Автор: Мальцева Ксения Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Лицей №6 г. Горно-Алтайска" Населённый пункт: город Горно-Алтайск, Республика Алтай Наименование материала: технологическая карта по литературному чтению Тема: "Сказка про старый дом" Н.К.Абрамцевой" Раздел: начальное образование
Паспорт технологической карты по литературному чтению в 3 классе.
Тема
Н.К.Абрамцева «Сказка про старый дом»
Цель и задачи
Цели :
погружение
учащихся
в
яркий,
неординарный
мир
сказки
писательницы
Н.К.Абрамцевой ,
создание
условий для конструирования собственного знания и осмысления философских и эстетических проблем, поднятых
автором в сказке «Сказка про старый дом»
Задачи:
ввести учащихся в яркий, неординарный мир сказки писательницы Н.Абрамцевой.
создать условия для конструирования собственного знания и осмысления философских и эстетических
проблем, поднятых в сказке автором;
формировать умение давать оценку поступкам героев сказки;
приобщение учащихся к радости сотрудничества, законам открытия нового;
воспитание личности свободной и самостоятельной, духовно–нравственной.
Планируемые результаты формирования УУД:
предметные: деятельность на уроке создает условия для
• развития навыков беглого, выразительного чтения учащихся; устной речи; понимания прочитанного;
• обогащения словарного запаса детей.
личностные:
· проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
. оценивает поступки героев, высказывается с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
· понимает причины успеха в учебной деятельности.
Метапредметные универсальные учебные действия:
регулятивные :
· определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· учиться высказывать собственное мнение на основе анализа произведения;
познавательные:
· ставит вопросы к тексту, ищет ответы;
. устанавливает причинно-следственные связи,
· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные:
· внимательно слушает высказывания одноклассников, готов изменить свою точку зрения;
. ведет диалог с автором (прогнозирует, ставит вопросы, ищет ответы). Аргументирует свою точку
зрения, слушает и понимает речь других.
Оборудование :
Учебник литературного чтения для 3 класса Е.И.Матвеева, книги Н.К. Абрамцевой, предметные картинки,
мультимедийная установка для демонстрации слайдов.
Тип урока:
Комбинированный урок с элементами проектирования.
Технология обучения:
личностно – ориентированное, развивающее обучение;
использование современных информационных технологий;
развитие исследовательских навыков;
формирование речевых компетенций;
социализация учащихся: формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно –
нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности.
Методические приемы:
Диалог учителя и учащихся,
аналитическое чтение и выразительное чтение,
работа над словесным портретом героев,
поиск ответа на вопрос в тексте.
Соответствие урока
требованиям ФГОС:
Ориентация на новый образовательный результат.
Нацеленная деятельность на формирование УУД
Использование современных
образовательных технологий
ФГОС:
технологии продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности);
проблемно-диалогической технологии,
ИКТ,
технология здоровьесбережения (тренажер для глаз),
своевременная смена видов деятельности учащихся)
Технологическая карта
Технология
проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся,
выполнение которых
приведёт к достижению
запланированных результатов
Планируемые УУД
УУД
М о т и в а ц и я
к
учебной
деятельности
Общая готовность
детей к уроку.
Концентрация
внимания детей.
Самоконтроль
готовности.
Реакция на учителя,
внимание.
Самоопределение:
-
знаю,
что
буду
делать;
-
понимаю,
хочу
делать или нет;
-
думаю,
что
могу
сделать или нет
Проверка готовности.
Выбор эффективного
с п о с о б а ,
п р и ё м а
концентрации
внимания.
Наличие общей
установки на урок
“…..В некотором царстве, в
некотором государстве...”
Эти слова только услышишь -
сразу догадаешься, что дальше
будет. Дальше будет сказка.
- Ребята мы с вами отправимся
в мир сказок!
Нет человека, который не
рассказывал или не читал
сказку.
Личностные: личностное, профессиональное,
жизненное
самоопределение
и
построение
жизненных планов во временной перспективе.
Регулятивные- постановка учебной задачи на
основе соотнесения того, что уже известно и
усво ено
учащимся,
и
того,
что
е щ е
неизвестно;:
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества
Актуализация
знаний,
появление
темы,
проблемы
урока
Свободное
владение
прошлым
материалом.
Умение
работать
самостоятельно,
по
цепочке, в парах и
г р у п п а х
с
использованием
ранее
изученного
м а т е р и а л а
и
освоенного
инструментария.
- А что такое сказка?
- В сказках происходят
удивительные приключения,
поучительные истории,
забавные случаи. Вместе с
героями сказок мысленно
переносимся мы в тот
сказочный мир, где живут эти
герои.
Сказки бывают разные.
- На какие группы делятся
сказки?
1. Народные и авторские.
2. Волшебные, о животных,
бытовые.
- Есть сказки бытовые.
- Сказки о животных.
Сказки л ю б я т
в с е ,
д а ж е
взрослые, ведь это – давний и
мудрый советчик. Это она даёт
первое представление о добре и
з л е ,
ч е с т н о с т и
и
справедливости.
