Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.
Автор: Федотовская Наталья Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "СОШ№6" Населённый пункт: г. Коряжмы Наименование материала: Статья Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе. Раздел: начальное образование
Формирование универсальных учебных действий на уроках
математики в начальной школе.
Федотовская Н.Н., учитель начальных классов
МОУ « СОШ №6», г. Коряжма
Ребенок
поступил
в
школу.
Он
начинает
заниматься
впервые
социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все
его
отношения
с
внешним
миром
определяются
его
новой
социальной
позицией
-
ролью
ученика,
школьника.
В
наше
время
дети
значительно
отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система
образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития
детей нынешнего века:
- резко возросла информированность детей;
-
современные
дети
относительно
мало
читают,
особенно
классическую
художественную литературу;
- несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы,
разных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
И в настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные
задачи, пересматривая свой педагогический опыт, ищет ответ на вопрос «Как
обучать в новых условиях?»
И школа становится не столько источником информации, сколько учит
учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом
творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и
усвоение новых знаний.
Таким образом, приоритетной целью школьного образования становится
формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и
строителем»
образовательного
процесса.
Достижение
данной
цели
становится возможным благодаря формированию системы универсальных
учебных действий, которые группируются в четыре основных блока:
1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия;
4)познавательные
Как может быть выражено универсальное учебное действие на уроках
математики.
На
уроках
математики
универсальным
учебным
действием
может
служить
познавательное
действие
(объединяющее
логическое
и
знаково – символическое действия), определяющее умение ученика выделять
тип задачи и способ ее решения. С этой целью обучающимся предлагается
ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические
отношения между известными данными и искомыми. В этом случае ученики
решают собственно учебную задачу на установление логической модели,
определяющей соотношение данных и неизвестного. А это является важным
шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным
действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечить
возможности
сотрудничества
учеников:
умение
слушать
и
понимать
партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь
договариваться.
С
целью
формирования
регулятивного
универсального
учебного
действия
-
действия
контроля
–
проводятся
самопроверки
и
взаимопроверки
текста.
Ученикам
предлагаются
задания
для
проверки,
содержащие различные виды ошибок. Для решения этой учебной задачи
целесообразно задать вопрос: что я должен знать, чтобы исправить ошибку?
Приведу примеры заданий УУД.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно
предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- зрительное, моторное,
вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение
картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события,
происшествия;
- дневники достижений;
Для диагностики и формирования познавательных универсальных
учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- «найди отличия» (можно
задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида
таблицами;
- составление и
распознавание диаграмм;
- работа со словарями;
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных
действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные
ошибки»;
- поиск информации в
предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»
- КОНОП (контрольный
опрос на определенную
проблему).
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных
учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по
составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание
(формулировка вопросов для
обратной связи);
- «подготовь рассказ...»,
«опиши устно...», «объясни...»
Формирование личностных УУД
Задание №1. Задача: Сестра нашла 27 грибов, а брат * грибов. Среди этих
грибов было 3 несъедобных. Сколько грибов нашли дети?
Задание №2. Помоги Маше отыскать котенка. Приходите на улицу
Абрикосовую. Найдите дом, который выше, чем дом с ромашкой, но ниже,
чем дом с колокольчиком. Поднимитесь на этаж, ниже , чем третий, на выше,
чем первый. Нажмите кнопку звонка, который находится ниже квадратного
звонка, но выше круглого. Мы вас ждем!”.
– Так что же ты расстраиваешься, иди скорее за котенком.
Маша: – Но я никак не могу разобраться что значит “выше чем”, что значит
“ниже чем … Что же означают эти странные слова?
Задание №3 Итог урока – Когда используют слова “выше чем”, “ниже чем”?
– При помощи каких слов – помощников мы обозначали место нахождения
предметов?
Вывод: личностные УУД позволяют учителю не навязывать правильное
отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его
нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование регулятивных УУД.
Задание №1 В каждой паре найди пример с меньшим ответом и закрась
прямоугольник, в котором он записан. Проверь вычислением.
4+4 7-2
5+4 7-3
Задание №2 5+2=7-3
4+1=7-2
Задание №3
Синий – “Я – молодец, справился сам”
Зеленый – “ Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился”
Желтый – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я
растерялся.”.
Вывод: регулятивные действия обеспечивают возможность управления
познавательной и учебной деятельности, посредством постановки целей,
контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном,
Формирование познавательных УУД.
Задание №1 Покажи ежику самый короткий путь. См. с.12
Задание №2 1+3+5+1
2+3+1+2
Задание №3 5-2 * 3+4
10-3 * 4+5
Вывод: познавательные УУД позволят ученику овладеть широким спектром
логических действий и операций, включая общий прием решения задач; они
выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия,
занимаются поиском лишнего.
Формирование коммуникативных УУД.
Задание №1. Работаем в группах. Задание: Загадайте свои загадки со словами
Выше и Ниже своему соседу по парте, выслушайте ответ, послушайте его
загадку, ответьте.
Задание №2. Составь задание однокласснику на тему: как прибавить или
вычесть 3?
Задание№3 Работа в парах. Раскрась рисунок, решив примеры.
Вывод: коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других
людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении
проблемы в паре (в коллективе).
Что делать учителю. Какие же действия учителя позволяют
сформировать УУД?
1. Для развития умения оценивать свою работу школьники вместе с учителем
разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Учитель не сравнивает
учеников между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его
вчерашними достижениями.
2. Учитель привлекает школьников к открытию новых знаний. Они вместе
обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
3. Учитель обучает школьников приемам работы в группах. Они вместе с
учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в
группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их
решения.
4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке школьниками
своих работ, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не
наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
5. На каждом уроке используется рефлексия…