Напоминание

Детям о космосе


Автор: Ушакова Любовь Борисовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ "Шанс" г. Перми
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Детям о космосе
Раздел: дополнительное образование





Назад





Методическая разработка занятия в изостудии

"Теремок" по теме
"Роботы с планеты Железяка"
Автор: Ушакова Л.Б.

Информационная карта учебного занятия
Педагог: Ушакова Любовь Борисовна. Творческое объединение: Изостудия «Теремок» Группа: воспитанники 4 -7 лет, первый год обучения, в группе 15 человек Тип учебного занятия: комбинированное
Тема занятия: «

Роботы с планеты Железяка

»

Цель:
создать условия для творческой деятельности, развития фантазии и воображения детей.
Задачи:
 Образовательная: продолжить формирование навыков работы по представлению, умений и технических приемов владения ножницами и клеем, закрепить правила при работе над аппликацией, познакомить с техникой объемных деталей.  Развивающая: способствовать развитию фантазии, воображения, познавательного интереса, творческого поиска образа.  Воспитательная: воспитывать любознательность, отзывчивость, доброту, содействовать совершенствованию у детей эстетического восприятия.
Тип занятия:
комбинированное
Форма работы:
индивидуальная, фронтальная
Методы обучения:
беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, практическая работа.
Оборудование для педагога:
CD-диск с музыкой, фотографии и репродукции с картин, посвященные космосу, портрет Ю.Г.Гагарина, образцы рисунков и аппликаций с изображением роботов, бумага А3, цветная и дизайнерская бумага, клеящий карандаш, ПВА строительный, CD-диск или др. шаблон круга, карандаш, цветные маркеры, нарезанные из цв. бумаги кружочки, прямоугольники и треугольники различного размера. Пуговицы, деревянные детали из счетного детского набора, веревочки, теннисные шарики, пайетки – звездочки, коробочный гофрокартон, шестеренки, гайки и др. для создания объемных деталей. Крышечки для клея ПВА, зубочистки, тряпочки, лоточки для раздаточного материала.
Оборудование для учащихся:
Бумага А3, цветная и дизайнерская бумага, клеящий карандаш, ПВА строительный, CD-диск или др. шаблон круга, карандаш, цветные маркеры, нарезанные из цв. бумаги кружочки, прямоугольники и треугольники различного размера. Пуговицы, деревянные детали из счетного детского набора, веревочки, теннисные шарики, пайетки – звездочки, коробочный гофрокартон, нарезанный полосками,
шестеренки, гайки и др. для создания объемных деталей. Крышечки для клея ПВА, зубочистки, тряпочки.
Продолжительность занятия:
2 х 30 минут.
План занятия:

первый день
1. Организационный момент (1-2 минуты) 2. Вводная беседа, введение в тему занятия (5-8 минут) 3. Зрительный ряд (2-3 минуты) 4. Практическая работа (18 минут) 5. Подведение промежуточного итога (1-2 минуты)
второй день
1. Организационный момент (1-2 минуты) 2. Повторение пройденного материала, просмотр наглядности (3-4 минуты) 3. Ознакомление с новым приемом работы (5 минут) 4. Практическая работа (15 минут) 5. Итог занятия (5 минут)
Ход учебного занятия

первый день

1. Организационный момент (1-2 минуты)
Приветствие. Педагог проверяет готовность ребят к занятию, наличие фартуков и засученных «художественных» рукавов. Дети рассаживаются за столы, где педагог предварительно разложил все необходимые материалы и инструменты.
2. Вводная беседа, введение в тему занятия (5-8 минут)
Педагог проводит беседу по следующим вопросам: - Ребята, наступила долгожданная весна, заканчивается март, наступает - апрель. Еще совсем недавно мы отмечали первый весенний праздник – 8 марта, а вот «на носу» и следующий…Кто из вас знает какой проздник отмечают в начале апреля? - Да, молодцы ребята, - это День космонавтики. И наше сегодняшнее занятие будет посвящено этой теме. 12 апреля 1961 года наш русский парень Юрий Алексеевич Гагарин впервые отправился в космос.

