздочки, и у каждого младшего школьника было своё поручение. Во главе звездочки стоял командир, которому помогали «руководить» вожатые – пионеры. Ребята узнают о том, в какие игры играли их бабушки и дедушки, папы и мамы в детстве. Каждый ребёнок получит задание найти в домашнем фото архиве материалы, рассказывающие о любимых занятиях своих родных в детстве. Самые интересные фотоматериалы будут отсканированы и представлены в презентации и экспозициях школьного музея. На занятиях дети знакомятся с фрагментами самых читаемых книг, фильмов и мультиков младших школьников довоенного и после военного периодов. Тема «Октябрята нашей школы» изучается на основе «не разобранного» фото архива. По фотографиям ребята пытаются сделать выводы о том, как жили, чем занимались их сверстники в нашей школе.
Завершает изучение
темы урок – конкурс «Знаю все я про ребят, очень дружных октябрят». Последние два занятия – экскурсии в ИКЦ «Старый Сургут» по выбору учащихся.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Школьный музей «Мы родом из детства» является неотъемлемой частью образовательного процесса и социокультурной, досуговой деятельности нашего общеобразовательного учреждения. Только за 2010/ 2011 и 2011/ 2012 уч. гг. на базе музея разработаны сценарии и методические рекомендации по проведению школьных и межшкольных городских конкурсов и литературно – практических конференций. Традиционным стало проведение конкурса – игры для 3-4-х классов «Прав ли сказочный герой?». Разработаны сценарии и методические рекомендации к межшкольным литературно – практическим конференциям по книгам:  Л.Т. Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»;  А.П. Гайдара «Тимур и его команда»;  А.А. Бека «Волоколамское шоссе»;  Е. Айпина «Ханты, или звезда Утренней Зари»;  Ф. Показаньева «Лёнькина наука» и др. К декаде патриотического воспитания разработаны методические рекомендации по проведению межшкольных конкурсов:  «Пионеры - герои»;  «Навечно молодые» (посвященного памяти ребят – сургутян, погибших в «горячих точках»);  «Знаете ли вы памятники города Сургута» и др. К каждой экспозиции музея разработаны экскурсионные лекции с учётом возрастных категорий, как экскурсантов, так и юных экскурсоводов, а также памятки по уходу за экспозиционным фондам музея. В течение учебного года осуществляется методическое сопровождение ребят при подготовке к конкурсам и викторинам различного уровня. Нередко ребята становятся призёрами и, даже победителями различных конкурсных мероприятий. Кроме этого юные музейщики участвуют в различных формах внеурочной деятельности: викторинах, фестивалях, форумах, проводят школьные ролевые игры – сказки, музейные уроки с презентациями для учеников нашей школы и гостей, экскурсии в школьном музее..
Условия реализации программы:
Для реализации целей дополнительной образовательной программы школьного музея в нашем образовательном учреждении созданы достаточные педагогические условия для всех выше обозначенных направлений и форм организации деятельности: ● оборудованный соответствующей мебелью кабинет; ● компьютер с локальной сетью и выходом в интернет (подведены дополнительные точки для выхода в интернет ещё для двух компьютеров); ● телевизор для просмотра мультипликационных и фрагментов художественных фильмов, фильмов о музеях; ● вещественные исторические (письменные, вещественные, фото, видео) источники, соответствующие тематике для экспозиций музея; ● вещественные исторические (письменные, вещественные, фото, видео) источники, соответствующие тематике музея для научно- поисковой работы; ● налажены связи для экскурсионной и совместной проектной и культурно – просветительской деятельности с музеями окружного и муниципального значения г. Сургута; 10
● налажены связи для осуществления внеурочной деятельности с Центром детского творчества, музеями образовательных учреждений. В учебном плане школы на 2015/2016 уч. год на реализацию рабочей программы школьного музея первого года обучения выделено 2 часа в неделю (70 часов). В соответствии с этим мною было составлено календарно-тематическое планирование занятий школьного музея «Мы родом из детства», рассчитанное на 70 часов. (тематическое планирование прилагается).