Автор,
о
которой
сегодня
пойдёт
речь
нам
знаком
не
п о н а с л ы ш к е ,
е ё
с к а з к и
н а п о л н е н ы
н е о б ы ч н ы м и
ге р оя м и ,
уд и в и т е л ь н ы м и
событиями. Быть может, кто-то
из вас скажет, что это вообще
характерно для этого жанра! Я
соглашусь, но эта женщина, как
автор,
неповторима,
ведь
именно
она
создавала
сказки
для добрых сердец.
Появление
целей
урока
Антиципация
чтения.
I.Подготовка
проекта
Умение
зафиксировать
затруднение
или
удивление,
выразить их в речи,
самостоятельно
сформулировать
тему урока.
Г о т о в н о с т ь
к
ч т е н и ю
и
обсуждению текста.
Способ
постановки
т е м ы ,
п р о б л е м ы
урока.
П о м о г а е т
в
определении цели
Знакомит со смыслом
проектного подхода и
мотивирует
учащихся.
Помогает
в
определении
цели
проекта.
Наблюдает
за работой учеников.
-Кто же это, ребята?
(Наталья Абрамцева)
Да, вы правы!
Сформулируйте цель урока.
погружение учащихся в яркий,
неординарный
мир
сказки
п и с а т е л ь н и ц ы
Н . К .
Абрамцевой, создание условий
д л я
к о н с т р у и р о в а н и я
с о б с т в е н н о г о
з н а н и я
и
осмысления
философских
и
э с т е т и ч е с к и х
п р о б л е м ,
поднятых
автором
в
сказке
«Сказка про старый дом»
-Для того чтобы раскрыть все
прелести этой сказки предлагаю
поработать в группах.
- С е г о д н я
м ы
н е
п р о с т о
обсуждаем
и
анализируем
п р о и з в е д е н и е ,
н о
и
проектируем, а это значит, что у
каждой
группы
будет
свой
проект.
Распределите
обязанности
в
группе.
Правила
работы
в
группе
у
вас на столах в виде памяток.
И так, примемся за работу!
Послушайте взрослое
чтение,
чтение
ребят
(знакомство
со
сказкой
Н.К.
Аб р а м ц е во й
«Сказка про старый дом»).
-Как, по вашему мнению, с чего
н у ж н о
н а ч а т ь
а н а л и з
произведения.
(с авторского замысла)
-Хорошо, значит, над авторским
II Планирование
проекта
III Проектирование
Обсуждают
тему
проекта с учителем
и
получают
при
необходимости
дополнительную
информацию
Формируют
задачи
проекта.
Вырабатывают
п л а н
д е й с т в и й .
В ы б и р а ю т
и
обосновывают свои
критерии
успеха
проектной
деятельности.
Предлагает
и д е и ,
высказывает
предположения.
Н а б л ю д а е т
з а
работой учащихся.
Наблюдает,
советует,
косвенно
руководит
деятельностью
учащихся
Наблюдает,
советует
( п о
п р о с ь б е
замыслом
сказки
работает
1
группа.
-На
что
ещё
нужно
обратить
внимание
(на сюжетную линию в сказке).
Верно,
это
важно!
2
группа
будет трудиться над сюжетной
линией сказки.
-Всё ли это?
(ответы детей)
( г л а в н ы е
г е р о и
и
худ ож е с т в е н н ы е
о б р а з ы ,
изобразительно-выразительные
средства
сказки,
нравственные
ценности сказки)
3 группа – главные герои.
4
группа
–
изобразительно-
выразительные средства.
5
группа
–
нравственные
ценности «Чему учит сказка».
-
У
каждой
группы
е с т ь
возможно сть
п р е д с т а в и т ь
результат
проекта,
проявив
творчество.
Прежде
чем
вы
приступите
к
работе
не
забудьте
заполнить
шаблоны проекта.
(Определение
темы
и
целей
п р о е к т о в .
О п р е д е л е н и е
и с точ н и ко в
н е о бхо д и м о й
информации.
Определение способов сбора и
анализа информации.
О п р е д е л е н и е
с п о с о б а
представления
ре зульт атов
(формы проекта)
Установление
процедур
и
Познавательные : самостоятельное выделение
и формулирование учебной цели,
формулирование
проблемы,
создание
способов
решения
проблем
творческого
и
поискового характера
Коммуникативные: - умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
Регулятивные : определение
последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата;
составление
плана
и
последовательности
действий
Познавательные :
самостоятельное
создание
способов
решения
проблем
творческого
и
поискового характера
Ко м м у н и к а т и в н ы е : -
владение
монологической
и
диалогической
формами
речи
в
соответствии
с
грамматическими
и
синтаксическими
нормами
родного
языка,
современных средств коммуникации
IV. Оформление
проектов.
Поэтапно
выполняют
задачи
проекта
Выполняют
и с с л ед о в а н и е
и
р а б о т а ю т
н а д
проектом,
анализируя
информацию.
Оформляют проект
учащихся)
С л у ш а е т,
з а д а е т
целесообразные
в о п р о с ы
в
р о л и
рядового
участника.
При
необходимости
направляет
процесс
анализа.
