Автор: Исхакова Эльвира Харисовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Кривозерьевская СОШ" Населённый пункт: Лямбирский район, с. Кривозерье Наименование материала: конспект Тема: Урок окружающего мира Раздел: начальное образование
Поднялся наш огород,
Всё под солнышком растёт.
В огороде много гряд.
Тут и репа, и салат,
Тут и свёкла, и горох,
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.
Экологический проект «Витаминки в корзинке»
( старшая группа)
Автор: Чезганова Ю.В. воспитатель МБДОУ №43 «Колокольчик»
Участники: воспитатели, дети, родители.
Вид проекта: творческий, групповой, среднесрочный .
Продолжительность: 2 недели.
Актуальность: Дети в недостаточной степени имеют представление об овощах и
фруктах, о том, где и как растут, как за ними ухаживать. Не всегда точно и полно
могут объяснить значение слов, подобрать к существительным прилагательные и
глаголы. Рассказы детей недостаточно полны, последовательны, состоят в основном из
простых предложений и бедны эпитетами.
Участие детей в проекте «Витаминки в корзинке» позволит максимально обогатить
знания и представления детей об овощах, их свойствах, развить связную речь,
творческие способности, поисковую деятельность.
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей
в процессе разработки проекта. Развитие мышления, воображения, связной речи детей.
Задачи:
Формировать обобщённые представления об овощах и фруктах
Уточнять представления о многообразии овощей и фруктов
Формировать умение согласовывать существительные с прилагательными,
Развивать стремление к выполнению оригинальных творческих работ
Способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми,
родителями и педагогами
Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация,
физическая культура, художественное творчество, чтение художественной литературы.
Предполагаемый результат:
Усвоение детьми необходимых знаний по теме «Овощи и фрукты»
Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ
Обогащение словаря детей
Развитие познавательной активности детей
Продукт проектной деятельности: создание папки с иллюстрациями « Овощи и
фрукты», выставка поделок из овощей и фруктов « В гости к Чиполлино».
1 .Этап подготовительный
Проектная деятельность
Задачи
Сроки реализации
Изучение уровня знаний по теме
Определить актуальные
знания детей об овощах и
фруктах
За неделю до начала
проекта
Подбор методической литературы
Методическое обеспечение
проекта
В течение недели до
начала проекта
Подбор художественной
литературы
Информационное
обеспечение проекта
В течение недели до
начала проекта
Изготовление дидактических
пособий по теме
Обеспечение проекта
наглядными материалами
В течение недели до
начала проекта
Написание конспектов занятий
Планирование
предстоящей
работы
В течение недели до
начала проекта
2. Этап содержательный
Познавательная беседа
Уточнить и расширить знания
детей об овощах и фруктах
1 день
Д/и « Что изменилось?», « Узнай
овощ по описанию», «Угадай на
вкус»
Р а з в и в а т ь
м ы ш л е н и е ,
сообразительность,
наблюдательность
1 день
Чтение рассказов Н. Носов
«Огурцы», Г. Юдин « Сказка о
том, как овощи воевали»
Упражнять в использовании
сравнений, подборе
определений, синонимов в
заданном слове
2 день
Экологические игры « Чудесный
мешочек», « Вершки и корешки»,
«Назови-мы отгадаем»
Развивать
наблюдательность,
связную речь
2 день
Рисование « Овощи на блюде»
Словесная игра «Съедобное-
несъедобное»
Закреплять приёмы
рисования овощей, передавая
их характерные особенности.
Активизировать речь детей
3 день
Составление рассказа «Собираем
урожай в саду»
Д/упр. «Без чего не бывает
огорода, сада?»
Развивать связную речь,
активизировать глагольный
словарь и словарь признаков
4 день
Лепка « Яблонька»
Д/и. « Что вырастили люди»
Продолжать развивать
навыки работы с
пластилином.
Систематизировать знания
детей по данной теме
4 день
Обведение и штриховка
трафаретов по теме « Овощи и
фрукты»
Развитие мелкой моторики,
графических навыков
закрепление знаний об
овощах и фруктах
4 день
Аппликация «Фрукты в вазе»
Загадки о фруктах.
Закреплять умения вырезать
круг из квадрата, овал из
прямоугольника.