Список используемых нормативных документов:
1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный закон от 26.05.1996г. № 54-ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ». 3. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей Министерства культуры РФ.
Список используемой литературы для педагога:
1. Будылин И. Экскурсовод – кто он? // Сов. музей. – 1990. – № 2. 2. Гнедовский М.Б. Коммуникационный подход в музееведении: теоретические и прикладные аспекты : Дис. в виде науч. докл. ... канд. ист. наук. – М., 1994. 3. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. М, Просвещение, 1988. 4. Столетов В.Н.. Кашина М.П. Школьные музеи. М, Просвещение, 1977. 5. Формы и методы научно- просветительской работы музеев. Сб. научных трудов. М.,1986. 6. Музей и школа: пособие для учителя. /под ред Т.А. Кудриной/- М., Просвещение, 1985. 7. Коллекции сургутского краеведческого музея. Избранное. /под ред А.В. Шатунова/ 8. Купеческая усадьба. /под ред. Клабукова, Показаньевой Н.Н., Сургутская типография, 2005. 9. В юртах сопочиных. Сургутский краеведческий музей. Сургутская типография, 2007. 10. Куклы «Нёрым Ях». Сургутский краеведческий музей. Сургутская типография, 2007. 11. Лихтварк А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения //Образовательные и воспитательные задачи современного музея // Под ред. Л.Г. 12. Пантелеева Л.В. Музей и дети. изд. «Карапуз», М., 2000. 13. Музей. Образование. Культура : Процессы интеграции : Сб. тр. творческой лаборатории. 14. «Музейная педагогика» кафедры музейного дела / Ин-т переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. – М., 1999. – Вып. 2. 15. Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен : Автореф. дис. ... канд. филос. наук. – М., 1987. 14. Массовая идейно-воспитательная работа // Музееведение. Музеи исторического профиля : Учеб. пособие для вузов по специальности «История» / Под ред. К.Г. Левыкина, 15. Медведева Е.Б. Музейная педагогика: определение дефиниции // Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей» : Тез. / Гос. Рус. музей; С.- Петербург. гос. ун-т пед. мастерства. – СПб., 1995. 16. Медведева Е.Б. Музейная педагогика России и Германии : Автореф. дис. … канд. ист. наук. – М., 1998. 17. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Ориентиры культурной политики : Информ. вып. № 4 / М-во культуры РФ. Рос. ин-т переподгот. работников искусства, культуры и туризма; Гл. ИВЦ. – М., 1997. 18.Решетников Н.И. Музейная педагогика как теоретическая проблема // Музеи мира / НИИ культуры. – М., 1991. – (Музееведение). 19. Столяров Б.А., Бойко А.Г., Рева Н.Д. Основы музейной педагогики : Учеб. курс / Гос. Рус. музей; Рос. акад. образования. Сев.-Зап. отд-ние. – СПб., 1996. 20. Юхневич М.Ю. Музейный педагог – профессия // Сов. музей. – 1989. – № 1. 22. Вопросы массовой научно-просветительной работы музеев – М., 1961 – (Тр. / НИИ музееведения). 27. Музей – культура – общество : Сб. науч. тр. / Музей революции. – М., 1992. 28. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение // Федоров Н.Ф. Соч. – М., 1982. 29. Шмидт С.О. Золотое десятилетие советского краеведения // Отечество. – 1990. – № 1. 30.Кокшайская О.Н. Эстетические аспекты экскурсии по исторической экспозиции // 11
Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1989. – (Сб. науч. тр. / НИИ культуры). 31. Попова Е., Литвак М. Советы начинающим экскурсоводам // Сов. музей. – 1992. – № Рева Н.Д. Методика экскурсионной работы с детьми младшего школьного возраста в художественном музее : Метод. рекомендации. – Л.,1989. – (Гос. Рус. музей). 32. Опыт организации музейных праздников. – М., 1988. – (Музейное дело и охрана памятников : Экспресс-информ. / ГБЛ. НИО Информкультура; Вып. 2). 33. Турицына Т., Зайцева М. Познавать, играя // Сов. музей. – 1987. – № 2. 34. Чумак Т.А. От истории семьи к познанию города : (Творческие задания для детей младшшего школьного возраста как средство пробуждения познавательного интереса к истории С.-Петербурга) // Музей, школа, семья : Проблемы музейной педагогики / Гос. музей истории С.-Петербурга. – СПб., 1996. – Вып. 1. 35. Шаповаленко И.В. Формирование образов исторических явлений у детей младшего школьного возраста (опыт экспериментального исследования) // Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1989. – (Сб. науч. тр. / НИИ культуры). 36. Шаповаленко И.В. Ребенок в музее : Психол.-пед. аспекты работы с детьми дошк. и младшего шк. возраста. – М., 1990. – (Музееведение и охрана памятников : Экспресс информ / ГБЛ: НИО Информкультура; Вып. 6). 37. Юхневич М.Ю. Воздействие экспозиции краеведческого музея на учащуюся молодежь // Актуальные проблемы музейного строительства : Музей и посетитель. – М., 1979. – (Тр. / НИИ культуры; 85). 38. Положение о школьном музее // Преподавание истории в школе. – 1975. – № 2. 39. Положение о школьном музее // О дальнейшем совершенствовании туристской, краеведческой, экскурсионной работы учащихся. Приказ. – М., 1985. 40. Смирнова Л.М. Три этапа создания музея // Музей. – 1982. – № 3. 41. Туманов В.Е. Документальные памятники школьных музеев РСФСР: организация выявления, учета и использования (1956–1985 гг.) : Дис. ... канд. ист. наук. – М., 1985. Школьные музеи : Из опыта работы. – М., 1977. 42.Экспозиция школьного музея : Метод. рекомендации / Сост. Н.И. Решетников. – М., 1986. 43. Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи : Пособ. для учителей. – М., 1972.
Литература о детских музеях
: 1. Альварес Д. Детский музей в Каракасе // Museum. – 1986. – № 150. 2. Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. – М., 1973. 3. Бартрам Н.Д. От игрушки к детскому театру. – Л., 1925. 4. Босх Ж.В. Музеон : Новые перспективы // Museum. – 1987. – № 155. 5. В музее детской книги // Детская литература. – 1935. – № 5. 6. В музее пропаганды детской книги // Детская литература. – 1935. – № 2 7. Величкина Г. Сказка в музее // Мир музея. – 1994. – № 6. 8. Волина В. Дети и книга // Сов. музей. – 1938. – № 9. 9. Детский музей // Полунина Н., Фролов А. Основатели : Российские просветители.М., 1990. 10. Детский музей города Ноябрьска : Концепция развития / Науч. ред. Н.А.Никишин. – 11. Ноябрьск; Москва, 1997. 12. Детский музей – про странство педагогиче ского эксперимента // Ребенок в музее(Социологический и психолого-педагогический аспекты) / Рос. ин-т культурологии. – М., – (Музееведение). – Гл. 4. 13. Дурылина С.Н. Музей детского труда // Свободное воспитание. – 1907-1908. – № 2. 14. Зеленко А.У. Детский музей // Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. 15. Зеленко А.У. Детские музеи в Северной Америке. – М., 1926. 16. Зонненштраль Е. Полиграфический кружок в Музее детской книги // Сов. музей. –1935. – № 6. 17. Зонненштраль Е., Попова А. Музей детской книги и рисунка // Красный библиотекарь. – 1934. – № 11. 12