Оценивает
усилия
учащихся,
кач е с т в о
о т ч е т а ,
креативность,
качество
использования
источников,
потенциал
продолжения проекта
критериев
оценки
результатов
проекта.
Распределение задач
(обязанностей) между членами
рабочей группы)
Работа над проектом в
группах
Физкультминутка
(Сбор и уточнение информации
( о с н о в н ы е
и н с т р у м е н т ы :
интервью, опросы, наблюдения,
эксперименты и т.п.)
Выявление («мозговой штурм»)
и
обсуждение
альтернатив,
возникших в ходе выполнения
проекта.
Выбор
оптимального
варианта
хода проекта.
Поэтапное выполнение
исследовательских задач
проекта)
Анализ информации.
Формулирование выводов
Регулятивные :
внесение
необходимых
дополнений
и
корректив
в
план
и
способ
действия
в
случае
расхождения
эталона,
реального действия и его продукта.
V. Представление
(защита) проекта и
оценка его
результатов
Представляют
проект, участвуют в
его
коллективном
с а м о а н а л и з е
и
оценке.
Подготовка отчета о ходе
выполнения проекта с
объяснением полученных
результатов (возможные формы
отчета: устный отчет, устный
отчет с демонстрацией
материалов, письменный
отчет). Анализ выполнения
проекта, достигнутых
результатов (успехов и неудач)
и причин этого
(
Заполнение
индивидуальных
оценочных
карт
)
Сказка обязательно чему-то
учит людей, и выдуманный
сказочный мир всегда несет с
собой мудрую реальную мысль.
Недаром многие русские
народные сказки имеют такую
концовку (записано на доске):
“Сказка - ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок”.
Спасибо за урок!
Коммуникативные:
управление
поведением
партнёра — контроль, коррекция, оценка его
действий;
Познавательные: - отображения учебного
материала;
- выделения существенного;
- отрыва от конкретных ситуативных значений;
- формирования обобщенных знаний.
Личностные :
о п р ед е л е н и е
т о г о «какое
значение, смысл имеет для меня учение»
Шаблоны для урока
1
группа
Тема
проекта
:
А
втор
и
авторский
замысел
.
Цель
_______________________________________________________________
___________________________________________________________________
________
Гипотеза
___________________________________________________________
___
___________________________________________________________________
__
Проектирование
Проект
в
виде
«
Фишбоун
».
Напомню
:
Схема
«
фишбоун
»
Такой
вид
диаграмм
позволяет
проанализировать
причины
событий
более
глубоко
,
поставить
цели
,
показать
внутренние
связи
между
разными
частями
проблемы
.
ВЫВОД
_____________________________________________________________
_____
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
_________
2
группа
Тема
проекта
:
сюжетная
линия
сказки
–
каскадровка
.
(
деление
сказки
на
эпизоды
с
их
названием
икоммендариями
)
Цель
_______________________________________________________________
___________________________________________________________________
________
Гипотеза
___________________________________________________________
___
___________________________________________________________________
__
Проектирование
Проект
в
виде
бумажной
киноплёнки
Напомню
:
деление
сказки
на
эпизоды
с
применением
иллюстраций
каждого
кадра
их
названием
и
коммендариями
.
ВЫВОД
_____________________________________________________________
_____
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
_________
3
группа
Тема
проекта
:
Характеристика
героев
сказки
.
Цель
_______________________________________________________________
___________________________________________________________________
________
Гипотеза
___________________________________________________________
___
___________________________________________________________________
__
Проектирование
Иллюстрированный
анализ
главных
героев
сказки
ВЫВОД
_____________________________________________________________
_____
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
_________
4
группа
Тема
проекта
:
Изобразительно
-
выразительные
средства
языка
сказки
Цель
_______________________________________________________________
___________________________________________________________________
________
Гипотеза
___________________________________________________________
___
___________________________________________________________________
__
Проектирование
Кластер
Напомню: подмножество результатов поиска, связанных единством темы.
ВЫВОД
_____________________________________________________________
_____
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
_________
5
группа
Тема
проекта
:
Поучения
сказки
(
нравственные
ценности
)
Цель
_______________________________________________________________
___________________________________________________________________
________
Гипотеза
___________________________________________________________
___
___________________________________________________________________
__
Проектирование
Ментальная
карта
Напомню:
МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ - это удобный инструмент для отображения процесса мышления зрительной формы. Ментальную карту можно использовать, чтобы
оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, т.к. информация записана на "языке мозга".
ВЫВОД
_____________________________________________________________
_____
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
________
Оценивание проекта
(индивидуальная карта учащегося)
В каждом из критериев поставьте «+»,
если вы проявили активность в данном направлении.
Этапы
Критерии оценки
Самооценка
Процесс
проектирования
Активность в обсуждении проекта
Участие в практической деятельности
(творческий подход, оформление проекта)
Умение работать в команде
Защита
Представление проекта
Умение слушать и задавать вопросы
Итого _______________________________
5 «+» – «отлично»;
4 «+» – «хорошо»;
3 «+» – «удовлетворительно»;
2 «+» - «БУДЬ АКТИВНЕЕ!»