Напоминание

Формирование познавательных УУД на уроках русского языка


Автор: Семенчу Галина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ№6"
Населённый пункт: г. Коряжмы
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование познавательных УУД на уроках русского языка
Раздел: начальное образование





Назад





Формирование познавательных УУД на уроках русского языка
Целью образовательного стандарта является формирование функционально грамотной личности. Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Одно из ключевых понятий предметных программ, в том числе и по русскому языку, – линии развития ученика средствами предмета. Это совокупность связанных друг с другом умений, последовательное развитие которых обеспечивает достижение предметных результатов в аспекте формирования разных компетенций (коммуникативной, языковой и культуроведческой). На примере предмета «Русский язык» покажем, как можно решить задачу достижения личностных и метапредметных результатов. Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по русскому языку могут служить: 1) текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера); 2) иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений); 3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа. Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические универсальные действия, действия постановки и решения проблем. Рассмотрим, на формирование каких умений направлено каждое из действий. Общеучебные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - знаково-символическое моделирование; - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Логические универсальные действия: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование; Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Логические УУД формируются через анализ объектов с целью выделения признаков. Этому способствуют в первую очередь разные виды разборов: фонетический, слоговой, семантический, словообразовательный и морфемный, морфологический, синтаксический. Одним из видов анализа служит орфографический разбор, т.е. обнаружение орфограмм, их определение и комментирование, указания способа проверки. Эти же УУД формируются через задания на выделение так называемого «лишнего слова». Дети, определяя существенные признаки, выделяют из нескольких слов слово, этими признаками не обладающее. Через анализ объектов выполняется выборочное списывание и задания на вычленение слов с определёнными признаками из группы слов, предложения или текста. Пример. 1 класс «Слова с удвоенными согласными» - Прочитайте предложение. Слайд: Если в доме много сора В доме может вспыхнуть ссора. - Какие слова в этом предложении звучат одинаково? - Сравним произношение слов сора и ссора. Произнесём эти слова. - Чем они отличаются при произношении?
- Действительно, в слове ссора первый звук [с] произносится дольше, чем в слове сора. Кто догадался, как долгий согласный звук обозначается на письме? - Значит, как узнать, нужно писать в слове удвоенную согласную или нет? - Определите на слух слова с удвоенными согласными, хлопните в ладошки. Шоссе, упражнение, коридор, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма. - Как вы узнавали слова с двойными согласными? - Подумайте, ребята, как бы вы разделили эти слова для переноса. - Давайте посмотрим, что же нам предлагают авторы учебника. - Внимательно рассмотрите, как разделены слова с удвоенной согласной для переноса. Сделайте вывод. Пример. Разгадай шараду, запиши слово, разбери его по составу. Придумай и запиши еще два слова с таким составом. Корень мой находится в
цене
. В
очерке
найди приставку мне, Суффикс мой в
тетрадке
вы встречали. Вся же – в дневнике я и в журнале Пример. Разгадай ребусы: Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР С выбором основания и критериев для сравнения дети сталкиваются при выполнении заданий, в которых требуется разбить слова на группы без указания основания. Бывает, что такие задания предусматривают несколько вариантов решения. Пример. 3 класс «Обобщение знаний о частях речи» - Прочитайте слова. Школа, ученик, учиться, пишет, рисунок, рисовать, указка, читают. - На какие две группы можно разбить эти слова? Обоснуйте свой ответ. - Слов какой части речи здесь не хватает? - Приведите примеры имён прилагательных. Докажите, что вы назвали имена прилагательные Построение логического пути рассуждений используется при написании объяснительных диктантов, при выполнении заданий, требующих обоснований и доказательств. Сообщение о том или ином языковом явлении, объяснение значения слова, фразеологизма, правильное употребление слова, постановка ударения требует поиска необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ. Эти же задания способствуют формированию умения строить речевые высказывания в устной речи. Пример. 4 класс «Фразеологизмы»