18. Макарова Н.Г. Проект «ДОМ: Детский Открытый Музей в Москве» // Междунар.музейно-пед. семинар «Здравствуй, музей!» / Гос. Рус. музей. С.-Петербург. Гос. ун-т пед. мастерства. – СПб., 1995. 19. Макарова Н.П. Семья в Детском музее г. Ноябрьска // Ориентиры культурной политики : Информ. вып. № 4 / М-во культуры РФ. Рос. ин-т переподгот. Работников искусства, культуры и туризма. Гл. ИВЦ. – М., 1997. 20. Медведева Е.Б. Германия – страна детских музеев // Вестник Ассоциации 21. «ОТКРЫТЫЙ МУЗЕЙ». – 1999. – № 1-2. 22. Межлумян К.С. Центр детского творчества в Ереване // Museum. – 1984. – № 144. 23. Мексин Я.П. Из опыта музейно-выставочной работы с детьми (по материалам базы пропаганды детской книги при Музее по народному образованию) // Сов. музей. – 1932. –№ 2. 24. Музей игрушки: об игрушке, кукольном театре, начатках труда и знаний и о книге для ребенка /Сост.: Н. Бартрам, Е. Овчинникова. – Л., 1928. 25. Петровская Н.А. Детский исторический музей в Петербурге // Ориентиры культурной политики : Информ. вып. № 4 / М-во культуры РФ. Рос. ин-т переподгот. работников искусства, культуры и туризма. Гл. ИВЦ. – М., 1997. 26. Петровская Н. ДИМ для Димы : (Какой музей нужен ребенку?) // Мир музея. – 1995.– № 2. 27. Полетаева С.В. Детский музей как воспитатель // Вестник воспитания. – 1910. – № 28. Рашитова Р.С. Из истории организации специальных музеев для детей в России //Вестник музейной комиссии. – М., 1990. – Вып. 1. 29. Рашитова Р.С. Детский музей : (К истории вопроса) // Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1989.- (Сб. науч. тр. / НИИ культуры). 30. Робер А. Дети не любят ходить в музей? Посетите Ивенториум и убедитесь в обратном // Museum. – 1989. – № 162. 31. Романов Н.И. Занятия с детьми в музее по американскому методу // Жизнь музея. –1926. – № 2. 32. Юхневич М.Ю. Детский музей: прошлое и настоящее // Ориентиры культурной политики : Информ. вып. № 4 / М-во культуры РФ. Рос. ин-т переподгот. работников искусства, культуры и туризма. Гл. ИВЦ. – М., 1997. 33. Юхневич М.Ю., Карпенко И.Н. Проблемы и опыт создания детских музеев как центров эстетического воспитания : (Обзор работы секции) // Комплексная программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации. – М., 1990. – (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
Список используемой литературы для учащихся
: 1. Бахлыков П. Югорские ханты. История, быт, культура. Тюмень, 1996. 2. Будылин И. Экскурсовод – кто он? // Сов. музей. – 1990. – № 2. 3. Давыдова А. Коренные сургутяне. Сургут, 2004. 4. Детский музей города Ноябрьска : Концепция развития / Науч. ред. Н.А.Никишин. Ноябрьск; Москва, 1997. 5. Коллекции сургутского краеведческого музея. Избранное. /под ред А.В. Шатунова/ 6. Захаров И. Сургут в вопросах и ответах. Екатеринбург. 2005. 7. Зеленко А.У. Детский музей // Педагогическая энциклопедия. 8. Зубарев А. Сургутские тетради. Екатеринбург. 2009. 9. Зубарев А.В., Кондрякова Г.В. У штурвала Сургута. История городской власти. Сургут, 2009. 10. Кондрякова Г.В. Жила-была деревня. Сургут, 2005. 11. Кондрякова Г.В. Сургут и сургутяне. Сургут, 2005. 12. Коллекции сургутского краеведческого музея. Избранное. /под ред А.В. Шатунова/ 13. Купеческая усадьба. /под ред. Клабукова, Показаньевой Н.Н., Сургутская типография, 2005. 14. В юртах сопочиных. Сургутский краеведческий музей. Сургутская типография, 2007. 15. Куклы «Нёрым Ях». Сургутский краеведческий музей. Сургутская типография, 2007. 16. Медведева Е.Б. Германия – страна детских музеев // Вестник Ассоциации « ОТКРЫТЫЙ МУЗЕЙ ». – 1999. – № 1-2. 17. Тахтуева Л.Ф. «Финно – угорский мир в куклах и игрушках». 2000. 18. Хантыйские сказки. //Ларец с народными сказками. 2001. 13
19. Хантыйские легенды, сказки и предания. 1998. 20. Мансийские сказки. Коллекция сказок народов Севера. 2000. 21. Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. 2000, тт. 1,2,3.
Календарно- тематическое планирование занятий по программе школьного музея
«Мы родом из детства» ( 1 год обучения) на 2015 -2016 уч. год. № п/п тема Кол. часов Дата проведения план факт 1 Вводное занятие. Здравствуй, музей!
1

Тема 1. Узнаю мою Югру.
2 Город нашего детства. 1 3 Город нашего детства. 1 4 Из глубины веков. 1 5 Из глубины веков. 1 6-7 Наука выживать. 2 8-10 Куколки ягодки – наши подружки 3 11-12 Игрушки маленьких ханты. 2 13-14 В музее Дом народных промыслов Югры ИКЦ «Старый Сургут». 2 15-18 Югра духовная. 4 19-22 Мелодии Югры. 4 23-26 В юртах Сопочиных. 4 27-28 В музее природы ИКЦ «Старый Сургут». 2
Тема2. Сказки народов Севера.
29-30 Сказочный мир народов Севера. 2 31-32 Айога. Нанайская сказка. 2 33-34 Росомаха и лисица. Эвенкийская сказка. 2 35-36 Черный и белый. Ненецкая сказка. 2 37-38 Иде. Хантыйская сказка. 2 39-40 Оттепельная девушка. Мансийская сказка. 2
Тема3. Этнографические праздники.
41-43 День Вороны. 3 44-46 Медвежий праздник. 3 47-49 День рыбака и охотника. 3
Тема 4. «Югорское детство»
50-53 Чему и как учились дети Югры 100 лет назад. 4 54-56 Первая школа в Сургуте. 3 57-60 Любимые фильмы и мультики октябрят. 4 61-67 Октябрята нашей школы. 6 68 Урок –конкурс «Знаю все я про ребят, очень дружных октябрят». 69-70 В гости в ИКЦ «Старый Сургут». 2 Итого:
70
14
Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2015-201 учебном году Общий срок реализации исходной программы (кол-во лет) 4 года Год обучения (первый, второй и т.д.) первый Возраст обучающихся 8-9 лет Количество обучающихся в группе в текущем учебном году 15 Количество часов в неделю 2 Общее количество часов в год 70 Ожидаемые результаты на текущий учебный год (дети должны знать, уметь и т.д.):
Уровни результатов
:  1-й уровень – дети знают и понимают значимость общественной деятельности не только школьного музея, но и всего музейного сообщества;  2 уровень – дети ценят общественную деятельность школьного музея, гордятся его достижениями, своими личными успехами и успехами своих товарищей;  3 уровень – дети самостоятельно действуют в общественной жизни музея (пропагандируют его деятельность, пишут заметки в школьную газету «Импульс», проводят запись групп на экскурсии и проводят их, организовывают выездные музейные уроки в своих классах и для родителей, участвуют в проектной деятельности). Способы достижения результатов 1-го уровня: взаимодействие школьника с педагогом как
значимым
для него носителем социального знания и повседневного опыта. Способы достижения результатов 2-го уровня: взаимодействие школьника с другими школьниками творческой, разновозрастной музейной группы, т.е. в защищённой, дружественной ему среде. Способы достижения результатов 3-го уровня: взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде (участие в совместных музейных проектах с Домом краеведов ИКЦ «Старый Сургут», с Центром патриотического наследия; участие в городских литературно - практических конференциях, конкурсах, викторинах и т.п. ). Как показывает личный многолетний педагогический опыт в системе дополнительного образования, достижение уровней результатов
увеличивает
вероятность появления таких образовательных эффектов как,  формирование коммуникативной, социальной, этической и гражданской компетентности школьников;  формирование у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др. Отражение в УТП особенностей текущего учебного года: - памятные даты: Год Российской культуры, 420-летие Сургута, 70-летие Победы над фашистской Германией, Год Российской литературы. - крупные мероприятия учреждения для учащихся 1-3-х классов: Выездные музейные уроки «Куколки-ягодки в моём лукошке» (по согласованному графику), проводятся юными музейщиками в своих классных коллективах; Школьный конкурс «Что читали в детстве наши папы и мамы?». - другое: - участие в городском проекте «Бессмертный батальон» 15
16


В раздел образования