Демонстрация портрета Ю.Г.Гагарина,фотографии и репродукции с картин,

посвященных космосу.
- А что такое космос, вы знаете? - Да, в космосе есть звезды, планеты…. Солнце – это большая звезда, вокруг нее вращаются все планеты. Солнце и планеты – это вместе солнечная система. Меркурий – планета, которая расположена ближе всего к Солнцу, поэтому она очень горячая; Венера – вся окутана облаками, она почти такая же большая, как наша Земля; Марс – марс называют красной планетой; Юпитер – самая большая планета в нашей солнечной системе; У Сатурна, Урана и Нептуна есть удивительные кольца; Плутон – дальше всех от Солнца. Так далеко, что один год на Плутоне длится 250 земных лет. - А это какая планета? (Земля) - А чем наша Земля отличается от других планет? (На ней есть жизнь) - А разве на других планетах нет жизни? - Давайте сегодня мы пофантазируем и отправимся в космический полет к далеким звездам. Садитесь поудобнее, пристегните ремень безопасности. Готовы? Нажимаем одновременно на (воображаемую) кнопку старта, и вж-ж-их (дети имитируют звук двигателя) наш звездолет отправляется в космос! Перед нами проплывают планеты нашей солнечной системы, само Солнце и … впереди мы наблюдаем огромное скопление звезд – это наша галактика – Млечный путь. …А дальше – вселенная… - А сколько же звезд в космосе? - Представляете, ребята, вокруг каждой звезды кружатся свои планеты! Эти планеты нам даже не видны, видны только сияющие звезды. А возможно ли, что на одной из этих миллионов миллиардов планет есть жизнь? - Ребята, вот у вас мнения разные, и ученые до сих пор спорят о том, есть ли жизнь на других планетах, или нет. -А вспомните, вы наверняка посмотрели много фильмов и мультфильмов, где художники придумали очень интересных инопланетян (Аватар, Лунтик, Звкздные войны, Тайна третьей планеты и др.) Их представляют и добрыми, милыми и злыми, агрессивными. Но никто никогда их не видел. Это только воображение художника. -Внимание, внимание (педагог говорит, сложив правую ладонь рупором у рта, зажав одну ноздрю пальцем), прямо по курсу нашего звездолета – планета Железяка, планета Железяка. Воды – нет, растительности – нет, населена роботами, населена роботами. -Давайте приземлимся, т.е. припланетимся, т.е. прижелезякимся и познакомимся с обитателями этой планеты – роботами. Они очень доброжелательны и всегда рады гостям с разных планет вселенной. Мы должны оставить свой точный адрес, чтобы не потеряться.
(Галактика Млечный путь, Солнечная система, третья планета то Солнца под именем Земля). -Ну, а теперь скорее познакомимся с самими роботами.
Зрительный ряд (2-3 минуты) -демонстрация образцов

рисунков и аппликаций с

изображением роботов.
По ходу просмотра педагог комментирует разные назначения нарисованных роботов.
- Тема нашего занятия «

Роботы с планеты Железяка

».
Мы с вами сегодня будем изображать роботов в технике аппликации. Представьте, что после знакомства с планетой Железяка вы выбрали себе друга и отправились прогуляться, на экскурсию, поиграть, полетать, отдохнуть после долгого перелета, перекусить. Каким будет ваш робот? Какие функции он будет выполнять? -Ну, что – вперед! Встречаемся здесь же, через 20 минут. Там и обсудим, кто с каким роботом, где был и что делал. -Музыка включается – работа начинается! Педагог включает CD-диск с музыкой группы Спейс.
4. Практическая работа (18 минут)
-Сейчас ребята за работу. Выбирайте бумагу для туловища и головы.. Роботов для простоты изготовления обычно делают из простых геометрических фигур. Каких? (Круг, прямоугольник, треугольник). Кто хочет, чтобы туловище или голова робота были круглыми – давайте обведем Вырезаем туловище. Вырезаем голову (мозговой центр, компьютер робота). -Для быстроты сборки роботов для вас уже подготовлены круги, прямоугольники, треугольники небольших размеров. Можете воспользоваться ими, можете из бумаги нарезать сами и сделать манипуляторы (руки и ноги), колеса, крылья, пропеллеры, антенны, выдвижные отсеки и пр., что вам потребуется для оснастки робота. -Не забываем, бумагу к бумаге приклеиваем на клеящий карандаш. Показ. Педагог делает своего робота у доски. Периодически восклицая – А еще я захочу мороженного, нажму вот эту красивую кнопочку, и вот из этого отсека она появиться!,- А вдруг нам надо будет перелететь через огромный камень?, - А это для того, что бы попрыгать!, - это для лучшего обора! и т.д. Делая своего робота, педагог периодически обходит учеников, выделяя их творческие находки – Посмотрите, а у Пети робот никогда не перевернется, потому, что он сделал колеса со всех сторон туловища! и помогая в затруднениях – а если здесь обрезать, а вот здесь сложить. Робот, над которым работает педагог, висит на доске. Дети, которым сложно сориентироваться в выборе композиции, деталях робота могут копировать. Педагог называет и подписывает своего робота. И предлагает детям придумать имя своему.
Когда время на практическую работу истекает, педагог делает музыку потише, предупреждая, что времени на работу осталось очень мало. Пора прибираться на столе. Педагог напоминает учащимся, что куда и как следует положить. Обязательно упоминает, что мы продолжим работу на следующем занятии и тем, кто не все успел сделать не следует расстраиваться
Подведение промежуточного итога (1-2 минуты)
- А теперь давайте познакомимся. Покажите своего робота, назовите его имя, что он умеет делать (дети по очереди показывают свои работы и называют имена роботов и их функции). -Спасибо, ребята! С какими замечательными роботами с удивительной планеты Железяка мы познакомились! Как много они умеют делать! Сейчас я подпишу ваши работы и мы простимся с роботами до следующего занятия. А с собой вы заберете вот эти листочки, на которых художник не успел дорисовать роботов. -Это ваше домашнее задание. -Дорисуйте эту дружную пару роботов. Первому сделайте ручки и ножки на пружинках. Добавте им различных лампочек, винтиков и деталей. Если хотите, изобразите робота- девочку. Дайте им имена. -До свидания! До новой встречи на планете Железяка! После занятия педагог подписывает работы.