- Рассмотрите иллюстрацию на. Какой фразеологический оборот она иллюстрирует? (Считать ворон) - Как обычно произносят этот фразеологический оборот? (Неодобрительно) - Какой смысл имеет это устойчивое сочетание? (Быть невнимательным, лодырничать) - Узнайте из словаря значение фразеологизмов садиться не в свои сани, ждать у моря погоды, от горшка два вершка.(Дети работают с фразеологическим словарём) Пример. 4 класс «Синонимы, антонимы, омонимы» - Найдите слова в словаре омонимов учебника. Запишите толкование любой пары омонимов: крона – крона, ладья – ладья, линь – линь и т.д. Пример. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы. Заварить кашу- Жить душа в душу- На ночь глядя- Повесить нос- Водой не разольешь – Ориентация в морфологической и синтаксической структуре и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). В учебниках по русскому языку достаточно часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения). Формированию знаково– символических действий способствуют графические диктанты. Пример. Составь схему предложения: Весеннее солнце осветило лесную поляну. Особое значение для формирования познавательных универсальных учебных действий имеют нестандартные олимпиадные задания. Усвоение приема решения олимпиадных заданий базируется главным образом на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), установление аналогии. 1. Поставь существительные в родительный падеж множественного числа.
Килограммы, помидоры, апельсины, чулки, сапоги, ботинки. 2. Прочитай зашифрованнуюфразуи запиши её правильно. К Й Г А И ЫИ О Н Б ЗЧ М Е Ю Я УШТ Л 3. Подбери и запиши 3 слова:
–о-о—, -о-о—, -о-о- -
4. Запиши 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам. Задания проблемного характера также помогают развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение, добиваться хороших результатов в овладении предметом. Пример. 4 класс «Состав слова» - Можно ли считать слова сырник, сырой, сыр, сырость, сыроватый однокоренными? Пример. 4 класс «Наречие» - Прочитайте слова. Интересный, праздник, мягкий, спешит, веселье, зелёный, теплело, близкий, грусть, светит. - Запишите слова в три столбика. Обоснуйте свой ответ. - А теперь послушайте стихотворение и скажите, в какую группу вы записали бы эти слова. Хорошо и плохо. Мягко и тепло, Весело и славно, Ярко и светло. Сверху или снизу, Близко иль вдали. Все слова знакомы, Нас определи … (Высказывания детей) - На какие вопросы отвечают слова? (Как? Когда? Где? и т.д.) - Попробуйте определить, что они обозначают – признак или действие? - Сделайте вывод: знакома ли нам эта часть речи? - Откройте учебник и прочитайте, как она называется. На развитие у учащихся познавательных интересов, воображения направлены и творческие задания. Они также способствуют запоминанию и осознанию понятий и терминов, развивают память, мышление, речь.
«Четвёртое лишнее». Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте. Корова, медведь, лиса, заяц. Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро. Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность Делимое, множитель, делитель, частное. Произведение, сумма, разность, слагаемое, частное. «Развиваем логику» По определению назови слово: - хрустящий, зелёный, пупырчатый; - маленькая, пугливая, компьютерная; - интересная, толстая, библиотечная. Придумай два аналогичных примера. Вставьте пропущенные прилагательные в пословицы и поговорки: Лучше _____ правда, чем______ ложь. _______мир лучше _______ войны. Приведите свои примеры. Дифференцированные задания предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений. Пример. 1 класс «Слова с удвоенными согласными» 1. Соедини слоги так, чтобы получились слова с двойными согласными. Запиши слова, раздели их вертикальной чертой для переноса. кас нис хок па тен на ван кей груп са 2. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова. Запиши предложения в тетрадь. Слова с двойными согласными раздели вертикальной чертой для переноса. Я учусь в первом ________________ .
В _____________ мы ходим в _______________ . Слова для справок: класс, бассейн, суббота. Пример. 4 класс «Глаголы прошедшего времени» Задание А. Образуйте глаголы прошедшего времени. Выделите суффиксы глаголов. Клеить, зависеть, насыпать, растаять, поджарить, заметить, верить, увидеть, ужалить, посеять. Задание Б. Запишите текст в прошедшем времени. Выделите окончания, определите род глаголов. Солнце скрывается за острым хребтом. Оттуда вылетает в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держится недолго и тихо угасает. А в небе в той стороне идёт, полыхает заря. Задание В. Замените предложения глаголами-синонимами прошедшего времени. Выделите суффиксы глаголов.  Рассыпать семена в почву.  Возводить здание.  Скреплять клеем.  Громкие, резкие звуки, которые издаёт собака или лисица.  Приступить к какому-либо действию.  Проливать слёзы.  Ронять что-то мелкое.  Обретать жидкое состояние под действием тепла. Таким образом, очень важно проводить планомерную, целенаправленную работу по формированию познавательных универсальных действий. Данная р а б о т а д о л ж н а о т в е ч а т ь с л е д у ю щ и м т р е б о в а н и я м :  познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности;  з а д ач и д о л ж н ы п о д б и р а т ь с я с у ч ё т о м р а ц и о н а л ь н о й последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично- поисковым;  система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Творческий подход к составлению заданий помогает достижению не только познавательных результатов, но и личностных, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать свои мысли.


В раздел образования