Развитие логического
мышления
5 день
Игра – драматизация «Весёлые
овощи»
Закрепление знаний детей о
характерных особенностях
овощей, их пользе и значении
для хорошего здоровья и
настроения
5 день
Совместная деятельность детей и
родителей по созданию поделок
из бумаги «Фрукты и овощи»
Развивать систему
продуктивного
взаимодействия между
участниками
образовательного процесса.
Учить применять полученные
знания в самостоятельной
деятельности.
5-8 день
Беседа « Что нам осень
принесла»
Д/и «Узнай овощ, и фрукт по его
части»
«Что где растёт?»
Лото «Овощи и фрукты»
Закреплять знания детей об
овощах и фруктах. Развивать
внимание, память.
6 день
Просмотр иллюстраций, книг,
альбомов об овощах и фруктах
Формировать
интере с
к
книге, объяснить, как важны
в книге рисунки.
6 день
Чтение детям Г.Юдин «Ослиный
огород», «Сказка о том, как
овощи воевали».
Продолжать учить детей
понимать смысл
прочитанного, отвечать на
вопросы.
6 день
Разучивание хороводной игры
«Здравствуй, осень!»
Д/и « Знаешь ли ты овощи?»
Д/и « Какой сок приготовили?»
Развивать связную речь,
активизировать память,
внимание. Узнавать овощи
зрительно.
7 день
Рисование с элементами
аппликации «Заготовим компоты
на зиму».
Словесная игра, «Какой сок
приготовим?»
Продолжать учить вырезать
круги и овалы из квадратов и
прямоугольников.
Образовывать
прилагательные от
существительных
7 день
Составление описательных
рассказов по мнемо-таблице.
«Расскажи про огурец»,
« Расскажи про яблоко»
Пальчиковая игра «Варим суп»
Закреплять умение
составлять описательные
рассказы.
Развивать мелкую моторику
рук.
7 день
Заучивание стихотворения
«Огород».
Д/упражнение «Повар и овощи»
Активизировать внимание и
память, развивать связную
речь.
8 день
Чтение стихотворения П. Дзюба
«Скворушка и Яблонька»
Д/и «Что изменилось»
Развитие логического
мышления,
сообразительности,
выдержки.
8 день
Создание альбома для
рассматривания « Фрукты и
овощи»
Обобщить представления
детей об овощах и фруктах»
8-9 день
Музыкальное развлечение «Дары
осени»
Учить
детей
р а д о ват ьс я
о к р у ж а ю щ е м у
м и р у ,
эмоционально
в ы р а жат ь
чувство радости от общения с
окружающим миром.
9 день
Лепка «Витаминки в корзинке»
Отгадывание загадок.
Развивать навыки работы с
пластилином, самостоятельно
Лепить овощи и фрукты.
Развивать логическое
мышление
9 день
Д/и «Из чего салат?»
«Вершки – корешки»
Обогащать словарный запас,
продолжать учить детей
образовывать однокоренные
слова.
9 день
3. Этап итоговый
Организация познавательно –
речевой деятельности « Что нам
осень принесла?»
Обобщить и
систематизировать знания
детей о времени года –Осень,
Об овощах и фруктах( где
растут, как за ними
ухаживать)
10 день
Презентация альбома «Овощи и
фрукты»
Представить результаты
совместного творчества
родителей и детей.
6-10 день
Выставка поделок из овощей и
фруктов « В гости к Чиполлино»
10 день
Литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.Васильевой, В.В.
Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
2. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / под
ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
3. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в
Старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
4. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных эко-
логических представлений в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-
Синтез, 2010.
5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методиче-
ские рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.: Про-
свещение, 1987.
7. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыва-
нию. - М.: Просвещение, 1982.
8. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.
Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаи-
ка-Синтез, 2006.
9. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней
группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
10. Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина. Проектный метод в деятельности ДОУ. ИЗД. АРКТИ
М.:2011
11. Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». М.: «Вако» 2007.
12Л.Г. Селихова « Интегрированные занятия. Ознакомление с природой и развитие
течи 5-7 лет». М.: Мозаика-синтез 2005г.
13. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.
Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ре-
бёнка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: ЛОИУУ,
1996.
14. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая
группа. Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.:
Владос, 2000.
15. М.Ю. Картушина « Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. Москва
2008г.