второй день

1.Организационный момент (1-2 минуты)
Приветствие. Педагог проверяет готовность ребят к занятию, наличие фартуков и засученных «художественных» рукавов. Дети рассаживаются за столы, где педагог предварительно разложил все необходимые материалы и инструменты.
2.Повторение пройденного материала, просмотр наглядности (3-4 минуты)
Детям задаются некоторые вопросы с предыдущего занятия с целью вспомнить пройденный материал. -Что такое космос? -Кто первым полетел в космос? -Какие панеты и звзды вы знаете? -Назовите наш точный адрес во вселенной. -Ну а теперь продолжим наше космческое путешествие. Итак мы с вами приземлились на планету – дети отвечают – Железяка (дети говорят, сложив правую ладонь рупором у рта, зажав одну ноздрю пальцем)– планета Железяка, планета Железяка. Воды – нет, растительности – нет, населена роботами, населена роботами. -У каждого из вас здесь появился друг - робот. -Сегодня мы продолжим работу мо модификации нашего робота. У вас было домашнее задание, где нужно было дорисовать всякие необходимые роботам детали – лампочки, винтики, пружинки. Кто справился с заданием? Вы молодцы замечательно потренировались дома. Теперь можно завершить работу над роботом – другом с планеты Железяка. А вы помните, какое имя вы дали своему другу? Педагог раздает работы, громко называя имена роботов. Ученики быстро разбирают своих. -Посмотрите внимательно, хочется ли вам что-то добавить роботу.
3.Ознакомление с новым приемом работы (5 минут)
-Конечно хочется! Хочется добавить лампочки, винтики, пружинки, кнопочки как было в домашнем задании.
- Я вам предлагаю все это добавить только в выпуклом (объемном) варианте. Посмотрите как эффектно это смотрится. Педагог демонстрирует работу с предлагаемыми объемными деталями. Ученики подробно рассматривают и разбирают из чего состоят выпуклые детали, отмечая что робот стал гораздо интереснее и красивее. -Как все это сделано я сейчас вам подробно покажу. Педагог демонстрирует новый для учащихся прием, придания объема некоторым деталям аппликации. Сначала показывается, как придать объем с помощью подклеенного коробочного гофрокартона, затем как на строительный клей ПВА приклеить кнопки – пуговицы и пр. детали из дерева и металла.
4.Практическая работа (15 минут
) -Музыка включается – работа начинается! Педагог включает CD-диск с музыкой группы Спейс. Дети выполняют работу. Педагог оказывает индивидуальную помощь. Когда время на практическую работу истекает, педагог делает музыку потише, предупреждая, что времени на работу осталось очень мало. Пора прибираться на столе. Педагог напоминает учащимся, что куда и как следует положить. Обязательно упоминает, что мы завершаем работу и сегодня необходимо все успеть доделать. -Вот, ребята, наши роботы кажется уже почти готовы, …но не совсем. Почему? -Да не хватает пружинок, антенн, мелких винтиков, как в домашнем задании. -Давайте возьмем маркеры – какие кому нравятся – и поставим последний штрих в работе. -Музыка включается – работа начинается! Педагог включает CD-диск с музыкой группы Спейс. На работу по дорисовке фломастером отводится 2-3 минуты. Педагог оказывает индивидуальную помощь. -Работа завершается, музыка выключается.
5. Итог занятия (5-7 минут)
-Теперь наши роботы готовы! Выглядят великолепно! Давайте покажем друг другу, что у нас получилось. Учащиеся показывают друг другу свои работы. -Ребята, кто хочет познакомить нас со своим другом? Вызываются 3-4 человека. Каждый подробно рассказывает как зовут робота, для чего он нужен, что он умеет делать, из какаих деталей состоит. Педагог задает наводящие вопросы – а если нажать вот на эту кнопочку что произайдет? - а вот это что за антеннка? и т.п. -Мы не только научились конструировать роботов, но и нашли новых друзей, а также освоили новую технику объемной аппликации.
- Ну вот, нам и пора прощаться. Мы улетаем с планеты Железяка. Впереди еще так много неизведанного. -Мы не прощаемся с нашими роботами. Пусть он порадуют всех ребят нашего клуба и их родителей. Организуем выставку о нашем космическом путешествии? Да! Кто хочет поучаствовать в выставке – оставьте свои работы. - Какое у вас сейчас настроение, ребята? Почему? - Большое вам спасибо за работу. Пусть это настроение останется с вами надолго!


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники